Все пройдет как с белых яблонь дым смысл стихотворения

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

Автор: Guru · 26.02.2019

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921) представляет собой философские размышления поэта о жизни, ее быстротечности. По его мнению, человек должен думать о смерти для того, чтобы чувствовать жизнь с особенной остротой. Такие размышления прослеживаются, в принципе, во всем творчестве С.А. Есенина. Монолог лирического героя характерен для поэта, размышления о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей юности, которую уже не вернуть.

История создания

Автор написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» в возрасте 26 лет. В воспоминаниях А.С. Толстого встречается мнение, что С.А. Есенин написал это произведение в свете влияния лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

Также можно отметить реминисценцию из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» («пышное природы увяданье»). На одном из своих выступлений Сергей Александрович обозначил свою интересную авторскую позицию:

…Только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь.

Поэтому в рассматриваемом произведении очень хорошо прослеживаются его мысли и восприятие своей жизни.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано в жанре элегии, основной темой которой является прощание лирического героя со своей юностью, которая уходит с течением времени.

Более чем удачен размер стиха, ведь пятистопным хореем написано множество народных песен, которые также близки людям, чье душевное настроение способно воспринимать красоту жизни, красоту природы и красоту души.

Образы и символы

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» показывает, что жизнь стоит принимать такой, какая она есть – рассвет, увядание, неизбежное умирание. Это образы человека и природы.

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Однако следует отметить, что прощание лирического героя с ушедшей юностью звучит как его уход насовсем. Герой испытал очень много разочарований, в этих строках четко показано его душевное состояние на тот момент, хоть и молод.

Но не только об одном «умирании» мысли в стихотворении. Четко поставлен акцент в последней строфе, выражен словами «благословенно» и «процвесть».

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Темы и проблемы

С самого начала стихотворения отмечены три противопоставления «Не жалею, не зову, не плачу…». Здесь наблюдается отрицание негативных эмоций, лирический герой произведения показывает свои чувства.

Основная тема произведения – смиренное принятие своей судьбы. В целом, стихотворении представлено в форме грустного рассказа о настоящем, прощание с юностью, упоминание безвозвратно ушедшего времени, неповторимости жизни. После чего снова следуют одно за другим отрицания. В стихотворении настоящее и будущее соотносятся с прошлым. Как видно из текста, настоящее показано в негативном оттенке, что подчеркивается тремя отрицаниями. После чего автор обращается к «утраченной свежести» юности:

О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Именно здесь показан эмоциональный фон стихотворения, единое начало человека и природы. Далее лирический герой обращается к жизни:

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Иллюзорность жизни уже осознана, мечты лирического героя о прекрасном несбыточны, показана склонность к самообману. В завершении показано признание диалектического единства жизни и смерти.

Читайте также:  Части яблони 3 класс

Основная идея

Смысл стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» — скоротечность жизни. Лирический герой С.А. Есенина находит покой и умиротворение, примиряется с природой и жизнью. Такая аллегория характерна для русской литературы. В основе произведения лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Тема постепенно раскрывается, кульминирует в стоках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Темы и мотивы традиционны для творчества С.А. Есенина: жизни и смерти, прощания с юностью, странника и пути.

Сначала поэт обращается к себе, к своей пройденной жизни, а в конце – уже ко всему человечеству. Драматически показан образ розового коня, как уже ускакавшего, в литературоведении такой образ трактуется как Пегас, олицетворяющий творчество, вдохновение. В этом произведении автор подводит своеобразный итог прожитой жизни, ее результаты и несбывшиеся ожидания. С уверенностью можно констатировать тот факт, что элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» — это одно из лучших стихотворений поэта.

Средства художественной выразительности

Стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», как и его многие другие произведения, пропитано лучшими средствами художественной выразительности: эпитеты, метафора, антитеза расставляют нужные акценты в этом произведении, позволяют передать настроение автора и его взгляд на рассматриваемую тему.

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Эпитет «розовых» отражает оттенки радости, характерные юности, романтические направления – это своего рода символический образ солнца, светлого, долгожданного.

