Волшебные растения наших огородов

Какие необычные растения можно вырастить у себя в огороде?


Помидорчики, огурчики, картошка… Еще недавно лишь они «хозяйничали» на даче. Но сегодня все чаще появляются загадочные «пришельцы», о которых наши бабушки и не слыхали: вигна, бамия, кивано. Самое удивительное, что многие из этих растений неплохо себя чувствуют даже в Сибири! Что уж говорить о Подмосковье… А все – благодаря стараниям любопытных и настойчивых энтузиастов. Рассказываем подробно об их достижениях.

Дамские пальчики

Понятно, почему так назвали виноград, который и вправду напоминает изящные женские фаланги. Однако странно, что такое же название дали растению, которое больше похоже на мощные когти хищников… Разрешите представить – бамия, или иначе – гомбо, окра. Известно, что это растение выращивал сам Чехов в Подмосковном Мелихово.

Российских дачников этот однолетник, привезенный из Африки, привлекает многим. Прежде всего – красивым цветением, которое длится целых три месяца. После появляются стручки вроде фасолевых. И вот из них-то чего только люди не делают! Еще не созревшими, их используют для приготовления рагу, супов и других блюд. Нежные сырые плоды идут в диетические салаты, богатые витаминами. Стручки консервируют, маринуют и тушат, жарят и варят, сушат и замораживают.

Бамия любит тепло и свет, хорошо переносит засуху. Поэтому в Подмосковье ее лучше выращивать рассадой или в теплицах. Для России подойдут специально выведенные сорта: Дамские пальчики, Белый бархат, Зеленый бархат, Белая цилиндрическая, Сона, Карликовая зелень. Растение плодоносит до поздней осени. Кстати, собирать стручки лучше в перчатках. Листья окры покрыты колючей щетинкой, которая действуют на кожу почти как крапива.

Некоторые дачники говорят, что вкус плодов окры для нас непривычен. В приготовленном виде получается какое-то вязкое блюдо. Однако такая консистенция отлично подходит для соусов и суповых приправ. Одно из самых популярных блюд из этого растения – суп Гамбо, который напоминает рагу. Для него вам понадобятся: овощи (бамия, помидоры, болгарский перец, лук), мясо (курица, ветчина, колбаса) или морепродукты.

Лунная земляника

Если вам надоели обычные ягоды, попробуйте нечто новенькое. Например, земляничный шпинат, или жминда. Культуру можно сеять под зиму, и тогда ранней весной у вас будет нежная зелень для салатов. Позже невысокие кустики густо и красиво обрастают мелкими сочными ягодами. По форме они напоминают малину, а вкусом – шелковицу.

Однако не спешите обзаводиться этим…злостным сорняком. Да-да, многие считают, что с этим растением шутки плохи: посадишь, а потом не избавишься! В защиту жминды стоит сказать, что она относится к семейству маревых. Так что лунная земляника – близкий родственник обычного шпината и свеклы. А какое вкусное и ароматное варенье получается из его ягод!

Ежемалина

Что такое малина и ежевика, знают все. А вот о таком растении, как ежемалина, мало кто слышал. Как следует из названия, эта удивительная незнакомка с кисло-сладким вкусом – гибрид двух ягод. В отличие от своих прародителей, ежемалина – без шипов и с очень крупными ягодами! С одного ее куста можно собрать до 4 кг урожая, а с некоторых сортов – и все десять! В Подмосковье ягоды созревают в конце лета, а лакомиться ими можно до самых заморозков. Кусты могут расти на одном месте без пересадки 10-15 лет. Что самое замечательное – за это время вы вряд ли столкнетесь с какими-либо болезнями или вредителями!

Посудный кабачок — лагенария

Вокруг этой культуры ходят легенды. Говорят, что поспевший плод можно не срывать, а отрезать от него столько, сколько нужно. И от этого он якобы не испортится, а будет расти дальше. Удивительно, не так ли?

