Зона охраняемого природного ландшафта ограничения

Содержание
  1. Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия
  2. ГАРАНТ:
  3. Информация об изменениях:
  4. Информация об изменениях:
  5. Информация об изменениях:
  6. Информация об изменениях:
  7. Информация об изменениях:
  8. Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству
  9. Категории особо охраняемых объектов и зон
  10. Ограничения по строительству в природоохранных зонах
  11. Специфические ограничения в водоохранных зонах
  12. Государственный кадастр природоохранных зон
  13. Новые изменения в нормативных актах
  14. Ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН)
  15. Участок в охранной зоне объекта культурного наследия? Нужно изучить требования законов
  16. Значение объектов культурного наследия
  17. Территория ОКН
  18. Особенности охранных зон ОКН
  19. Зоны охраны ОКН
  20. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
  21. Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)
  22. Защитные зоны ОКН
  23. Ответственность за нарушение режимов охранных зон ОКН
  24. Полезная информация

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

3. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия — органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 34 дополнена пунктом 5 с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5. Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.

Источник статьи: http://base.garant.ru/12127232/caed1f338455c425853a4f32b00aa739/

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:

• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.

Читайте также:  Ограждение для грядок зеленый

Государственный кадастр природоохранных зон

Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.

Новые изменения в нормативных актах

В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.

1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.

Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.

Источник статьи: http://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/prirodoohrannye-zony-zakonodatelstvo-i-ogranicheniya-po-stroitelstvu

Ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН)

фото

Новодевичий монастырь. Москва — объект ЮНЕСКО

Девственные леса Коми — объект ЮНЕСКО

Ленские столбы — объект ЮНЕСКО

Московский Кремль — объект ЮНЕСКО

Казанский Кремль — объект ЮНЕСКО

Ландшафты Даурия — объект ЮНЕСКО

Вулканы Камчатки — объект ЮНЕСКО

Западный Кавказ — объект ЮНЕСКО

Озеро Байкал — объект ЮНЕСКО

ОКН федерального значения

ОКН регионального значения

ОКН местного значения

документы

территории ОКН на картах зонирования

границы территории и зон охраны ОКН

границы зон охраны ОКН

границы объединённой зоны охраны ОКН

границы объединённой зоны охраны ОКН

Содержание

Участок в охранной зоне объекта культурного наследия? Нужно изучить требования законов

Владельцы и покупатели зданий, сооружений и земельных участков, расположенных вблизи:

  • знаменитых памятников
  • исторических архитектурных комплексов и парков
  • достопримечательных и памятных мест

должны знать о том, что использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями. Иногда реализация хотя бы части таких планов полностью запрещается.

Ограничение прав связано с расположением участков по соседству с объектами культурного наследия (ОКН). Они подлежат государственной охране. Над ними ведётся государственный надзор. Организация их защиты и сохранения ОКН является задачей федеральных, региональных и муниципальных властей, а обязанностью собственников недвижимости становится выполнение установленных регламентов.

Вокруг ОКН формируются «особые территории» – режимные охранные зоны, создающие ограничения в использовании и застройке земель. Границы территорий каждого ОКН и его охранных зон определяются при их проектировании.

Зона охраны и защитная зона памятника – это 2 из 28 зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). В составе ЗОУИТ присутствует также охранная зона особо охраняемой природной территории объектов, относящихся к памятникам культуры, оценённым по природным критериям. В их числе:

  • государственные природные заповедники
  • национальные парки
    природные парки
  • памятники природы

Перечень «особых зон» представлен в статье 105 ЗК РФ, введённой федеральным законом № 342-ФЗ от 03.08.2018. Сведения о таких зонах вносятся в ЕГРН.

После вступления в силу изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ и новых Правил уведомления владельцев недвижимости о сносе недвижимости (Постановлением Правительства РФ № 588 от 13.05.2019) размеры особых зон, условия капитальной застройки земельных участков в ЗОУИТ претерпели существенные перемены.

