Зимний сад японском стиле

Зимний сад в японском стиле

Японский сад – это прежде всего уголок естественной природы, выполненный в миниатюре: он может занимать площадь всего лишь в несколько квадратных метров. В противоположность европейским композициям, в случае японского сада подразумевают, что в природе все уже есть – и красота, и разумность, и одухотворенность. Нужно только увидеть это, понять и передать. Здесь человек лишь выражает волю природы, ничего не переделывает и не меняет.

На протяжении многих столетий в Японии продолжала существовать одна главная идея: представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне него, но как бы внутри. Законы природы при этом были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения человека к природе никогда не мог состоять в покорении ее, только лишь в стремлении к гармонии с ней.

В композиции японского сада не применяют строгие линии и геометрические формы (круги и квадраты). Частым вариантом является асимметричное расположение камней, групп деревьев, невысоких растений и мхов. В таком саду преобладают зеленый, серый и коричневый, яркие краски добавляют немногочисленные цветы и плоды. Композиционные группы обязательно чередуются с открытыми пространствами.

Для имитации природных объектов используют самые различные материалы. Главным критерием при выборе служит способность материала отразить образ. Например, большой камень изображает гору, маленькие камни и булыжники – водопад или горный поток, белый гравий – море, куча песка – холм, каменная башня – храм и т. д. Для создания образа масштаб и количество предметов не имеют решающего значения. Камень и несколько веток бамбука – это уже композиция, уже «сад».

Непривычная европейскому глазу художественная форма японского сада оказывается очень органичной и естественной в условиях этой страны, расположенной на множестве больших и малых островов, омываемых морем. Перед взором человека, поднявшегося на прибрежную гору, откроется вид, очень близкий саду камней: среди ряби волн – острова, то голые и скалистые, то зеленые, поросшие деревьями. Отсюда столь частый в искусстве японских садов образ острова в океане. Даже не будучи точно воспроизведенным, родился он из реальных природных условий страны.

Сад, будучи символическим искусством, открывает возможность постичь бесконечное и выразить в осязаемой, зрительной форме. Это искусство не является простым отражением природы, оно выражает духовную деятельность человека, постижение законов бытия.

При видимой простоте форм трудно сразу увидеть и осознать скрытый смысл и многозначную содержательность. Двойственность этого искусства такова, что его символика и отвлеченность как бы противоречат зрительному образу. Природные формы изображают не сами себя и даже не себя в увеличенном масштабе (камень – гора, а пруд – океан), они выражают представление людей той эпохи о бытии мира, о движении и покое, о пространстве и времени, о бесконечном и конечном. Притом что японский сад не является простым отражением натуры, а наполнен глубоким смыслом, он является типологическим искусством, где индивидуальное начало и художественная неповторимость не играют существенной роли.

Читайте также:  Заварка чая в саду

Мастера при составлении сада оставались в рамках канонов композиции и пользовались одним определенным набором компонентов. Камни, вода, песок или галька, сосны, бамбук, найденные в природе и не измененные, составляют основу композиции японского сада и не меняются на протяжении многих веков. Но передать пульс и жизненный ритм природы нельзя просто хаотичным соотношением его отдельных деталей, задача художника заключается в стремлении понять внутренний смысл жизни природы и выразить в своем произведении.

Кажется удивительным, что такой немногочисленный и ограниченный набор компонентов способен передать характер эпохи, ее культуру, мировоззрение, но каждый раз они живут в условиях иной пространственно-пластической системы, характерной эпохе. В наше время, где празднуют бал типовые постройки из стекла и бетона с их сухим геометризмом, кусочек непринужденной живой природы стал необходимой эмоциональной точкой опоры человеку, отрезанному от лесов и морей, растений и птиц.

Все чаще архитекторы используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего впечатления жителя большого города. Так неожиданно древнее искусство, казалось бы такое отвлеченное и такое традиционное, обрело новую жизнь, оказалось нужным нашим современникам на всех континентах.

В японском саду нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы – «скелет» природы, вода – ее «кровь». Само соотношение горы – воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал – инь – ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало – водой.

Основным инструментом, выражающим концепцию природы, являются камни. Особую ценность представляют причудливые камни с отверстиями от выветривания пород, а также камни, поднятые со дна рек и озер. Если есть необходимость в дополнительной обработке камня, проводить ее следует с осторожностью, так чтобы в итоге камень выглядел естественным, взятым из природы. Большое значение в японских садах имеют архитектурные сооружения – декоративные решетки, мостики.

Как искусство типологическое японский сад имеет свою азбуку. Ее знание необходимо для понимания и восприятия тех простейших элементов, которыми оперирует художник при создании сада. Сочетание деталей, подбираемых тщательно и скрупулезно, с идеей естественной природы, сложного буддийского подтекста с апелляцией к чувству и открытой эмоции, интуитивному постижению красоты природных форм – все это требует некоторой подготовленности, знания «кода», позволяющего раскрыть зашифрованный смысл японского сада.

Элементы композиции каждого сада – это одновременно и материал, который преобразует фантазия художника, и его лексикон, «словарь», без которого этого искусства просто не существовало бы. Вместе с тем само наличие определенных типов каждого элемента (например, десять типов водопадов) как бы содержит в себе коллективный, накопленный и зафиксированный опыт преобразования природного материала и метод этого преобразования. Это исключает любую хаотичность, случайность и произвол.

Читайте также:  Мой сад подделки своими руками

Древние и более поздние руководства (относящиеся к началу XIX века) поражают необыкновенной полнотой классификации. Существует три формы создания композиций: развернутая, полная форма – син, полусокращенная форма – гё и сокращенная форма – со. Существование таких форм прослеживается и в живописи, каллиграфии, искусстве составления букетов.