Наверняка, вы смотрели американские вестерны. Обращали внимание на необычные фляги героев? Так вот – они сделаны из лагенарии. Не случайно ее величают бутылочным кабачком. Овощ может вырастать до двух метров, форма его плодов причудлива. Они похожи то на шар, то на бутылку… Имейте в виду, что некоторые сорта лагенарии не годятся в пищу.

Кстати, растение еще называют индийским огурцом и вьетнамским кабачком. И не зря: молодые плоды по вкусу действительно напоминают огурец, а подросшие – кабачок. Лагенария – продукт целебный. С ее помощью лечат печень, желудок, почки, кишечник, борются с ожирением и склерозом.

Эту культура из семейства тыквенных – теплолюбивая, ее выращивают рассадой. Ухаживают за лагенарией так же, как за любой тыквой. Однако, в отличие от последней, это растение сажают под деревьями или на шпалерах. Тогда лиана обовьет свою опору, а плоды будут красиво свисать с нее.

Выращиваем… змей?

Не позавидуешь тому, кто видит это растение впервые. Уж больно оно напоминает извивающихся змей! Трихозант потому и называют еще змеевидным огурцом. Отдельно стоит сказать о цветках – причудливые снежинки с удивительным ароматом достойны кисти художника!

Растение выращивают, как обычный огурец. Один совет – подвязывайте его к сетчатой опоре. В пищу употребляют еще недозрелые плоды. С одного растения снимают до 25 штук за сезон! Плоды варят, жарят, консервируют, едят сырыми. По вкусу они похожи на огурец с легким привкусом сладкого редиса.

Растение культивируют в открытом грунте, в теплицах, в комнате на подоконнике. Если вы хотите, чтобы плоды были прямыми, к кончику маленького огурчика привяжите небольшой грузик.

Красный огурец

Тладианта сомнительная славится как злостный сорняк. Эту чудную многолетнюю лиану семейства тыквенных нередко используют как декоративное растение. Во время цветения и плодоношения тладианта просто великолепна!

Читайте также:  Легкий огород своими руками

Однако, плоды ее не просто съедобные, они еще и очень сладкие, сочные. Похожи на киви. Их употребляют в свежем виде, либо делают варенье, джем, консервируют, как огурцы.

Тладианта хорошо чувствует себя возле стен и заборов. Растение размножается семенами и клубнями. В последнем случае красный огурец сажают под зиму или ранней весной.

Годится в пищу все!

Чайот хоть и называют также мексиканским огурцом, но это еще один представитель богатого семейства тыквенных. В отличие от своих сородичей, растение имеет клубни, напоминающие картофель. Еще одно отличие – в теплых регионах чайот культивируют как многолетнее растение. Как раз у таких растений и вырастают клубни на 2-3-м году жизни.

Чайот дает неплохой урожай – за сезон, в среднем, 50-80 плодов весом в полкило. И это с одного куста! По вкусу плоды напоминают кабачок. Их употребляют сырыми, солят, маринуют, жарят, варят, предварительно очистив кожицу, используют в соусах и супах. Едят и клубни растения. Запеченные или вареные, они напоминают картофель. Съедобны и молодые побеги растения.

У нас чайот выращивают как однолетник. Если посадить его в теплице, то уже на второй год с каждого растения вы можете собрать до 300 плодов! В открытом грунте этой быстро разрастающейся лианой декорируют заборы и беседки. В Подмосковье зрелых плодов в этом случае вы вряд ли дождетесь, зато сможете полакомиться молодыми побегами. Их готовят, как спаржу.

Модный огурец

Кивано. Этим вьющимся растением уже «заболел» не один дачник. Очередной представитель тыквенных, как и многие другие сородичи, универсален. Молодые плоды едят сырыми, заготавливают на зиму. На зрелом растении образуется кожица с плотным восковым налетом. Благодаря ей плоды можно хранить в течение полугода. Приятный освежающий сок растения, похожий на банановый, используют в приготовлении йогуртов. Кстати, сок растения хорошо заживляет раны. Когда плоды созреют, их разрезают пополам, а внутренности вычерпывают ложкой. Из этой массы делают коктейли, ее добавляют в салаты.

