Способы посадки, уход за растениями в питомнике
Для размещения древесных растений в школьном отделении породы, близкие друг к другу по агротехнике выращивания, с примерно одинаковым сроком пребывания в отделении объединяют в группы и выращивают в одном севообороте. Это позволяет рационально разместить растения на отведенной территории и облегчает уход за ними, формирование штамба и кроны, а также проведение инвентаризации посадочного материала.
По сроку выращивания в школьном отделении древесные породы могут быть сгруппированы следующим образом:
быстрорастущие (3-4 года) — тополи, ивы, акация белая, айлант, клен ясенелистный, береза, гледичия, софора японская, лиственница;
умереннорастущие (6-7 лет) — клен серебристый, клен остролистный, катальпа, рябина, ясень, вяз обыкновенный, вяз мелколистный, платан, груша, яблоня, орехи, дуб красный;
медленнорастущие (8 лет) — каштан конский, дуб черешчатый,. бук, липа, граб, хвойные;
кустарники (2-4 года).
В первую школу для выращивания саженцев из посевного отделения пересаживают посадочный материал всех перечисленных выше групп. Это одно-, двулетние сеянцы и укоренившиеся черенки деревьев и кустарников, а также одно-, двулетние отводки. Срок пребывания саженцев в первой школе 2-4 года. За это время кустарники, а также быстрорастущие штамбовые породы успевают развиться, достигнуть стандартных размеров и реализуются как готовая продукция.
Саженцы умеренно- и медленнорастущих пород не успевают развиться до необходимых размеров, однако оставлять их на том же месте нельзя, поскольку площадь питания для них становится уже недостаточной, что задерживает развитие как корневой их системы, так и надземной части. Поэтому их выкапывают одновременно со всеми другими, готовыми к реализации саженцами, и пересаживают на доращивание во вторую школу, увеличивая площадь питания.
Растения в школьном отделении должны размещаться так, чтобы выход стандартного посадочного материала с единицы площади’ был максимальным, а кроме того обеспечивался высокий уровень, механизации всех процессов.
Во второй школе штамбовые древесные растения размещают рядами. Для быстро- и умереннорастущих пород расстояние между рядами устанавливают 1 м, а в ряду между растениями — 0,5 м при высадке 20 тыс. шт./га. Для медленнорастущих пород расстояние между рядами также 1 м, а в ряду — 0,3 м, что дает возможность разместить 33 тыс. шт./га. Продуктивным считается квадратное размещение саженцев штамбовых пород на расстоянии 0,7×0,7 м с высадкой 20,4 тыс. шт./га. При таком расположении улучшаются условия их освещения и равномерно распределяются между ними, площади питания.
Для кустарников применяют размещение рядами с одинаковым (1-0,9 м) для всех пород расстоянием между ними. В ряду растения располагают на расстоянии 0,3-0,4 м при посадке 25-• 40 тыс. шт./га. Практикуется также квадратное размещение кустарников по схеме 0,6×0,6 м при посадке 27,5 тыс. шт./га. Для лучшего использования механизмов следует придерживаться единой схемы.
Саженцы умеренно — и быстрорастущих пород для завершения выращивания и формирования кроны пересаживают в третью школу. Сроки их выращивания здесь устанавливаются для быстрорастущих пород 2-3 года; для умереннорастущих — 2-4 года; для медленнорастущих — 3-4 года. Площадь питания и освещения в этой школе увеличивается, причем рекомендуется только квадратное размещение растений при расстоянии между ними 1X1 м. Это способствует равномерному во все стороны развитию корневой системы и, кроме того, позволяет производить междурядную обработку почвы механизированным способом в двух направлениях. Саженцы должны располагаться точно по квадратам, в противном случае возможно их механическое повреждение.
