- Жизнь леса стр. 164 – 169
- 1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
- 2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
- 3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
- Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
- 4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
- 5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
- 6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
- Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
- Например:
- 7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
- Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
- 8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
- Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
- Обсудим!
- Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
- Проверь себя по теме «Жизнь леса»
- 1. Что такое лес?
- 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
- 3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
- 4. Как обитатели леса связаны между собой?
- Задания для домашней работы
- 1. Запиши в словарик: природное сообщество.
- 2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
- 3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
- На следующем уроке
- Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
- Полезные ссылки:
- Пищевая цепь поля, пример — как составить?
Жизнь леса стр. 164 – 169
Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.
1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.
Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.
Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
2. По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.
Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.
Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.
4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.
5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.
Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.
А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.
6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.
Например:
- Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
- Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
- Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
- Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.
7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.
Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.
Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.
8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
- Название сообщества: лес.
- Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
- Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
- Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
- Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
- Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.
А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.
Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.
Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.
Проверь себя по теме «Жизнь леса»
1. Что такое лес?
Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.
2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.
3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
4. Как обитатели леса связаны между собой?
Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: природное сообщество.
Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.
2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.
Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.
Я считаю, что правильно веду себя в лесу.
3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.
Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.
Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.
На следующем уроке
Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.
Полезные ссылки:
Источник
Пищевая цепь поля, пример — как составить?
В природе всё создано со смыслом. Прежде всего этот смысл заключается в сохранении энергии. Как правило, энергию все живое получает с пищей. Поэтому создаются пищевые цепочки. Каждое звено такой цепочки представляет собой отдельный вид растений, насекомых, птиц, млекопитающих и так далее. Другими словами, один вид создан природой, чтобы быть съеденным другим видом.
Поле — это богатый мир и животных, и растений, в котором есть место представителям очень многих видов. Конечно, есть своя специфика у поля картофельного, например, или зернового, или подсолнечника и так далее. Пищевых цепочек можно построить сколь угодно много.
Одна из самых простых пищевых цепочек для поля:
Растения — млекопитающее животное (корова, коза, лошадь) — человек (который использует молоко и мясо животных).
Или такая пищевая цепочка:
Растения — млекопитающее животное — микроорганизмы (разлагающие экскременты животных) — растения (которые поглощают питательные вещества из разложившихся экскрементов — удобрения).
В природе абсолютно все организмы питаются и благодаря этому получают энергию для жизнедеятельности. Употребляя в пищу друг друга, организмы в экосистеме образуют пищевые цепи. Сами организмы называются звеньями цепи, они связанны между собой в отношениях «пища — потребитель».
Поле можно назвать своеобразной экосистемой. Она создана при участии человеческой деятельности, поэтому будет не столь разнообразна. Составим цепь питания, характерную для поля, она может включать в себя следующие звенья:
пшеница – саранча – мышь – гадюка – ястреб.
рожь – мышь полевка – уж – орел.
клевер – гусеница – воробей – сова.
Поле — это большое пространство, чаще всего предназначенное для сельскохозяйственной деятельности. Но на нем не только растения, но и многие животные, что образуют пищевую цепь поля. Примеры такие есть:
Пшеница — мышь — змея — орел
капуста — гусеница — синица — орел
рожь — червяк (ест корни) — крот — лисица
клубника- майский жук — крот — сова
горох — кузнечик — лягушка — уж — ястреб
кукуруза — кузнечик — ящерица — сова
клевер — дождевой червь — землеройка — орел
подсолнечник — личинка майского жука — крот — куница — лиса
Чтобы составить такую пищевую цепь, нужно вспомнить, что поле обычно используется человеком для сельскохозяйственных целей. Он выращивает на поле различные культуры (пшеницу, рожь, ячмень и т.п.). У этих культур бывают различные вредители. В полях также много самой разной травы и цветов.
Примеры я придумал такие:
1) Клевер — кузнечик — крот — орёл.
2) Семена травы — полевая мышь — ястреб.
3) Листья подсолнуха — тля — божья коровка. На этом можно остановиться — птицы и животные обычно избегают божьих коровок, потому что они способны выделять едкое и противное вещество при опасности.
4) Пыльца ромашки — бабочка — стрекоза — трясогузка — лиса.
5) Листья кукурузы — гусеница — воробей — сова.
6) Семечки подсолнуха — бурундук — лиса.
Ещё на поле пасётся скот, поэтому есть весьма очевидные цепочки с участием самого человека:
Можно составить и замкнутую пищевую цепь с участием разрушителей и продуктов их деятельности.
Лён — саранча — скворец — орёл — останки — жук-мертвоед — перегной — лён.
(здесь будет нагляднее построить красивую схему со стрелками)
Также есть вариант детритной цепи питания:
Растительные остатки — дождевой червь — полевая мышь — сова.
Поле — это особое природное сообщество, которая отличается от естественных природных сообществ тем, что растения в нем посажены человеком, который за ними ухаживает, который защищает их от вредителей и удаляет сорняки.
Для поля характерны свои цепочки питания, которые оказываются не такими разнообразными как в естественном сообществе, но тем не менее.
Возьмем для примера всем понятное картофельное поле. Когда картофель цветет на его цветки летят различные насекомые опылители. Их ловят насекомоядные птицы. В это время на листьях картофеля появляются колорадские жуки. Их конечно травит человек, но могут есть и другие насекомые, например божьи коровки. Жуки, вернее их личинки, тот же проволочник, питается клубнями картофеля.
Составим цепь питания для картофельного поля:
Картофель — Личинки жуков, Жуки, Бабочки — насекомоядные птицы, хищные жуки — органические останки — микроорганизмы.
Источник