Кивано растет в Новой Зеландии и Израиле. Однако растения, выращенные из семян плодов, привезенных из этих стран, в наших условиях урожая не дадут. Наши ученые вывели раннеспелый сорт «Зеленый дракон». Плоды поспевают уже спустя два месяца после посадки. Растение выращивают рассадой в горшке. В возрасте 1 месяц его высаживают под пленку до 20-25 мая в случае заморозков или в открытый грунт – в начале июня. Культура устойчива ко многим болезням и вредителями.

Растительное мясо

Вигна – еще одна лиана, но уже бобовая. Растение широко распространено в странах Юго-Восточной Азии. Там насчитывается больше сотни сортов. Однако в наших условиях выживают лишь около 5%. Российские ученые вывели два наиболее живучих сорта – «Юньнаньская» и «Сибирский размер». Оба – очень урожайные. Бобы, похожие на спаржевую фасоль, вырастают длиной до 1 м. Только представьте, как со шпалеры свисает нечто, похожее на спагетти!

Плоды содержат много белка. Так что вигна – это растительный заменитель мяса. Поэтому в Индонезии ее называют «мясом бедняков». Плоды используют по-разному: жарят, тушат, консервируют, замораживают. Чтобы иметь вдоволь бобов у себя на даче, вам достаточно всего пары растений вигны. Посадите их в теплице, и до самой осени у вас будет полезный и вкусный продукт!

Растение богов

Именно так называли в Индии красивую однолетнюю лиану семейства тыквенных – момордику. Это растение со съедобными плодами одновременно является красивым украшением балконов, окон, заборов, беседок. Чтобы вызрели плоды, хватает даже короткого лета. Молодые листья и побеги растения используют в салатах, супах, борщах. Плоды момордики жарят, из них делают чипсы, пиво, напитки.
Момордика – лекарство чуть не от всех недугов. Оно борется с гипертонией, замедляет процессы старения, лечит головные боли, ожоги, депрессию, снижает риск инсульта и инфаркта. В медицине используют все части растения – от корней до семян.

Настойка из плодов момордики хорошо помогает при простуде, кашле, температуре и ревматизме. Плоды очистите от семян, порежьте на мелкие кусочки и поместите в трехлитровую банку. Залейте водкой (0,5 л) и плотно закройте крышкой. Настаивайте в темном прохладном месте две недели. Состав пьют натощак за полчаса до еды: 1 ч.л. трижды в день. Курс – три дня.

***
Не правда ли, уже хочется попробовать превратить свою дачу в маленькие джунгли? В одном из наших следующих выпусков мы расскажем о необычных декоративных растениях. А пока что – будьте здоровы!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Конспект занятия «Волшебные травы нашего края» для детей старшей группы

Наталья Бездомникова
Конспект занятия «Волшебные травы нашего края» для детей старшей группы

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Читайте также:  Татьяна щедрина урожайный огород 2021

В ходе изучения представлений детей о лекарственных растениях, выяснилось, что дети недостаточно владеют знаниями о растениях, о пользе их для человека и природы, способах выращивания, среде обитания, о бережном обращении с такими растениями

В ходе реализации данного занятия дети не только узнают назва-ния лекарственных растений нашего края и их внешний вид, но также их ле-чебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойства-ми лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных растений нашего края.

— Формировать представления об укреплении здоровья с помощью лекарственных трав.

-Закрепить знания детей о лекарственных травах нашего края, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

-Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы наблюдательность, лю-бознательность, смекалку

-Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

Методы и приёмы: словесный – беседа, игровая мотивация, проблемные во-просы; наглядный – рассматривание иллюстраций, гербария; контроля и сти-мулирования – похвала, одобрение.

Оборудование: письмо, мяч, иллюстрации с изображением лекарственных трав, мешочки с сухими травами, картинки для игры «Собери картинку», витаминный чай.

Предварительная работа: чтение рассказов о лекарственных травах, заучива-ние стихотворений, отгадывание загадок.

-Ребятки, сегодня, когда я шла на работу, мне передали вот эту корзинку, здесь и адрес написан (читает адрес и одновременно спрашивает детей название республики, города, в котором мы живём, название детского сада и улице, на которой он находится). Оказывается, действительно корзинка для нас.