Перед посадкой в первую школу корни сеянцев древесно-декоративных пород обрезают на 18-20 см. Для этого растения складывают в кучки, размещая их корневые шейки в одной плоскости и острым ножом или топором на деревянной доске производят подрезку. У кустарников на 1/2-1/3 укорачивают надземную часть. Сеянцы с длинными корнями, посаженные без обрезки, иногда при посадке в посадочные ямки загибают, что делать не рекомендуется, так как это отрицательно сказывается на росте и развитии растений. Подготовленные к посадке сеянцы обмакивают сразу же в земляную болтушку, укладывают в ящики или ведра или прикапывают.
Существуют два способа посадки — ручной и механизированный. Как уже упоминалось, ручная посадка производится обычно под меч Колесова или под лопату. Меч Колесова — это стальная узкая лопата, верхняя ее часть более широкая и утолщенная, а нижняя более узкая и отточенная; длина пластинки 38 см, длина стального стержня — 62 см. Вверху меча имеется деревянная ручка, его масса 4,5-5,0 кг. Посадку выполняют двое рабочих: один поднимает меч на некоторую высоту и с силой втыкает его в землю, на глубину, немного большую, чем длина корневой системы. Движением меча вперед ‘и назад он образует посадочную щель, и затем вынимает его, а второй рабочий опускает сеянец в щель так, чтобы его корневая шейка была на уровне почвы и корни не загибались. Отступив назад, первый рабочий на расстоянии 8-10 см от щели втыкает меч и движением на себя прижимает землю к нижней части корней, а последующим движением от себя прижимает землю к верхней части корневой системы, после чего вытаскивает меч и ногами заделывает оставшуюся щель. Посадка под меч Колесова — высокопроизводительный способ, но в связи с тем, что корневая система сдавливается в одной плоскости, в декоративных -и плодовых питомниках он не рекомендуется.
Преимущество посадки под лопату в ямки заключается в том, что корневая система в почве размещается почти так, как она размещалась до пересадки в школу. Ямки роют на глубину 20-30 см. Этот способ менее производителен, однако обеспечивает лучшее развитие корневой системы саженца (рис. 1, 2).
Рис. 1. Последовательные стадии посадки в ямку, приготовленную мотыгой
Рис. 2. Посадки: а — глубокая, б — мелкая, в — правильная
Для механизированной посадки сеянцев, дичков, черенков в первую школу питомников в древесно-декоративных питомниках применяют специально навесную трехрядную сажалку СШН-3. Ее можно использовать как одно- и двухрядную. В трехрядном варианте она агрегатируется с трактором ДТ-54А, в двухрядном — с трактором КДП-35 или «Беларусь», в однорядном — с трактором Т-28, производительность ее 0,15 га/ч. Качество машинной посадки значительно выше по сравнению с ручной под лопату и дает экономию при использовании СШН-3-59 руб/га.
При посадке необходимо строго соблюдать следующие правила: производить посадку в лучшие агротехнические сроки не опаздывать;
не допускать подсушивания корней при выкопке, перевозке и посадке;
высаживать сеянцы по корневую шейку или не более 1-2 см выше нее — более мелкая или более глубокая посадка приводит к большим потерям материала;
правильно размещать при посадке корневую систему, чтобы не было сплетения и загибов;
хорошо засыпать корневую систему землей и отаптывать ее вокруг сеянца, чтобы не оставалось пустот и при потягивании сеянцев вверх они не выступали над землей. При соблюдении перечисленных правил качество посадки будет хорошим.
Уход за саженцами и формирование кроны
Почва в рядах и междурядьях все время должна находиться в состоянии чистого пара, что достигается рыхлением и уничтожением сорных трав. Число прополок и рыхлений в первый год выращивания саженцев в среднем 7-8 раз, в последующие годы -4-6 раз, глубина рыхления в школах 8-12 см.
После того как сеянцы в школе приживутся и «тронутся в рост», следует дать им подкормку из навозной жижи или азотистых минеральных удобрений — селитры или сернокислого аммония. Вторую подкормку дают через 20-25 дней — в июне в виде фосфорных или калийных удобрений из расчета суперфосфата 75-100 кг/га и одновременно хлористого калия 30-50 кг/га. В летний период необходимо своевременно вести борьбу с вредителями.