Некоторые дома, дачи, недостроенные объекты, любые другие строения и сооружения, попавшие в границы ЗОУИТ, в том числе в границы ОКН, установленные до 4 августа 2018 года, могут быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями использования участков и объектов, если они оказались внутри вновь установленной зоны.

Застройщики не смогут оформить права на уже построенные объекты по той причине, что строения оказались в охранных зонах. В лучшем случае, оформить права на объекты им удастся только после проведения ряда согласований.

Если недвижимость находится в ЗОУИТ, режим которой запрещает или ограничивает нахождение объектов капитального строительства, то власти обязаны их выкупить. Правообладатели «особых зон» или местные власти в таких случаях должны проинформировать собственников и нанимателей о нарушении закона по электронной или обычной почте, указав в уведомлении:

  • сведения:
    • о документе, по которому устанавливается зона с особыми условиями использования территорий
    • о документе, непосредственно определяющем режим особой зоны
  • положения, устанавливающие запреты или ограничения нахождения людей и размещения объектов в границах зоны
  • обоснование необходимости сноса объекта недвижимости или приведения его в соответствие ограничениями
  • сведения:
    • о правообладателе объекта, размещение которого вызывает необходимость установления ЗОУИТ
    • об органах государственной власти или местного самоуправления, обязанных возмещать убытки, связанные со сносом или необходимой реконструкцией жилых и нежилых строений

Сообщение также размещается на официальном сайте органа госвласти или местного самоуправления, принявшего решение об установлении «особой зоны», в других официальных источниках (статья 55 поправок в ГрК РФ).

Собственники «старых» зданий, застройщики объектов, расположенных в ЗОУИТ, получившие разрешение на строительство до 4 августа 2018 года, обязаны подать заявление об установлении или изменении ЗОУИТ в уполномоченные органы до обращения за выдачей разрешения на строительство. Сделать это нужно до 01.01.2022 г. (части 17,18 статьи 26 ФЗ № 342).

Если разрешение на строительство не требуется, то с заявлением необходимо обратиться не позднее 5 дней со дня утверждения проектной документации ( пункты 13 и 15 статьи 106 ЗК РФ).

Покупателям недвижимости, помимо изучения правоустанавливающих документов, а также сведений ЕГРН, рекомендуется ознакомиться с информацией о ЗОУИТ. Не исключено, что нахождение объекта в охранной зоне ОКН может повлиять на невозможность его использования.

На землях в границах охранной зоны ОКН градостроительные регламенты устанавливают особый вид ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности.

В обычной ситуации, когда земельный надел не попадает в охранную зону ОКН, его собственник может возводить на нём жилой дом, производственное или бытовое здание, строение или сооружение, соответствующее целевому назначению и разрешённому использованию участка, с соблюдением требований градостроительного регламента.

При введении режима охранной зоны собственник участка лишается права на его застройку без получения дополнительного разрешения государственного органа власти, занимающегося охраной культурных памятников:

  • КГИОП в Санкт-Петербурге
  • Департамент по охране и использованию памятников истории и культуры Правительства Ленинградской области
  • Главное управление культурного наследия Московской области
  • Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области
  • т.д.

Выяснить наличие или отсутствие ограничений на участке можно несколькими способами:

  • используя кадастровый номер земельного участка, на Публичной кадастровой карте:
    • определить расположение участка в слое «Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)»
    • определить: находится или или участок в ЗОУИТ
  • используя региональные или муниципальные карты в случае отсутствия информации о ЗОУИТ на публичной кадастровой карте
    • РГИС в Санкт-Петербурге
    • ИАИС ОГД в Москве
    • МГИС в Волгоградской области
    • т.д.
  • изучив графические материалы правил землепользования и застройки:
    • карту границ ЗОУИТ
    • карту границ зон объектов культурного наследия
  • получив свежий градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), сформированный на базе актуальных сведений из органов власти и содержащий максимум информации о зонах

Исключить проблемные ситуации при строительстве, реконструкции поможет знание о том, какие именно обременения накладываются на участки, находящиеся вблизи ОКН, какие возможности в их использовании и застройке установлены федеральным и региональным законодательством, а также ПЗЗ, действующими в муниципальном образовании.

