Тема_урока_смешанные_леса

Урок географии в 7 классе на тему «Смешанные и лиственные леса»

1.Продолжить знакомство обучающихся с растительным миром лесной зоны; дать необходимые знания о смене тайги смешанными и лиственными лесами. Выявить отличия смешанных (лиственных) лесов от тайги.

2.Развивать их мыслительную деятельность и речь через умение составлять рассказ о растительности лесной зоны, работать с гербарием, карточками, схемами, ориентироваться в тексте учебника;

3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; формировать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: атласы, иллюстрации, схемы, карточки с заданиями, гербарий, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

2.Повторение ранее изученного материала.

У: Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?

На экране: картинка «Тайга».

?Какой лес называют тайгой.

?Как называются листья у хвойных деревьев.

У: У вас на парте карточки с изображением разных видов деревьев. Выберите из них те, о которых мы говорили на прошлом уроке. Приготовьте их для работы.

*Задание 1: Угадайте дерево по описанию и расскажите о нём.

На экране : демонстрируются картинки хвойных деревьев.

1.Треугольная форма кроны, хвоя колючая, четырёхгранная, шишки свисают вниз. Это – ЕЛЬ.

2.Хвойное дерево, растущее на сухих песчаных пригорках. Это – СОСНА.

3.Наиболее распространённая порода деревьев в Восточной Сибири, сбрасывающая на зиму мягкую, нежную хвою. Это – ЛИСТВЕННИЦА.

-рассказ ученика о лиственнице.

4.Хвойное вечнозелёное дерево, хвоя и шишки которого крупнее сосновых.

5.Крона дерева в виде колонны, хвоя мелкая и плоская, шишки растут вверх.

*Задание 2: С какой ветки детки? Подпиши рисунки.

*Задание 3: Угадай условные знаки.

У: Данные условные знаки представляют нам смешанный и лиственный леса, о которых мы сегодня поведём речь.

3.Сообщение темы и целей урока.

У: Ребята! Мы продолжаем наш урок — удивительное рядом, и не перестаём удивляться, сколько всего нового и интересного таит в себе наша Природа.

На экране: тема урока.

-Запись темы урока в тетрадь.

*Изучение нового материала.

У: Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Навстречу солнцу и ветрам…

На экране: Карта природных зон России.

У: На юге Восточно-Европейской равнины и на Дальнем Востоке, где более влажно и тепло, тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами.

Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из разнообразных лиственных деревьев.

На экране: Смена растительности в Лесной зоне.

У: Резкой границы между тайгой и смешанными лесами нет. Тёмные еловые леса и сосновые боры постепенно заменяются берёзами, осинами, клёнами, ольхой, липой и другими породами. Затем постепенно хвойные породы исчезают и леса превращаются в чисто лиственные: дубовые, ясеневые.

Эти деревья более теплолюбивы и требовательны к влаге. В лесу появляется черёмуха, лещина.

На экране: Демонстрируются иллюстрации хвойных и лиственных деревьев.

Проблемный вопрос: Чем отличается хвойный лес от лиственного леса?

Читайте также:  Вкусные_драники_с_грибами

-Об этом мы узнаем после физкультминутки.

* Физкультминутка.

Мы пришли в зимний лес ( ходьба на месте .)

Сколько здесь вокруг чудес! ( Разводят руками .)

Справа березка в шубке стоит,

( Отводят руку в указанную сторону и смотрят )

(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)

-Чтение текста на стр.79 (чтение текста и анализ прочитанного).

*Работа с гербарием: хвойные и лиственные деревья.

*Рассказ учителя об Уссурийской тайге с опорой на презентацию.

У: Этот лес поражает разнообразием пород деревьев. Вместе с хвойными породами (ель, лиственница) растут и широколиственные – дуб, клён, липа, а также южные породы деревьев: пробковый дуб, грецкий орех.

Деревья достигают огромной высоты и толщины. Например, амурский бархат, растёт быстро, достигает 25 метров в высоту, живёт до 300 лет. Здесь и встречаются лекарственные растения, например женьшень (корень которого называют «корень жизни»).

