Зинаида гиппиус яблони цветут

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (0)
  • Авторская песня (43)
  • Ада Якушева (1)
  • Александр Дольский (4)
  • Булат Окуджава (12)
  • Вероника Долина (22)
  • Бегущая строка (48)
  • В серебристом лунном круге с Александром Блоком (6)
  • Венок воспоминаний (25)
  • Цветаева А.И. (6)
  • Цветаева М.И. (1)
  • Эфрон С.Я. (1)
  • Возле Ёлки (16)
  • Дом Кино (38)
  • Богатырев Ю. (3)
  • Данилова Н. (2)
  • Любшин С. (6)
  • Печерникова И. (8)
  • Симонова Е. (2)
  • Тараторкин Г. (4)
  • Терехова М. (3)
  • Харитонов А. (4)
  • Дорогой длинною с Александром Вертинским (12)
  • Женские истории (82)
  • ароматные страницы (7)
  • господин Буфет (4)
  • земляничная галерея (29)
  • приют грёз (22)
  • счастье есть (5)
  • цветочное (11)
  • шоколадная галерея (5)
  • Живое слово/Зарубежная литература (25)
  • Барбюс А. (1)
  • Бронте Э. (3)
  • Гамсун К. (2)
  • Жид А. (3)
  • Кокто Ж. (3)
  • Коэльо П. (1)
  • Лондон Д. (2)
  • Моруа А. (2)
  • Мэнсфилд К. (1)
  • О.Генри (2)
  • Роллан Р. (1)
  • Цвейг С. (2)
  • Шолом-Алейхем (2)
  • Живое слово/Русская литература (96)
  • Ахмадулина Б.А. (2)
  • Булгаков М.А. (7)
  • Бунин И.А. (10)
  • Гиппиус З.Н. (2)
  • Головкина И.В. (3)
  • Гончаров И.А. (3)
  • Грин А.С. (6)
  • Достоевский Ф.М. (1)
  • Каверин В.А. (7)
  • Куприн А.И. (1)
  • Окуджава Б.Ш. (10)
  • Пастернак Б.Л. (2)
  • Паустовский К.Г. (8)
  • Телешов Н.Д. (2)
  • Тургенев И.С. (9)
  • Чехов А.П. (20)
  • Шмелев И.С. (3)
  • Жизнь и Судьба (30)
  • Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (27)
  • Великий Князь Сергей Александрович Романов (15)
  • Литературные расследования (12)
  • Литературные фантазии (8)
  • Мой Санкт-Петербург (115)
  • выставки (10)
  • городские прогулки (35)
  • дорога к храму (4)
  • музеи (23)
  • поэт и город (50)
  • Моя Москва (197)
  • вокруг Шехтеля (9)
  • выставки (34)
  • городские прогулки (65)
  • дорога к храму (20)
  • Марфо-Мариинская обитель (35)
  • музеи (18)
  • поэт и город (7)
  • Фотопробы/Крупный план (20)
  • Музыка кино (39)
  • Елена Камбурова (10)
  • О любви (6)
  • Остров Детства (37)
  • книжка с картинками (25)
  • мои сказки (4)
  • семейный круг (8)
  • Открытие книги (40)
  • Письмовник (47)
  • Помню и люблю (13)
  • Путешествия (35)
  • Валуево (1)
  • Введенское (4)
  • Павловск (3)
  • Репино (3)
  • Селигер (1)
  • Таруса (2)
  • Царское Село (7)
  • Ярославль (14)
  • Пушкинский альбом (27)
  • Спаси и Сохрани (62)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) (9)
  • Миркина З.А. (29)
  • Праздники и традиции (19)
  • Протоиерей Александр Шмеман (3)
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) (3)
  • Солодовников А.А. (3)
  • Среди Миров с Иннокентием Анненским (26)
  • Старая пластинка (10)
  • Клавдия Шульженко (7)
  • Стихотворения чудный театр (417)
  • Анненский И.Ф. (6)
  • Апухтин А.Н. (3)
  • Ахмадулина Б.А. (40)
  • Ахматова А.А. (37)
  • Баратынский Е.А. (5)
  • Берггольц О.Ф. (2)
  • Блок А.А. (15)
  • Бродский И.А. (49)
  • Брюсов В.Я. (4)
  • Бунин И.А. (11)
  • Вознесенский А.А. (5)
  • Волошин М.А. (5)
  • Герцык А.К. (2)
  • Глебова-Михайловская А.Н. (10)
  • Гумилев Н.С. (7)
  • Дон-Аминадо (4)
  • Евтушенко Е.А. (3)
  • Есенин С.А. (9)
  • Жуковский В.А. (2)
  • Заболоцкий Н.А. (3)
  • Иванов Г.В. (21)
  • Ивнев Р. (3)
  • Инбер В.М. (2)
  • К.Р. (5)
  • Кушнер А.С. (7)
  • Левитанский Ю.Д. (10)
  • Лермонтов М.Ю. (2)
  • Лиснянская И.Л. (4)
  • Маршак С.Я. (3)
  • Мережковский Д.С. (2)
  • Микушевич В.Б. (2)
  • Миллер Л.Е. (14)
  • Набоков В.В. (17)
  • Пастернак Б.Л. (16)
  • Рыжий Б.Б. (2)
  • Самойлов Д.С. (10)
  • Саша Чёрный (2)
  • Северянин И.В. (6)
  • Соловьева П.С. (3)
  • Тарковский А.А. (4)
  • Толстой А.К. (6)
  • Тушнова В.М. (5)
  • Тютчев Ф.И. (9)
  • Фет А.А. (7)
  • Фофанов К.М. (4)
  • Ходасевич В.Ф. (5)
  • Цветаева М.И. (20)
  • Ширман Е.М. (2)
  • Эренбург И.Г. (3)
  • Творчество и Чудотворство (29)
  • Театр/Концертный зал (28)
  • Час и вечность с Мариной Цветаевой (77)