Значение объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия (ОКН) – значимые для нынешнего и будущих поколений памятники истории и культуры, созданные в ходе исторических событий, происшедших со времени зарождения цивилизации до всех дальнейших этапов её развития.

Их роль и высочайший потенциал, с позиции истории, археологии, искусства, архитектуры, науки и техники, безмерны. Эти подлинники невозместимой ценности представляют всеобъемлющее хранилище достоверной информации о прошлом и грандиозный капитал социальной и духовной культуры общества.

Утраты культурного наследия невосполнимы. Человечеством осознана необходимость его защиты и сохранения.

Российская Федерация является участником международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.

На 2019 год в России зарегистрированы в ЮНЕСКО 29 объектов:

  • 3 из них расположены на территории нескольких государств (являются трансграничными)
  • 7 из них признаны шедевром человеческого гения
  • 11 объектов были оценены по природным критериям, а 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности

Не менее исключительную ценность представляют и другие памятники, относящиеся по своей категории к ОКН федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

Забота об историческом и культурном наследии России является обязанностью каждого гражданина РФ, закреплённой Конституцией РФ (пункт 3 статьи 44). Связана она, в частности, с использованием и застройкой земельных участков, расположенных вблизи ОКН.

Признаки ОКН

Признаки объектов культурного наследия:

  • отнесение к недвижимому имуществу:
    • объект недвижимости (здание, сооружение, конструкция)
    • территория, прилегающая к объекту
  • давний срок создания (минимальная давность – 40 лет)
  • подтверждённый факт исторической и культурной ценности
  • наличие статуса ОКН

Виды объектов культурного наследия

  • объекты археологического наследия:
    • все следы человеческого обитания вместе с движимым культурным материалом
    • места проявления деятельности человека (покинутые строения и руин всех видов, включая подземные и подводные
  • памятники архитектуры, истории и искусства
  • ансамбли (группы памятников) – исторические однородные объединения городских или сельских построек, представляющих интерес с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, социальной культуры
  • достопримечательные места (ландшафтная зона, являющаяся творением человека или творением его «в союзе» с природой):
    • места бытования народных художественных промыслов
    • центры исторических поселений
    • фрагменты градостроительной планировки и застройки
    • памятные места
    • культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок
    • места совершения религиозных обрядов
    • природные и культурные ландшафты, представляющие собой ценность в связи с красотой или интересом с точки зрения истории, археологии, этнологии или антропологии

Весь перечень видов объектов культурного наследия представлен в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Реестр объектов культурного наследия

Информация об ОКН, их территориях, зонах охраны выкладывается на портале открытых данных Министерства культуры РФ «Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ЕГРКН). Этот источник сведений является главным.

Физические и юридические лица могут получить выписку из этого реестра, обратившись в федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия.

Читайте также:  Информация для родителей витамины с грядки

В российских регионах и муниципалитетах ведётся учёт и составляются перечни видов ОКН регионального и местного значения.

Проверить наличие объектов культурного наследия, который, возможно, находится рядом с земельным участком, можно на сайте opendata.mkrf.ru.

Выявленные объекты культурного наследия

Если в историко-культурных памятниках усматриваются признаки объекта культурного наследия, но решение о включении их в реестр ОКН ещё не принято, то они являются выявленными объектами культурного наследия.

Выявленные ОКН наделяются,

  • территорией
  • зоной охраны
  • режимом использования земель

Они подлежат государственной охране до принятия решения о включении в ЕГРКН или решения об отказе во включении по итогам государственной историко-культурной экспертизы.

Исключение из состава выявленных ОКН может произойти по причине недостоверности сведений о памятнике как о выявленном объекте культурного наследия.

