Жители одной деревни очень любили свой лес
. Жители деревни любили свой лес, но однажды в лесу появились косматые лешие. Перепугались крестьяне и перестали в лес ходить.
Однажды у деревенского пастушка убежала в лес корова. Хозяин отправил пастушка в лес, на поиски. Страшно было мальчику, да делать нечего. Заиграл он на свирели и пошёл. Играл пастушок мастерски, с переливами и присвистами. «Может, корова услышит мои трели и замычит в ответ», — думал мальчик, но вместо мычания коровы в глубине леса прогудели дудочки. Обрадовался пастушок и пошёл на звук дудочек. Вышел он на поляну и ахнул. Там сидели косматые лешие и на дудочках играли. Пастушок затрясся от страха и свирель уронил. Один леший поднял свирель и подал её пастушку. «Видно, хочет, чтоб я играл. Его дудка только одну ноту тянет, а моя свирель разные мелодии поёт», — подумал пастушок и заиграл грустную песенку. Пригорюнились лешие, заплакали. Тогда пастушок заиграл весёлую мелодию. Лешие вскочили и пустились в пляс. Долго играл пастушок и, пока играл, перестал бояться. Кончил играть пастушок и протянул свою свирель лешему. Тот обрадовался, схватил свирель и махнул кому-то рукой. Вышли из кустов другие лешие. Один — корову вёл, второй — мешок орехов нёс, третий — горшок с мёдом.
Нагрузил мальчик подарки на корову, попрощался с лешими и домой отправился.
— Как же ты от леших спасся? — удивились крестьяне.
— Я им на свирели сыграл. Раз они музыку понимают, значит, не лешие они вовсе, а люди, только выглядят по-другому, — объяснил всем пастушок.
Источник
Урок музыки с презентацией, 2 класс. Музыка учит людей понимать друг друга
Автор: Арутюнян Карина Вячеславовна, учитель музыки МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя.
Описание: Данная методическая разработка предназначена для проведения урока музыки во 2 классе, а также может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, посвященных музыке и её роли в жизни человека. Материал может быть полезен учителям музыки, начальных классов и педагогам дополнительного образования. Урок разработан с учётом авторской программы «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (Москва, «Просвещение», 2014г.)
Тема урока: «Музыка учит людей понимать друг друга»
Тип урока: Урок новых знаний, комбинированный.
Цели:
— Формирование понятия о значении музыки в жизни человека,
— Осознание социальной и коммуникативной функции музыкального искусства,
— Развитие эмоциональной сферы восприятия музыкальных произведений,
Задачи:
— Закрепить представление о выразительности «музыкальной речи»,
— Различать жанровые принадлежности музыки того или иного характера – песенной, маршевой или танцевальной,
Планируемые результаты:
Личностные:
— Развитие ассоциативного мышления у школьников,
— Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения»,
Предметные:
— Формирование эмоционально-активного восприятия музыки,
— Знакомство с произведениями выдающихся композиторов,
— Развитие навыков анализа музыкальных произведений.
Метапредметные:
— Умение высказывать своё мнение, проявлять интерес к предмету обсуждения,
— Познавательная активность, выходящая за рамки одного предмета,
— Расширение кругозора, поиск решения проблем в смежных областях искусства.
Оборудование для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация.
Раздаточный материал: Карточки — шаблоны цветов.
Музыкальный материал:
Д.Кабалевский – «Доброе утро», «Чудо-музыка», «Клоуны», «Кавалерийская».
1. Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое чудесное сегодня утро! Особенно весной, когда воздух наполнен ароматами цветов, а природа пробуждается после долгого сна. Давайте поприветствуем друг друга нашей утренней песней.
— Песни мы поём с утра,
С добрым утром, детвора!
(Исполняем песню-приветствие «Доброе утро» Д.Кабалевского из кантаты «Песня утра, весны и мира» на слова Ц.Солодаря).
2. Актуализация знаний.
— «Музыка учит людей понимать друг друга. » — эти слова принадлежат выдающемуся советскому композитору, дирижеру, пианисту и педагогу Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, посвятившему множество сочинений детям, с произведениями которого мы сегодня познакомимся.
