Урок географии в 7 классе на тему «Смешанные и лиственные леса»
1.Продолжить знакомство обучающихся с растительным миром лесной зоны; дать необходимые знания о смене тайги смешанными и лиственными лесами. Выявить отличия смешанных (лиственных) лесов от тайги.
2.Развивать их мыслительную деятельность и речь через умение составлять рассказ о растительности лесной зоны, работать с гербарием, карточками, схемами, ориентироваться в тексте учебника;
3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; формировать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: атласы, иллюстрации, схемы, карточки с заданиями, гербарий, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
2.Повторение ранее изученного материала.
У: Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чём шла речь?
На экране: картинка «Тайга».
?Какой лес называют тайгой.
?Как называются листья у хвойных деревьев.
У: У вас на парте карточки с изображением разных видов деревьев. Выберите из них те, о которых мы говорили на прошлом уроке. Приготовьте их для работы.
*Задание 1: Угадайте дерево по описанию и расскажите о нём.
На экране : демонстрируются картинки хвойных деревьев.
1.Треугольная форма кроны, хвоя колючая, четырёхгранная, шишки свисают вниз. Это – ЕЛЬ.
2.Хвойное дерево, растущее на сухих песчаных пригорках. Это – СОСНА.
3.Наиболее распространённая порода деревьев в Восточной Сибири, сбрасывающая на зиму мягкую, нежную хвою. Это – ЛИСТВЕННИЦА.
-рассказ ученика о лиственнице.
4.Хвойное вечнозелёное дерево, хвоя и шишки которого крупнее сосновых.
5.Крона дерева в виде колонны, хвоя мелкая и плоская, шишки растут вверх.
*Задание 2: С какой ветки детки? Подпиши рисунки.
*Задание 3: Угадай условные знаки.
У: Данные условные знаки представляют нам смешанный и лиственный леса, о которых мы сегодня поведём речь.
3.Сообщение темы и целей урока.
У: Ребята! Мы продолжаем наш урок — удивительное рядом, и не перестаём удивляться, сколько всего нового и интересного таит в себе наша Природа.
На экране: тема урока.
-Запись темы урока в тетрадь.
*Изучение нового материала.
У: Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
Навстречу солнцу и ветрам…
На экране: Карта природных зон России.
У: На юге Восточно-Европейской равнины и на Дальнем Востоке, где более влажно и тепло, тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами.
Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из разнообразных лиственных деревьев.
На экране: Смена растительности в Лесной зоне.
У: Резкой границы между тайгой и смешанными лесами нет. Тёмные еловые леса и сосновые боры постепенно заменяются берёзами, осинами, клёнами, ольхой, липой и другими породами. Затем постепенно хвойные породы исчезают и леса превращаются в чисто лиственные: дубовые, ясеневые.
Эти деревья более теплолюбивы и требовательны к влаге. В лесу появляется черёмуха, лещина.
На экране: Демонстрируются иллюстрации хвойных и лиственных деревьев.
Проблемный вопрос: Чем отличается хвойный лес от лиственного леса?
-Об этом мы узнаем после физкультминутки.
* Физкультминутка.
Мы пришли в зимний лес ( ходьба на месте .)
Сколько здесь вокруг чудес! ( Разводят руками .)
Справа березка в шубке стоит,
( Отводят руку в указанную сторону и смотрят )
(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)
-Чтение текста на стр.79 (чтение текста и анализ прочитанного).
*Работа с гербарием: хвойные и лиственные деревья.
*Рассказ учителя об Уссурийской тайге с опорой на презентацию.
У: Этот лес поражает разнообразием пород деревьев. Вместе с хвойными породами (ель, лиственница) растут и широколиственные – дуб, клён, липа, а также южные породы деревьев: пробковый дуб, грецкий орех.
Деревья достигают огромной высоты и толщины. Например, амурский бархат, растёт быстро, достигает 25 метров в высоту, живёт до 300 лет. Здесь и встречаются лекарственные растения, например женьшень (корень которого называют «корень жизни»).
Для сохранения растений и животных этого удивительного уголка природы созданы заповедники: Сихотэ-Алинский, Тигровая Балка, Кедровая Падь.