Даже обычный крестьянский конь стал розовых под лучами солнца. Но юность прошла, пришло безверие, наступило разочарование. Далее уже розовый цвет становится холодной медью:

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…

В этом прекрасном стихотворении Есенин использует такое средство выражения, как антитезу. Так, цветущие яблони противопоставляются в стихотворении осеннему золоту увяданию, что означает противопоставление юности и старости, а юношеские мечты – разочарованиям взрослой жизни.

Прекрасные поэтические образы встречаются в стихотворении «страна березового ситца», «весенняя гулкая рань» и другие.

Как всегда, необычайный колорит придает стихотворению Есенина метафора: «буйство глаз и половодье чувств», «увяданья золотом охваченный». Фраза «Все пройдет, как с белых яблонь дым» стала афоризмом.

Также в стихотворении встречаются другие средства выразительности: аллитерация

«Дух бродяжий!» ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,

инверсия: «С белых яблонь дым»

риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

С.А. Есенин умело использовал художественные выразительные средства языка в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», мелодичность и красота переданного душевного состояния в должной мере переданы читателю.

Это прекрасное произведение великого поэта положено на музыку, стало любимой песней многих людей. Тонкая задушевная линия содержания, красивое сочетание гласных звуков, и, как следствие, мелодичность всего стихотворения.

Источник статьи: http://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-s-a-esenin/

Стихотворение и анализ «Не жалею, не зову, не плачу…»

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Читайте также:  Яблоню не обрезали как исправить

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Краткое содержание

В ранних произведениях Сергея Александровича Есенина редко встречаются стихотворения на философские темы, проблемы смысла жизни уступают в его творчестве темам о красоте русской природы, любви к родине, к женщине. Тем не менее, в 1921 году он пишет стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», ставшее своеобразным анализом его жизни и творчества.

«Сергей Есенин». Художник С. Фролов, 1967

Казалось бы, какие итоги может подводить двадцатишестилетний молодой человек, впереди у которого целая жизнь? Сам же Есенин так не считал, в своем духовном развитии он намного опережал своих сверстников и имел за плечами достаточно большой жизненный багаж. Еще не достигнув середины жизни, он успел примерить на себя образы гражданина и поэта, хулигана и пьяницы, кутилы и сластолюбца. Отсюда и ощущение самого себя, как умудренного жизнью, седовласого старца, много повидавшего и через многое прошедшего.

«Не жалею, не зову, не плачу» – с этой фразы начинается лирическое, наполненное печалью, стихотворение. Уже во второй строке ощущается, охватившее автора, чувство легкой грусти. Прошлое он сравнивает с облетевшим яблоневым цветом, подчеркивая тем самым, что на данном этапе уже поздно что-либо менять в этой жизни. Его сердце уже не пылает, как раньше, разум берет верх над эмоциями, а душевные порывы представляются юношеской глупостью.

Оглядываясь назад, поэт констатирует, что жизнь, по сути, уже прожита, а он, словно во сне, проскакал по ней на розовом коне, даже не заметив. Вместе с молодостью ушли беззаботность, мечты, ощущение счастья. Лишь в ту пору можно было жить одними чувствами, а сейчас в своих скупых желаниях он руководствуется только рассудком. Вместе с тем, в тексте стихотворения не заметно явного сожаления о быстротечности жизни. Поэт осознает, что ничто не вечно в этом мире и нужно благодарить судьбу за отпущенные моменты.

Анализ

История создания

Философские мотивы стали появляться в сочинениях Есенина к началу двадцатых годов. Они заключались в размышлениях о прожитых годах, об ушедшей бесшабашной, растраченной впустую, молодости. За плечами поэта остались пережитые страдания, любовные победы и поражения, неудачи в личной жизни, крах брачного союза с Зинаидой Райх. Социальные потрясения на фоне бурных событий, происходящих в стране, также не могли не оставить следа в биографии Есенина. Все чаще молодого поэта посещают мысли о скорой кончине.

