Конспект НОД «Лес в разное время года» для детей старшего дошкольного возраста. (технология интеграции)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей об изменениях леса в течение года, и умения детей предавать в рисунках свои впечатления.
— закрепить представления о сезонные изменения в природе,
— закрепить природоведческие представления о лесе,
— закрепить умение классифицировать деревья на лесные и садовые,
— повторить правила поведения в лесу,
— воспитывать познавательный интерес к природе леса, бережное отношение к его богатствам.
— продолжать формировать связную речь детей,
— закрепить умение детей отвечать на вопросы распространенными предложениями,
— обогатить словарный запас прилагательными и глаголами,
— развивать внимание, память, мышление.
— продолжать развивать художественно-графические навыки,
— научить видеть красоту природы, использовать полученные знания в рисовании,
— закрепить умение делать самостоятельный выбор изобразительных материалов,
— развивать эстетический вкус,
— приобщать детей к восприятию классической музыки.
— закрепить навыки коммуникативного общения,
— воспитывать умение слушать ответы других детей, проявлять взаимопомощь в процессе рисования
— развивать координацию движений
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Пейзажные рисунки с изображением леса в разные времена года.
Картины художников пейзажистов, аудио-запись П.И.Чайковского «Времена года».
Фишки четырех цветов по временам года по количеству детей,
бумага, акварельные краски, кисти, карандаши, фломастеры.
Предварительная совместная деятельность :
Наблюдение на улице за деревьями в разное время года.
Обучение детей рисованию лиственных и хвойных деревьев по сезонам, используя разные изобразительные материалы.
Заучивание стихотворений, пословиц, загадок о лесе.
Консультация: «Правила поведения в лесу»
-Ребята, сегодня мы совершим необычное путешествие по удивительной стране. Она вам всем знакома, но вместе с тем всегда неповторимая и чарующая. А что бы узнать, куда мы отправимся в путешествие надо отгадать загадки, и вы все поймете.
Дом со всех сторон открыт.
Заходи в зеленый дом – сто чудес увидишь в нем!
Жаль озябшего бедняжку, всем осенним ветерком
Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам.
Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой?
— Правильно, мы с вами отправимся на прогулку в лес. Лес – это зеленое богатство планеты. Он несет нам и удивительную красоту, и немалую пользу. Кому из вас приходилось быть в лесу?
— Как можно продолжить мысль: лес не бывает без …(деревьев, кустарников, травы, цветов, зверей, птиц, насекомых, ягод, грибов и т.д.)
— Давайте подумаем, что нельзя делать в лесу? (не оставлять мусор, не разорять птичьих гнезд, не уносить домой животных, не разжигать костры, не шуметь, не ловить насекомых, не ломать
ветки деревьев и кустов, не рвать много цветов).
-Молодцы, ведь правильное поведение в лесу сохраняет его красоту и богатство. А знаете дети, что каждый год в лес приходят гости по очереди. И каждая гостья наряжает его на свой вкус. Что же за гости такие?
Послушайте загадки о них, и попробуйте отгадать.
Пухом-снегом лес покрывает: отдохнуть ему желает…(зима)
и дарит охотно лесу траву и цветы (весна)
Теплу рады все зверьки, а у птичек — уже птенцы (лето)
У нее работы много: золотом лес покрыла, солнышко вниз опустила, и паутинки пустила (осень).
-О чем говорилось в этих загадках (о временах года). Давайте рассмотрим рисунки, которые висят на доске пред вами.
На какай из картин мы видим зимний лес? А где пришла красавица-весна? Где изображен лес летом? Где перед нами открывается картина ранней осени в лесу? Поздней осени?
(дети называют и показывают соответствующие картины)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Лес в разные времена года».
— Какой лес зимой (белый, заснеженный, темный, тихий, зимний)
— Что делает зимний лес? (спит, отдыхает, дремлет, трещит).
— Что происходит в лесу с приходом весны? (просыпается, пробуждается, оживает, расцветает, зеленеет, поет).
— Какой лес летом? (зеленый, пышный, густой, нарядный, щедрый, ягодный).
— Что происходит в лесу летом? (созревают ягоды, взрослеют птицы и зверята, все растет, цветет, радуется).
— Каким лес становится, когда приходит осень? (красочным, цветным, золотым, пестрым, разноцветным, хмурым, мокрым)
— Что делает лес с приходом осени? (желтеет, краснеет, очаровывает, затихает, замолкает, унывает)
— Меняется ли вид леса поздней осенью, какой лес в это время? (голый, грустный, черный, мрачный, мокрый, печальный, задумчивый, одинокий).
Воспитатель делает вывод, что с ранней весны до поздней осени лес не устает удивлять нас красотой и щедрыми подарками.
— А сейчас давайте вспомним пословицы о лесе:
- Растение – земли украшение.
- Рощи и леса – всему свету краса.
- По лесу ходи – под ноги гляди.
- Лес не школа, а всех учит.
- Лес и вода – брат и сестра.
- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Физкультминутка «Три полочки»
У леса есть три полочки: (Дети показывают руками полочку).
Ели, (Складывают руки вверх домиком).
Елки, (Приседают, показывая уменьшение).
Елочки. (Приседают, показывая маленькую елочку).
На елях лежат небеса, (Стоят, разведя руки в стороны).
На елках птичьи голоса, (Играют на дудочке», перебирая пальцами).
А на елочках – роса. (Имитируют стряхивание воды с кистей рук).