Для сохранения растений и животных этого удивительного уголка природы созданы заповедники: Сихотэ-Алинский, Тигровая Балка, Кедровая Падь.

На экране : иллюстрации заповедников.

Вывод по теме: Таким образом, к югу тайга постепенно сменяется смешанными лесами, которые затем переходят в лиственные. Смешанные леса состоят как из хвойных, так и разнообразных лиственных деревьев. Лиственные леса представлены в основном широколиственными породами деревьев: дубом, клёном, ясенем.

4.Первичное закрепление изученного материала.

?Какие хвойные и лиственные деревья встречаются в вашей местности.

У: Используя карточки с изображением деревьев, заполните схему «Леса».

?Какие три части можно выделить в лесной зоне?

(тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

Источник

Методическая разработка урока по географии в 7 классе на тему: «Смешанные леса России»

Корригировать и развивать мышление и память путем разгадывания загадок.

Корригировать и развивать связную устную речь путем чтения и составления предложений, ответов на вопросы учителя.

Корригировать и развивать зрительное восприятие путем работы с иллюстрационным и наглядным материалом.

воспитывать и интерес к изучению предмета путем использования коррекционно-развивающего материала.

Воспитывать любовь к природе своего края, охранять и беречь ее.

Учебник, тетрадь на печатной основе, школьная тетрадь, иллюстрационный материал, Мультимедийный проектор

1.Подготовительная часть:

Проверка домашнего задания.(5 минут)

Актуализация знаний.(4 минуты)

Сообщение нового материала (15 минут)

-рассказ учителя, сопровождается презентацией и работой с картой.

Закрепление материала (10 минут)

-работа с раздаточным материалом.

-заполнение сравнительной таблицы.

3.Заключительная часть (5 минут):

Итог урока, оценки, домашнее задание.

1. Организационный момент:

Учитель : «Кто составит из букв слово — садится»

2. Проверка домашнего задания:

Покажите тайгу на карте природных зон?

А как меняются леса в нашей стране с севера на юг и почему?

Составить таблицу на доске

Ответ: Солнце не везде одинаково нагревает Земля. Северная часть получает меньше тепла, чем южная. И поэтому на Севере растут хвойные деревья, так как они не бояться холода. Такие леса называются тайга, южнее она меняется на смешанные леса, затем на лиственные

Читайте также:  Vp_laboratory_absolute_joint_400_г_малина

Б — А теперь давайте покажем тайгу на карте?

В — Возьмите конверты с названиями пород деревьев и расположим их на карте Европейской и Сибирской тайги.

-А теперь давайте проверим.

Вызываются ученики и по очереди берут карточки с названиями пород деревьев и располагают их на карте. Проверяем, так ли расположили.

Г — а знаете ли вы, как выглядят эти растения?

и картинки шишек, найти соответствующие. Где растут эти растения?

А давайте представим, мы с вами оказались в нашем лесу. Какие растения и деревья мы там с вами увидим?

Березу, осину, сосну, ель, кустарники, траву и т. д…..

Правильно, эти растения и деревья мы с можем с вами увидеть в наших лесах.

Давайте откроем карту природных зон и посмотрим, в какой природной зоне живем мы с вами?

Дети показывают природную зону.

Зона смешанных и широколиственных лесов.

Хорошо, вот сегодня мы с вами познакомимся с зоной смешанных и широколиственных лесов.

3.Сообщение нового материала.

Давайте запишем тему нашего урока: «Смешанные и широколиственные леса»

(на мультимедийном проекторе)

Презентация и рассказ учителя.

На юге Восточно-Европейской равнины и Дальнем Востоке, где более влажно и тепло Тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами. Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из лиственных деревьев.(показ на карте)

Резкой границы между тайгой и смешанными лесами нет. Темные еловые леса постепенно сменяются березами осинами кленами. В смешанный лесах в отличие от тайги большее количество деревьев, они светлее. (слайд 1)

Затем хвойные породы исчезают совсем, леса превращаются в лиственные. Светлые и разнообразные, в нижнем уровне леса растут много цветов и трава.(слайд 2)

В Восточной Сибири эти леса отсутствуют и появляются только на Дальнем Востоке. Особенно своеобразны леса в Приморье и Южном Приамурье — это Уссурийская Тайга (Табличка с названием, обращаем внимание на правописание слова) (слайд 3)

Наиболее распространенное растение этой тайги — кедр.(слайд 4)

Мы уже говори с вами, что это очень ценное дерево, для его сохранения есть заповедники — Кедровая падь.