-Интересно, откуда она? Что нам могли прислать.

-Воспитатель достаёт из корзинки письмо и читает его.

«Здравствуйте, ребята! Я, тетушка Сова – хранительница волшебных трав нашего леса. Мне очень хотелось прийти к вам в гости и рассказать про травы, но я не смогла – много дел. Хочу, чтобы ваш воспитатель вам про некоторые из них рассказал. До новых встреч! Тетушка Сова.

Воспитатель обращает внимание детей на корзинку:

— Интересно, что это там, в корзинке? М — м, какой аромат, чувствуется запах, (что он вам напоминает, мне например лето) а чем же это так приятно пахнет?

Воспитатель сообщает детям о том, что в корзинке мешочки.

— Посмотрите, здесь мешочки?

— А, как, не заглядывая в мешочки, определить, что там?

-В мешочках ягодки, травка. Наверно это и есть волшебные растения, про которые написала Сова в письме.

-Вы мне не подскажите для чего они?

— А как называются растения, которые используют для лечения?

Предлагает детям рассказать про лекарственные растения

— Она хотела рассказать вам про лекарственные растения. Вы согласны, чтобы я вам рассказала?

Предлагает поиграть с мячом «Назови лекарственное растение».

Предлагает присесть на стульчики. Задаёт вопросы, опираясь на лич-ный опыт детей.

нашем крае очень много трав, ягод, которые можно использовать при лечении болезней.

— Кого-нибудь из вас, когда вы болели, мамы лечили травами?

Предлагает послушать небольшой рассказ и отгадать, о каком растении идёт речь.

-У этого растения приятный запах, у него мелкие цветы, желтая сере-динка, белые лепестки. Они как маленькие солнышки выглядывают из травы.

Показывает иллюстрацию данного растения, предлагает подготовлен-ному ребёнку загадать загадку про ромашку.

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар

Воспитатель делает вывод.

-Ромашка растёт везде, её можно встретить на лугу, на берегу речки. Есть ромашка пахучая и аптечная. Настоем можно полоскать горло, промывать глаза, нос. Многие разводят ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их своей красо-той. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Предлагает детям ощутить аромат аптечной ромашки.

Предлагает отгадать загадку.

— Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути

Показывает иллюстрацию подорожника и сухой подорожник из герба-рия.

Воспитатель предлагает детям проблемный вопрос.

-А почему его назвали подорожник?

Подорожник растет на лугах, вдоль дорог, в канавах.

Предлагает ответить на вопросы:

— А приходилось ли вам лечить ранку подорожником?

-Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе?

Листья подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране. Подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

-Ребятки, чтобы вы были здоровыми, я предлагаю вам поиграть в игру «Неболейка».

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком

«Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да, да, да!

Нам простуда не страшна

Воспитатель показывает детям иллюстрацию следующего лекарственного растения (календулы, задаёт вопросы.

— Посмотрите, а что это за растение?

-Рассматриваем сухое растение?

-На какое растение похоже

— Кто из вас знает, как ещё называют растения?

— А почему его так называют? (Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.) рассматриваем семена.

Читайте также:  Как сажать огород правильно схемы

Календулу выращивают на клумбах. Её применяют для заживления ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение и читает его.

-А про следующее растение я предлагаю послушать вам стихотворение.

В беленькое платьице,

Воспитатель рассказывает детям про одуванчик.

-Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. В листьях одуванчика есть много витаминов, и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле. А ещё из них можно приготовить витаминный салат.

А я знаю интересный факт про одуванчик – оказывается, по этому растению можно узнать который час – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 3 часам дня «желтые огоньки» начинают гаснуть или закрываться, — вот такой любопытный цветок.

Воспитатель проводит физкультминутку.

-Представьте, что мы очутились на лугу, где много одуванчиков.

-Дождик поливает, солнце пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают)

— Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

— Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на но-сочках)

— Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашутики (дети приседают)

— Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

-Ребятки, у меня были ещё картинки с лекарственными травами, но из – за сильного ветра, они перепутались, помогите их собрать.

