Жили-были детский взгляд, сказки и радость
Детский взгляд на мир.
Он замечателен тем, что дети видят его как чудо и тайну. Интересно и немножко страшно, и хочется, чтобы было именно так: таинственно и страшновато. Это свойство детского восприятия замечательно передала Анна Ахматова в стихотворении, где она описывала усадьбу и пруд в ней. Послушаем?
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на чернозёме.
Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живёт большой карась
И с ним большая карасиха.
Улыбаюсь.
Сказки. Они разрушает ложь о том, что в нашем мире якобы существует обыденность. Об этом свойстве сказок когда-то замечательно писал Г. Честертон: «В сказках душа здорова, мир — полон чудес. В реалистическом романе мир уныл и привычен, а душа корчится от боли.»
О радости.
Помню Рождество..Первое, настоящее. Радость самая волшебная из всех праздничных радостей, когда впервые прочувствовано было то, о чём писал в «Рождественской звезде» Борис Пастернак:
. И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 28.06.2012. Время
- 24.06.2012. Жили-были детский взгляд, сказки и радость
- 23.06.2012. Он улетел, но обещал вернуться.
- 22.06.2012. Будет всё как всегда
- 20.06.2012. Жизнь — это Состояние
- 19.06.2012. Улитка и вишни
- 18.06.2012. Ждать и петь
- 17.06.2012. танцуй, любовь моя.
- 16.06.2012. Автор почему-то предпочёл остаться неизвестным
- 13.06.2012. А дочь моя
- 12.06.2012. ***
- 11.06.2012. Человеческий голос
- 09.06.2012. Спасибо
- 08.06.2012. Люди, попавшие в шторм
- 07.06.2012. Тебе покорной? Ты сошел с ума.
- 02.06.2012. Бездыханная легкость моя
- 01.06.2012. Терзания Людмилы
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник статьи: http://stihi.ru/diary/vestanadu/2012-06-24
У грядок груды овощей лежат пестры
ДАЛ ТЫ МНЕ МОЛОДОСТЬ ТРУДНУЮ
…Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…
…В один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня (Midsummer Night). Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой.
…Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота.
Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село.
Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…
В первый раз я стала писать свою биографию, когда мне было 11 лет, в разлинованной красным маминой книжке, для записывания хозяйственных расходов (1900 г.). Когда я показала свои записи старшим, они сказали, что я помню себя чуть ли не двухлетним ребенком…
Запахи Павловского вокзала. Обречена помнить их всю жизнь, как слепоглухонемая. Первый – дым от допотопного паровозика, который меня привез… парк, salon de musique (который называли «соленый мужик»), второй – натертый паркет, потом что-то пахнуло из парикмахерской, третий – земляника в вокзальном магазине (павловская!), четвертый – резеда и розы (прохлада в духоте), свежих мокрых бутоньерок, которые продаются в цветочном киоске (налево), потом сигары и жирная пища из ресторана.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски…
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет (оно было чудовищным), но уже раньше отец называл меня почему-то «декадентской поэтессой»…
…Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
Глазам не веришь, когда читаешь, что на петербургских лестницах всегда пахло жженым кофе. Там часто были высокие зеркала, иногда ковры. Ни в одном петербургском доме на лестнице не пахло ничем, кроме духов проходящих дам и сигар проходящих господ. Товарищ, вероятно, имел в виду так называемый «черный ход» (ныне, в основном, ставший единственным) – там, действительно, могло пахнуть чем угодно, потому что туда выходили двери из всех кухонь. Например, блинами на Масляной, грибами и постным маслом в Великом посту, невской корюшкой – в мае. Когда стряпали что-нибудь пахучее, кухарки отворяли дверь на черную лестницу – «чтобы выпустить чад» (это так и называлось), но все же черные лестницы пахли, увы, чаще всего кошками.
Так выглядел Невский проспект в последний год календарного девятнадцатого века, когда отец привозил десятилетнюю Аню Горенко из Царского Села в Петербург, чтобы сводить на выставку или в театр (Андрей Антонович Горенко был заядлым театралом).
