Запомни!
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.
Влияние цивилизации на природу
(1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.
(6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.
(10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
(12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.
(15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.
(24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
(26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.
В предложенном нам для анализа тексте автор поднимает проблему влияния цивилизации на природу. Рассуждая над проблемой В. Арсеньев приводит нам два примера, взаимнодополняющие друг друга. В нашем тексте говорится о том, что если дорога перегоражена поваленными деревьями, то маленькие перерубали, а большие стёсывали, чтобы движение с конями возобновилось.
Также автор подчёркивает серьёзное изменение со стороны цивилизации. Арсеньев описывает нам, что рёв тигров сменился свистом паровозов, а одинокие хижины звероловов сменились большими русскими селениями. Эти два примера отображают негативную сторону нашей проблемы.
Авторскую позицию можно сформулировать таким образом: природа — это отдельная система, которая из-за вмешательств цивилизации, терпит ущерб.
С позицией автора невозможно не согласиться. Действительно, в реальной жизни, к сожалению, планета застраивается «бетонными джунглями», появляются всё больше и больше машин, которые выбрасывают выхлопные газы в воздух. Однако, в мире на данный момент предпринимаются меры, кторорые уменьшают и исключают вред природе. К таким людям я имею огромное уважение. В качестве примера из русской литературы я возьму произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В этом романе нигилист Евгений Базаров считал, что природа нужна только для того, чтобы в ней работать и брать у неё плоды.
Можно сделать вывод о том, что вмешательства цивилизации портят природу, отнимая у неё плоды.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Пример 1 не засчитан: он не иллюстрирует проблему. Пояснения нет.
Пример 2 указан, не пояснен.
Взаимосвязь между примерами и анализ не зачтены.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование тезиса не подходит. Разве Базаров показан Тургеневым как защитник природы? Неудачный пример.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
1) Комментарий должен быть в одном абзаце, а проблема — в другом.
В нашем тексте говорится о том, что если дорога перегоражена поваленными деревьями, то маленькие перерубали, а большие стёсывали, чтобы движение с конями возобновилось. |
5) Какой нашей? Вы раскрываете проблему текста. Что значит негативную? А есть другая, позитивная? Непонятно.
Однако, в мире на данный момент предпринимаются меры, кторорые уменьшают и исключают вред природе. К таким людям я имею огромное уважение. |
Однако, в мире на данный момент предпринимаются меры, кторорые уменьшают и исключают вред природе. К таким людям я имею огромное уважение. В качестве примера из русской литературы я возьму произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». |
В этом романе нигилист Евгений Базаров считал, что природа нужна только для того, чтобы в ней работать и брать у неё плоды. |
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.
1) Снят балл из-за потери балла по К10.
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
В нашем тексте говорится о том, что если дорога перегоражена поваленными деревьями, то маленькие перерубали, а большие стёсывали, чтобы движение с конями возобновилось. |
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Авторскую позицию можно сформулировать таким образом: природа — это отдельная система, которая из-за вмешательств цивилизации , ЛИШНЯЯ ЗПТ терпит ущерб. |
Однако , ЛИШНЯЯ ЗПТ в мире на данный момент предпринимаются меры, кторорые уменьшают и исключают вред природе. |
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
В нашем тексте говорится о том, что если дорога перегоражена поваленными деревьями, то маленькие перерубали, а большие стёсывали, чтобы движение с конями возобновилось. |
Так как дорога была перегорожена поваленными деревьями, то маленькие деревья перерубали сь , а большие стёсывали сь , чтобы движение с конями возобновилось. |
Действительно, в реальной жизни, к сожалению, планета застраивается «бетонными джунглями», появляются всё больше и больше машин, которые выбрасывают выхлопные газы в воздух. |
K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
2) Ошибочное словообразование. Такого слова нет. Верно: взаимодополняющие.
Арсеньев описывает нам , что рёв тигров сменился свистом паровозов, а одинокие хижины звероловов сменились большими русскими селениями. |
Авторскую позицию можно сформулировать таким образом: природа — это отдельная система, которая из-за вмешательств цивилизации, терпит ущерб. |
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, обоснованием собственной позиции, логикой, речью.
