Урок_рисования_фруктов_конспект

Конспект урока на тему «Рисование с натуры. Натюрморт. Рисование фруктов»

Цель: формировать умение рисовать натюрморт с натуры (фрукты).

· учить различать оттенки красок, смешивать краски;

· закрепить знания о процессе рисования с натуры;

· познакомить с понятием «композиция»;

· продолжить формирование графических навыков;

· закрепить умение анализировать готовый рисунок.

· развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;

· развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;

· развивать творческие способности;

· развивать эстетический вкус и интерес;

· развивать умение самостоятельно работать по плану;

· развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

· развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов.

· воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;

· воспитывать уважение к труду, самостоятельность;

· воспитывать уважение к чужому труду;

· воспитывать уважение к мнениям одноклассников.

— по содержанию: рисование с натуры условно-плоского предмета;

— по способу проведения: урок по рисованию условно-плоского предмета;

— по цели: по формированию умений изображать условно-плоского предмета;

— по структурной единице: простой;

— по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;

— по познавательной деятельности: творческий.

Использованные методы:

-словесные (беседа, объяснение, рассказ);

-наглядные (демонстрация педагогического рисунка, фотографий и иллюстраций, репродукций картин);

-практические: практическая самостоятельная работа.

Изобразительный ряд: муляжи или натуральные фрукты (яблоко, груша, слива), геометрические фигурки (круг, овал, треугольник), репродукции картин «Фрукты на блюде» И.И. Машкова, «Яблоки и листья» Е.И. Репина, образец педагогического рисунка; четыре разноцветных флажка.

(муляжи или настоящие фрукты)

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа!»

Все готовы? Рисования урок у нас.

— Проверьте, подготовили ли вы этот предмет к уроку:

— Покажите. Некоторые из вас забыли подточить карандаш, им будет рисовать труднее, линии получатся толстыми, неаккуратными, поэтому очень важно, чтобы материал к уроку рисования вы старательно и внимательно готовили дома заранее.

Учитель проверяет наличие папок с инструментами и материалами. Краски смочены детьми на перемене.

Имеют целевую установку к обучению и целенаправленной сознательной деятельности.

2. рассматривание и описание картин «Фрукты на блюде» И.И. Машкова и «Яблоки и листья» И. Е. Репина

— Сегодня на уроке вы впервые будете выполнять рисунок с натуры, то есть то, что видите перед собой.

— Какое сейчас время года? (Осень). Что люди делают осенью? (Собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, грибы).

— Верно. Осень – это пора изобилия фруктов и овощей. Для того, чтобы они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из вас тоже помогали им, ухаживая за растениями и собирая урожай.

— У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать. Кто сможет на ощупь определить, что это за фрукты?

Для подсказки можно загадать загадки:

— Какой плод человеческим именем величается? (Груша).

Читайте также:  Фрукты_количество_углеводов_таблица

Правильно, мы сегодня будем рисовать грушу, яблоко и сливу. Вот они.

— И на том и на другом полотне изображены фрукты, но мы видим, что у обоих художников различен замысел и соответственно средства его выражения.

Формат картины И.И. Машкова – прямоугольный, несколько вытянут по горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола, покрытого белой скатертью, на котором лежат фрукты. Композиционный центр связывает, объединяет все предметы.

Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его тёмных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно; изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков.

На картине И. Е. Репина крепкие, спелые яблоки, сочные зелёные листья окружает воздушная среда. Глубокое пространство открывается взгляду зрителя. Этому способствует выбор формата – он почти квадратный, выбор размера изображения предметов – они невелики. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине И. Е. Репина – несколько яблок, которые расположены слева от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе тёплые и холодные оттенки, подчинённые единому колориту. Назовите эти оттенки.

Заметили ли вы светло-теневые отношения предметов? Каким способом выделены яркие фрукты? (Очерчены тёмным контуром).

Во время беседы на доске вывешиваются иллюстрации – сбор урожая, осень.

Постановка цели урока детьми.

Учитель показывает муляжи или сами фрукты.

Учитель обращает внимание детей на репродукции.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Физкультминутка (игра – танец «Разноцветные флажки»)

3. Анализ композиции рисунка.

— Рассмотрите форму каждого из фруктов.

— Какую форму имеет яблоко? (Круглую).

— Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.

— Груша имеет такую же форму, что и яблоко? (Нет, груша имеет форму треугольника). Посмотрите, как она сужается вверху.

— На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Слива имеет форму овальную форму).

— Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?

— Посмотрите на яблоко, какого оно цвета?

— Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов – жёлтого и красного. Послушайте описания яблока в загадке:

— Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта? Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?

— А какого цвета груша? (Груша жёлтого цвета). Но жёлтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для нашей груши?

Читайте также:  Приготовить_фруктовый_салат_со_сливками

— Хорошо, грушу раскрасим краской светлого – жёлтого цвета. Но лучше, если в этот жёлтый цвет добавить немного светло – коричневого. Попробуйте смешать эти краски. Что получилось? Как стала смотреться груша?

А какого цвета слива? (Слива имеет светло – фиолетовую окраску).

— Послушайте и скажите, о каком фрукте В. Толоконников загадал загадку.

— С чем сравнил поэт сливы? Почему? Как вы думаете, прав ли он, назвав цвет сливы?

— Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка?

Жёлтый, жёлтый, ярко – жёлтый

С жёлтым, жёлтым, ярко- жёлтым

Высоко подняв флажки, дети размахивают ими над головой, кружатся на месте.

Весело шагаем (шаг на месте).

Все цвета мы знаем. (Машут флажками над головой, потом останавливаются).

Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре, то есть слива никак не может быть по размеру больше яблока. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе.

— Выбрав лучший вариант, приступаем к размещению предметов на плоскости листа.

1) проводим горизонтальные линии, отмечая положение фруктов;

2) определяем положение центрального предмета и относительного него положение двух других.

2. Построение формы предметов.

1) обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал.

Раскрашиваем фрукты в основные цвета.

Груша – светло – жёлтого цвета. Для получения такого оттенка жёлтую краску наносим на палитру и разводим её водой.

Яблоко раскрашиваем в жёлтый цвет, а сливу – в фиолетовый.

Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести оттенок светло-коричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на палитру жёлтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.

В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски.

Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.

На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: овал, круг, треугольник.

Учитель в руке держит 4 разноцветных флажка разного цвета: красный, жёлтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять любой флажок и потанцевать. Остальные дети повторяют движения за учащимся с флажком. Затем все дружно хлопают в ладоши.

Далее в стихотворении меняются слова с обозначением того цвета, флажок которого взял очередной ученик.

Звучит в записи русская народная песня «Ах вы, сени».

Учитель предлагает учащимся несколько вариантов компоновки рисунка.

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

— Чем займёмся на уроке? Что надо нарисовать? (Любой понравившийся фрукт).

Читайте также:  Фрукты_кинг_легаси_тир_лист

— Чего не хватает для выполнения работы? (Плана).

— Составим его. Что необходимо сделать сначала? (Отметить на листе расположение фрукта). Назовём этот пункт — разметка пропорций.

— Что необходимо сделать далее? (Нарисовать карандашом лёгкими линиями очертание фрукта). Как это можно назвать покороче? (Набросок).

— После того как будет готов набросок, что следует сделать? (Раскрасить рисунок). Верно, назовём этот пункт плана – раскрашивание.

— Хорошо. На этом рисунок готов? (Нет). Что забыли? (Забыли дорисовать листочек и черешок). Верно, назовём этот пункт плана так – прорисовывание деталей.

— Как мы будем оценивать наши работы? Какую работу можно считать хорошей, удачной? (Рисунок полностью завершён, цвет показан у фрукта правильно, все детали прорисованы).

На доске постепенно появляется план по которому учитель работает вместе с детьми.

1. Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Выразительно читать чужие тексты, создавать свои устные и письменные тексты.

V. Практическая самостоятельная работа

— А сейчас, ребята, после моего показа вы выполните рисунок самостоятельно по плану. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне.

Проверка учителем готовности детей. Дети выполняют работу, опираясь на план, учитель в это время ходит по рядам и подсказывает, направляет детей.

— Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох аккуратно убираем на край стола.

— Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши рисунки.

— Посмотрите на работы. Что нового вы узнали на уроке? Понравилось ли рисовать фрукты? Какой рисунок вы считаете самым ярким и выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё.

— Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съела бы их! Молодцы!

— У кого работа получилась хорошо, правильно, удачно?

— У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать.

— Какую работу мы выполнили на уроке? (Рисовали фрукты). Что вам было сложно нарисовать? (Передать цвет фрукта). Что нового узнали, какие умения приобрели? Для чего они необходимы? Где их можно будет применить? Что вы расскажете родителям?

Дети убирают свои рабочие места, учитель строго следит за этим.

У доски учитель и дети организуют выставку.

Дети представляют свои работы. Учитель с детьми выставляет оценки.

1. Оценивать правильность выполнения действия.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Источник

Оцените статью