Открытый урок по специальности фортепиано «Работа над вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Открытый урок по специальности фортепиано
«Работа над крупной формой в начальных классах ДМШ на примере вариаций И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Старых Ольга Владимировна,
преподаватель МБУ ДО «ДМШ» г. Новоалександровска
(филиал) п.Горьковский Ставропольского края.
18. 05. 2018г. Ученик 2класса Симакин Иван.
Цель урока: пробудить интерес к музыке, научить слышать и понимать мир звуковых образов, расширить кругозор учащегося, раскрыть и развить его творческий потенциал.
Образовательные: — развитие навыков образного мышления.
— передача содержания музыки
— осознание целостности в произведениях крупной формы при наличии множественных деталей. Воспитательные: — создание на уроке свободной творческой атмосферы как основы развития коммуникативных качеств учащегося, культуры его поведения и общения.
Развивающие: — расширение кругозора учащегося
— пробуждение его творческого воображения
— развитие интеллекта — памяти, внимания, мышления.
— развития логического и ассоциативного мышления
— нравственно – эстетического познания.
I . Вступительное слово.
II . Основная часть урока.
1. Анализ музыкальной формы.
2. Тематический и ладо-гармонический анализ.
3. Образно-драматургический разбор произведения.
4. Работа над достижением целостности при исполнении произведения крупной формы.
III . Развитие творческих задатков ученика.
1. Сочинение собственного сюжета с иллюстрациями в картинках.
2. Подведение итогов урока и задание на дом.
I . Вступительное слово.
Работа над произведениями крупной формы является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое образно — звуковое мышление и владение формой. С младших классов произведения крупной формы входят в обязательную программу ДШИ. При этом задача педагога не только ознакомить ученика с различными произведениями композиторов — классиков, их музыкальным стилем, характерным для той или иной эпохи, но и научить понимать внутренний, глубинный смысл музыки.
В чем же состоит сущность крупной формы ? Слово «крупная» подразумевает больший по сравнению с мелкими формами объем. Но только ли в объеме, в количестве исполняемых тактов дело? Прежде всего, крупная форма предполагает наличие драматургического действия, в котором есть главные герои, их взаимоотношения и развязка. К крупным формам относятся вариации, рондо и конечно же «королева» крупных форм — форма сонатного allegro, которая является наиболее сложной в плане исполнительства. Чтобы в будущем подготовить ученика к осмысленному исполнению сонат, с детьми младшего школьного возраста следует начинать с наиболее простой и доступной для понимания ребенка формы. Такой формой среди крупных форм являются вариации.
II . Основная часть урока.
Вопрос ученику: Что означает слово «вариации»?
Ответ: Слово вариация означает изменение, вариант. Вариации это музыкальное произведение, в котором есть тема и ряд вариаций.
Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?
Ответ: Вариации И. Берковича на тему русской народной песни «Во саду ли,в огороде».
Вопрос: Как строится это произведение, сколько в нём частей?
Ответ: Тема и 3 вариации.
Ученице предлагается сыграть тему.
Вопрос: Как строится эта тема, сколько в ней частей – предложений?
Ответ: 3 предложения.
Вопрос: Есть ли повторы?
Ответ: Во 2-м предложении повторяется тема 1-го, но в другой тональности, а 3-е предложение в точности повторяет 2-е, только исполняется на p .
Вопрос: Какой характер темы?
Ответ: Тема оживленная, носит черты танцевальности. -2-
В ходе беседы с учеником выясняем, что русские народные песни весьма разнообразны по характеру. Они складывались для тех или иных случаев жизни. Были песни колыбельные, плясовые, протяжные, свадебные и множество других. Наша песня имеет характер танца и могла исполняться в хороводах.
Подобным образом на доступном ребенку языке разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая особое внимание на изменения темы (следим за «приключениями » темы).
Форма вариации целиком повторяет форму темы. По изложению напоминает этюд.
Тема как бы спряталась в 1-х звуках арпеджированных пассажей.
Ученику предлагается сыграть несколько тактов этюда К. Черни (К.Черни — Г.Гермер, I тетрадь № 4), который он играл раньше и по изложению подобный вариации.
Чтобы тема не «потерялась» в пассажах, ученице предлагается исполнить вариацию и одновременно пропеть звуки темы.
