Типы садово парковый ландшафт

Ландшафтно-парковый дизайн

Ландшафтно-парковый дизайн имеет несколько основных направлений, каждое из которых имеет свои особенности планировки и композиции. О том, как отличить одно направление от другого и как правильно выбрать стиль для оформления парка, рассказываем в нашем материале.

Регулярные парки

Регулярный (французский) стиль можно узнать по ровным дорожкам, симметричным линиям, одинаково подстриженным деревьям. Главная идея регулярного стиля – рационализм и порядок. Территория рассматривается как единая композиция, в которой природа подчинена человеку.

Характерные элементы стиля:

рабатки – клумбы строгой геометрической формы. Цветы часто образуют узор;

живые изгороди (могут использоваться для создания зелёных лабиринтов);

искусственные водоёмы и фонтаны правильной геометрической формы;

деревья с пирамидальными и шаровидными кронами;

террасы с подпорными стенками;

зонирование сада с помощью пешеходных дорожек;

уже при входе можно увидеть всю композицию парка.

Ландшафтный дизайн парка во французском стиле требует тщательного ухода: необходимо постоянно подстригать деревья, обрабатывать цветники. Регулярные парки можно встретить при дворцах или резиденциях. В этом стиле также оформляют частные территории, владельцы которых хотят подчеркнуть свою статусность. Некоторые элементы регулярного ландшафтного дизайна (например, рабатки или живые изгороди) используются в благоустройстве бульваров, площадей, подъездных дорожек. Всемирно известные образцы этого стиля – дворцовые сады Версаля, сады Петергофа, усадьба Кусково.

Пейзажные парки

Ландшафтно-парковый дизайн в пейзажном стиле полностью противоположен регулярному – отсутствуют строгие геометрические формы, линии плавные, зоны ассиметричные. Идея таких парков – слияние с природой, гармония архитектуры и окружающей среды. Пейзажный стиль — самый востребованный в современном ландшафтном дизайне. Его можно узнать по следующим особенностям:

нет сложных клумб, рабаток. Цветники смотрятся максимально естественно;

отсутствие экзотических растений. В зелёных насаждениях используются виды деревьев, характерные для данной местности;

неровный ландшафт – горки, холмы, искусственные насыпи;

несколько видовых точек, много мест для отдыха;

групповая посадка деревьев и кустарников.

Планировка пейзажного парка всегда свободная, поэтому на первый взгляд может показаться, что деревья выросли сами, а водоёмы образованы природой. Такие парки проще в уходе, не требуют регулярной стрижки кустарников. Выбор территории также не ограничен – пейзажный дизайн хорошо смотрится как на небольших участках, так и в просторных парках. Знаменитые образцы – Павловский парк в Петербурге, Монрепо в Выборге, Царицыно.

Популярным направлением пейзажного дизайна является японский стиль. В нём каждый элемент композиции имеет символическое значение, а идея заключается в единении человека и природы. Парки, оформленные в этом стиле, отличаются гармоничным сочетанием камней, растений и воды, создающим причудливую и изысканную композицию. Территория делится на неравные зоны. Обязательно присутствие водоёмов, хвойных деревьев, садов камней. Скамьи в японских парках простой формы, над прудом и сухими ручьями обычно размещают слегка изогнутые мостики.

Ландшафтный дизайн парка в японском стиле имеет следующие черты:

стремление к асимметрии;

сдержанная цветовая гамма, преобладающие цвета – серый, коричневый, зелёный;

особое внимание к освещению, японские фонарики в разных точках парка;

основные деревья – клёны, кипарисы, вишни, яблони;

отсутствие акцента на цветах.

Парк в японском стиле – это искусство, требующее от дизайнера опыта и развитого художественного видения. Японский дизайн хорошо смотрится как на больших территориях, так и на малых участках. В России подобные парки находятся в Сочи (сад Русско-японской дружбы), Новочеркасске («Гингко-парк»), Москве (Японский сад в Ботаническом саду).

Читайте также:  Выбираем теплицу под поликарбонат

Мавританские парки

Восточный ландшафтно-парковый дизайн легко узнать по наличию арабских мозаик, плодовых деревьев, фонтанов. В нём важна строгая планировка и симметрия, которую подчёркивают ровные дорожки или каналы с водой. Мавританские парки отличаются яркими красками и обилием цветов, а их задача – создать атмосферу уединения и умиротворения. Ландшафтный дизайн парка в арабском стиле обычно используют для оформления небольших территорий (3-9 соток). Если же участок большой, его разбивают на отдельные зоны.

Для придания территории восточного колорита используют следующие элементы дизайна:

мощёные дорожки, яркая плитка;

преобладание красных, жёлтых, белых и розовых цветов;

большое количество ярких многолетников;

беседки, напоминающие по форме шатёр.

Мавританский (восточный) дизайн сочетает в себе черты и регулярных, и пейзажных парков. Самый известный образец этого стиля – сады Альгамбры в Испании.

Где узнать больше о парковых стилях?

