- Пищевая цепь леса, пример — как составить?
- Цепь питания в лесу, примеры.
- Жизнь леса стр. 164 – 169
- 1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
- 2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
- 3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
- Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
- 4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
- 5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
- 6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
- Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
- Например:
- 7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
- Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
- 8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
- Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
- Обсудим!
- Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
- Проверь себя по теме «Жизнь леса»
- 1. Что такое лес?
- 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
- 3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
- 4. Как обитатели леса связаны между собой?
- Задания для домашней работы
- 1. Запиши в словарик: природное сообщество.
- 2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
- 3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
- На следующем уроке
- Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
- Полезные ссылки:
Пищевая цепь леса, пример — как составить?
Особенностью пищевой цепи леса следует считать интенсивное накопление органических останков. в виде опавшей листвы, которая дает убежище многочисленным насекомым и простейшим, которые в свою очередь обеспечивают перегнивание этой органической массы. В остальном трофическая цепь леса состоит из тех же звеньев, что и для других экосистем. Например: кора дерева — личинка жука — дятел — хищная птица или куница
Поясним эту цепочку, корой дерева питаются личинки различных жуков-короедов, которых увлеченно добывает стучащий дятел, дятел может стать жертвой крупной хищной птицы или животного, которое охотится на птиц с деревьев, а может просто умереть от старости, превратившись в органические останки, которыми займутся перерабатывающие еще и листву микроорганизмы.
Эта цепочка может принять даже такой вид:
кора-личинка-дятел-останки органические-жуки падальщики-насекомоядные птицы-хищные птицы.
При составлении цепи питания лесных животных нужно учесть основное правило : все живые существа в цепочке связаны и служат источником пищи для других организмов.
В начале пищевой цепочки находятся продуценты — организмы вырабатывающие органические вещества из неорганических. Следующие в цепи — консументы: травоядные животные и хищники, и конечная субстанция — редуценты, разлагающие органические вещества мертвых животных.
Пищевую цепь леса нетрудно составить, зная рацион питания его обитателей. Одни едят других, исходя из этого и составляем пищевую цепь.
Вот примеры пищевой цепочки леса:
Растения – грибы – грибная мушка – землеройка – змея – хищная птица ястреб или коршун.
Еловые шишки – белка – куница.
Корни растений – жуки – крот – лиса.
Вот ещё примеры взаимоотношений между организмами леса, которые формируют пищевую цепь:
Опавшие листья ест дождевой червь. Червем питается дрозд, на которого охотится хищная птица — ястреб-перепелятник.
Мертвое животное поедает муха. Муху съест лягушка. Лягушку проглотит уж.
Листья на деревьях ест гусеница, а ее, в свою очередь, жук. Жука съест паук, а паука — еж, а ежа — горностай.
Древесину обожает жук-сверлильщик. Этого жука съест паука, а паука слопает землеройка. На землероек охотится лисица.
Семена ест черный дрозд. А на эту птицу охотится птица-хищник, например, сова или сокол.
Также семена ест белка. Белку может съесть та же хищная птица или лисица.
Желуди любят есть кабаны, лоси. Их может скушать волк.
Цепь питания в лесу, примеры.
Любые пищевые цепи состоят из нескольких звеньев, и каждое последующее звено связано с предыдущим по принципу «пища» — «потребитель».
На первом уровне таких цепочек будут продуценты, автотрофы. Это организмы, которые способны самостоятельно производить для себя питательные органические вещества. Например, это зелёные растения, которые для их синтеза используют энергию света.
Далее в цепи идут консументы, это травоядные/хищные/вс еядные организмы, которые потребляют уже готовые органические вещества и не способны создавать их. Консументы делятся на несколько порядков. Сначала идут травоядные организмы, а затем хищники. При этом хищники могут быть не только хищниками, но и жертвой. Замыкают пищевые цепи те организмы, у которых в природе нет врагов.
Особенностью леса является конечно же то, что его основу составляют деревья. Но сама растительность очень разнообразна и состоит из нескольких ярусов (от высокорослых деревьев до мхов и лишайников), в каждом из которых будут свои обитатели. Не будем также забывать, что в лесу растут различные грибы.
Из опавших листьев деревьев, веток, плодов, остатков растений создаётся лесная подстилка. В этой подстилке есть бактерии, личинки, насекомые, мелкие грызуны и др. существа. Также в лесу есть подземный ярус, в котором помимо корней деревьев находятся различные обитатели почвы.
Теперь придумаем различные цепи питания:
1) Жёлудь дуба — белка — ястреб-тетеревятник.
2) Семена еловых шишек — лесная мышь — лисица — рысь.
3) Кора осины — заяц-русак — волк.
4) Зелёные листья растения — гусеница — дрозд — сова.
5) Древесина — жук-сверлильщик — паук — ворона — сова.
Можно составить и так называемые детритные цепи питания, которые начинаются с органических останков и организмов, которые ими питаются (грибы, бактерии). Эти организмы называются редуцентами (восстановителями), они возвращают биогенные элементы из отмерших организмов в почву.
Несколько примеров подобных цепей:
1) Растительные остатки — дождевой червь — лесная мышь — ласка — филин.
2) Листва деревьев — грибы — белка — куница — беркут.
3) Труп животного — муха — паук — пеночка-теньковка — горностай — ястреб-тетеревятник.
Источник
Жизнь леса стр. 164 – 169
Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.
1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.
Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.
Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.
Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.
Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.
4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.
5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.
Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.
А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.
6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.
Например:
- Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
- Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
- Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
- Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.
7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.
Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.
Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.
8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
- Название сообщества: лес.
- Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
- Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
- Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
- Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
- Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.
А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.
Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.
Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.
Проверь себя по теме «Жизнь леса»
1. Что такое лес?
Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.
2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.
3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
4. Как обитатели леса связаны между собой?
Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: природное сообщество.
Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.
2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.
Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.
Я считаю, что правильно веду себя в лесу.
3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.
Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.
Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.
На следующем уроке
Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.
Полезные ссылки:
Источник