— А как вы считаете, может ли музыка помочь понять друг друга? (ответы детей)
— Представьте себе, что вы отправились в какую-либо страну, язык которой вам не знаком. Как хорошо было бы знать все языки на свете или создать универсальный язык, понятный всем без исключения. А ведь такой язык уже есть. Это – язык музыки.
— Музыка «говорит» с нами. Она пытается поведать нам о чём-то очень важном. Нужно лишь научиться понимать её язык.
— Послушайте притчу о музыке:
Жители одной деревни очень любили свой лес, но однажды в лесу появились косматые лешие. Перепугались крестьяне и перестали в лес ходить.
Тут у деревенского пастушка убежала в лес корова. Хозяин отправил пастушка в лес, на поиски. Страшно было мальчику, да делать нечего. Заиграл он на свирели и пошел. Играл пастушок мастерски, с переливами и присвистами.
«Может, корова услышит мои трели и замычит в ответ», — думал мальчик, но вместо мычания коровы в глубине леса прогудели дудочки.
Обрадовался пастушок и пошел на звук дудочек. Вышел он на поляну и ахнул. Там сидели косматые лешие и на дудочках играли. Пастушок затрясся от страха и дудочку уронил. Один леший поднял свирель и подал её пастушку.
«Видно, хочет, чтоб я играл. Его дудка только одну ноту тянет, а моя свирель разные мелодии поёт», — подумал пастушок и заиграл печальную песенку.
Пригорюнились лешие, заплакали. Тогда пастушок заиграл веселую мелодию. Лешие вскочили и пустились в пляс. Долго играл пастушок и, пока играл, перестал бояться. Кончил играть пастушок и протянул свирель лешему. Тот обрадовался, схватил свирель и махнул кому-то рукой. Вышли из кустов другие лешие. Один – корову вёл, другой – мешок с орехами нес, третий – горшок с мёдом. Нагрузил мальчик подарки на корову, попрощался с лешими и домой отправился.
— Как же ты от леших спасся? — удивились крестьяне.
— Я им на свирели сыграл. Раз они музыку понимают, значит не лешие вовсе, а люди, только выглядят по-другому, — объяснил всем пастушок.
(Лопатина А., Скребцова М.)
— Что помогло героям понять друг друга? Конечно, музыка. Как бы вы поступили, оказавшись на месте пастушка?
3. Изучение нового материала:
— И так, тема нашего урока «Музыка учит людей понимать друг друга. » Попробуем разобраться, как музыке удается выражать что-либо без слов.
— Послушайте пьесу Д. Кабалевского «Клоуны». (Исполняю на фортепиано, можно включить запись). О чем «рассказывает» нам эта музыка? Кого она изображает? Какими средствами воспользовался композитор для создания образа?
— Шутливый и задорный характер пьесы связан с «катящимися» мажоро-минорными интонациями, напоминающими неуклюжие движения клоунов, жонглирующих или катающихся по арене. В средней части знакомые интонации становятся тихими и неуверенными, как будто что-то пошло не так. (Исполняю среднюю часть). Затем вновь возвращается прежнее настроение.
— Представьте, что музыка – это радуга, палитра музыкальных красок, а каждая мелодия – один из её лучиков, который имеет свой цвет, свою яркость и свой рисунок. Какого цвета вы бы раскрасили эту мелодию? Почему?
— Послушайте еще одно произведение Д.Кабалевского — «Кавалерийская». Что особенного вы отметили в этой пьесе? Упругий пунктирный ритм, четкое маршевое движение, повторы ритмических фигур, напоминающие скачку — всё это воссоздает шествие, характерное для марша. Попробуйте под музыку дирижировать, одновременно маршируя подобно солдатам в такт музыке.