На экране : иллюстрации заповедников.
Вывод по теме: Таким образом, к югу тайга постепенно сменяется смешанными лесами, которые затем переходят в лиственные. Смешанные леса состоят как из хвойных, так и разнообразных лиственных деревьев. Лиственные леса представлены в основном широколиственными породами деревьев: дубом, клёном, ясенем.
4.Первичное закрепление изученного материала.
?Какие хвойные и лиственные деревья встречаются в вашей местности.
У: Используя карточки с изображением деревьев, заполните схему «Леса».
?Какие три части можно выделить в лесной зоне?
(тайга, смешанный лес, широколиственный лес)
Источник
Методическая разработка урока по географии в 7 классе на тему: «Смешанные леса России»
Корригировать и развивать мышление и память путем разгадывания загадок.
Корригировать и развивать связную устную речь путем чтения и составления предложений, ответов на вопросы учителя.
Корригировать и развивать зрительное восприятие путем работы с иллюстрационным и наглядным материалом.
воспитывать и интерес к изучению предмета путем использования коррекционно-развивающего материала.
Воспитывать любовь к природе своего края, охранять и беречь ее.
Учебник, тетрадь на печатной основе, школьная тетрадь, иллюстрационный материал, Мультимедийный проектор
1.Подготовительная часть:
Проверка домашнего задания.(5 минут)
Актуализация знаний.(4 минуты)
Сообщение нового материала (15 минут)
-рассказ учителя, сопровождается презентацией и работой с картой.
Закрепление материала (10 минут)
-работа с раздаточным материалом.
-заполнение сравнительной таблицы.
3.Заключительная часть (5 минут):
Итог урока, оценки, домашнее задание.
1. Организационный момент:
Учитель : «Кто составит из букв слово — садится»
2. Проверка домашнего задания:
Покажите тайгу на карте природных зон?
А как меняются леса в нашей стране с севера на юг и почему?
Составить таблицу на доске
Ответ: Солнце не везде одинаково нагревает Земля. Северная часть получает меньше тепла, чем южная. И поэтому на Севере растут хвойные деревья, так как они не бояться холода. Такие леса называются тайга, южнее она меняется на смешанные леса, затем на лиственные
Б — А теперь давайте покажем тайгу на карте?
В — Возьмите конверты с названиями пород деревьев и расположим их на карте Европейской и Сибирской тайги.
-А теперь давайте проверим.
Вызываются ученики и по очереди берут карточки с названиями пород деревьев и располагают их на карте. Проверяем, так ли расположили.
Г — а знаете ли вы, как выглядят эти растения?
и картинки шишек, найти соответствующие. Где растут эти растения?
А давайте представим, мы с вами оказались в нашем лесу. Какие растения и деревья мы там с вами увидим?
Березу, осину, сосну, ель, кустарники, траву и т. д…..
Правильно, эти растения и деревья мы с можем с вами увидеть в наших лесах.
Давайте откроем карту природных зон и посмотрим, в какой природной зоне живем мы с вами?
Дети показывают природную зону.
Зона смешанных и широколиственных лесов.
Хорошо, вот сегодня мы с вами познакомимся с зоной смешанных и широколиственных лесов.
3.Сообщение нового материала.
Давайте запишем тему нашего урока: «Смешанные и широколиственные леса»
(на мультимедийном проекторе)
Презентация и рассказ учителя.
На юге Восточно-Европейской равнины и Дальнем Востоке, где более влажно и тепло Тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами. Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из лиственных деревьев.(показ на карте)
Резкой границы между тайгой и смешанными лесами нет. Темные еловые леса постепенно сменяются березами осинами кленами. В смешанный лесах в отличие от тайги большее количество деревьев, они светлее. (слайд 1)
Затем хвойные породы исчезают совсем, леса превращаются в лиственные. Светлые и разнообразные, в нижнем уровне леса растут много цветов и трава.(слайд 2)
В Восточной Сибири эти леса отсутствуют и появляются только на Дальнем Востоке. Особенно своеобразны леса в Приморье и Южном Приамурье — это Уссурийская Тайга (Табличка с названием, обращаем внимание на правописание слова) (слайд 3)
Наиболее распространенное растение этой тайги — кедр.(слайд 4)
Мы уже говори с вами, что это очень ценное дерево, для его сохранения есть заповедники — Кедровая падь.