Сохранение и защита объекта культурного наследия

Способы сохранения ОКН основаны на использовании действенных мер, обеспечивающих максимально возможную физическую и визуальную сохранность памятника:

  • предотвращение изменения облика и интерьера
  • исключение внешних факторов, способных причинить вред
  • защита от любых негативных воздействий

Вокруг ОКН устанавливаются зоны охраны, а в каждой из них – особые режимы использования. Градостроительная деятельность в этих зонах разрешена, но, вместе с тем, ограничена требованиями защиты и сохранения состояния, зрительного восприятия и роли соседа-памятника (ФЗ № 73-ФЗ).

Охранные зоны подразделяются на подзоны. Градостроительные регламенты подзон детализируют ограничения в использовании земельных участков и конкретизируют параметры их застройки.

На территории ОКН:

  1. запрещено капитальное строительство
  2. ведущаяся на ней хозяйственная деятельность не должна причинять им вред
  3. ремонт существующих исторических зданий и сооружений и других видов объектов наследия должен проводиться с сохранением внешнего вида ОКН

Территория ОКН и территория зоны охраны памятника культурного наследия не идентичны:

  • территория ОКН – это исторически сложившийся земельный участок, на котором расположен объект (выявленный объект) культурного наследия
  • зона охраны ОКН – это внешний режимный пояс защиты памятника за пределами его исторического владения
  • размеры территории ОКН меньше размеров его зоны охраны

Территория ОКН

Территория ОКН состоит:

  1. из земельного участка, занятого объектом культурного наследия
  2. сопряжённой с ним и неотделимой от него территории, представляющей историческую среду ОКН, связанную с ним исторически и функционально

В границы территории ОКН могут входить:

  • земельные участки или их часть
  • земли лесного фонда
  • иные земли
  • водные объекты или их части

Примечание

Историко-градостроительная среда – это обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью элементы исторической застройки и планировки и ландшафта:

  • масштаб,структура,форма и стилистические качества застройки
  • характер благоустройства территории
  • иные характеристики среды

Граница территории ОКН

Пределы территории объекта культурного наследия устанавливаются по его историческим границам. При проектировании границ ОКН используются архивные документы:

  • исторические поземельные планы
  • материалы научных исследований)

и учитываются значимость объекта наследия, степень его сохранности и этапы развития.

Разработчиками проектов зон охраны ОКН могут быть:

  • органы государственной власти
  • органы местного самоуправления
  • собственники или пользователи ОКН
  • правообладатели земельных участков
  • юридические лица
  • общественные и религиозные объединения, уставная деятельность которых направлена на сохранение ОКН

С одним из примеров проекта охранных зон ОКН можно ознакомиться здесь.

Объект всемирного наследия

Вокруг границ объектов всемирного наследия создаётся буферная зона. Её территория находится вне пределов объекта всемирного наследия. Буферная зона способствует охране, сохранению и управлению, а также поддержанию подлинности и целостности выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Они регистрируются в ЕГРН. Внутри территории ОКН могут быть земли и участки, не поставленные на государственный кадастровый учёт.

Земельные участки в границах территорий ОКН относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется федеральным и региональным законодательством, законами и нормативными актами субъектов РФ.

Особенности охраны территорий ОКН

Охрана территорий ОКН подразумевает применение мер, предотвращающих их разрушение или причинение им вреда, и механизма ограничений.

  • Зонирование территории ОКН
  1. территория памятника
  2. охранные зоны
  3. объединённые зоны и охранные зоны отдельных объектов
  4. зона регулирования застройки
  5. зона охранного ландшафта
  6. защитная зона
  7. охранное зонирование памятников археологии
  • Ранжирование территории ОКН с определением категории объекта наследия:
  1. объекты всемирного культурного и природного наследия
  2. особо ценные объекты культурного наследия народов РФ:
    • историко-культурные и природные комплексы
    • архитектурные ансамбли и сооружения
    • предприятия, организации и учреждения культуры и другие объекты, представляющие материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства
  3. объекты культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения
  • Градостроительные регламенты территории ОКН

Градостроительные регламенты не распространяются на 2 типа земельных участков в границах территорий ОКН (пункт 4 статьи 36 ГрК РФ):

  1. ЗУ в границах территорий памятников и ансамблей, включённых в ЕГРКН
  2. ЗУ в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся выявленными ОКН, по которым решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия

Градостроительные регламенты территорий исторических поселений и достопримечательных мест устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Основой регламентов для этих территорий являются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие в муниципальном образовании.

