- «Проектирование защитных лесополос вдоль автомобильных дорог»
- Проектирование защитных лесополос вдоль автомобильных дорог.
- Защитные лесные полосы вдоль автомобильных и железных дорог
- 93. Защитные лесные насаждения вдоль железных и автомобильных дорог: виды, назначение, размещение, ширина и конструктивные особенности.
«Проектирование защитных лесополос вдоль автомобильных дорог»
Проектирование защитных лесополос вдоль автомобильных дорог.
Условия и исходные данные проектирования для 3 участков дорог, расположенных в лесной зоне, с объемом снегозаноса 20,125,250 м 3 /м защитных лесонасаждений.
Классификация видов защитного озеленения:
- Снегозащитное озеленение
- Противоэрозионное озеленение
- Пескозащитное озеленение
- Шумозащитное озеленение
Снегозащитные лесополосы создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяется в виде 1 или нескольких полос, а при небольших объемах снегозаноса в виде изгороди.
Живая изгородь представляет собой насаждения деревьев и кустарников в 2 ряда, которые путем систематической стрижки придают полосе определенную высоту, плотность и форму.
По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.
Требования к снегозащитному озеленению:
- По подбору древесных и кустарниковых пород
- По конструкции снегозащитной лесополосы
- По расположению полосы относительно дороги
- По технической закладке и уходу за насаждениями.
Подбор деревьев и кустарников осуществляется с учетом их снегозащитных свойств, биологических особенностей и с учетом местных условий. Наиболее важным свойством является плотность кроны, густое ветвление в зимнее время, неподверженность снегогону, интенсивность возобновления роста побегов после рубки и обрезки, быстрый рост после посадки. Вместе с тем, нужно учитывать солевыносливость и газоустойчивость подбираемых пород.
Рекомендуемый ассортимент пород для создания защитных насаждений вдоль автомобильных дорог (для лесостепной зоны):
- Низкие кустарники высотой до 2 м: шиповник, таволга городчатая, таволга средняя, таволга рябиновая, дерн красный, жимолость татарская.
- Высокие кустарники 2-4 м: ива пурпурная, ирга круглолистная, клен татарский, облепиха, сирень обыкновенная.
- Низкокронные деревья, высотой до 15 м: вяз перелистный.
- Высококронные деревья, высотой 15-25 м: дуб чересчатый, ель обыкновенная, ирга белая, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, тополь канадский и бальзамический.
Источник
Защитные лесные полосы вдоль автомобильных и железных дорог
Ландшафтная роль лесных насаждений. Насаждения вдоль автомобильных дорог создают в основном для защиты дорожного полотна от снежных заносов (снегозащитное озеленение) и для архитектурно-художественного оформления дорог (декоративное озеленение).
В незначительных пока размерах используют насаждения для защиты дорог от размывов (противоэрозионное озеленение); от песчаных заносов (пескозащитное озеленение), а также для защиты дорог и автотранспорта от сильных ветров и пыльных бурь. В лесостепной и степной зонах насаждения, создаваемые вдоль автомобильных дорог, имеют и полезащитное значение. Для этого рекомендуется вводить по возможности больше плодовых, ягодных, ореховых и технических пород деревьев и кустарников, чтобы обеспечить обилие продукции этих растений для населения. Используется также и древесина, получаемая в процессе рубок ухода за дорожными насаждениями.
Как следует из зарубежных данных, мелкие деревья и кустарники могут служить эффективным средством для остановки автомобиля, потерявшего управление и съехавшего с дороги. Практические опыты показали, что полоса кустарника высотой 2,5-3,0 м и шириной 7,3 м может остановить без особых повреждений автомобиль весом 1,8 т, движущийся со скоростью 40-50 км/час. Снегозащитные посадки на автомобильных дорогах, создаваемые до последних лет по действовавшим инструкциям, во многих районах оказались недостаточно эффективными. При объеме приносимого к дороге снега свыше 50 м 3 на один погонный метр они не могут обеспечивать защиту дорог от снежных заносов. Больше того, на многих участках автомобильных дорог сформировавшиеся снегозащитные посадки не только не обеспечивают защиту дорог от снега, а зачастую даже усиливают заносы.