Зинаида Гиппиус. Яблони цветут

Зачем она так сделала, что я не умею жить без нее? Это она сделала, я не виноват.

Я написал это — и мне стало странно. Говорю точно о возлюбленной. Но возлюбленной у меня нет. Это моя мать сделала так, что я умираю без нее. Если человека держать в тепле всю жизнь, а потом неодетого выгнать на двадцатиградусный мороз, он непременно умрет. И я умру. Умру из-за нее.

Давно уж мне хочется рассказать кому-нибудь все, о чем я думаю, или хоть написать. Рассказать некому, никто не хочет, чтобы я рассказывал, так уж лучше я напишу. Все-таки легче.

Художники — Жан-Батист Грёз, Роберт Льюис Рид, Берта Вегманн, Герберт Арнольд Оливье.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/3926118/post470858655/

Читайте также:  Питомник саженцы открытого грунта

Яблони цветут
Зинаида Гиппиус, 1893

«Зачем она так сделала, что я не умею жить без нее? Это она сделала, я не виноват… Я написал это – и мне стало странно. Говорю точно о возлюбленной. Но возлюбленной у меня нет. Это моя мать сделала так, что я умираю без нее. Если человека держать в тепле всю жизнь, а потом неодетого выгнать на двадцатиградусный мороз, он непременно умрет. И я умру. Умру из-за нее…»

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Яблони цветут предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Зачем она так сделала, что я не умею жить без нее? Это она сделала, я не виноват…

Я написал это — и мне стало странно. Говорю точно о возлюбленной. Но возлюбленной у меня нет. Это моя мать сделала так, что я умираю без нее. Если человека держать в тепле всю жизнь, а потом неодетого выгнать на двадцатиградусный мороз, он непременно умрет. И я умру. Умру из-за нее.

Давно уж мне хочется рассказать кому-нибудь все, о чем я думаю, или хоть написать. Рассказать некому, никто не хочет, чтобы я рассказывал, так уж лучше я напишу. Все-таки легче.

Мне кажется, что эти последние дни — важные и значительные дни для меня. Я до чего-то дошел, кончил половину моей жизни, а дальше дорога прямая, унылая, быстрая и такая однообразная, что уже нельзя будет заметить, идешь ли вперед или назад, вверх или вниз. И не знаю, нужно ли покориться, как всегда, и идти по ней.

Мне теперь двадцать восемь лет, но никто этому не верит, таким старым я кажусь. Я сам знаю, что я старик. У меня было прежде красивое и нежное лицо, как у мамы, мы с ней часто вместе смотрелись в зеркало, и нам казалось, что мы удивительно похожи друг на друга.

Теперь она не узнала бы меня. Я согнулся, глаза потускли, борода выросла большая, лицо стало желтое, темное. Я думаю, что я скоро умру. У меня нет, кажется, никакой болезни, но я должен умереть, потому что живет тот, кто хочет, кто имеет волю жить, а у меня нет воли. В последние дни, когда я это сознал и увидел, что мне больше и ждать нечего — я даже думал о самоубийстве. Но я не могу. Я боюсь. Я знаю, что у меня пошлое и трусливое сердце. Я боюсь.