Ещё больше о ландшафтных стилях вы узнаете на наших курсах « Ландшафтный дизайн и проектирование » и « Садово-парковое строительство ». Под руководством преподавателей вы создадите свой собственный дизайн-проект, составите предпроектную документацию и выполните эскизы будущего сада или парка. После окончания курса вы сможете воплотить в жизнь свои идеи по оформлению загородного участка, а также освоите новую профессию и получите московский диплом государственного образца, дающий право работать ландшафтным дизайнером официально.

Источник статьи: http://pentaschool.ru/news/landshaftno-parkovyj-dizajn

Парковый ландшафт

В ботанической литературе термин парковый ландшафт применяется большей частью к ландшафтам высокогорных долин или субальпийских лугов с разбросанными по ним группами и отдельными экземплярами деревьев, а также к естественным лесам с сильно разреженным древостоем, развивающимся в определенных климатических условиях (высокогорные березняки, высокогорные кленовники, горные леса из тянь-шаньской ели, леса каменной березы на Камчатке и т. д.).

В садово-парковом строительстве такие переходные от леса в луга ландшафты, состоящие из открытого лугового пространства с живописно разбросанными на нем группами деревьев, свойственны ландшафтным паркам Англии. Тип английского ландшафтного парка перекочевал на континент Европы и получил здесь столь широкое распространение, что слова ландшафтный парк и английский парк сделались для многих садоводов синонимами. Повсеместное устройство парков такого типа привело даже к тому, что ландшафты парка вообще стали представлять лишь такое пространство, где зеленые луга искусно чередуются с отдельными деревьями и группами деревьев.

Однако ландшафтный парк может включать не только ландшафты пасторального типа, сходные с английскими, но и целый ряд других ландшафтов, в основе которых лежат картины природы. Поэтому ландшафты, отражающие ландшафты, связанные с переходами от лесной растительности к луговой, следует выделить в особую серию парковых ландшафтов. Эти ландшафты представлены во многих наших садах и парках и наиболее ярко выражены в районах «Парадного поля» и «Белой березы» Павловского парка. В этом типе ландшафтов деревья обычно представлены свободно стоящими экземплярами, группами и рощами. Кустарника используются в качестве подлеска, опушки массивов и полян и самостоятельных кустарниковых групп.

Свободно стоящее дерево — солитер. Одиноко стоящее дерево может удерживать внимание исключительно долго, так как в нем много интересных деталей: ветви, кора, углубления и узлы на стволе, форма и цвет листьев, цветки, плоды. Мощнее дерево с широко распростертыми сильными ветвями вызывает изумление и раздумье. Форма отдельно стоящих деревьев совершенно отлична от формы деревьев, выросших в сомкнутых насаждениях. Отдельно стоящее дерево должно обладать особой ветроустойчивостью, а с точки зрения гигиенической и эстетической — кроной, дающей большую, хороших очертаний и плотную тень. Поэтому формирование отдельных деревьев должно происходить в совершенно иной обстановке, чем формирование деревьев лесного типа. Здесь деревья с самых первых дней существования должны привыкнуть к простору и яркому полному освещению со всех сторон. Казалось бы, для этого достаточно посадить молодое деревцо там, где по плацу должно стоять одинокое дерево — и задача садовопаркового строителя будет выполнена. Однако это не совсем так.

Читайте также:  Как ставить крышу беседки

Выставленное одиноко молодое слабое деревцо первые годы плохо противостоит неблагоприятным климатическим условиям открытого места и страдает от конкуренции окружающей его травянистой растительности даже в тех случаях, когда производится соответствующее рыхление приствольных кругов, что по эстетическим соображениям не всегда является возможным. Долгие годы такое деревцо не дает нормального прироста и своим слабым стволом и слабо сформированной кроной производит неблагоприятное впечатление среди широких газонных пространств. Там, где должно быть в будущем одно дерево, в первый год приходится создавать группу деревьев примерно такого размера, какой будет занимать крона одинокого дерева данной породы в зрелом возрасте. Такой прием посадок позволяет уже в первоначальный период формирования ландшафта лучше оценить соотношение между размерами будущего дерева и открытым пространством и во много раз надежнее обеспечивает сохранение здесь дерева в зрелом возрасте. Путем изреживания группы, постепенной выборки худших экземпляров и усиленного ухода за лучшими экземплярами к зрелому возрасту от группы оставляют только один экземпляр, являющийся но своему развитию лучшим из лучших и по своим формам вполне отвечающий проектным требованиям.

В целях сохранения у деревьев плотной, красивой и устойчивой против ветров низкопосаженной кроны необходимо с самого начала не допускать плотного смыкания деревьев в группе, постоянно поддерживая путем выборки просветы между кронами, но в то же время и не разрежая их чрезмерно, когда их взаимное защитное влияние перестанет сказываться. Это правило особенно строго должно соблюдаться для хвойных пород, деревья которых не могут восстанавливать утерянные вследствие густого стояния ветви. Лучше показать индивидуальную красоту свободно стоящего дерева удается, выбрав соответствующее местоположение, окружение и создав для него наилучшие условия развития путем применения высокого уровня агротехники. Местонахождение для одинокого дерева должно соответствовать его экологическим требованиям и наилучшим образом соответствовать окружающему ландшафту: ива на лугу у воды, пихта и ель на северном склоне, сосна на сухом песчаном бугре. Отдельному дереву необходимо также дать пространство, чтобы оно могло свободно и полностью развивать крону.