Игра «Собери растение»

Воспитатель проверяет правильность выполненного задания и обобщает, рассказывает про лекарственные растения, которые получились.

Малина – это лекарственная ягода. Ее применяют при простуде, она снижает температуру. (Рассматриваем ягоды малины)

Мята — В листьях мяты много витаминов, чай с мятой помогает при простуде. Её используют для приготовления зубной пасты. Она укрепляет десны, отбеливает зубы, освежает дыхание.

Ребята, а если мешочек с мятой положить около подушки, то спать всю ночь будите крепко.

Шиповник — одно из самых распространённых лекарственных растений. Он богат витамином С.

Воспитатель благодарит детей за помощь.

-Вы такие молодцы, спасибо, что помогли.

Предлагает поиграть в игру.

У меня ещё интересная игра «Вылечи животное»

— Медведь простудился, высокая температура и просит вас помочь, чем лечиться (малиной)

— Зайчик ободрал бок. Какая лекарственная трава поможет ему? (подорожник)

— У белки болит горло, помогите ей? (календула)

— У лисички пропал аппетит (одуванчик)

— У ёжика бессонница. (Мята)

Воспитатель благодарит детей.

Воспитатель подводит итог.

-Ребята мы с вами познакомились только с малым количеством лекарственных растений. В лесах нашем городе растёт много разных трав, с которыми мы не познакомились. Некоторые растения вы сможем увидеть даже на участке нашего детского сада. Да и тётушка Сова, в следующий раз придёт к нам и расскажет.

-А я хочу вам предложить самим в группе вырастить своё лекарственное растение, а летом высадить его на клумбу и ухаживать за ним. Давайте посеем семена календулы

-Ребята, а кому смогу пригодиться мешочки, которые были в корзинке? (Медсестре)

— Правильно, сейчас весна, в детском саду многие ребятишки болеют, и эти мешочки мы отнесём нашим медсёстрам, они им пригодится.

— А что вам сегодня больше все понравилось, что запомнилось, какие были трудности, с чем справились, с чем не справились?

-Молодцы, вы так хорошо занимались, и я приготовила для вас сюрприз – это травяной чай он улучшает аппетит, успокаивает, богат витамином С.

Конспект НОД по экологии для средней группы «Птицы нашего края» Тема: «Птицы нашего края» Цель: расширить знания детей о птицах родного края,их образ жизни. Задачи: Обучающие: -Формировать представления.

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Волшебные птицы» Конспект НОД по лепке для детей старшей группы на тему «Волшебные птицы» Задачи: Обучающая: учить детей лепить птицу, используя знакомые.

Конспект НОД «Птицы нашего края» для старшей группы Цель: расширить знания по теме «Птицы». Задачи: 1. Обучающие: • Обобщать знания детей об образе жизни зимующих птицах нашего края, об особенностях.

Конспект занятия по краеведению во второй младшей группе «Животные нашего края» Цель: Познакомить детей с животными которые живут в лесах Южного Урала, закрепить знание о животных. Программное содержание: 1. Расширение.

Конспект занятия по лэпбуку «Животный мир нашего края» (старшая группа) Цель: Расширять представление детей о животных и птицах нашего края, их особенностях и местах проживания; учить детей давать развернутые.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Витамины для нашего здоровья» Витамины для нашего здоровья» Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье. Задачи: 1. Учить детей различать витаминосодержащие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края» Программное содержание: Учить детей различать и называть зимующих и перелетных птиц, классифицировать их по определенному признаку, учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Птицы нашего края» Птицы нашего краяПрограммное содержание:Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих.

Конспект занятия по познавательному развитию «Лес нашего края» Конспект занятия по познавательному развитию «Лес нашего края» Программное содержание: — Дать представление о широколиственном, хвойном,.

Конспект занятия для старшей группы «Символика г. Белореченска и Краснодарского края» Конспект занятия для старшей группы «Символика г. Белореченска и Краснодарского края» Воспитатель: Мищенко О. В. г. Белореченск.

Оцените статью