Транспортно_технологические_схемы_водного_транспорта_леса

Транспортно-технологические схемы водного транспорта леса

Технология лесосплава определяется транспортными условиями водного пути, на которые оказывают большое влияние разнообразные природные и климатические условия, гидрологическая характеристика бассейна и отдельной реки.
Водный транспорт леса по внутренним водным путям организуется по транспортно-технологическим схемам, приведенным на рис. 2.
Схема I — лесоматериалы непосредственно молевым лесосплавом доставляются на расстояние Lп’ до потребителя или до пункта перевалки -лесоперевалочной базы (ЛПБ) — на сухопутные виды транспорта. По этой схеме лесозаготовительные предприятия вывозят деревья или хлысты, разделывают их и штабелюют на береговом складе. Сразу после ледохода производятся сброска лесоматериалов на воду и перемещение их до пункта приплава. На отдельных участках реки с малыми скоростями течения или по озерам лесоматериалы транспортируются в кошелях, затем молевой сплав продолжается. В пунктах приплава лесоматериал поступает в лесохранилище, ниже которого располагают сортировочные устройства. Рассортированные лесоматериалы подают под выгрузку. При выгрузке нерассортированных лесоматериалов их сортируют на берегу.

Транспортно-технологические схемы водного транспорта леса

Схема Il — лесоматериалы молевым лесосплавом доставляются на расстояние Lп’ до лесосплавных путевых рейдов, где осуществляется переход на другие виды лесосплава. Лесоматериалы на рейдах сортируют, сплачивают в пучки, формируют в секции и плоты и отправляют по магистральным рекам до пункта приплава на расстояние Lп». Расстояние Lп’ может быть различно и в некоторых случаях равно нулю, когда рейдовый участок находится напротив склада. В пути следования, если изменяются условия проплава, плоты можно переформировывать — изменять габариты. В пункте приплава плоты расформировывают у специальных причалов, и лесоматериалы выгружают на берег. В случае роспуска пучков применяют специальные размолевочные устройства.
Схемы Ill и IV — предусматривают организацию береговой сплотки на приречных складах. Водный транспорт леса по этим схемам является наиболее перспективным, так как позволяет исключить потери лесоматериалов от утопа, использовать более эффективно габарит лесосплавного пути, ускорить доставку потребителям лесоматериалов, организовать круглогодовую работу берегового склада. При этом схему Ill используют при наличии затопляемых в весенний период плотбищ. По этой схеме деревья или хлысты вывозят, разделывают на лесоматериалы, сортируют и формируют в накопителях пучки. Пучки обвязывают, доставляют и укладывают в секцию или плот. Плот формируют на берегу. С открытием навигации секции плотов отдельно или в составе плота буксируют до пункта приплава.
Схему IV используют на реках, где возможен плотовой лесосплав, но отсутствуют затопляемые плотбища. По этой схеме пучки укладывают не в плот, а в штабеля. С открытием навигации пучки сбрасывают и вольницей проплавляют на расстояние Lп’ до запани, где их сортируют, формируют в секции и плоты, которые буксируют до пункта приплава.
Схема V — отличается от схемы Il тем, что на магистральных путях осуществляется погрузка лесоматериалов в суда.
Схема Vl — отличается от схемы IV погрузкой лесоматериалов в суда.
Схема Vll — лесоматериалы по этой схеме грузят в суда непосредственно с берегового склада.

Читайте также:  Изложение_леса_учат_человека

Источник

15 Виды и структура водного транспорта леса.

С транспортно-технологических позиций его подразделяют на молевой, в сплоточных еди­ницах, котельный и плотовой. Молевым лесо­сплавом называют перемещение не связанных между собой круглых лесоматериалов течением потока (реки). В настоящее время молевым лесосплавом транспортируется около 40 % лесома­териалов от общего объема перевозок водой (по пуску).

Под термином пуск понимают начальную операцию сплава, при которой сбрасываемые лесоматериалы начинают движение определенным видом сплава по водному пути к потребителю. В пути вид сплава может быть изменен, и лесоматериалы прибудут к по­требителю другим видом сплава. Конечная операция сплава, при которой лесоматериалы прибывают к причалам потребителя для выгрузки на берег определенным видом сплава, называется при­бытием.

Лесосплавом в сплоточных единицах называют перемещение течением реки (потока) не связанных между собой сплоточных единиц (пучков, плоских единиц).

Котельным лесосплавом называют транспортирование по воде за тягой буксировщика не связанных между собой круг­лых лесоматериалов или пучков, заключенных в специальное пла­вучее ограждение (оплотник). Плавучее ограждение состоит из бревен, бонов, сортиментных или хлыстовых пакетов, металличе­ских понтонов, соединенных между собой специальными связями — канатами, цепями и т. п. Этот вид лесосплава применяют для до­ставки лесоматериалов на небольшие расстояния при отсутствии скоростей течения, в основном по озерам, водохранилищам и в прибрежных зонах морей.