Воспитатель бросает одному ребенку мяч и говорит: «Лесные Деревья», тот отбивает мяч об пол и называет одно лесное дерево. Передает мяч следующему. И так, пока все дети не назовут по одному дереву. Далее воспитатель говорит: «Садовые деревья». Дети передают мяч друг другу и называют садовые деревья.
— А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание на тему: деревья в разные времена года. Вы можете изображать не только лиственные деревья, но и хвойные. Каждый нарисует одно дерево в одно время года. Для этого вы возьмете одну фишку, цвет которой будет обозначать нужное для изображения время года. Каждый рисует одно дерево, а в конце занятия у нас получится целый лес в разные времена года.
— Вы по своему желанию выберите какие изобразительные средства будете использовать в работе (карандаши, фломастеры, краски).
Во время самостоятельной работы детей звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», а воспитатель оказывает индивидуальную помощь в случае затруднения.
После завершения детьми работы воспитатель предлагает придумать название своего рисунка.
После совместного анализа работ дети располагают свои рисунки по сезонам, получается панно «Лес в разные времена года».
— Наше лесное путешествие было непростым, от вас потребовались знания, умения, сообразительность. Но вы справились, и нарисовали замечательные картины. Давайте сейчас полюбуемся красотой леса во все времена года.
Источник
Четыре времени года леса
Всем доброго времени суток! Сегодня, совершая ежеутреннюю поездку по нашему лесу, подумала, а почему бы не рассказать о нем. И не только о летнем лесе, ведь у меня есть фотографии всех времен года — лес прекрасен всегда. Расстояние от нашего дома до леса 1,5 км, он даже виден из наших окон. За последние 5 лет жилые дома окружили его со всех сторон, лес потихоньку облагораживают — появляются хорошие скамеечки, урны. И, к счастью, пока пресекаются все попытки строительства на его территории. Летом с 7 утра (это я в это время появляюсь в лесу) уже бегают любители и спортсмены, занимаются скандинаской ходьбой пожилой народ, просто прогуливаются и молодежь, и пенсионеры, и «сабачники». Попозже появляются мамы с колясками и малышами на трехколесных велосипедах. Велосипед — основной вид транспорта летом, а зимой — лыжи и санки. Велотропинки превращаются в горки. Фотографий у меня много, старалась отобрать минимум, чтобы вы не устали и, одновременно смогли прочувствовать наш лес. Начну с ВЕСНЫ. По календарю она начинается в марте. Но у нас это еще зима. Только в середине апреля начинает таять лед на реках, а на озерах еще позже. И только во второй половине апреля, если теплая погода, сразу же появляются почки и такие кисточки. Небо такое синее-синее
Появляется травка. Это одна из велодорожек моего маршрута.
И сразу же начинают цвести одуванчики. Вообще-то они у нас цветут до снега.
Наш лес смешанный — березы и сосны, но по краям есть и дикие яблони
и дикие вишни
Мне очень нравится цветение сосен — их цветки похожи на свечи.
И вот наступило ЛЕТО! Березки как невесты!
Эти три вороны так уютно рядышком сидели, что пройти мимо было просто невозможно.
Но главные хозяева нашего леса — белки. Никого не боятся, нагло требуют корм, да еще и выбирают. Миндаль наши белки не едят!
Яблоко — ну это неплохо.
Еще много всяких бабочек
Цветет иван-чай.
Спеет земляника или лесная клубника. Ее в этом году много. В особенно жаркие дни в лесу ощущается ее аромат.
Встречаются и такие гиганты. Как минимум вдвоем можно обхватить ствол этой сосны.
А потом, правда ненадолго, наступает ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.
Огонь осин. Латунный сон берез. Пронзительная, режущая просинь. Здесь проходил с червонцами обоз, И разгрузился у иглистых сосен. Улегся в жухлых травах листопад. Концерты птиц- все глуше и печальней. И только воздух — золотой мускат- Искрится в чаше тишины хрустальной. (М. Чистяков)
Уже в октябре может выпасть снег. Хорошо, если не ляжет.
А в начале ноября все, зима. И не важно, что еще есть цветочки
и ягодки
Наступила ЗИМА
Морозно, но красиво! А на лыжах можно и не по дорожкам.
И велодорожки покрыты снегом на долгие 6 месяцев.
Одна радость — Новый Год!
Но это уже другая история. Всем спасибо за внимание!
Источник
Презентация».Какой бывает лес в разные времена года»
1 слайд Какой бывает лес в разное время года ?
Лес — часть поверхности Земли, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км².
2 слайд В нашем крае преобладают еловые, сосновые, берёзовые, осиновые и елово-широколиственные леса, так как Тверская область находится на границе южной тайги и смешанного леса.
5 слайд Сосновые леса — это светлохвойные леса с преобладанием сосны. Летом идёт обновление хвоинок, поэтому сосновый и еловый лес вечнозелёный.
6 слайд Еловый и сосновый лес тормозит распространение вредных микроорганизмов, оказывает заметное влияние на газовый состав воздуха, нейтрализует радиоактивное излучение. На территории еловых лесов построены санатории, детские оздоровительные лагеря.
Карачарово
Верхний бор г. Ржев
7 слайд Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Красоту берёзового леса (берёзовой рощи) воспел Сергей Есенин — великий русский поэт.
8 слайд Ветви березки у Сергея Есенина превращаются то в шелковые косы», то в «зеленые серёжки», а цвет ее ствола — то в «березке молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «»берёзовый ситец».
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком……
Берёза.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Источник