В ходе беседы с учеником выясняем, что во 2-й вариации тема приобретает лирический характер, звучит как протяжная песня. Этому способствует расширение диапазона мелодии, выдержанные ноты в аккомпанементе, который звучит теперь как 2-й голос, (обратим внимание, быть может, появился новый герой?), штрих легато, медленный темп. Вместе с тем в ней появились новые гармонические краски, неожиданные повороты: VI ступень в конце 1-го предложения, ля минор во 2-м предложении, в котором исходная тональность — ми минор — выполняет функцию натуральной доминанты, D в конце 3-го предложения, что делает всю 2 -ю вариацию разомкнутой в плане формы. Все это ставит данную вариацию в положение кульминационной и самой значимой в образном плане.
Завершение, финал. Тема звучит как удалая плясовая песня, приобретая веселый, зажигательный характер (быстрый темп, стаккато, динамика crecshendo от p до ff в 3-м предложении).
Переходим к образно-драматургическому анализу произведения. -3-
Ученику предложено показать картинки и рассказать историю, которую он самостоятельно сочинил в процессе работы над вариациями.
Вопрос ученику: В твоем рассказе и на картинке к теме вариаций идет дождь. Что тебя натолкнуло на эту мысль?
Ответ: Легкое стаккато в мелодии и аккомпанементе.
Вопрос: На картинке у тебя нарисовано солнышко и тучка. Можешь показать эту тучку в музыке? Ответ: Ми минор во 2-м предложении.
Вопрос: В твоем рассказе к 1-й вариации белочка кружилась, кружилась. и попала в чудесный домик и сад. Почему ты так подумал?
Ответ: Мелодия как бы кружится в пассажах и музыка очень красивая.
Вопрос: В рассказе ко 2-й вариации происходит много неожиданных событий, например, белочка увидела Царевича и гостей. Можешь показать это в музыке?
Ответ: Конец 1-го предложения (в гармонии VI ст.).
Вопрос: В конце вариации белочка задумалась , увидев Царевну- лебедь. Певучая мелодия рисует тихое море. Почему тебе так показалось?
Ответ: Вариация заканчивается неустойчиво, как бы вопросом. А еще последние нотки надо подольше протянуть, потому что над ними стоит знак ферматы.
Вопрос: Чем же все заканчивается?
Ответ: В последней вариации — пир на весь мир, потому что музыка бойкая, веселая.
Играем произведение целиком с учетом всего сказанного на уроке.
III . Развитие творческих задатков ученика.
Вариации являются не только наиболее простой и доступной для начинающего пианиста формой, но и представляют собой благодатный материал для собственного творчества. С помощью педагога ученик сочинил 2 собственных вариаций на тему «Во саду ли, в огороде». Начинающему ребенку пока сложно придумать что-то свое, поэтому задачей педагога является направить творческий процесс на использование уже знакомых элементов музыкального языка.
В качестве образца берем исполняемый ранее этюд И. Берковича на тему Паганини.
Для начала выписываем опорные звуки темы без ритма. Далее используем фигурации и фактуру из этюда.
Исполнение вариации. -4-
Сочиняем вальс. Для этого 2-х дольную тему записываем в 3-х дольном размере, заменяя четвертную длительность на 1-й доле такта на половинную. Как образец для аккомпанемента используем фактуру исполняемого ранее Вальса петушков И. Стрибогга. Остается перенести аккомпанемент из Фа мажора в ля и ми минор.
После работы подвести итог: обратить внимание ученика на то, что происходит с основной темой, характером, темпом, тембром, какую роль играют динамические оттенки. В чем особенности русской музыки. При изучении произведения ученик знакомится со стилем русской музыки, с интонациями в полифонии, осознает музыкально- исполнительские особен- ности, соотношение темпов, ритмические особенности. Таким образом — средства музыкальной выразительности влияют на характер музыкального произведения и развитие художественного образа.
Задание на дом. 1) Изменить ритм в третьей вариации ( например: восьмые ноты с точкой или триолями ). Поработать над метро-ритмическими особенностями. 2) Отработать каждый раздел в произведении приемами. 3) Достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.
