Жил_был_корень_лес

Детское творчество при изучении, раздела «Словообразование». Разбор слова по составу

Я работаю в гимназии 26 лет, последние 10 лет работаю по УМК “Школа 2100”. Мой опыт показывает, что среди изучаемых в начальной школе предметов русский язык был и остается главным предметом, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами и приказами. Русским языком надо заинтересовать, увлечь, удивить и научить думать, понимать природу языка, гармонию его законов и правил.

Все в языке способно удивить ребенка. Чувство удивления – признак развивающего и развитого ума, с этого чувства начинают дети свои лингвистические размышления. Думать не всегда легко, но всегда интересно. Язык, над которым ты думаешь, язык, которому ты удивляешься, открываешь маленькие тайны для себя, становится для тебя родным, живым, красивым и понятным.

Мои ученики с желанием работают на уроках, вникают в тайны языка, с интересом исследуют слова, выполняют задания творческого характера, добросовестно относятся к выполнению заданий, грамотно выполняют разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать русский язык.

Ребёнок младшего школьного возраста в буквальном смысле открывает для себя мир: радуется, переживает, восхищается и удивляется, ищет пути решения проблем. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира остались с ребёнком как можно дольше. Независимо от целей в каждый урок я включаю что-то новое, необычное, неизведанное, требующее поразмышлять, догадаться сделать открытие, часто с опережением учебной программы. Своими находками я хотела бы поделиться с родителями младших школьников и своими коллегами.

На уроках русского языка использую игры, стихи, сказки, загадки, занимательные задания, ребусы, кроссворды, орфографические задания, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. Объясняю на близком занимательном и понятном детям материале. Учу задумываться над словообразованием и происхождением слов, исследовать слова, обучающие и развивающие моменты, связанные непосредственно с темой урока.

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, предложения – из слов. А слово состоит из строительного материала. Каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.

Мои ученики принесли интересные работы в класс, и я очень хочу познакомить с ними взрослых и детей. Вот они.

Тайны корня

Жил-был корень, звали его ЛЕС. Он жил в лесу один. Однажды ему стало скучно, потому что у него друзей. Решил он прогуляться по лесу. Долго он гулял и вдруг заметил избушку, к которой вела тропинка. Испугался корень, но решил зайти в избушку. В домике его встретил старичок-лесовичок. Ему корень рассказал, что у него нет друзей. Лесовичок утешил: “Дорогой корень, твои друзья – это однокоренные слова: лес, лесник, лесовичок”.

У дерева есть корень и у слова – корень. Корень дерева даёт ростки и со временем вырастет большое и крепкое дерево. А из корня слова рождается новое слово, ему помогают его друзья: приставка, суффикс, окончание.

Читайте также:  Виды_леса_алтайского_края

Почему приставка стоит перед корнем?

Однажды приставка говорит:

– Я устала стоять перед корнем.

– Встану-ка, я перед Суффиксом.

– Нет, – отвечает Суффикс, ты натворишь много бед!

– Эй, Окончание, давай я встану перед тобой!

Встала Приставка перед окончанием и….. произошёл переполох.

Слово “Приставка” изменилось и превратилась в слово “СТВКПРИА”, и Приставка обиделась:

– Приставка, вставай на своё место, а то у нас не получатся некоторые слова,– приказал Корень.

– Хорошо, – ответила Приставка. И больше меняться местами не буду.

Крепкая дружба

В глухом лесу, в ледяном домике жил одинокий Снег. Он очень грустил, потому что у него не было друзей. Не за горами был Новый год.

Однажды вечером к нему постучались. Когда Снег открыл дверь, то увидел ночного гостя. Перед ним стоял снежок Овик. Снег очень обрадовался ему и они решали вместе встретить Новый год. Они крепко взялись за руки и побежали к нарядной елочке. От их крепкой дружбы получилось слово “СНЕГОВИК”.

Сказка про окончание

Жили-были части слова. И вот они поспорили: Кто из них главный?

– Я самый, главный, так как во мне заключён общий смысл всех слов, – говорит Корень.

– Нет, я главный, с помощью меня образуются новые слова, говорит Суффикс.

– А с помощью меня, тоже образуются новые слова и я стою перед корнем, значит я главная, вступила в спор Приставка.

Спорили они спорили и решили обратиться к дедушке-словарю. Помирил их дедушка-словарь. Он сказал: “Давайте жить дружно! Мы все друг другу нужны! А затем всех пригласил в свой домик, где живут тысячи слов прекрасного русского языка.

Сказка про корень

Жил-был корень в слове ЛЕС. Жил он один и было ему скучно. Вот и решил корень отправиться на поиски друзей, таких же, как он. Долго бродил он по страницам книг. И однажды он встретил такого же корня как он в слове ЛЕСОВИК. И дальше они отправились вместе. На своём пути они встретили слова – друзей: ЛЕСНИК, ЛЕСОК. В этих словах был корень ЛЕС.

Придумывая такие сказки, дети задумываются над словообразованием и происхождением слов. Постепенно узнают о значении в слове корня, приставки, суффикса и окончания.

Корень – общая часть родственных слов, имеющих одно лексическое значение. Приставка и суффикс – “кирпичики” строительный материал для новых слов. Окончания-“связисты” – связывают слова в предложении. Дети учатся осознанно подбирать родственные слова для проверки орфограмм корня, понимать и доказывать единообразное написание родственных слов.

Источник

Жил был корень лес

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.
Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения.
И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать?
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать.
Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая. о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.
Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.
Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?, были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.

Читайте также:  Растения_от_грибных_комариков

Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.

Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс окподлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?» Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – «однокоренные». Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.
А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.

Читайте также:  Stardew_valley_тайный_лес_озеро

* Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.

Источник

Урок русского языка по теме » Что такое корень слова?» «Что такое однокоренные слова?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка. Главная цель на сегодняшний день – научить учащихся добывать знания, умения и применять их в практических ситуациях для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Мои методы нацелены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на обогащение и отработку этих знаний каждого из учащихся, на развитие его функциональной грамотности.

Один из приемов, испольуемый мной на уроке, направлен на повышение познавательного интереса к изучаемой теме и активизирующий мыслительную деятельность ребенка – это прием работы с деформированными предложениями: Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу и составьте из данных слов предложения:

На ……… полянке видели домик……. Мы ездили в ……. Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Знание какого предмета вам помогли выполнить данное задание?

Данный прием направлен на формирование умения следовать предлагаемому плану, развитие внимания, развитие речи. Учащиеся опираются на жизненный опыт, на знания окружающего мира, комментируют, анализируют, рассуждают и делают выводы.

Еще один прием используемый на данном уроке направлен на развитие креативности учащихся.

ЗАДАНИЕ : Давайте подберём к слову лес родственные слова(:лес, лесок, лесник, лесной.)

Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг, при подборе однокоренных слов, ребенок подбирает слова с помощью опоры на алгоритм.

Использование таких приемов учат не только работать с информацией, но и позволяет сделать урок динамичным и интересным для ребенка.

Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель: Формирование функциональной грамотности школьника с помощью умения видеть и образовывать однокоренные слова, находить и выделять корень в словах, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

Задачи: Совершенствовать умения выделять корень в слове;

  • Развивать умения находить в тексте родственные слова;
  • Развивать умение различать синонимы и родственные слова;
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
  • Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Технологическая карта

Источник

Оцените статью