Режим территории ОКН. Ограничения

Правовой режим территории ОКН не связан с режимом использования земель в зоне охраны объектов культурного наследия.

В границах территории ОКН не допускается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, что направлены на сохранение объекта культурного наследия.

Режим территории ОКН запретительно-разрешительного характера:

  • на территории ОКН запрещается:
    • строительство объектов капитального строительства (ОКС)
    • увеличение объёмно-пространственных характеристик ОКС, существующих на территории памятника или ансамбля
    • проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ (за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению его историко-градостроительной или природной среды)
  • на территории ОКН разрешаются:
    • работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места
    • работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его ЕГРКН
    • строительство ОКС в целях воссоздания утраченной градостроительной среды
    • ограниченное строительство, капитальный ремонт и реконструкция ОКС при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в ЕГРКН
    • ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности ОКН и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места

Особенности охранных зон ОКН

Охранные зоны ОКН – это территории, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.

Цель установления зон охраны ОКН – обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении.

Зоны охраны историко-культурного наследия устанавливают ограничения прав собственников недвижимости и застройщиков. Параметры таких зон соответствуют условиям охраны памятника историко-культурного наследия:

  1. обеспечение физической сохранности ОКН
  2. создание наилучших возможностей визуального восприятия ОКН
  3. сохранение исторической среды и ландшафта, создающих необходимый фон для ОКН и представляющих важную составляющую ландшафта

Зоны охраны ОКН

Охранная зона ОКН – территория особого регулирования градостроительной деятельности.

В её пределах действуют градостроительные регламенты и особый режим использования земель:

  • ограничение хозяйственной деятельности
  • запрещение строительства

Охранная зона сопряжена с территорией ОКН. Режимный характер охранной зоны обеспечивает сохранность памятника истории и культуры в его историческом ландшафтном окружении.

В охранной зоне ОКН разрешена только регенерация историко-градостроительной или его природной среды.

В отношении исторических зданий это означает, что их восстановление можно выполнять методами реставрации, реконструкции и строительства утраченных ценных качеств исторической среды, включающих

  • элементы планировочной и объемно-пространственной структур
  • композиционные принципы
  • стилевые характеристики (отличительные особенности):
    • творческого метода
    • архитектурного направления
    • школы
    • объёмно-пространственного и конструктивного решения
    • тектоники фасадов
    • элементов декора

Кроме регенерации, в охранной зоне ОКН разрешены работы по благоустройству территории зоны и устройству наружного освещения, стендов, витрин, относящихся к памятникам.

Новое строительство возможно только в местах исчезнувших зданий. Основным требованием при этом является максимальное приближение планируемых к возведению построек к габаритам и формам первоначальных строений.

Строительство на новом месте допускается в отдельных случаях, при которых обобщается логика и принцип исторического архитектурно-пространственного освоения территории.

Виды зон охраны ОКН. Охранная зона ОЗ

Зоны охраны ОКН подразделяются на следующие виды:

  1. охранная зона (ОЗ)
  2. зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
  3. зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)

В зависимости от характеристик среды и требований по охране культурного наследия зоны охраны подразделяются на подзоны: ОЗ1, ОЗ2, ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗОЛ.1, ЗОЛ.3 и т.д.

Объединённая охранная зона

Если несколько ОКН расположены рядом друг с другом, для них возможно создание объединённой охранной зоны. Она обеспечивает сохранность всех находящихся на её территории памятников и окружающей среды, их целесообразное использование и благоприятное зрительное восприятие.