Все это она сделала. Правда, я думаю — что от нее же у меня то чувство, которое совсем не пошло, и одно давало мне счастие жизни — сентиментальность. Я не стыжусь этого слова, как все стыдятся. Да, все стыдятся, потому что у всех оно есть…

Я музыкант и если не хороший, то порядочный, как говорят. Думаю, хорошим я и не могу быть, потому что, когда играю длинные, трудные рапсодии и фуги, даже сонаты, я совершенно холоден, и мысли у меня самые обыденные, скучные. Чувство прекрасного редко бывало у меня; это — совсем не сентиментальное чувство, оно захватывает и зовет вперед, а мне это трудно; я люблю тихое умиление, воспоминания, когда так сладко болит сердце, и в душе глубокая тишина.

Бывало, играя блестящую прелюдию в концерте (теперь уж давно я не выходил на эстраду), я взглядываю на какого-нибудь пожилого господина в первом ряду и думаю: «Вот ты смотришь на меня, слушаешь внимательно и знаешь, что я играю, потом будешь делать толковые замечания о моей „технике“ и „экспрессии…“ А если бы я бросил теперь эту прелюдию и сыграл маленькую, простую малороссийскую песенку, которая напомнила бы тебе далекие годы, темный, теплый сад и, может быть, чьи-нибудь милые, забытые глаза — ты встал бы и ушел, чтобы скрыть невольные слезы, радостную грусть и счастье, которого не дает тебе блестящая прелюдия. И непременно ты хотел бы скрыть это счастие, потому что тебе стыдно и кажется, что ты один так чувствуешь и другие не поймут, а между тем все так же чувствуют — и каждый стыдится, думая, что он один. У каждого есть светлое облако в прошлом.

Читайте также:  Как прорастить саженцы деревьев

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D1%83%D1%81_%D0%AF%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%82/1

Яблони цветут Текст

Зачем она так сделала, что я не умею жить без нее? Это она сделала, я не виноват…

Я написал это – и мне стало странно. Говорю точно о возлюбленной. Но возлюбленной у меня нет. Это моя мать сделала так, что я умираю без нее. Если человека держать в тепле всю жизнь, а потом неодетого выгнать на двадцатиградусный мороз, он непременно умрет. И я умру. Умру из-за нее.

Давно уж мне хочется рассказать кому-нибудь все, о чем я думаю, или хоть написать. Рассказать некому, никто не хочет, чтобы я рассказывал, так уж лучше я напишу. Все-таки легче.

Мне кажется, что эти последние дни – важные и значительные дни для меня. Я до чего-то дошел, кончил половину моей жизни, а дальше дорога прямая, унылая, быстрая и такая однообразная, что уже нельзя будет заметить, идешь ли вперед или назад, вверх или вниз. И не знаю, нужно ли покориться, как всегда, и идти по ней.

Мне теперь двадцать восемь лет, но никто этому не верит, таким старым я кажусь. Я сам знаю, что я старик. У меня было прежде красивое и нежное лицо, как у мамы, мы с ней часто вместе смотрелись в зеркало, и нам казалось, что мы удивительно похожи друг на друга.

Теперь она не узнала бы меня. Я согнулся, глаза потускли, борода выросла большая, лицо стало желтое, темное. Я думаю, что я скоро умру. У меня нет, кажется, никакой болезни, но я должен умереть, потому что живет тот, кто хочет, кто имеет волю жить, а у меня нет воли. В последние дни, когда я это сознал и увидел, что мне больше и ждать нечего – я даже думал о самоубийстве. Но я не могу. Я боюсь. Я знаю, что у меня пошлое и трусливое сердце. Я боюсь.

Все это она сделала. Правда, я думаю – что от нее же у меня то чувство, которое совсем не пошло, и одно давало мне счастие жизни – сентиментальность. Я не стыжусь этого слова, как все стыдятся. Да, все стыдятся, потому что у всех оно есть…

Я музыкант и если не хороший, то порядочный, как говорят. Думаю, хорошим я и не могу быть, потому что, когда играю длинные, трудные рапсодии и фуги, даже сонаты, я совершенно холоден, и мысли у меня самые обыденные, скучные. Чувство прекрасного редко бывало у меня; это – совсем не сентиментальное чувство, оно захватывает и зовет вперед, а мне это трудно; я люблю тихое умиление, воспоминания, когда так сладко болит сердце, и в душе глубокая тишина.

Бывало, играя блестящую прелюдию в концерте (теперь уж давно я не выходил на эстраду), я взглядываю на какого-нибудь пожилого господина в первом ряду и думаю: «Вот ты смотришь на меня, слушаешь внимательно и знаешь, что я играю, потом будешь делать толковые замечания о моей „технике“ и „экспрессии…“ А если бы я бросил теперь эту прелюдию и сыграл маленькую, простую малороссийскую песенку, которая напомнила бы тебе далекие годы, темный, теплый сад и, может быть, чьи-нибудь милые, забытые глаза – ты встал бы и ушел, чтобы скрыть невольные слезы, радостную грусть и счастье, которого не дает тебе блестящая прелюдия. И непременно ты хотел бы скрыть это счастие, потому что тебе стыдно и кажется, что ты один так чувствуешь и другие не поймут, а между тем все так же чувствуют – и каждый стыдится, думая, что он один. У каждого есть светлое облако в прошлом.