Источник
Лес и человек
Нет нужды говорить о том, какую роль играл лес в жизни первобытного населения таежной зоны России. Для них лес был и местом жительства, и источником строительных материалов, дров и пищи. В течение многих тысячелетий культура народов Европейского Севера формировалась под влиянием окружающих их лесов. Однако, и для леса деятельность человека не проходила бесследно: уже с самого начала заселения таежной территории племена охотников и рыболовов стали одним из основных факторов формирования таежных ландшафтов, коренным образом изменив их развитие. Фактически, лес и человеческая цивилизация на Европейском Севере России развивались параллельно, оказывая друг на друга исключительно сильное влияние. Рассматривать европейскую тайгу как нечто чисто природное, полностью игнорируя роль человека в ее развитии, невозможно, так же как невозможно отрицать то, что современная хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению тысячелетиями складывавшегося равновесия и уничтожению тайги.
Для того, чтобы понять, как складывались отношения человека и таежной природы, какую роль играли человеческая цивилизация и европейская тайга в жизни друг друга, следует выделить основные этапы их общей истории. Очевидно, что эти этапы не имеют и не могут иметь четких временных границ; более того, в разных частях таежной зоны они сменяли друг друга в разное время. Можно лишь говорить о некоторой общей картине развития отношений человеческого общества и таежной природы. С точки зрения использования человеком лесных ресурсов и воздействия человека на формирование таежных ландшафтов можно выделить следующие основные этапы.
- Натуральное хозяйство. В течение многих тысячелетий со времени заселения таежной зоны Европейской России тайга являлась для населения источником различных материальных благ, удовлетворявших главным образом местные потребности (в строительных материалах, топливе, дичи, рыбе, грибах и ягодах). Лишь небольшая часть продукции леса заготавливалась в промышленном масштабе, для товарного обмена или торговли с населением иных, более южных, регионов (шкурки зверей, особо ценные виды рыб, в южной тайге — мед). Низкая плотность населения обуславливала малую потребность в древесине и, как следствие, крайне незначительные объемы лесозаготовок. Малые объемы лесозаготовок и использование преимущественно определенных размеров деревьев на строительные цели обуславливали абсолютное господство выборочных, точнее — приисковых, рубок, при которых из леса выбирались лишь отдельные, наиболее подходящие для конкретной цели, деревья. Главным фактором воздействия человеческой цивилизации на тайгу были лесные пожары. В южной тайге они в первую очередь были связаны с подсечно-огневым земледелием, при котором участок леса выжигался, в течение нескольких лет на удобренной золой сгоревших деревьев и очищенной от сорняков почве выращивался урожай сельскохозяйственных культур, после чего заросший сорняками (с которыми при примитивной агротехнике не было никакой возможности бороться) и истощившийся участок забрасывался и постепенно вновь зарастал лесом. Несмотря на низкую плотность населения, благодаря постоянной смене выжигаемых участков леса через подсечно-огневое земледелие видимо уже к середине нашего тысячелетия прошла практически вся территория южной тайги и значительная часть средней. Подсечно-огневое земледелие приводило к преобразованию не только непосредственно расчищаемых участков таежной территории; нередко огонь «убегал» из-под контроля, и выгорала значительная часть прилегающих лесов. Подсечно-огневое земледелие сохранялось в таежной зоне до нашего столетия; окончательно оно исчезло на севере Европейской России лишь 30-х годах. В наши дни подсечно-огневое земледелие в таежных лесах уже не встречается, но абсолютно аналогичную систему землепользования можно встретить во многих крупнейших массивах тропических лесов. Подсечно-огневое земледелие было главным, но не единственным источником лесных пожаров. Повсеместно, а особенно в северной тайге, источниками пожаров становились костры на стоянках охотников, рыболовов, а в отдельных районах — и оленеводов. В целом, коренное население таежной зоны было главным источником лесных пожаров в течение практически всей истории формирования лесов севера Европейской России.
10 Орлов М.М. Учение о лесном хозяйстве, его развитие, методы и задачи (вступительная лекция, читанная студентам Ново-Александрийского Института сельского хозяйства и лесоводства, 17 сентября 1891 г.) //Лесной Журнал, 1895, №3.
Источник