В единой зоне охраны могут быть как все 3 вида охранных зон, так и их часть. Состав зон определяется:

  • или проектом охранной зоны ОКН
  • или проектом объединённой охранной зоны ОКН

Границы охранной зоны объектов культурного наследия

Границы охранной зоны ОКН отделяют территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать прямое или косвенное негативное влияние на сохранность памятника истории и культуры в его естественной среде.

Режим использования земель в охранной зоне ОКН

В пределах охранной зоны (ОЗ) вводится особый режим эксплуатации земельных участков и ведения градостроительной деятельности:

1. ограничения по использованию земельных участков

  • соблюдение требований по охране окружающей среды, обеспечивающих:
    • сохранность ОКН в его историческом и ландшафтном окружении
    • сохранность охраняемого природного ландшафта

2. ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию существующих капитальных объектов (или их частей)

3. запреты:

  • на возведение новых объектов капитальной застройки
  • на реконструкцию ОКС, связанную с изменением их параметров:
    • высоты
    • количества этажей
    • площади
  • на использование строительных технологий, создающих динамические нагрузки и негативное воздействие на ОКН
  • на изменение размеров, параметров объектов, предполагающих создание архитектурного облика с использованием рекомендованных строительных материалов, применением цветовых решений, дизайн

Исключение в возможности строительства и реконструкции сделано только в отношении линейных объектов.

Типичный пример режима использования земель в охранной зоне (ОЗ) приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ) –застроенная территория за пределами охранной зоны ОКН. Она прилегает к охранной зоне памятника.

В ЗРЗ могут находиться

  • жилые дома
  • деловая недвижимость
  • прочая застройка
  • земельные участки, на которых собственники планируют возведение капитальных объектов

В ЗРЗ разрешено новое строительство и реконструкция зданий, но исключается возведение вредных объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.

ЗРЗ – это территория с режимом градостроительного регулирования. В её границах обязательными требованиями становятся:

  • сохранение своеобразия архитектурного облика памятника
  • закрепление значение памятника в застройке или ландшафте
  • обеспечение архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средо.
  • выполнение реконструкции и нового строительства в заданных высотных параметрах проектируемых зданий
  • сохранение элементов природного ландшафта
  • обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия памятника
Читайте также:  Оптимальные размеры теплицы для дачи

Сведения о зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности на земельных участках вносятся в ЕГРН. Строительство в ЗРЗ согласовывается с органами охраны памятников истории и культуры.

В ЗРЗ все виды строительства регламентируются по следующим параметрам:

  • по функциональному назначению
  • по высоте и протяженности зданий
  • по характеру озеленения

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности состоит из подзон. В отдельных подзонах ЗРЗ могут быть ограничения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (ОКС), к которым относятся и жилые дома. Ограничениями в реконструкции зданий являются условия сохранения ОКН и его зрительного восприятия.

Пример

Подзоны ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗРЗ-4, ЗРЗ-5, ЗРЗ-6, ЗРЗ-7, ЗРЗ-8.3 в Санкт-Петербурге

