Урок-исследование по теме «Какие части культурных растений используют люди в пищу»
Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
- повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
- выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
- продолжить развивать исследовательские способности;
- воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:
|
|
|
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Овощные:
Декоративные:
- Нарцисс
- Тюльпан
- Гладиолус
- Пион
Плодовые:
Лекарственные:
- Мята
- Ромашка
- Шалфей
Зерновые:
Прядильные:
Бобовые:
- Горох
- Фасоль
Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части культурных растений используют люди в пищу». (Приложение 1)
Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
- 1 группа – капуста, лук;
- 2 группа – огурец, помидор;
- 3 группа – морковь, свекла;
- 4 группа – картофель.
Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах исделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.
Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)
– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)
– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)
– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)
– Правильно они называются чешуйки.
– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды»
– Что появляется на месте цветка? (Плод)
– Что есть внутри плода? (Семена)
– Давайте проверим. (Разрезает)
– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения корней»
– Листья есть? (Да)
– Стебель? (Да)
– Что идет после стебля? (Корень)
– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)
– Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)
– Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
– Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (Корни)
– Значит, у картофеля есть корень? (Да)
– Значит картофель уже не корень? (Нет)
– Что идет до корня? (Стебель)
– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде. (Приложение 1)
– Правильно он называется «клубень».
Клубень – это видоизмененный стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Картофель с почками называется побег.
III. Вывод: В каких овощах и что мы употребляем (Приложение 1)
IV. Работа с флеш-анимацией (Приложение 3)
Задание 1: расставить высказывания в нужные ячейки.
Задание 2: собрать урожай, разгадав загадки (Приложение 2)
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/611065
§ 13. Плоды — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое цветок?
Это видоизменённый укороченный побег, который служит для семенного размножения растений.
2. Перечислите главные части цветка.
Главные части цветка это пестик и тычинка. Также в состав цветка входит околоцветник, цветоложе и цветоножка.
3. Какое строение имеет завязь цветка?
Завязь — это утолщенная часть пестика с замкнутой полостью внутри. В гнёздах завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
4. Что такое соцветие?
Соцветия — это группы цветков, расположенные близко один к другому в определённом порядке.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Классификация плодов
1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.
- Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
- Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.
2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.
- Односемянные: финики (ягода), слива (костянка).
- Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).
3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.
- Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
- Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).
4. Заполните таблицу «Типы плодов».
Название плода
Односемянной или многосемянной
Вопросы
1. Каково происхождение и строение плодов?
Плод — это новый этап развития цветка. После того, как цветок отцвёл происходит образование плода с семенами растения.
Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник развивается из разросшихся и видоизменившихся стенок завязи, а семена образуются из семязачатков.
2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные; сухие и сочные?
В зависимости от того, сколько пестиков было в цветке из которого развился плод, различают простые и сборные (сложные) плоды. Простые плоды развиваются из цветков с одним пестиком, а сборные — из цветков с несколькими пестиками.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные плоды. Созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть, а созревшие сухие плоды не имеют сочной мякоти.
3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
К сочным плодам относится малина, клубника, черника, смородина, брусника, арбуз, огурец, лимон, апельсин, яблоко, груша, слива, абрикос, вишня, помидоры и многие другие плоды.
Сочные плоды бывают у ягодных растений (клюква, черника, смородина, помидор, виноград), гесперидий или померанцев (лимонное дерево, апельсиновое дерево), тыквин (дыня, арбуз, огурец), костянок (слива, абрикосовое дерево, вишня), а также растений с плодами яблоко (яблоня, груша, айва).
4. Чем ягода отличается от костянки?
Ягода и костянка отличаются тем, что у костянки помимо мякоти и тонкой кожици есть ещё и одеревеневший внутренний слой околоплодника, внутри которого находится семя.
5. Какие сухие плоды вы знаете?
К сухим плодам относятся орехи, жёлуди, семянки, зерновки, бобы, стручки и коробочки.
6. Чем боб отличается от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?
Бобы и стручки отличаются тем, что у бобов семена располагаются на створках плода, а у стречка — на перегородке плода.
7. К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?
Орехи и жёлуди относятся к односемянным, нераскрывающимся, сухим плодам, поскольку после созревания они не имеют сочной мякоти.
Подумайте
Какова роль плодов в жизни растений?
Важнейшие функции плода в жизни растений — защита и распространения семян, то есть сохранение вида и увеличение численности представителей данного растения.
Задания
Пользуясь памяткой последовательности действий, проведите сравнение 3—4 плодов.
Сравнение плода гороха и финиковой пальмы
1. Сравним плоды финиковой пальмы и гороха.
2. Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.
3. Выделим существенные признаки этих плодов:
- финик — сочный, односемянной плод, который классифицируется как ягода;
- горох — сухой многосемянной плод, который классифицируется как боб.
4. Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:
- И финики, и горох являются съедобными плодами.
- финики являются сочными плодами, а горох — сухим;
- у финика плод содержит одно семя, а у гороха их несколько;
- финики классифицируются как ягоды, а горох — как бобы.
Сравнение плода ежевики и земляники
1. Сравним плоды ежевики и земляники
2. Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.
3. Выделим существенные признаки этих плодов:
- ежевика — сборный (сложный), сочный, многосемянной плод, который классифицируется как многокостянка;
- земляника — сборный (сложный), сухой , многосемянной плод, который классифицируется как многоорешек.
4. Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:
- и ежевика, и земляника являются съедобными плодами;
- и ежевика, и земляника являются сборными (сложными) плодами;
- и ежевика, и земляника являются многосемянными плодами.
- Ежевика это сочный плод, поскольку у неё вокруг каждого семени есть мягкий околоплодник, а земляника — это сухой плод, поскольку её семена не окружены мягким околоплодником, а просто лежат на разросшемся сочном цветоложе.
- Ежевика классифицируется как многокостянка, а земляника — как многоорешек.
Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.
В начале декабря в нашем регионе ещё висят на деревьях плоды рябины. Плод рябины — это шарообразное сочное яблоко со множеством мелких семян.
Словарик
Околоплодник — это часть плода, которая образовалась из разросшихся и видоизменившихся стенок завязи.
Простые плоды — это плоды, которые развились из цветков с одним пестиком.
Сборные плоды — это плоды, которые развились из цветков с несколькими пестиками.
Сухие плоды — это плоды, которые не имеют сочной мякоти в составе околоплодника.
Сочные плоды — это плоды, которые имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Односемянные плоды — это плоды, внутри которых находится только одно семя.
Многосемянные плоды — это плоды, внутри которых находится несколько семян.
Ягода — это сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей.
Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одеревеневшим внутренним слоем околоплодника (косточкой), внутри которого находится одно семя.
Орех — это сухой плод, у которого есть жёсткий, деревянистый околоплодник и одно свободно лежащее семя.
Зерновка — это сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
Семянка — это сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Боб — это сухой плод, который вскрывается двумя створками и семена которого расположены на створках плода.
Стручок — это сухой плод, который вскрывается двумя створками и семена которого расположены на перегородке плода.
Коробочка — это сухой многосемянной плод, который состоит из плотного околоплодника и свободно высыпающихся из него после созревания семян.
Соплодие — это плод, который образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.
Источник статьи: http://bio-geo.ru/uc-pasechnik-6-13/