-Давайте откроем учебники и прочитаем рассказ о кедре и ответим на вопросы учебника :
-как человек использует это растение?
— что получается их кедровой живицы?
— Покажите на карте Уссурийскую тайгу, место где растет кедр.
Дружно мы шагаем (шаг на месте)
Справа от нас – тайга.(поворот)
Слева – смешанный лес. (поворот)
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Аж захватывает дух! (взмахи руками)
Солнце над деревьями светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
Наряду с кедром здесь растут дуб, липа, а так же южные породы деревьев.
Очень интересные деревья — Амурский бархат, Женьшень, Железная береза
(словарная работа) -Амурский бархат, Женьшень, Железная береза
Бархат амурский очень распространен на территории Приморского края. Растет одиночно или группами в долинах рек, по склонам сопок, в смешанных, лиственных и горных лесах.
Растение способствует очистке воздуха от бактерий. Листья служат кормом для пятнистых оленей. Древесина устойчива к гниению, поэтому идет на изготовление линолеума. Вытяжки из различных частей растения окрашивают ткани и кожу в зеленый цвет. Внутренняя часть- источник желтой краски для шелка хлопка и льна. В некоторых частях растения очень много содержится эфирного масла. Имеет лекарственные свойства.
Женьшень, произрастающий на территории Приморского Края представляет собой травянистый многолетник с зеленым или зелено-бурым стеблем до 80 см высотой и около 0,7 см в диаметре. В большинстве случаев стебель одиночный, однако, встречаются и многостебельные растения. В исключительных случаях число стеблей доходит до 6. Листья взрослого растения насчитывают 5 листочков
Плоды ярко-красные с желтой мякотью, сжатые сверху и с боков, содержат две плоские светло-желтые косточки.
В настоящее время в медицине применяется также настойка био-женьшеня, которая является официальным лекарственным препаратом. Исследования показали, что она повышает устойчивость организма к экстремальным воздействиям:
Железная береза — Дерево может достигать в высоту 25 метров, а диаметр ствола — до 70-80 см. Кора этой берёзы характеризуется шелушением и отслаиванием, по цвету серовато-кремовая, бежевая, у молодых деревьев почти коричневая. Кора у молодых веток темно-вишневая.
Давайте теперь еще раз с вами вспомним, мы с вами сказали, что а юге Восточно-Европейской равнины и Дальнем Востоке, где более влажно и тепло На юге Восточно-Европейской равнины тайга сменяется смешанными и широколиственными лесами. (показ на карте). Смешанные леса состоят как из хвойных, так и из лиственных деревьев. Здесь мы можем встретить с вами и ели, и сосны, и осины, и березы, и липы, и дубы и т. д. Затем хвойные породы исчезают совсем, леса превращаются в лиственные. Тут мы увидим только лиственные деревья, такие как береза, дуб, ясень и т.д.
На дальнем Востоке зона смешанных и широколиственных лесов радует наш взгляд такими растениями и деревьями, как бархат, женьшень, железная береза.
6.Закрепелние материала
Мы рассмотрели в вами смешанные и лиственные леса, давайте попробуем составить 2 вида лесов на фланелеграфе:
Какие деревья растут в смешанных лесах?
Вместе с хвойными деревьями растут и лиственные деревья, например …..
Какие деревья растут в широколиственных лесах?
В широколиственных лесах растут ……..
Хорошо, а теперь расставим эти деревья в нужных лесах.
(дерево, подписанное название)
( ели, сосны, осина, береза, липа, дуб, ясень, трава)
Посмотрите, что получилось?
-Где разнообразнее растительность?
И вот теперь мы должны с вами заполнить сравнительную таблицу об этих лесах.
Чертим таблицу. По линейке. Дети в тетради, учитель на доске
Источник