1. Цели, задачи и функции государственного управления лесным хозяйством
Под государственным управлением в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление Улюкаев В.Х., ЧуркинВ.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право — М.: Юридическая фирма «Частное право», 2010. — 344 с..
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. — М.: Изд-во НОРМА, 2001. — 448 с.:
1) устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды;
2) рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
3) несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Изучение государственного лесоуправления как системы предполагает определение цели, объединяющей систему в единое целое, ее структурных элементов, направленных в своем функционировании на достижение общей цели, ресурсное обеспечение системы (рис. 1).
Следовательно, государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства леса (государственное лесоуправление, государственное управление лесами) — это целенаправленное воздействие государственных институтов на деятельность физических и юридических лиц, связанную с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, в которой реализуются их потребности и интересы в неразрывной связи с сохранением окружающей природной среды.
Рисунок 1. Система государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Чернякевич Л.М. Организационно-экономические аспекты управления лесным хозяйством [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://csfm.marstu.net/elearning/Chernyakevich/%CD%C0%D7%C0%CB%CE.html
Основные цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации включают в себя Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от «30» октября 2008г. № 248/482 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:
— обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
— удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;
— снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение),
— повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны,
— обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Вышеуказанные цели сформулированы в соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
— совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами;
— совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов, как основы нормативной базы лесной политики;
— совершенствование системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
— совершенствование информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов;
— обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов;
— обеспечение отвечающего современным экологическим, и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
— развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
— развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, непереданных в аренду;
— совершенствование и развитие государственного лесного контроля и надзора;
— научно- инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства и лесной промышленности;
— повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;
— совершенствование структуры и рост объемов лесопромышленного производства;
— увеличение доли лесобумажной продукции Российской Федерации на экспортных рынках;
— увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и рост на этой основе дохода на 1 м3 заготовленной древесины;
— развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;
— снижение энергоемкости производства и развитие производства биотоплива;
— оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду.
Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются:
— распределение и перераспределение лесов между лесопользователями;
— планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
— государственная инвентаризация лесов;
— государственный лесной реестр;
— государственный кадастровый учет лесных участков;
— государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними;
— государственный лесной контроль и надзор;
— воспроизводство лесов и лесоразведение;
Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Статьей 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. К недвижимым вещам на основании ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки. Поскольку в ст. 7 ЛК РФ понятие лесного участка дано как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков, следовательно, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в порядке проведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, определенные в качестве лесных участков.
Источник