Весной следующего года в школе на место погибших растений подсаживают новые той же породы, чтобы не уменьшился плановый выход саженцев. В последующие годы в школах производится аналогичный уход за почвой.
Большое место в уходе за саженцами отводится формированию надземной их части — штамба и кроны. Крона — это совокупность расположенных на стволе ветвей и побегов. Штамб — нижняя часть ствола от корневой шейки до первой нижней ветви кроны.
Ряд пород не нуждаются в специальной обрезке, так как образуют прямой ствол (каштан конский, ясень, береза, рябина, хвойные и др.), некоторые же (липа, гледичия, акация белая, софора японская и др.) без соответствующего ухода вырастают с искривленными стволами. Хороший ствол (штамб) у этих пород можно вывести только при помощи обрезки и подвязки.
В первый год пребывания саженца в школе штамб не формируют. При развитии нескольких верхушечных побегов одному из них, наиболее сильному, дают свободно расти, остальные же прищипывают, чтобы прекратился их рост. В случае буйного роста в высоту и слабого в толщину весной, на второй год, верхушку прищипывают или обрезают для ослабления роста в высоту. Боковые веточки в результате развиваются быстрее, способствуя утолщению осевого побега. Боковые побеги за лето два-три раза прищипывают на 8-10 см, что приводит к утолщению штамба. На третий — четвертый год в первой школе и на второй — третий год во второй школе, с конца июля до половины августа, остро отточенным садовым ножом вырезают боковые побеги. Срез делают у самого основания побега — на кольцо.
Штамб можно формировать и путем обрезки всей надземной части саженца (весной или осенью в год посадки). После этого появляются порослевые побеги, из которых оставляют один, наиболее сильный и ровный, остальные удаляют. Далее применяют те же приемы формирования.
К формированию кроны приступают, когда высота основной массы саженцев достигает более 2,5 м. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен иметь при себе деревянную планку — шаблон с отметкой требуемой высоты штамба. Идя вдоль ряда и приставляя шаблон к саженцу, он отмеряет нужную высоту, и на уровне сделанной отметки прищипывает или укорачивает имеющиеся боковые побеги; вверх же от сделанной отметки отсчитывает шесть — семь нормально развитых почек и над самой верхней из них острым секатором срезает верхушечный побег (рис. 3).
Рис. 3. Срезка побегов на почку: а — правильная, б, в — неправильная, г — резка побегов первого яруса для получения загущенной кроны
У саженцев хвойных, березы, каштана конского, ореха, ясеня крону не формируют, так как она у них хорошо формируется естественным путем. На следующий год после обработки первого яруса кроны формируют второй ярус. Для этого осевой побег обрезают над пятой или десятой почкой выше первого яруса кроны. Из этих пяти или десяти почек развивается уже второй ярус. Если необходимо формировать конусообразную крону, то верхние ветки первого яруса обрезают коротко, а нижние оставляют длинными. Осевой побег делают над десятой почкой. Для формирования шаровидной кроны коротко подрезают нижние ветки, а верхние оставляют длинными, осевой побег при этом отрезают над /пятой почкой (рис. 4). Окончательно — до компактной, симметрично развитой, свойственной данной древесной породе, — крону формируют во второй школе.
Рис. 4. Сфера формирования кроны штамбовых деревьев: а — штаб, б — почки, из которых разовьется крона; А — закладка кроны, Б — саженец с побегами утолщения, В — саженец со штабом, очищенным от побегов утолщения
Работами по формированию кроны завершается выращивание саженцев кронистых деревьев — основного посадочного материала для зеленого строительства.
Из питомника на озеленяемый участок саженцы поступаю обычно с одним, реже с двумя ярусами кроны, после чего их крона развивается естественным путем.
