Конспект урока по окружающему миру «Жизнь леса» (4 класс)
УМК: «Школа России» 4 класс. В 2 ч., часть 1, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения:
Учиться приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой;
Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;
Выдвигать предположения и доказывать их;
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
Работать в группах, парах, индивидуально, используя представленную информацию для получения новых знаний;
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Выделять экологические связи в лесу.
Метапредметные умения:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Высказывать свои предположения;
Выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, взаимооценку.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Умение работать в парах и группах.
Уметь обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания;
Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Умение ориентироваться в своей системе знаний:
Отличать новое от уже известного;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Извлекать необходимую информацию в ходе освоения новой темы;
Дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об окружающем мире.
Личностные умения:
Проявлять интерес к изучению темы;
Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;
Уметь бережно относиться к природе, оберегать её.
Формы работы на уроках: 1) индивидуальная работа; 2) фронтальная работа; 3) групповая форма работы; 4) работа в парах.
Методы работы: словесные, наглядные, самостоятельные.
Деятельность учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку.
— Как узнать о настроении человека?
— Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.
Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!
Дети изображают свои эмоции
— Проверим домашнее задание.
— Как называлась прошлая тема?
– Давайте вспомним, какие типы почв мы знаем. Слайд «Основные типы почв»
– Какая почва самая плодородная?
– Какая почва в нашей стране самая распространенная?
Вспомните из чего состоит почва и вместе с соседом заполните схему «Состав почвы».
Сажать полезащитные лесные полосы, распахивать почву на склонах поперек, не перебарщивать с удобрениями и ядохимикатами.
Куда же мы с вами направимся для изучения новой темы?
Для чего мы туда отправимся? Что мы хотим узнать?
На доске открывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».
Звучит запись голосов птиц.
Учитель читает сказку.
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос Старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Кто и как живёт в лесу, что растёт в лесу, цепи питания лесных обитателей
— Давайте посмотрим, что же такое лес. Для этого откроем с. 164 учебника и прочитаем.
— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
— От чего зависит жизнь лесного сообщества?
– Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав описания.
1. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит
2. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.
несколько твердых стеблей.
3. Растения с мягкими зелеными стеблями.
— Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
— Как вы думаете, лес состоит из 3 ярусов или их больше?
— Что растет на самой земле?
— Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?
— Давайте познакомимся с некоторыми обитателями леса на с. 166-167
— Разделитесь на четвёрки и заполните таблицу, включив туда по два-три примера. (используют атлас-определитель «От земли до неба»)
Давайте послушаем у кого что получилось.
Учитель открывает схемы на доске.
Дуб – жуки-короеды — кукушки — орлы
Давайте рассмотрим цепи питания:
Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?
Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.
— В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
— Как вы думаете, какое значение имеют грибы для природы?
— Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Слайд «Значение грибов»
Чтение материала на с. 164-165
Потому что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.
Источник