В каллиграфии син – это полная форма иероглифа, четкая и ясная; в гё – какие-то элементы иероглифа сокращены и упрощены; со – скорописная форма, лаконичная, до предела сжатая, но все-таки выразительная и читаемая. Таким образом, самая краткая форма – не самая простая, а в каком-то отношении даже самая сложная. Отброшенные элементы не просто отсутствуют, но как бы подразумеваются зрителем, а оставшиеся обладают повышенной выразительностью, несут добавочную смысловую нагрузку.

В садах процесс обобщения формы заключается не только в уменьшении количества элементов, но и в переходе от изобразительности к символике. Сокращенная форма могла возникнуть только после развитой, полной формы. То, что в развернутой форме непосредственно предстает перед глазами зрителей, в сокращенной форме только подразумевается. Отсутствие важных деталей становится главнейшим средством выразительности, основным художественным приемом.

Приступая к устройству сада, выбирают его «главного героя» и в зависимости от этого создают сад камней, сад воды, сад мхов. Но независимо от того, каким будет сад, он должен содержать два основных компонента, взаимодополняющие друг друга и невозможные один без другого: это инь-ян сада, его отрицательное и положительное начала, его «кровь» и его «скелет» – вода и камни. Вода может быть натуральная или символизированная песком, галькой. Камни же, за редким исключением (в специальных песчаных садах), присутствуют всегда.

Источник

Японский зимний сад

Создание настоящего зимнего сада в японском стиле наверно одно из самых сложных заданий для дизайнера. И это не потому, что здесь присутствуют какие-то специальные предметы интерьера или используются особые материалы. Японский зимний сад — это воплощение жизненной философии, религиозного мистицизма и символизма, это творчество и воплощение духа и для его умиротворения в медитации и релаксации такой зимний сад и создается. Поэтому, чтобы создать зимний сад в японском стиле, не достаточно знать просто свод определенных правил и иметь чувство меры и развитый вкус. Японский зимний сад создается не для того, чтобы ублажать свое тело комфортом или тешить свое эго дорогим убранством, цель — познание себя, своего места в жизни, проникновение в суть вещей через созерцание красоты, основанной на гармонии природных стихий — воздуха, земли, воды и огня. Поэтому, западному человеку, далекому от понимания философии Дзен и любящему холить и лелеять свое бренное тело, часто абсолютно не понятен японский минимализм, свойственный зимнему саду, например, в стиле Карэ сансуй (сухой пейзаж), основными элементами которого будут гравий, песок и камни. Настоящий японский зимний сад — живое пространство, олицетворяющее силу природы, где все элементы земли находятся в тончайшей гармонии друг с другом, а человек лишь имеет возможность созерцать эту игру стихий своим духовным взором и через это настраивать свое внутреннее состояние в согласии с окружающим миром. Поэтому зимний сад в японском стиле — это выбор людей с мистическим сознанием, он далеко не для всех и требует определенной духовной подготовки и практики. Есть и еще одна особенность настоящего японского зимнего сада — человек должен его сделать сам, исходя из потребностей своего духа, и за него эту работу никто не сделает.

Читайте также:  Эрмес духи женские сады

Но есть и другой подход к зимнему саду в японском стиле — это своеобразная дань моде. Тогда глубинный символизм убирается и остается только внешняя экзотическая форма, которую можно успешно массово тиражировать и которая гораздо больше востребована людьми западной культуры. Для создания такого зимнего сада по японским мотивам уже есть свои правила и каноны, следуя которым можно получить интересующий вариант.

В настоящее время для создания японского зимнего сада дизайнеры используют три основные традиционные концепции:

  • Цукияма (холмистый сад) — символьное воплощение в миниатюре какой-либо известной местности. Вместо гор используется камень, вместо океана — искусственный водоем, а вместо леса — карликовые деревья. При создании композиции растениям не придаётся идеальная форма, все должно быть естественно. Ежедневное созерцание такого пейзажа — эффективное лекарство от повседневных стрессов и залог здоровья своей нервной системы, а это хороший вклад в сохранение своей жизненной энергии.
  • Карэ сансуй (сухой пейзаж) — сад камней, где основными элементами будут разные виды и формы камня: гравий, песок, валуны. В таком зимнем саду не бывает растений, предметов и цветочных композиций — этот сад служит для успокоения и медитации.
  • Сад для чайных церемоний — своеобразное сочетание двух предыдущих стилей. Сам сад условно разделяется на две зоны. Первая зона выдерживается в стиле — цукияма, а вторая сочетает в себе одновременно каменистый и холмистый пейзажи. В качестве живого декора подбираются неброские растения в пастельных тонах. Использование ярких красок в японском зимнем саду для чайных церемоний не уместно — все ориентировано на получение состояния умиротворения, отражающего вечность бытия.

Любовь ко всему натуральному — основное предпочтение жителей страны восходящего солнца. В Японии любят использовать в интерьере натуральные и необработанные материалы, поэтому уместен естественный камень, дерево, циновки. В качестве отражения стихии огня применяются каменные светильники, обязательно присутствие в помещении небольшого водоема для создания общей гармонии стихий.

В любом случае создание зимнего сада в японском стиле — всегда решение достаточно смелое и оригинальное. Скорее всего вы шли к нему не один год и внутренне к этому готовы. Если это не будет случайным импульсивным поступком, навеянным модой, то все получится правильно.

Источник

Оцените статью