Защитные лесные полосы вдоль железных дорог
Конструкции снегопоглощающих лесных насаждений.
По своему строению снегопоглощающие лесные полосы можно разделить на три группы:
1) сплошные многорядные лесные полосы;
2) многорядные лесные полосы с разрывами;
3) узкополосные насаждения с разрывами. Сплошные многорядные снегопоглощающие лесные полосы. Многорядные лесные полосы из лиственных пород начали применять раньше, чем лесные насаждения других конструкций, поэтому наиболее часто такие насаждения встречаются вдоль железных дорог европейской части России.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
93. Защитные лесные насаждения вдоль железных и автомобильных дорог: виды, назначение, размещение, ширина и конструктивные особенности.
Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегося транспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта.
Ведение лесного хозяйства на выделенных вдоль железных и автомобильных дорог полосах лесов осуществляют предприятия лесного хозяйства и другие организации, за которыми закреплены эти леса. Ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждой стороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорог должна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускается уменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м при наличии на местности естественных или искусственных рубежей.
Специально закладываемые лесные полосы вдоль железных дорог размещают на расстоянии не менее 15—20 м от оси крайнего пути. Насаждения могут быть однополоеные и многополосные, конструкция их непродуваемая, иногда ажурная. Ширина одной полосы 10—25 м, число рядов обычно 2—7, ширина межполосных пространств 20—70 м (крайний с внеш. стороны межполосный интервал проектируют более широким для отложения осн. массы снега). Ширина полосы земли (25—150 м), отводимая под лесные полосы вдоль железных дорог, зависит от объёма снега, приносимого на 1 погонный метр пути. При ширине отводимой земли до 25 м создают одну лесную полосу, до 25 м и более — многополосные насаждения.
Л. н. вдоль железных дорог ограждают их от снежных и песчаных заносов, закрепляют крутые склоны, размываемые откосы, снижают скорость сильных ветров, ограждают ж.-д. пути от скота. Снегозадерживающие З. л. н. проектируют в зависимости от вычисленного объёма снега, приносимого к каждой стороне железной дороги, и обычно создают с обеих её сторон. Они состоят из широкой или нескольких узких параллельных полос. Пескоукрепительные З. л. н. вдоль железных дорог закладывают в виде системы полос из деревьев и кустарников в сочетании с посевом трав. Почвоукрепительные З. л. н. имеют вид куртин, полос, участков и т.д., их обычно создают в сочетании с водоотводящими канавами. В местах, продуваемых сильными боковыми и встречными ветрами, создают ветроломные З. л. н., значительно снижающие скорость ветра в зоне движения поездов, их делают по типу снегозадерживающих. Оградительные З. л. н. закладывают из наклонно посаженных ивовых кольев, образующих живой решётчатый забор, не проходимый для скота.
З. л. н. вдоль автомобильных дорог, защищающие дороги от снежных заносов, состоят из одной или двух узких 4—6-рядных полос, удалённых от дороги на 20—80 м (в зависимости от объема переносимого снега).
Вдоль автомобильных дорог лесные полосы создают на расстоянии 15—70 м от бровки полотна дороги, ширина их 4—22 м (число рядов обычно 2—4, на дорогах местного значения однорядные посадки). Используют газоустойчивые породы.
Придорожные л. п. выращивают из наиболее устойчивых для зоны, долговечных, с густой кроной пород, выдерживающих снеголом. В рекомендуемый ассортимент входят ель, лиственница, дуб, клён, липа, гледичия и др. Закладывают полосы саженцами. По сравнению с заграждениями др. видов (заборы, щиты) П. л. п. более надёжны, долговечны и экономичны.
Источник