И у меня оно есть, как у всех».

Скучно рассказывать с самого начала, с тех пор, как я был ребенком. Да и в двадцать лет я жил так же, как в десять. Только в двадцать я был счастливее, потому что перерос маму и мог гулять с ней под руку. Отношения же наши не изменялись. Бывало, мальчиком я часто делал ей сцены, когда она уезжала в театр без меня, говорил, что она не имеет права веселиться, когда я должен учить уроки. Она серьезно умоляла простить ее, даже делалась печальна, если я дулся. Нам нельзя было ссориться. У нее не было никого, кроме меня. И у меня была она одна.

Читайте также:  Нижегородский питомник саженцев школьный сад

С отцом я даже не разговаривал никогда. Пожилой господин, вечно занятый какими-то постройками, живший в другой половине дома, он совсем не интересовал меня. А мама была такая молодая, тоненькая, как девочка, с большими черными глазами, свежая, блестящая; платье ее шумело при быстрых движениях, и веяло от нее какими-то странными духами, – я так и не узнал, как они называются. Запах их напоминал самую раннюю весну.

Конечно, мы жили в Петербурге. Я говорил, что у всех есть что-то необычное, светлое в прошлом. Но я не знаю и сомневаюсь, что может быть у людей, которые родились в Петербурге и не видали другого солнца. Хорошо, если я ошибаюсь и сужу по себе. Но я никогда не примирюсь с этим низким небом и темным воздухом, с этой квартирой, где я один. Впрочем, об этом впереди. И все равно, я один в целом свете, как же мне не быть одному в этой квартире?

Мы жили в большом городе на юге, в своем доме. Дом был новый, выстроенный отцом, неудобный и холодный. Во дворе был небольшой, но чистый сад, к которому со всех сторон примыкали чужие сады, а потому он казался мне бесконечным. Отец все хотел его вырубить и построить два флигеля и сарай, но так и не собрался. Не знаю, впрочем, может быть, теперь уж и нет нашего сада. Не знаю, да и знать не хочу.

Я никогда не был в гимназии. В самом деле, с кем бы мама оставалась? У нее было много знакомых, но никто никогда за ней не ухаживал серьезно, хотя и знали ее отношения к отцу. Я думаю, она сама не хотела.

У меня были лучшие гимназические учителя, и я учился недурно. Мама, конечно, училась со мною, но ей часто надоедало, и она говорила:

– Володя, бросим книги, пойдем гулять, а?

И мы шли, – она нарядная, веселая, а я счастливый, что у меня такая хорошенькая мама, и я так на нее похож.

Она совсем не изменялась, не старела, и скоро нас стали принимать за брата и сестру, особенно когда у меня выросли усы и маленькая борода. Мне казалось, что и я не изменился внутренне. Только к двадцати годам я серьезно стал заниматься музыкой и мечтал о консерватории. Гимназический экзамен я сдал хорошо, и надо было на что-нибудь решаться.

– Ты поедешь в консерваторию, в Москву, непременно, – говорила мама. – Надо скорее, тебе уже двадцать лет. Ты будешь знаменитым, вот увидишь.

– А когда же мы поедем?

– Осенью, я думаю. Хорошо?

Не было и речи о том, чтобы мне ехать без мамы. С кем бы я стал говорить? Кто бы ласкал меня и ходил со мною гулять? А кто бы ухаживал за мною, когда я заболею? Да разве возможно ей оставаться без меня, когда мы ни на один день не расставались, все делали и обсуждали сообща? Я и заниматься не стал бы без нее.

Так же, как бывало ребенком, – я садился по вечерам у огня в ее комнате, на полу, около ее ног, и рассказывал ей, как та и та барышня в меня влюблены, как я за ними ухаживаю, и какая мне больше нравится. Мне в это время казалось, что все барышни должны быть в меня влюблены, потому что я такой красивый и так хорошо играю на фортепиано.

– Знаешь, Володя, – сказала мне раз мама, – ведь ты совсем не похож на мужчину, ты совершенно женщина, оттого, должно быть, мы с тобой так и сошлись… Или это я сама так сделала, – прибавила она подумав. – Ты, например, в мужском обществе и не бываешь никогда; а среди женщин я тебя видела – там ты тоже как-то не ухаживаешь, а кокетничаешь. Не знаю… но мне кажется, будь ты мне чужой – ты мне не понравился бы.

Источник статьи: http://www.litres.ru/zinaida-gippius/yabloni-cvetut/chitat-onlayn/

Оцените статью