Общий режим в в границах подзон

  1. строительство зданий и сооружений, в том числе на месте утраченных или не имеющих самостоятельной историко-культурной ценности элементов застройки с применением для наружной отделки фасадов зданий и сооружений традиционных строительных материалов, в том числе кирпич, с последующей штукатуркой или облицовкой деревом, древесина, кровельная сталь, кованый металл, максимальный процент застройки земельных участков – 50 %
  2. капитальный ремонт, реконструкция зданий и сооружений
  3. сохранение при реконструкции объектов подлинных архитектурных деталей и характерных фрагментов фасадов, выполнение архитектурных деталей и элементов с использованием характерных городских аналогов.
  4. применение традиционных неярких пастельных приглушенных цветовых решений фасадов зданий, характерных для исторически сложившейся застройки, кровельные покрытия – красно-коричневых, зеленых, серых цветовых тонов
  5. снос, демонтаж ОКС и временных построек по факту их неудовлетворительного технического состояния
  6. установка на зданиях и сооружениях вывесок высотой не более 0.6 м с размещением не выше отметки нижнего края оконных проемов второго этажа здания
  7. обеспечение сохранности объектов археологического наследия, проведение археологических исследований при наличии открытого листа
  8. благоустройство территории общего пользования, включая размещение малых архитектурных форм по специально разработанным проектам:
    • скамеек
    • урн
    • фонарей
    • пандусов
    • других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения
  9. устройство покрытий и отмосток при благоустройстве в материалах традиционного типа (булыжник, колотый камень, плитка, брусчатка)
  10. проведение работ по инженерной подготовке территории
  11. размещение временных элементов информационно-декоративного оформления событийного характера:
    • праздничное оформление в виде отдельно стоящих конструкций размером не более 1 x 2 м
    • нейтральных цветовых решений, не препятствующих визуальному восприятию ОКН в их исторической и природной среде
  12. ремонт, реконструкция и прокладка подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенного поверхностного слоя земли
  13. ремонт и реконструкция дорожно-тротуарной сети с сохранением сложившихся параметров проезжей части и тротуаров
  14. санитарные рубки, кронирование древесных и кустарниковых насаждений
  15. проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности
  16. организация ночной подсветки фасадов зданий
  1. изменение исторической планировочной структуры улиц
  2. установка на главных фасадах, крышах зданий технических объектов и элементов, в том числе кондиционеров, крупногабаритных антенн и рекламных конструкций
  3. применение для наружной отделки зданий и сооружений строительных материалов, не характерных для исторической застройки:
    • черепицы
    • имитирующих черепицу материалов
    • сайдинга
    • пластика
    • облицовочного кирпича и камня
    • силикатного и керамического кирпича без штукатурки или обшивки деревом
  4. применение ярких, контрастных цветовых решений фасадов
  5. наружное размещение сетей трубопроводов, в том числе — газопроводов, теплопроводов
  6. размещение объектов не требующих установление санитарно-защитной зоны, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду в том числе шум, вибрация, магнитные поля и привлечение большого количества транспортных средств
  7. разведение костров, пал сухой травы, использование пиротехнических средств и фейерверков

Для всех видов подзон устанавливаются о собые требования, к примеру, такие:

  • в ЗРЗ 2:
    • высота застройки – не более 15 м
    • на территории базисных кварталов 8501Е и 8501К за пределами зоны шириной 30м, проходящей вдоль границ ОКН возможно повышение застройки до 25 м
  • в ЗРЗ 2-8:
    • застройку располагать рассредоточенно, с озеленёнными разрывами, обеспечивающими визуальные связи с Дудергофскими высотами

Типичный пример режима использования земель в ЗРЗ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)

Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ) – это незастроенные территории с сохранившимся природным ландшафтом, расположенные пределами охранной зоны ОКН.

Режим использования земель в ЗОЛ обеспечивает сохранение и восстановление природного ландшафта, включающего также долины рек, водоёмы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Границы ЗОЛ определяются при разработке проекта зоны охраны ОКН. В нём указываются ограничения по застройке и требования к проведению работ. Сведения о ЗОЛ и её границах вносятся в ЕГРН.

Основными ограничениями в ЗОЛ являются:

  • ограничение на эксплуатацию ЗУ
  • запрет на возведение объектов капитальной застройки
  • ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (или её частей), связанных с изменением размеров, пропорций, параметров этих объектов
  • ограничение в использовании строительных материалов, применении цветовых решений с рекомендацией тех материалов и решений, что соответствуют облику ОКН

Исключение в возможности ремонта и реконструкции сделано только в отношении

  • регенерации
  • восстановления природной, исторической, градостроительной зоны объекта
  • воссоздания или восстановления полностью или частично утраченных составляющих элементов

Обязательные для исполнения требования, обеспечивающие сохранность памятника культуры:

  1. сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты
  2. гарантия визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде, включая обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек
  3. выполнение требований охраны окружающей природной среды, гарантирующих сохранность ОКН в его естественном историческом и ландшафтном окружении

Типичный пример режима использования земель в ЗОЛ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.

Защитные зоны ОКН

При отсутствии утверждённого проекта охранных зон ОКН для обеспечения его сохранности устанавливаются защитные зоны.