— Вы видите, что музыка передает характер и настроение при помощи средств музыкальной выразительности. Вспомним лепестки волшебного цветика-семицветика, которые мы видели на прошлом уроке. Что на них было написано? На экране у нас цветик-семицветик, давайте впишем эти слова в каждый лепесток. Но сначала отгадайте загадки:
Прекрасная, полна благородия,
Звучит любимая . (Мелодия)
Дружбу звуков, говорят,
Называют словом . (Лад)
От рёва и до свиста,
Три в музыке . (Регистра)
Барабанщик в такт гремит ,
Чётко отбивает . (Ритм)
Быстрый, медленный момент,
Это — музыкальный . (Темп)
Громко-тихо, угадай-ка,
Громкость в музыке — . (Динамика)
Звучание разное затем,
Что разный музыкальный . (Тембр)
И в речи, и в музыке декламация
Передается за счет . (Интонации)
— Объединяет все эти средства выразительности интонация – эмоционально окрашенный звуковой оборот. Как и в речи, музыкальная интонация может передавать любое настроение. Произнесите разными интонациями фразу: «Весна пришла» — восторженно, вопросительно, скучно, гневно, торжественно. Одинаково ли звучит одна и та же фраза? Естественно, нет. Вот и музыка умеет выражать настроение, «говорить» о чем-то на своем – музыкальном языке.
4. Физкультминутка:
— Музыка с нами всегда. И теперь она поможет нам расслабиться на нашей физкультминутке.
Звучит «Полька» Д.Кабалевского, энергичными движениями ребята сопровождают мелодию.
— Какой характер носит эта музыка? Это танец.
— Мы вновь встречаемся с основными жанрами музыки – песней, танцем и маршем, которые всегда узнаются по ритму и мелодическому рисунку.
5. Творческое задание:
— А теперь совершим небольшое путешествие по сказочному лесу.
— Однажды гулял ёжик по лесу, собирал грибы, напевая себе что-то под нос. День выдался солнечный, теплый, весело щебетали птички. Выйдя за деревья, перед ним открылась чудесная поляна, усыпанная яркими цветами. От цветов доносились необычайно нежные, ласковые мелодии, у каждого цветка – своя мелодия. Ёжик зажмурился от удовольствия, забыв про свои грибы и яблоки. Неожиданно бабочка вспорхнула с цветка и заговорила с ним. Она предложила ему собрать волшебный букет — букет мелодий.
— Давайте и мы с вами соберем свой «музыкальный букет», чтоб музыка наполняла нас своими «ароматами». На столе у каждого есть карточка в форме цветка. Представьте, что цветок – это мелодия определенного характера. Вам нужно вписать в цветок слово, характеризующее мелодию, например: «веселая», «энергичная», «лирическая» или записать название любимой песни. Раскрасьте мелодию цветка в тот цвет, каким она вам представляется, в зависимости от её характера. Пусть каждый закрепит на доске свой цветок, собирая всем классом волшебный букет, который «зазвучит» всеми цветами радуги.
6. Вокально-хоровая работа:
— Замечательный букет у нас получился! Самое время спеть песню о музыке.
— Сядьте ровно, распоёмся, а затем выучим песню замечательного композитора Д.Кабалевского «Чудо-музыка», на слова З.Александровой. Вспомним правила, необходимые для красивого пения (вокально-хоровая работа).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
— Ребята, сегодня вы сами убедились, что музыка помогает нам не только расслабиться, но и увидеть картины в своём воображении, о чем-то задуматься, понять что-то очень важное, что трудно бывает передать словами. В этом и заключается волшебная сила музыки.
— Что нового вы сегодня узнали?
— Почему музыка так близка каждому из нас и не требует перевода?
— Как бы вы выразили свое настроение без слов?
Домашнее задание:
— Подберите пословицы или цитаты о музыке. Мы обсудим их на следующем уроке.
— Завершить урок я хочу стихотворением о музыке:
Она умеет говорить,
Но слов её не повторить,
Из них на землю звуки льются,
И люди плачут и смеются,
И поднимают к небу взор.
Зовёт их высь, манит простор,
И жить становится не сложно,
И кажется, что всё возможно.
(Лопатина А., Скребцова М.)
— «Музыка – универсальный язык человечества» (Г.Лонгфелло). Давайте вместе на уроках музыки будем учиться понимать этот язык.
— До новых встреч!
Источник