Плотовым лесосплавом называют транспортирование по воде тягой буксировщика или течением реки сплоточных еди­ниц, сформированных при помощи системы продольных и попереч­ных связей в специальную лесотранспортную единицу — плот. При буксировке плотов вниз по течению реки используют само течение и силу тяги буксирных судов. Применяют также буксировку плотов против течения реки, носящую наименование взвод­ной буксировки. При отсутствии течения либо при малых его ве­личинах — в озерах, водохранилищах и морях — для транспорти­рования по ним используют буксирное судно. Объемы плотов в за­висимости от условий плавания и мощности буксировщика состав­ляют от 150 м 3 до 40 тыс. м 3 .

Читайте также:  Шишкин_лес_где_купаться

Плотовой лесосплав подразделяют на первоначальный плото­вой и магистральный плотовой. Магистральным плотовым лесосплавом называют ле­сосплав по магистральным судоходным рекамПротяженность буксировки при ма­гистральном плотовом лесосплаве превышает 2500 км.

16 Транспортно-технологические схемы водного транспорта леса.

Техно­логия лесосплава диктуется транспортными условиями водного пути (габаритом русла, протяженностью сплавной трассы, про­должительностью стояния сплавных горизонтов, волновым и вет­ровым режимом и т. п.), а также географическим расположением лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий (по­требителей). Отвечающие этим условиям организационные комби­нации видов лесосплава и перевозок лесоматериалов в судах на­зываются транспортно-технологическими схемами водного транспорта леса.

Из общего объема лесоматериалов, подлежащих транспорти­ровке водой, определенная часть их отправляется потребителю по той или другой транспортно-технологической схеме, распространен­ность которых в практике различна, равно как и стоимость кубокилометра проплава по ним. Наиболее распространенные транспортно-технологические схемы приведены на рис. 1. Схема I — Лесоматериалы непосредственно молевым лесоспла­вом доставляются на расстояние Ln до потребителя или до пункта перевалки — лесоперевалочной базы (ЛПБ) на сухопутные виды транспорта. По этой схеме лесозаготовительные предприятия вывозят деревья или хлысты и разделывают их и штабелюют на береговом складе. Сразу после ледохода производится сброска ле­соматериалов на воду и перемещение их до пункта приплава. На отдельных участках реки с малыми скоростями течения или по озерам лесоматериалы транспортируются в кошелях, затем мо­левой лесосплав продолжается. В пунктах приплава лесоматериал поступает в лесохранилище, ниже которого располагают сортиро­вочные устройства. Рассортированные лесоматериалы подают под выгрузку. При выгрузке нерассортированных лесоматериалов сор­тируют их на берегу. По такой схеме доставляется до 15. 22 % круглых лесоматериалов от общего объема лесосплава. Схема II — лесоматериалы молевым лесосплавом доставляются на расстояние Ln до лесосплавных путевых рейдов, где осущест­вляется переход на другие виды лесосплава. Лесоматериалы на рейдах сортируют, сплачивают в пучки, формируют в секции и плоты и отправляют по магистральным рекам до пункта приплава на расстояние Ln. Расстояние 1п может быть различно и в некоторых случаях равно нулю, когда рейдовый участок нахо­дится напротив склада. В пути следования, если изменяются усло­вия проплава, плоты можно переформировывать (изменять габа­риты). В пункте приплава плоты расформировывают у специаль­ных причалов и выгружают лесоматериалы на берег. В случае роспуска пучков применяют специальные размолевочные устрой­ства. Около 35 % всего объема транспортируемого по воде леса отправляют потребителям по этой схеме. Схемы III и IV—Предусматривают организацию береговой сплотки на приречных складах. Водный транспорт леса по этим схемам является наиболее перспективным, так как позволяет исключить потери лесоматериалов от утопа, использовать более эффективно габарит лесосплавного пути, ускорить доставку потре­бителям лесоматериалов, организовать круглогодовую работу бе­регового склада. Схему III используют при наличии затопляемых в весенний период плотбищ. По этой схеме деревья или хлысты вывозят, раз­делывают на лесоматериалы, сортируют и формируют в накопи­телях пучки. Пучки обвязывают, доставляют и укладывают в сек­цию или плот. Плот формируют на берегу. С открытием навигации секции плотов отдельно или в составе плота буксируют до пункта приплава. По такой схеме транспортируют 23 % лесоматериалов. Схему IV применяют на реках, где возможен плотовой лесо­сплав, но отсутствуют затопляемые плотбища. По этой схеме пучки укладывают не в плот, а в штабеля. С открытием навигации пучки сбрасывают, вольницей проплавляют на расстояние Ln до запани, где их сортируют, формируют в секции и плоты, которые букси­руют до пункта приплава. По такой схеме доставляют около 5 % лесоматериалов. Схема V — отличается от схемы // тем, что на магистральных путях осуществляется погрузка лесоматериалов в суда. По этой схеме в настоящее время транспортируют около 7 % лесомате­риалом. Схема VI— отличается от схемы IV погрузкой лесоматериалов и суда. По этой схеме транспортируется около 1 % лесоматериа­лов.

Читайте также:  Грибковое_поражение_кожи_паховой_области

Схема VII — лесоматериалы по этой схеме грузят в суда не­посредственно с берегового склада. По этой схеме перевозят около 7 % общего объема водного транспорта.

Источник

Оцените статью