Мало кому известно, что на написание стихотворения «Не жалею, не зову…» поэта подвигло прочтение лирического отступления к шестой главе «Мертвых душ». Гоголь назвал его «О юности и впечатлениях», и оно очень соответствовало тому состоянию, в котором на момент прочтения находился Есенин. Так, под впечатлением от текста, который был созвучен его душевному настрою, поэт написал данное стихотворение. Опубликовано оно было в 1922 году в журнале «Красная нива».

Персонажи и образы

В центре повествования – лирический герой и его переживания. Фоном для этого служат природные образы, которые ассоциируются с определенными моментами человеческой жизни. Выражение «Буйство глаз и половодье чувств» говорит о несдержанности и бесконтрольности эмоций, которым был подвержен поэт в юные годы. Символичен в этом смысле и образ коня, сопоставимый с розовыми мечтами юношества. Поэт сожалеет о том, что розовый конь вместе со своим всадником слишком быстро пролетел над приснившейся жизнью.

Читайте также:  Районированные саженцы для сибири

Быстротечность бытия герой подчеркивает не столько белым цветом яблони, сколько ее дымом, от которого не остается следа. Увядание он сравнивает с золотом, подразумевая, тем самым, не только старость, но и тот золотой возраст, когда человек обретает определенный опыт, который для каждого является своеобразной драгоценностью.

Композиция

Основу стихотворения составляет антитеза, которую Есенин оформил в виде пяти катренов (четверостиший). Прошедшее поэт противопоставляет настоящему, а настоящее – будущему. Композиция линейная, последовательная, кульминация произведения заключена в словах: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»

Стихотворение делится на две смысловые части. В первой герой предается воспоминаниям о молодости, затем переходит к размышлениям на вечную тему жизни и смерти. В последнем четверостишии поэт приходит к философскому заключению, делая упор на ее значимости благословением всего живого.

«Не жалею, не зову, не плачу…» – это элегия. Несмотря на то, что Есенин отрицает переживания по поводу промелькнувшей жизни, в его монологе сквозит меланхолия и грусть. В плане литературного направления – это имажинизм (акцент делается на создание образа). Вид лирики – философская.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении очень удачно использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием мужских и женских слогов.

Текст насыщен средствами художественной выразительности. Начальное отрицание «Не жалею, не зову, не плачу» раскрывает в дальнейшем весь спектр чувств героя. Подавленное настроение подчеркивают эпитеты: «утраченная свежесть», «тленны», «скупее». Эпитет «розовый», напротив, означает юношеские мечты, романтизм и беззаботность, наполненную силой и надеждами молодость.

Необычные метафоры, которые использует автор, наполнены красотой и звучат очень трогательно: «с белых яблонь дым», «страна березового ситца», «сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный», «дух бродяжий», «пламень уст», «буйство глаз и половодье чувств».

Есенинское сравнение «все пройдет, как с белых яблонь дым» уже давно превратилось в самостоятельный афоризм и употребляется вне текста. Красивая лексическая конструкция «тихо льется с кленов листьев медь…» очень точно передает угасание всего живого. В стихотворении присутствует аллитерация «х», «ж». «ш», «с»: «дуХ бродяЖий! ты все реЖе, реЖе расШевеливаеШь пламень уСт» и инверсия: «с белых яблонь дым». В финале стихотворения звучит риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».

Проблематика и основная идея произведения

Есенин не первый, кто обратился к философской проблеме человеческого бытия. Во всемирной литературе существует масса таких произведений, но именно это стихотворение позволяет читателю объединиться с героем в единый образ, страдать и радоваться вместе с ним, предаваться воспоминаниям и размышлять о будущем.

В период создания этого стихотворения Есенин переосмысливал свою жизнь, менял приоритеты, отношение к миру, личные интересы также подвергались переформатированию. Поэтому на первом плане в данном произведении стоит проблема обретения житейской мудрости, взросления, понимания невозврата юности и принятие неизбежности будущего, каким бы оно ни было. Таким образом, эта элегия – зеркальное отражение внутреннего состояния героя, всего того, что накопилось в его душе и требовало выхода, что он и постарался осуществить в своем произведении.

Источник статьи: http://spadilo.ru/proizvedeniya/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu/

Оцените статью