Цепь_питания_природного_сообщества_лес

Цепь питания природного сообщества лес

Лес – это
целый мир

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитный плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»

Читайте также:  Рецепт_приготовления_картофельных_зраз_грибами

У. Итак, что же такое лес?

Д. Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют природным сообществом.

У. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже?

Д. На слово общество.

У. Как образовано слово сообщество?

Д. С помощью приставки со-.

У. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

III. Знакомство с новым материалом

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

– Как вы сами думаете, что же это такое?

У. Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: «Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса:

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)
Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

Читайте также:  Коты_воители_лес_героев

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово?

У. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Береза, осина, рябина, растения.

У. Есть и вторая часть кроссворда 1, но мы к ней вернемся позже.

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

Учитель прикрепляет на доску магнитную карточку.

У. Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь через запятую.

Дети работают самостоятельно.

Источник

Цепи питания

Одним из наиболее важных видов связи в природном сообществе является цепь питания. По-другому это называется пищевая связь, поскольку по таким цепям происходит передача веществ и энергии между организмами. Об этом школьники узнают из курса биологии в 6 классе. Пищевые связи играют ключевую роль в природных сообществах, поддерживают их устойчивость и стабильность.

Что такое цепи питания

Существование живых организмов невозможно без потребления энергии. Основным её источником для живых организмов является пища как аккумулятор энергии света. Живые организмы, обладающие способностью преобразовывать энергию света в пищу, называются производителями. Это зелёные растения.

Созданные растениями органические вещества сначала идут в пищу травоядным животным, а через них плотоядным и хищникам. Эти группы животных относятся к потребителям. Животные питаются растениями или другими животными. Так создаются цепи питания.

Читайте также:  Есть_ли_садовая_брусника

В пищевые цепи следует включить и другие звенья, состоящие из организмов разрушителей. К ним относятся бактерии, грибы. Они получают свою порцию энергии, питаясь останками организмов, продуктами их жизнедеятельности.

Таким образом, цепь питания — это последовательность перехода веществ и энергии от одного организма к другому.

Простая цепь питания

Типы цепей питания

Обычно в цепь питания включено 5–6 звеньев. Это обусловлено тем, что большое количество энергии при переходе от звена к звену теряется в тепловой форме. Поэтому каждому последующему достается небольшая часть исходной энергии.

В качестве первого звена в пищевой цепи, как правило, выступают зелёные растения, но отсчёт можно начинать и с останков организмов либо продуктов их жизнедеятельности.

  • орехи лещины — белка обыкновенная — лесная куница;
  • злаки — полёвка — сова — лиса;
  • дуб — короед — желна — ястреб-тетеревятник;
  • кора осины — заяц — волк;
  • опавшая листва — дождевой червь — землеройка — сова.

Строго говоря, каждая пищевая цепь должна заканчиваться разрушителем (редуцентом). Однако и без этого последовательность перехода веществ и энергии понятна. В каждом природном сообществе образуются свои пищевые сети. При этом обычно один и тот же вид является звеном не только в определённой пищевой цепи, но участвует одновременно в нескольких. Так образуются пищевые сети.

Пищевая сеть дубравы

Благодаря пищевым сетям достигается большая устойчивость природных сообществ. При снижении численности одного вида его потребители могут перейти на альтернативный источник питания. Так, в рацион белки входят как еловые, так и сосновые шишки, жёлуди, орехи лещины, причём один вид легко заменяется на другой в случае неурожая.

За счет перекрещивания цепей питания образуются пищевые сети.

Пищевые сети в наземной экосистеме

Что мы узнали?

Во всех природных сообществах образуются цепи питания, по которым вещества и энергия передаются от одного организма другому. Начинается цепь питания с производителя и заканчивается плотоядным видом или разрушителем. За счет пересечения простых цепей питания образуются сложные пищевые сети, обеспечивающие устойчивость природных сообществ.

Источник

Оцените статью