Жизнь_лесов_4_класс

Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь леса» (4 класс)

Цели: сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Планируемые результаты: Предметные: Метапредметные: познавательные УУД: устанавливать причин­но-следственные связи и зависимости между объектами, высказы­вать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуника­тивные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые кор­рективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

— Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.

1. Характерные почвы нашего края:

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

5. Из остатков умерших растений и животных под воздейст­вием микроорганизмов образуется:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные поло­сы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300лет

9. Какое из высказываний верно?

а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) Внесение в почву большого количества удобрений при­водит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки на­секомых, бактерии.

3. Индивидуальное задание на карточке

— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало

типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За пло­дородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

• Органическая масса, получаемая из остатков растений и живот­ных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрых­лителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

Это живые организмы, под действием которых из остатков расте­ний образуется перегной. (Микробы.)

Читайте также:  Листья_малины_заваривать_от_кашля

• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздейст­вием микроорганизмов. (Соли.)

III . Мотивационно-целевой этап

— О чем идет речь в загадке?

Он дремучий и густой. (Лес.) (Слайд 4)

Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV . Открытие нового знания

А как вы понимаете, что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы)

Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

СООБЩЕСТВО — группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Слайд 5) (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

Приведите примеры первого яруса.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры? (Слайд 6)

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы). (Слайд 7)

4 ярус – это мхи и лишайники. (Слайд 8)

Для кого лес является домом?

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

Назовите обитателей леса.

Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.

А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.

Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?

1. Работа в группах

Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учеб­ника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. (Коллективная проверка.)

2. Работа в парах

( Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.)

Родной край — часть большой страны

— Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

3. Работа по учебнику С. 164-165

— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу задают в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

V . Первичное закрепление

( Ученики в парах строят модель цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лес­ного сообщества. Например: ель -» жук —> дятел —> ястреб; сосна (шишка) белка > ласка —> волк.)

Читайте также:  Препарат_клюквы_при_беременности

— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.

VI . Физкультминутка

VII . Работа по новой теме

с. 168 ( Ученики читают текст и составляют рассказ об экологиче­ских связях в сообществе леса.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое по­вреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых де­ревьев это польза, а для старыхнет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

2. Работа в парах

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) (Слайд 10)

Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»

Игра «Да нет»

( Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)

— Рыжик, лисичка — съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб дерево съесть? Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)

VIII . Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Слайд 11)

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

( Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX . Рефлексия

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка. Комментарий учителя.)

X . Домашнее задание (Слайд 12)

1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 76—77 рабочей тетради.

Источник

Презентация урока по окружающему миру 4 класс на тему «Жизнь леса»

МКОУ СОШ № 5Жизнь лесаУрок «Окружающий мир» в 4 классе Автор: учитель 4Б кла.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.232 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.232 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

Читайте также:  До_какого_времени_растет_брусника

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.232 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Листы для читательского дневника

Описание презентации по отдельным слайдам:

МКОУ СОШ № 5Жизнь лесаУрок «Окружающий мир» в 4 классе Автор: учитель 4Б кла.

1 слайд МКОУ СОШ № 5
Жизнь леса
Урок «Окружающий мир» в 4 классе
Автор: учитель 4Б класса МКОУ СОШ № 5
Лещенко Лариса Анатольевна

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листво.

2 слайд Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!

ЯРУСЫ ЛЕСАДом со всех сторон открыт, Заходя в зеленый дом- Чудеса увидишь в.

3 слайд ЯРУСЫ ЛЕСА
Дом со всех сторон открыт,
Заходя в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
IV ТРАВЯНИСТЫЙ
III КУСТАРНИЧКОВЫЙ
II КУСТАРНИКОВЫЙ
I ДРЕВЕСНЫЙ

Лес – это природное сообществоВсе растения и животные тесно связаны между соб.

4 слайд Лес – это природное сообщество
Все растения и животные тесно связаны между собой
ДЕРЕВЬЯ
ТРАВЫ
МХИ
ПТИЦЫ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫЕ

 Цепи питания Всё связано со всем

Проблемный вопрос: «Нужны ли лесу грибы?»

Гипотеза: «Лесу грибы не нужны»

В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо.

10 слайд В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Грибами питаются многие животные, живущие в лесу. Грибы способствуют раз.

11 слайд
Грибами питаются многие животные, живущие в лесу.
Грибы способствуют разложению растительных остатков; пней, упавших стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.
Вывод:
Грибы очень нужны лесу.
Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями .

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ Не рубить живые деревья! Не разводить костры под деревь.

12 слайд КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ

Не рубить живые деревья!
Не разводить костры под деревьями!
Не оставлять банки и бумагу!
Не рвать цветы!
Не разорять гнезда!
Не брать детенышей зверей домой!

Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем рас.

Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.
Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.
Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.
Над этим стоит задуматься

Надо уважать все существа: от ползающих муравьёв до парящих в небе орлов.П.

14 слайд Надо уважать все существа:
от ползающих муравьёв
до парящих в небе орлов.
Помните!
Всё что видишь вокруг, находится
в очень хрупком равновесии

На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц Ради нескольких я.

15 слайд На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Лес не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 99 рублей
  • 4 300+ видеолекции для каждого

Сертификат

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Наградные документы для всех участников

Источник

Оцените статью