Тест мое дерево яблоня

Проективный тест «Дерево»: анализ и расшифровка от психолога

Эксперт – психолог Елена Семенек

Проективные методики – это группа методик психологического исследования личности, основным механизмом которой является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Проективный метод – один из методов исследования личности. В статье расскажем все про проективный тест «Дерево», сделаем анализ рисунков, а также расскажем расшифровку всех элементов.

Проективный тест «Дерево»

Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности. Но также есть версия, что эта методика была опубликована в 1949 году в работе К.Коха. Он предлагал нарисовать три дерева. После этого тест дорабатывался и в итоге сейчас предлагают нарисовать только одно дерево.

Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:

  • Отношение к себе;
  • Уровень самооценки человека;
  • Взаимоотношения с окружающими;
  • Качества личности.

Для рисунка необходимы:

  • Бумага белая, стандартная.
  • Карандаш простой, средней мягкости.

Что надо сделать? Просто нарисовать дерево.

Остановитесь на этом месте и нарисуйте дерево, затем прочитайте интерпретацию.

Интерпретация теста

Дерево символизирует жизненные силы развития человека.

Сразу обговорим два варианта изображения дерева, когда формально задание выполняется, но по сути является отказом от анализа собственного витального развития. Варианты:

  • Рисунок елки в виде палок;
  • Рисунок новогодней елки.

Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.

Содержательные признаки

Размеры дерева

Характеристика Расшифровка
Маленькое Зависимость от других, несамостоятельность
Большое Стремление привлекать к себе внимание

Предметы на дереве

Характеристика Расшифровка
Цветущее Демонстративность
С плодами Продуктивность, ощущение «все впереди”
Яблоки Зависимость от других
С упавшими яблоками Чувство отверженности
Животное или птица на нем Не поддающиеся самоконтролю части личности

Притча

О птицах на дереве интересна фреска GIOTTO в церкви Сан-Франческо в Ассизи, созданная на рубеже 13-14 веков, которая иллюстрирует эпизод из жизни Франциско Ассизского «Проповедь птицам».

Интерпретация птиц на дереве, как чего-то не поддающегося контролю, в случае с Франциском Ассизским демонстрируют силу проповеди святого, оказавшегося способным привлечь и усмирить их.

Вид дерева

Характеристика Расшифровка
Сломанные ветви или крон на земле Ощущение внешних травмирующих сил, которыми не может человек управлять.
Два дерева рядом Могут символизировать себя и другого близкого человека.
Дерево расщеплено на два Расщепление аффекта интеллекта.

Соотношение дерева и солнца

Характеристика Расшифровка
Дерево-туча-солнце Конфликт между автором рисунка и авторитетным для него лицом.
На фоне заходящего солнца Кто-то из окружения препятствующий реализации отношений со значимым субъектом.
Купается в лучах солнца Потребность «греться в лучах» и/или чувство доминирования с чьей-то стороны

Корни дерева

Наличие на рисунке корней символизирует собственное прошлое, отношение к предкам. Нет корня – вытеснение собственного прошлого. Если есть черта подчеркивающая уровень земли, то это еще больше усиливает значение «нет корней»

Характеристика Расшифровка
Хилые Слабый контакт с прошлым
Мощные Фиксация значимости истоков предков

Ствол дерева

Ствол – понимание своего роста, сил, возможностей.

Характеристика Расшифровка
Из одной линии Отказ реально смотреть на свое развитие.
Разделяется на два и более Непосильная личностная борьба.
Дефекты ствола, дупло Потер сил, возможностей.
Заштрихованный Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым.
Широкий внизу и сужающийся кверху Недостаток эмоциональных стимулов в раннем детском возрасте.

Ветки

Симметрия веток:

  • Выраженная амбивалентность, моральные проблемы;
  • Неспособность к собственному доминированию;
  • Стремление казаться в согласии с внешним миром.
Читайте также:  Если зацвел саженец вишни

Ветки в виде штриховки:

  • Поверхностное;
  • Взаимодействие со средой.

Ветки влево (или дерево влево):

  • Импульсивность, стремление к эмоциональным наслаждениям;
  • Прошлое оценивается положительно, будущее – отрицательно.

Ветви (все дерево) вправо:

  • Страх перед эмоциональным самовыражением;
  • Переоценка роли интеллекта;
  • Эмоциональные удовольствия замещаются интеллектуальными.

Узкие ветки – страх гедонического поведения. Загнутые вовнутрь – интроверсия.

Крона дерева

Характеристика Расшифровка
В виде замочной скважины Враждебность, если с уровнем земли – ригидность
Попытки двухмерного изображения ветки Слабо может управлять своими влечениями
Непропорционально меньше ствола Утрата личностного равновесия, невозможность удовлетворить базисные потребности
Непропорционально больше ствола Чрезмерное стремление к удовольствиям в ущерб своему развитию
Не прорисованная крона Отсутствие чувства адекватности себя
Круглая Экзальтированность, эмоциональность

Другие расшифровки:

  • Если у дерева нет верхушки, то человек не видит перспектив, не привык думать о будущем.
  • Ветер – переживания, которые трудно поддаются самоконтролю.
  • Малозначительные детали листвы принимаются за характеристику явления в целом

Сделаем вывод об интерпретации результатов теста:

  • Крона – реализация целей;
  • Ветви – целеполагание;
  • Корни – отношение к прошлому, предкам;
  • Ствол – сила, энергия.

Мнение психолога

Елена Семенек – Психолог / Лайф Коуч, семейный психолог, основатель «Психологии Счастья», закончила факультет социальной и политической психологии.

В видео Елена рассказывает про проективный тест «Дерево», дает советы по интерпретации результатов рисунка.

Анализ рисунков к тесту

Обследуемый: Андрей

Возраст: 16 лет

Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты, как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.

Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».

Обследуемый: Ирина

Возраст: 46 лет

Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.

Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».

Обследуемый: Елена

Возраст: 60 лет

В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего, ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.

Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».

Заключение

Теперь вы знаете про еще один проективный тест – «Дерево». Также рекомендуем узнать другие проективные методики:

Источник статьи: http://allaboutourladies.ru/vse-o-zhenshhinax/psychology/proektivnyj-test-derevo/

Рисуночный тест «Мое дерево»
методическая разработка на тему

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

Скачать:

Вложение Размер
рисуночный тест «Мое дерево» 21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.

Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о.

Такого рода рисуночные тесты показывают, кто из членов семьи наиболее близок ребенку, с кем бы он хотел проводить (проводит) больше времени.

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципах проекции. Рисунок — это всегда какое — сообщение, зашифрованное в образах. Моя методическая разработка.

Рисование — очень полезное и увлекательное занятие, с помощью которого ребёнок познаёт секреты красок, карандашей, кисточек, мелков и .

Методическое пособие для учителя.Технология «Рисуночное письмо » как средство обучения биологии в разделе «Животные».При изучении раздела животные можно применять рису.

В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/06/13/risunochnyy-test-moe-derevo

Читайте также:  Что такое луговые яблони
Оцените статью