Жизнь_леса_конспект_урока_4_класс_плешаков

Конспект урока по окружающему миру «Жизнь леса» (4 класс)

УМК: «Школа России» 4 класс. В 2 ч., часть 1, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения:

Учиться приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой;

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

Выдвигать предположения и доказывать их;

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

Работать в группах, парах, индивидуально, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Выделять экологические связи в лесу.

Метапредметные умения:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Высказывать свои предположения;

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Умение работать в парах и группах.

Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания;

Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Умение ориентироваться в своей системе знаний:

Отличать новое от уже известного;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Извлекать необходимую информацию в ходе освоения новой темы;

Дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об окружающем мире.

Личностные умения:

Проявлять интерес к изучению темы;

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;

Уметь бережно относиться к природе, оберегать её.

Формы работы на уроках: 1) индивидуальная работа; 2) фронтальная работа; 3) групповая форма работы; 4) работа в парах.

Читайте также:  Чайный_гриб_при_кисте_печени

Методы работы: словесные, наглядные, самостоятельные.

Деятельность учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку.

— Как узнать о настроении человека?

— Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!

Дети изображают свои эмоции

— Проверим домашнее задание.

— Как называлась прошлая тема?

– Давайте вспомним, какие типы почв мы знаем. Слайд «Основные типы почв»

– Какая почва самая плодородная?

– Какая почва в нашей стране самая распространенная?

Вспомните из чего состоит почва и вместе с соседом заполните схему «Состав почвы».

Сажать полезащитные лесные полосы, распахивать почву на склонах поперек, не перебарщивать с удобрениями и ядохимикатами.

Куда же мы с вами направимся для изучения новой темы?

Для чего мы туда отправимся? Что мы хотим узнать?

На доске открывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

Звучит запись голосов птиц.

Учитель читает сказку.

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос Старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Читайте также:  Интернет_брусника_сысертский_район

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Кто и как живёт в лесу, что растёт в лесу, цепи питания лесных обитателей

— Давайте посмотрим, что же такое лес. Для этого откроем с. 164 учебника и прочитаем.

— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

— От чего зависит жизнь лесного сообщества?

– Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав описания.

1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит

2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

несколько твердых стеблей.

3. Растения с мягкими зелеными стеблями.

— Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

— Как вы думаете, лес состоит из 3 ярусов или их больше?

— Что растет на самой земле?

— Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

— Давайте познакомимся с некоторыми обитателями леса на с. 166-167

— Разделитесь на четвёрки и заполните таблицу, включив туда по два-три примера. (используют атлас-определитель «От земли до неба»)

Давайте послушаем у кого что получилось.

Учитель открывает схемы на доске.

Дуб – жуки-короеды — кукушки — орлы

Читайте также:  Ставропольском_крае_есть_леса

Давайте рассмотрим цепи питания:

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

— В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

— Как вы думаете, какое значение имеют грибы для природы?

— Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Слайд «Значение грибов»

Чтение материала на с. 164-165

Потому что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Источник

Оцените статью