Источник статьи: http://biofile.ru/bio/16750.html
Виноград и ассоциация джентльменов
Уход за растениями и почвой в питомнике
В период вегетации почву на плантации и разворотные полосы содержат в свободном от сорняков состоянии (3—5 культиваций за лето). Надземную часть растений через каждые 3—4 недели в период вегетации опрыскивают.
Ежегодно в июне и в августе плантации детально обследуют для выявления растений, пораженных вирусными болезнями.
Все больные растения подлежат немедленному уничтожению. При этом захватывают 1—2 соседних куста, даже если на них нет никаких симптомов поражения, и тщательно выбирают из почвы возможно большую часть корневой системы. Всю удаленную растительную массу складывают на пленку, выносят с плантации и уничтожают.
Так же удаляют возможные сортопримеси. Эта работа должна проводиться в течение всего периода существования питомника, но в первый год после посадки она наиболее эффективна, потому что корни еще не успевают разрастись и их легче удалить.
Весной второго года после посадки до появления отпрысков проводят следующую работу. Корневище саженца вместе с надземным побегом удаляют, оставляя в почве большую часть корневой системы. Это способствует увеличению коэффициента размножения и устраняет плодоношение. Вырезанные побеги с возможными на них зимующими стадиями вредителей и болезней сжигают за пределами поля. Таким образом, эта операция является и профилактическим мероприятием в борьбе с инфекцией.
Из оставшихся в почве корней к осени разовьются новые побеги. Уход за плантацией на второй год после посадки такой же, как и в первый. Особое внимание уделяется профилактическим мерам защиты от вредителей и болезней. В питомнике не следует допускать образования слишком широких и густых рядов, тем более развития растений в междурядьях. Все растения в ряду должны быть легкодоступными для тщательной обработки ядохимикатами, а междурядья — для свободного прохода машин.
Во время первого мотыжения целесообразно вместе с сорняками уничтожить и слабые, запоздавшие в развитии отпрыски в рядах и блоках — достаточно оставить на 1 м ряда 20—25, а на 1 блок —40—50 отпрысков. В дальнейшем это заметно сократит затраты времени на сортировку выкопанных саженцев. При работе почвообрабатывающих орудий в междурядьях почву нужно обрабатывать так, чтобы ширина рядов не превышала 50 см. При узкорядной схеме посадки (70X50 см) обрабатывают только 3—4-метровые свободные зоны.
Осенью второго года после посадки впервые заготавливают отпрыски. Технология заготовки их состоит из следующих операций: выкопка, освобождение корней от почвы, сортировка, подсчет, связывание в пучки, укорачивание стеблей, навешивание этикеток, прикопка. Работа должна быть организована так, чтобы период, когда корни находятся неприкрытыми почвой, был минимальным. Лучше проводить выкопку в пасмурную погоду.
В московском институте апробирована и защищена авторским свидетельством технология, принципиально отличающаяся от предыдущей. Описанная выше технология обеспечивает заготовку саженца с надземной частью. Этот саженец состоит из корней, корневища и побега. Как показали наблюдения, в последнем не только нет особой необходимости, но присутствие его усложняет посадку. Кроме того, на побеге на новую плантацию могут быть занесены вредители и болезни. Поэтому новая технология строится на получении саженцев, состоящих только из корней и корневища.
Основные звенья этой технологии: прореживание побегов, учет выхода с единицы площади, скашивание стеблей у поверхности почвы и удаление их с поля, выкопка и затаривание саженцев.
В июне — июле, во время борьбы с сорняками, в рядах вместе с сорной растительностью удаляют и лишние отпрыски. Так, по сорту Новость Кузьмина при наличии на одном метре ряда 20 отпрысков примерно равной высоты (40—50 см) все остальные менее развитые можно удалить. Это позволит заблаговременно ликвидировать второсортные растения задолго до выкопки посадочного материала. Прореживания можно добиться, применяя гербициды.