Брак родителей Анны Ахматовой – Инны Эразмовны Стоговой и Андрея Антоновича Горенко – не был счастливым. Андрей Антонович, красавец и бонвиван, жил в свое удовольствие, не считая, тратил женины, полученные в приданое деньги, не обделял вниманием ни одной хорошенькой молодой женщины. Инна Эразмовна, мучаясь равнодушием мужа и к ней, и к детям, жила как во сне. А дети один за другим заболевали туберкулезом. От злой чахотки угасла рано вышедшая замуж Инна (1886—1906). Ирина, по-домашнему Рика, умерла ребенком, в 1896 году. Затем заболели и старший, Андрей, и Анна, и Ия. Анна выздоровела (Ахматова считала, что с туберкулезом ей помогла справиться увеличенная щитовидная железа), а Ия – умерла, на руках у матери, в Севастополе. Инна Эразмовна обезумела, сраженная горем и крайней степенью нищеты, ей не в чем было похоронить дочь, не было даже рубашки! В 1922-м она перебралась из Севастополя к своей старшей сестре Анне Вакар, под Киев; имение Вакаров было конфисковано, но крестьяне пожалели бедных господ и разрешили им жить в бывшей сторожке лесника. В 1927-м младший сын Виктор, в то время он жил на Дальнем Востоке, вызвал мать к себе.
Анна Андреевна, хотя в семье ее считали отцовой дочкой (за высокий рост, осанку, не женский четкий ум), многое унаследовала и от матери: светлые глаза при темных, очень густых волосах и ресницах, непрактичность, а главное, доброту.
Эскиз к портрету молодой матери, видимо, накануне замужества, Анна Ахматова набросала в одной из «Северных элегий»:
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=96157&p=23
Цветов и неживых вещей…
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник статьи: http://www.culture.ru/poems/10307/cvetov-i-nezhivykh-veshei
«Цветов и неживых вещей…» А. Ахматова
Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.
Еще струиться холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволновано и тихо,
Что там живет большой карась
А с ним большая карасиха.
Дата создания: 1913 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»
Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево – имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд лирической героини скользит от груды овощей, оставленной на грядке, к парникам, с которых снята рогожа. Затем ее внимание переключается на пруд. Ничем не примечательный водоем в тексте Ахматовой приобретает особенную прелесть, ведь тина на нем «на парчу похожа».
«Цветов и неживых вещей…» – высказывание поэтессы, осознающей всю прелесть деревенского бытия и уставшей от суетливой городской жизни. В молодости Анна Андреевна нередко коротала время в знаменитом петербургском арт-подвале «Бродячая собака», где собирались представители богемы. Кафе принимало приверженцев разных направлений в искусстве: футуристов, акмеистов, символистов. Природа, описанная в стихотворении «Цветов и неживых вещей…», неявно противопоставлена искусственности обстановки «Бродячей собаки» с ее стенами, расписанными птицами, облаками, растениями. Примечательна финальная строфа рассматриваемого текста. В ней появляется мальчик, живущий в мире таинственном и немного сказочном. Сообщая лирической героине об обитателях пруда, он волнуется, боится. Предельно обострены его чувства, необыкновенно сильна его вера в явления загадочные, необычные. Мягкая насмешка, используемая Ахматовой в финальном четверостишии, позаимствована поэтессой у Андерсена и Диккенса. Героиня анализируемого текста уважает тайну, поведанную парнишкой. Ей явно импонирует непосредственность, свойственная мальчишке.
Небольшое стихотворение «Цветов и неживых вещей…» Анна Андреевна включила в свой второй сборник «Четки». Впервые он увидел свет в марте 1914 года. Издательство «Гиперборей» выпустило книгу внушительным по тем времена тиражом – более тысячи экземпляров. Через несколько месяцев после ее выхода началась Первая мировая война. Ахматова искренне полагала, что из-за этого сборник затеряется, не дойдет до читателей. К счастью, она ошибалась. До 1923 года тираж «Четок» допечатывался еще восемь раз.
Источник статьи: http://pishi-stihi.ru/cvetov-i-nezhivyh-veshhej-ahmatova.html