Каждое отдельно стоящее дерево имеет свою сферу эстетического и биологического влияния. Эта сфера определяется окружностью с радиусом, равным высоте, достигаемой деревом данного вида в период его полного развития. Вторжение в эту сферу других деревьев и кустарников снижает впечатление от красоты данного экземпляра. Физиономия отдельного дерева является конечным продуктом целого ряда воздействующих на него формообразовательных факторов. Дерево подвергается всевозможным внешним влияниям уже с самых ранних ступеней своего развития. Чем, старше становится дерево, чем дольше и сильнее действуют на него свет, тепло, мороз, влага, ветер и т д., тем рельефнее выступают его индивидуальные черты. При проведении прочисток и прореживаний необходимо подмечать характерные физиономические черты отдельных экземпляров и способствовать развитию наиболее ценных из них.

«Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Л.И.Рубцов

Источник статьи: http://www.dachacha.ru/t/202.html

Садовый ландшафт

Возникновение садов и парков обязано любви и стремлению человека к красоте растительных ландшафтов и к красоте отдельных растений. Более древним из этих стремлений, по всей вероятности, нужно считать любовь человека к отдельным растениям. Вполне естественно предположить, что сперва возникает любовь к отдельным растениям и их культуре, а затем уже желание и стремление создать из этих растений определенные декоративные сочетания. Если возникновение лесопарков и парков, сравнительно более поздних форм садово-паркового искусства, обусловливается стремлением человека к лесу, к лесному ландшафту, то возникновение сада, более ранней формы садово-паркового искусства, обязано любви человека к отдельному растению, культуре отдельных декоративных растений. В этом заключается коренное отличие сада от парка.

Читайте также:  Беседка с небольшой кухней

Сад отличается от парка не только своими размерами, но и совершенно иными принципиальными задачами. Основная цель сада — культура, в условиях высшей агротехники, излюбленных декоративных растений и их показ в таких сочетаниях с другими растениями пли предметами, которые обеспечивали бы наиболее выгодное восприятие декоративных качеств этих растении. В саду все подчинено культуре и показу отдельного растения или отдельного сорта, разновидности или вида растений. Само слово «сад» в своем корне содержит смысл — садить, культивировать растения. Вероятно, именно поэтому как бы ни была обширна площадь ботанического сада, он все же остается садом, а не парком, в связи с тем, что его основное назначение заключается в изучении и демонстрации главнейших полезных свойств различных видов растений.

На протяжении многовековой истории декоративного садоводства наряду с выведением многочисленных садовых разновидностей и сортов вырабатывались и специальные приемы, обеспечивающие как полное и наиболее пышное развитие этих растений, так и наивыгоднейший показ их декоративных качеств. В связи со сложностью культуры и показа огромного сортового разнообразия некоторых наиболее популярных в декоративном садоводстве видов садово-парковое строительство вступило на путь создания особых монокультурных садов, специализированных на культуре определенных декоративных растений. Так, в последнее время начинают возникать специальные сады роз, сирени, жасминов, ирисов, пионов, флоксов, лилий и других декоративных растений.

Многие из садовых разновидностей, благодаря длительному воздействию на них садовой культуры, настолько изменили свой природный облик, что уже эстетически мало согласуются с садово-парковыми ландшафтами, создаваемыми по природным мотивам: лесными, луговыми, парковыми — и требуют для своего показа особого типа ландшафтов, где бы роль человека и его влияние были выражены ясно и четко, где бы специфика сада и садовой культуры ясно ощущалась посетителем. Такие формы ландшафтов, выработанные в течение многих веков в декоративном садоводстве и плодоводстве, мы выделяем в особую серию садовых ландшафтов. К ним в первую очередь относятся декоративные сады из плодовых деревьев, формовый плодовый сад, специальные монокультурные сады — розарии, сирингарии, сады лилий, ирисов, пионов, флоксов и других видов растений; специальные сады, приуроченные к показу флоры определенного сезона вегетации — весенние, летние, осенние; коллекционные сады декоративных деревьев и кустарников — арборетумы, фрутиуцетумы; водяные, скалистые и другие узко специализированные сады.

Характерной чертой садовых ландшафтов является геометрическая планировка территории, обеспечивающая возможность наилучшего проведения необходимых для культуры данных растений агротехнических мероприятий, четкое распределение по территории отдельных сортов и разновидностей, позволяющее более полно оценить достоинства каждого сорта растений и, наконец, высокая степень агротехники ухода за каждым растением, позволяющая выявить полностью, все полезные свойства данного растения.

«Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Л.И.Рубцов

Источник статьи: http://www.dachacha.ru/t/222.html

Оцените статью