Непосредственно перед выкопкой саженцев реализатор вместе с покупателем с помощью пробных делянок устанавливает количество стандартных саженцев на единице площади. На основании этого определяется, с какой площади можно накопать необходимое количество посадочного материала. После этого все побеги у самой поверхности почвы скашивают и вывозят их с поля. Растительную массу лучше вывезти с поля, но можно, измельчив, разбросать по полю. В последнем случае осенью обязательно тщательное дискование, а весной — внесение дополнительных доз азотных удобрений.
После того как надземная часть растений удалена, приступают непосредственно к выкопке. Кроме того, создается комбайн, идентичный таковому для заготовки рассады земляники. Подрезанный пласт почвы с корнями и корневищами малины попадает на транспортер. Здесь корни освобождаются от почвы и переносятся к накопителю. При его заполнении саженцы перегружают в транспортные средства. Их можно затарить в мешки из полиэтиленовой пленки или мешковины. В таком виде посадочный материал поступает на участок для посадки.
Когда все отпрыски выкопаны и вывезены, с поля убирают растительный мусор (обрывки корней, стеблей, бракованные саженцы и др.). Затем вносят по 1,5—2 ц/га сернокислого аммония и суперфосфата, 1 ц/га сернокислого калия и 60—80 т/га торфокомпоста. После этого почву вдоль рядов обрабатывают дисковой бороной на глубину 5—8 см.
На участке, лишенном растительности, в зимний период снежный покров незначительный, следовательно, сокращаются запасы влаги. Поэтому необходимо выполнить все мероприятия по снегозадержанию.
На третий год отрастание новых отпрысков проходит замедленно. Если отпрыски копали выкопочным плугом, побеги нередко появляются с опозданием более чем на месяц. Они в меньшей степени поражаются, например, дидимеллой, побеговой галлицей. В росте побеги в таких случаях существенно отстают, особенно если лето сухое, но к моменту выкопки имеют хорошую корневую систему и стебли диаметром до 10 мм у основания, то есть отвечают действующим стандартам на посадочный материал.
В этот год уже с весны почву обрабатывают так, чтобы обязательно сохранить рядковое расположение растений. Только по сравнению с предыдущим годом ряды и междурядья меняют местами. При заготовке саженцев прошлой осенью значительная часть корней в рядах была выкопана, а в междурядьях они сохранились. Поэтому там, где в прошлом году были ряды, надо обрабатывать, как междурядья, и наоборот. Ни в коем случае нельзя допускать сплошного зарастания участка отпрысками. Условия, в которых они будут развиваться, перестанут быть контролируемыми, что отразится на качестве посадочного материала.
Сплошная выкопка побегов в предыдущую осень и удаление с участка всякой растительности — мест зимовок вредителей и болезней, а также мульчирование снижают запас инфекции. Тем не менее и на третий год необходимо проводить обработки ядохимикатами. Особенно тщательно надо проводить обследования на вирусные болезни, потому что в этот год уже могут проявиться симптомы от повторного заражения, а установить границы и уничтожить очаг инфекции сложнее, так как корни больного куста разрастаются на значительное расстояние. Почву на участке поддерживают в рыхлом состоянии, если нужно, поливают.
В сентябре проводят вторую заготовку посадочного материала.
По ряду причин — снижение выхода отпрысков, смещение рядов, а главное, накопление инфекции — срок существования очередного поля питомника ограничен тремя годами, а при узкорядной схеме посадки — двумя.
Но прежде чем окончательно уйти с очередного поля питомника, глубокой осенью, когда завершены основные сельскохозяйственные работы, почву перепахивают на глубину 15—20 см, в результате чего на поверхности оказывается значительная часть корней малины. Их выбирают конными или ручными граблями и складывают в обычные плодовые ящики, слегка пересыпая землей. Ящики с корнями можно хранить в подвале, холодильнике и просто на улице под слоем торфа. Важно не допустить подсыхания корней. В дальнейшем их режут и используют в качестве корневых черенков.
Источник статьи: http://vinogradportal.ru/vyrashhivanie-maliny/uxod-za-rasteniyami-i-pochvoj-v-pitomnike.html