-Давайте откроем учебники и прочитаем рассказ о кедре и ответим на вопросы учебника :

-как человек использует это растение?

— что получается их кедровой живицы?

— Покажите на карте Уссурийскую тайгу, место где растет кедр.

Дружно мы шагаем (шаг на месте)

Справа от нас – тайга.(поворот)

Слева – смешанный лес. (поворот)

Белка с ветки на ветку скок (прыжки)

Аж захватывает дух! (взмахи руками)

Солнце над деревьями светит нам (повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Наряду с кедром здесь растут дуб, липа, а так же южные породы деревьев.

Очень интересные деревья — Амурский бархат, Женьшень, Железная береза

(словарная работа) -Амурский бархат, Женьшень, Железная береза

Читайте также:  Как_размножать_малиновое_дерево

Бархат амурский очень распространен на территории Приморского края. Растет одиночно или группами в долинах рек, по склонам сопок, в смешанных, лиственных и горных лесах.

Растение способствует очистке воздуха от бактерий. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Древесина устойчива к гниению, поэтому идет на изготовление линолеума. Вытяжки из различных частей растения окрашивают ткани и кожу в зеленый цвет. Внутренняя часть- источник желтой краски для шелка хлопка и льна. В некоторых частях растения очень много содержится эфирного масла. Имеет лекарственные свойства.

Женьшень, произрастающий на территории Приморского Края представляет собой травянистый многолетник с зеленым или зелено-бурым стеблем до 80 см высотой и около 0,7 см в диаметре. В большинстве случаев стебель одиночный, однако, встречаются и многостебельные растения. В исключительных случаях число стеблей доходит до 6. Листья взрослого растения насчитывают 5 листочков

Плоды ярко-красные с желтой мякотью, сжатые сверху и с боков, содержат две плоские светло-желтые косточки.

В настоящее время в медицине применяется также настойка био-женьшеня, которая является официальным лекарственным препаратом. Исследования показали, что она повышает устойчивость организма к экстремальным воздействиям:

Железная береза — Дерево может достигать в высоту 25 метров, а диаметр ствола — до 70-80 см. Кора этой берёзы характеризуется шелушением и отслаиванием, по цвету серовато-кремовая, бежевая, у молодых деревьев почти коричневая. Кора у молодых веток темно-вишневая.

Давайте теперь еще раз с вами вспомним, мы с вами сказали, что а юге Восточно-Европейской равнины и Дальнем Востоке, где более влажно и тепло На юге Восточно-Европейской равнины тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами. (показ на карте). Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из лиственных деревьев. Здесь мы можем встретить с вами и ели, и сосны, и осины, и березы, и липы, и дубы и т. д. Затем хвойные породы исчезают совсем, леса превращаются в лиственные. Тут мы увидим только лиственные деревья, такие как береза, дуб, ясень и т.д.

На дальнем Востоке зона смешанных и широколиственных лесов радует наш взгляд такими растениями и деревьями, как бархат, женьшень, железная береза.

6.Закрепелние материала

Мы рассмотрели в вами смешанные и лиственные леса, давайте попробуем составить 2 вида лесов на фланелеграфе:

Какие деревья растут в смешанных лесах?

Вместе с хвойными деревьями растут и лиственные деревья, например …..

Какие деревья растут в широколиственных лесах?

В широколиственных лесах растут ……..

Хорошо, а теперь расставим эти деревья в нужных лесах.

(дерево, подписанное название)

( ели, сосны, осина, береза, липа, дуб, ясень, трава)

Посмотрите, что получилось?

-Где разнообразнее растительность?

И вот теперь мы должны с вами заполнить сравнительную таблицу об этих лесах.

Чертим таблицу. По линейке. Дети в тетради, учитель на доске

Источник

Оцените статью