Вариации Во Саду Ли В Огороде И Беркович — Скачать mp3 бесплатно
Вариация на тему Во саду ли в огороде Variations On A Russian Folk Song И Беркович
Вариации Во саду ли в огороде И Беркович
Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде И Беркович
Вариация на тему Во саду ли в огороде И Беркович Выступление с квартетом
Мирзоян Анна И Беркович вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде
Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде И Беркович
Вариации Во саду ли в огороде 11 апреля
Агата Баркова И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде
И Беркович ВАРИАЦИИ на тему русской народной песни Во саду ли в огороде девица гуляла
Вариации на тему Во саду ли в огороде И Беркович
Вариация на русскую народную песню Во саду ли в огороде И Беркович
Потаки Анисья Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде И Беркович
Вариации на тему русской народной песни во саду ли в огороде И БЕРКОВИЧ
Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде
Беркович Вариации на тему Во саду ли в огороде
ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ И Беркович Оливия Капацевич Olivia Kapatsevich 8 Years Old 8 лет
И Беркович Вариация на русскую народную песню Во саду ли в огороде Хромченкова Евгения 8
Беркович И Вариации на тему рнп Во саду ли Белоголов Костя 1 класс 20190529
Зинченко Вера 10 лет общее фортепиано И Беркович Вариации на тему рнп Во саду ли в огороде
Левкович Арсений И Беркович Вариации на тему р н п Во саду ли в огороде
И Беркович Вариации на тему р н песни Во саду ли в огороде
Беркович Вариации на тему рнп Во саду ли в огороде
Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде исполняет Рябова Надя
Хромченкова Евгения И Беркович Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде
И Беркович Вариации на рус нар песню Во саду ли в огороде Абаева София 7 лет
И Беркович Вариации на тему Русской народной песни Во саду ли в огороде Аранович Марина 9лет
И Беркович вариации на р н п Во саду ли в огороде
1458 Лидия г Калуга Вариации на тему рус нар песни Во саду ли в огороде 1
Мастеркласс Online И Беркович Вариации на Паганини легкая версия
И Беркович Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде
Хромченкова Евгения И Беркович Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде
Вариации И Беркович
И Беркович Вариации на тему русской народной песни исполняет Иван Чернухин
Найденова Мария И Беркович Вариации на тему р н п Во саду ли в огороде Спасибо
Этюд Черни Вариации Беркович Во саду ли в огороде
Самохвалова Вера 1 Кл Самохвалов Данил 1 Кл И Беркович вариации на тему Во саду ли в огороде
И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде
И Беркович Во саду ли в огороде Самохвалова Вера 1кл Самохвалов Данил 1кл Калашникова А И
И Беркович Вариации на рнп Во саду ли в огороде Мысягина Арина 7 лет
И Беркович Вариации на тему рус нар песни Во саду ли в огороде
И Беркович Вариации на тему русской нар песни Во саду ли в огороде Исполняет Соколов Марк
Вариации Во саду ли в огороде
Федоренко Даша 6 лет И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде
1062 Есенкова Дарья г Ульяновск Беркович 1062 И вариации на русскую народную тему Во саду ли в о
Лазуткина Варвара И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в городе
И Беркович Вариации Светлячок
Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде
Елистрахова Екатерина И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде
Абдеева Амалия 7 лет Юкаменское Вариации на РНП Во саду ли в огороде
Беркович вариации на русскую тему
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Вариации Во Саду Ли В Огороде И Беркович в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Вариация на тему Во саду ли в огороде Variations On A Russian Folk Song И Беркович длительностью 1 мин и 27 сек, размер файла 1.91 MB.
И Беркович Вариации На Тему Русской Народной Песни Во Саду Ли В Огороде Девица Гуляла
Бесплатно скачать И Беркович Вариации На Тему Русской Народной Песни Во Саду Ли В Огороде Девица Гуляла в mp3. Мы нашли 8 песен для скачивания, рекомендуем загрузить первый файл И Беркович ВАРИАЦИИ на тему русской народной песни Во саду ли в огороде девица гуляла.mp3 размером 1.60 MB
И Беркович ВАРИАЦИИ на тему русской народной песни Во саду ли в огороде девица гуляла.mp3
01:13 1.60 MB 14.5K
Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде И Беркович.mp3
01:32 2.02 MB 2.1K
Вариация на тему Во саду ли в огороде Variations On A Russian Folk Song И Беркович.mp3
01:27 1.91 MB 22.2K
Мирзоян Анна И Беркович вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде.mp3
01:45 2.30 MB 2.2K
Агата Баркова И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде.mp3
01:49 2.39 MB 187
Вариации Во саду ли в огороде И Беркович.mp3
Вариации на русскую народную песню Во саду ли в огороде И Беркович.mp3
01:56 2.54 MB 3.3K
Вариация на тему Во саду ли в огороде И Беркович Выступление с квартетом.mp3
01:42 2.24 MB 5.8K
Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде исполняет Рябова Надя.mp3
Русская народная песня Во саду ли в огороде.mp3
01:38 2.15 MB 10.6K
1458 Лидия г Калуга Вариации на тему рус нар песни Во саду ли в огороде 1.mp3
И Беркович Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде.mp3
01:47 2.35 MB 242
Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде.mp3
Беркович И Вариации на тему рнп Во саду ли Белоголов Костя 1 класс 20190529.mp3
Вариации на тему русской народной песни Во саду ли в огороде.mp3
02:14 2.94 MB 161
И Беркович Вариации на тему русской народной песни исполняет Иван Чернухин.mp3