Технологическая карта к уроку окружающего мира «Природное сообщество. Лес» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Автор предлагаемой разработки: Ермолова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45» г. Владивостока.
Урок составлен по программе УМК «Начальная школа 21 век». Данный урок является итоговым в результате изучения темы «Царства природы». Учебная деятельность организуется в начале урока – всем классом, далее — в групповой форме. Деление на группы осуществляется дифференцированно. Группы по 3 — 4 человека. Группы детей со слабой развитой коммуникацией и мыслительной деятельностью работают только по учебнику. Дети, умеющие работать в группе самостоятельно и имеющие удовлетворительный уровень мыслительной деятельности, имеют возможность работать по дополнительным тексту, предоставленному учителем.
Тема: Природное сообщество «Лес».
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная: уметь анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, отбирать информацию, полученную из разных источников; принимать и сохранять учебную задачу; договариваться и приходить к общему мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Содержательная: обобщить характерные признаки сообщества «Лес», раскрыть связи между членами сообщества
— предметные: обобщить представления учащихся о сообществе «Лес», его растительном и животном многообразии, показать взаимосвязи между компонентами сообщества, усвоить понятия «сообщество», «ярусность».
— метапредметные: работать с предложенной информацией, сотрудничать в группе, высказывать своё мнение, доказывать правильность выбора, рассуждать и выражать свои мысли через диалог между учащимися,
— личностные : вести диалог с учащимися и учителем, усваивать необходимость сохранения лесного сообщества, воспитывать в себе бережное отношение к природе.
Условия реализации, техническое оборудование: карточки со словами по количеству учащихся в классе для работы в приёме «Группировка», учебник «Окружающий мир», дополнительный текст «Лесное сообщество», таблица для заполнения «Лесное сообщество».
Приёмы развития смыслового чтения
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
- обобщает предложенные учащимися варианты отгадки и сообщает, что им предстоит отгадать, что это за дом, и что за чудеса есть в этом доме.
- дают варианты отгадки;
- выделяют опорные слова из загадки, на которых будет строится урок
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- активизирует мыслительную деятельность обучающихся;
- направляет учащихся, поддерживает их процесс мыследеятельности
- свободно передвигаясь по классу, составляют пары, тройки и группы по выбранному самостоятельно признаку, доказывают свой выбор
«Группировка», «Отсроченная отгадка»
Этап закрепления с проговариванием во внешней среде
- читают текст учебника и дополнительные тексты (Приложение 2), анализируют, в группах составляют таблицу по предложенным основаниям;
- объясняют особенности сообщества «Лес», дополняют друг друга, задают уточняющие вопросы
Этап включения изученного
- предлагает включить в сообщество «Лес» слова, использованные на 2 этапе
- дополняют таблицу, аргументируя свой выбор;
- соотносят цели урока с результатом
Этап рефлексии учебной деятельности
- задаёт провокационный вопрос «отсроченную загадку» для нахождения ответов дома (домашнее задание)
- проводят самооценку: всё ли получилось на уроке, достаточно ли информации для понимания темы урока
Учитель в начале урока предлагает детям отгадать загадку, найти в ней ключевые слова, на которые им необходимо найти ответы в процессе урока (загадка записана да доске).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Каждому учащемуся предлагается слово – понятие. Задача каждого учащегося: свободно передвигаясь по классу, найти себе пару по самостоятельно выбранному признаку, и объяснить свой выбор. Далее необходимо составить тройку, также по самостоятельно выбранному признаку и доказать свой выбор. Следующим этапом необходимо найти слова, которые по какому-то признаку максимально объединят учащихся в группы, и аргументировано объяснить основание для объединения.
Слова, предлагаемые учащимся для группировки: берёза, сосна, заяц, жук-короед, черви, дятел, заяц, землеройка, сова, ястреб, волк, бактерии, крот, ящерица, уж, филин, еж, шиповник, орешник, ландыш, вороний глаз, трава, кустарник, дерево, лес, болото, луг.
В процессе чтения текста учебника и дополнительного текста учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания и заполняют таблицу – паспорт сообщества «Лес».
- Докажи на примерах, что в лесу всё взаимосвязано (возможен рисунок)
- Составь пищевые цепочки (возможен рисунок)
- Запиши, чем лес необходим и важен для человека.
1. Название природного сообщества – лес.
2. Какие организмы составляют сообщество . Характерным признаком сообщества «Лес» является ярусность. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.
В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.
3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
4. Значение природного сообщества для человека . Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.
5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.
6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.
Источник