Собственникам земельных участков и объектов капитальной постройки нужно обратить самое пристальное внимание на требования, установленные для этой зоны – прежде всего, на невозможность нового строительства и реконструкцию зданий, при которой планировалось изменение прежних параметров строения.

Такие ограничения не вечны, но, тем не менее, будут действовать в течение всего срока существования защитной зоны, то есть до утверждения проекта охранных зон ОКН.

Защитные зоны объектов культурного наследия – это земли, прилегающие территориям памятников и ансамблей (кроме некоторых), включенных в реестр ОКН.

В границах защитных зон запрещается:

  1. возведение ОКС
  2. реконструкция ОКС, связанная с изменением параметров:
    • высоты
    • количества этажей
    • площади

Исключением из запретительных ограничений при строительстве новых ОКС является создание и реконструкция линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для следующих ОКН:

  • объекты археологического наследия
  • некрополи
  • захоронения
  • произведения монументального искусства, расположенные в границах некрополей
  • памятники и ансамбли, расположенные в границах достопримечательного места, в котором установлены требования и ограничения

У защитной зоны ОКН временный характер действия. Она и установленные ею ограничения возникают с даты вступления в силу решения о включении объекта культурного наследия в реестр и прекращают существование со дня утверждения проекта зон охраны ОКН.

По своим параметрам защитная зона может быть больше предполагаемой зоны охраны. Это приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны ОКН, но вошли в его защитную зону.

Правила, действующие в защитной зоне охраны более «жёсткие», чем в охранной зоне. Правообладатели земельных наделов или ОКС, оказавшихся в зоне защиты ОНК, не смогут заниматься реконструкцией, сносом или строительством зданий до момента установления зон охран, имеющих точные размеры.

Размеры границ защитных зон зависят от нескольких параметров:

  1. вида ОКН
  2. наличие или отсутствие утверждённой границы территории ОКН
  3. локация ОКН в границах населённого пункта или вне границ населённого пункта

Размеры границы защитной зоны ОКН

  • для памятников:
    • в границах населённого пункта – 100 м от внешних границ территории памятника
    • вне границ населённого пункта – 200 м от внешних границ территории памятника
  • для ансамбля:
    • в населённом пункте – 150 м от внешних границ ансамбля
    • вне границ населённого пункта – 250 м от внешних границ памятника
  • для ОКН при отсутствии утверждённых границ территории объекта:
    • в границах населённого пункта – 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля
    • вне границ населённого пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 250 м от внешней стены памятника или от линии общего контура ансамбля

Региональный орган охраны ОКН вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона, на основании заключения историко-культурной экспертизы.

Особенности защитных зон отражены в статье 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Ответственность за нарушение режимов охранных зон ОКН

Меры ответственности физических лиц за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изложены в статье 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение режима использования земель в границах территорий ОКН или несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны ОКН влечёт наложение административного штрафа:

  1. на граждан – в размере от 15 000 до 200 000 руб.
  2. на должностных лиц – от 20 000 до 400 000 руб.
  3. на юридических лиц – от 200 000 до 5 млн.руб.

Действия, совершённые на территория объектов культурного наследия или в их зонах охраны в отношении:

  • отдельных ОКН федерального значения
  • особо ценных объектов культурного наследия народов РФ
  • объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия

влекут наложение административного штрафа:

  1. на граждан – в размере от 20 000 руб. до 300 000 руб.
  2. на должностных лиц – от 50 00 руб.0 до 500 000 руб.
  3. на юридических лиц – от 1 млн. руб. до 20 млн.руб.

Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, влечёт наложение административного штрафа:

  1. на граждан – от 15 000 руб. до 100 000 руб.
  2. на должностных лиц – от 20 000 руб. до 300 000 руб.
  3. на юридических лиц – от 100 000 руб. до 1 млн.руб.

Полезная информация

  • Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
  • Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь

Источник статьи: http://www.zemvopros.ru/page_12742.htm

Оцените статью