Тема_лес_деревья_цель

Конспект занятия по развитию речи «Лес. Деревья» (5-6 лет)

Цель. Формирование знаний о деревьях на основе дидактических игр.

Образовательные :

§ Обогатить представления детей о лесе.

§ Уточнить представления детей о строении деревьев, с разными видами леса.

§ Закрепить названия деревьев, умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подбирать слова – антонимы.

§ Учить изменять слова, образовывать от существительного прилагательное, отвечая на вопрос «чей?»

§ Закреплять употребление предлогов, называть слова во множественном числе.

Развивающие :

§ Развивать мыслительные процессы.

§ Расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Воспитательные :

§ Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид занятия: тематическое занятие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие , познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности : коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная.

§ Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Лес. Деревья». Загадки.

§ Сюжетные картинки (береза, дуб, рябина, клен, лиственница, сосна, ель); листья и веточки этих деревьев; сюжетные картинки видов лесов (еловый, лиственный, смешанный).

§ Демонстрационный материал — иллюстрации деревьев в разное время года, лес.

Предварительная работа:

§ Чтение художественной литературы о деревьях.

§ Беседа с использованием презентации «Осеннее и зимнее дерево»

§ Рассматривание иллюстраций по теме «Лес в разное время года»

§ Оформление стенда «Деревья нашего края»

I. Мотивационно – побудительный этап .

Воспитатель : Давайте поприветствуем друг друга.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель .

— Ребята, к нам обратился наш давний знакомый. Угадайте кто?

F Он и днем и в час ночной

Охраняет лес родной,

Чтоб деревья не ломали

И зверей не обижали…

F Очень странный старичок,

Вместо носика — сучок!
По лесу гуляет —
Лес он охраняет.
А зовётся старичок.
Старичок. (ЛЕСОВИЧОК)

Лесовичок .
— Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем). Я хотел вас пригласить ко мне в гости, но моя любимая лесная полянка заколдована злым волшебником и вместо деревьев только пеньки. Мне нужна ваша помощь. Поможете мне? (Да). Выполним задания и вновь моя полянка станет прежней.

Читайте также:  Птицы_леса_виды_отряды

— Для начала мы должны угадать, какие росли деревья на этой полянке.

Загадки о деревьях.

Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

II. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель :

— Какие бывают деревья? (Ответы детей)

Воспитатель :

— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою.

1. Дидактическая игра «Скажи ласково».

— Береза – березонька. (Сосна — …, ель — . ива — …, дуб — …, клен — …, осина — …, липа — …, тополь –…, рябина — …)

— Что с деревьями происходит осенью? (Листья цвет меняют и сбрасывают их….).

— Что происходит с деревом весной? (Появляются листочки, дерево оживает…)

— Молодцы ребята, вы наблюдательные.

Воспитатель :

— Весной веселит, летом холодит

Грибами, ягодами одаривает

Осенью умирает, весной оживает. (ЛЕС)

— Молодцы, догадались. А что такое лес? (Много деревьев, дом для животных….).

Воспитатель :

— ЛЕС – это целый мир. В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.

2. Беседа о строении дерева . (Использование макета дерева)

Воспитатель :

— Ребята посмотрите на доску, скажите, что изображено на этой картинке? (Дерево…).

Воспитатель :

— Правильно! А какие части дерева Вы знаете? (Корень, ствол, ветви, листья).

Воспитатель :

— Верно! Скажите, а какая самая важная, главная часть дерева? (Корень….).

Воспитатель :

— А как Вы думаете, почему он самый главный? (Корни забирают воду из земли и дают питание дереву, держат его….).

Воспитатель :

— Правильно. Посмотрите, у каждого дерева есть главный корень, который называется стержневым. Он глубоко уходит в землю. Есть и боковые корни, которые располагаются ближе к поверхности земли. Это очень крепкие корни, которые помогают дереву прочно стоять, не давая ветрам его повалить.

Читайте также:  Грибковая_пневмония_код_мкб_10

Воспитатель :

— Ребята, скажите, а для чего нужны листья? (Листья выделяют кислород…).

Воспитатель :

— Когда на листья падает дневной свет, воздух и вода преобразуются в необходимые питательные вещества, которые придают листьям зеленый цвет, а когда это вещество не образуется, листья начинают желтеть…..

— Листья дерева поглощают углекислый газ, а выделяют необходимый для нас кислород, очищают тем самым воздух.

3. Дидактическая игра «Назови, чей лист» (Подбор слов – значений).

Воспитатель показывает картинки разных деревьев, предлагает найти такой же лист. Ребенок находит и называет: Лист клена.

Воспитатель :

— Лист клена какой? – кленовый. (И. т. д.)

F Сорву я с рябины….(рябиновый лист)

F Сорву я с дуба…..(дубовый лист)

F Сорву я с березы…(березовый лист);

F Сорву я с тополя….(тополиный лист)

F Сорву я с ивы…(ивовый лист)

F Сорву я с клена….(кленовый лист)

F Сорву я с липы….(липовый лист)

F Сорву я с сосны, какую ветку …(сосновую ветку)

F Сорву я с ели, какую ветку ….(еловую ветку).

Мы вокруг березы весело пойдем,

(становятся в круг и идут)

Руки вверх поднимем, покружимся слегка,

И подбросим листья вверх под облака.

(делают движения подбрасывания)

4. Беседа о разновидностях лесов.

— Ребята, злой волшебник перепутал и деревья, и леса. Мы должны расставить все на места. (Лесовичок показывает иллюстрацию деревьев, дети называют это дерево)

— Что это за дерево? (Сосна). Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор, лес).

— Молодцы. Отгадываем дальше….

— Кто догадался, какое это дерево? (Елка)

— Верно! А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник…).

— Молодцы. Следующее загадка:

Есть у родственников елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки – опадают все иголки… (Лиственница…).

Читайте также:  Береги_россию_береги_воздух_лес

— Правильно! А как назвать лес, где расту ель, сосна и лиственница, кто знает? (Хвойный лес…).

(Лесовичок показывает иллюстрацию березы)

— Как называется это дерево (Береза…).

— Верно! Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовый).

— Верно! А это что за дерево такое? И какой будет лес? (Рябина…., рябиновый лес).

— Молодцы, все деревья вспомнили! А кто знает, как назвать лес, где растут береза, клен, тополь, липа, ива? (Лиственный лес).

— Лиственный лес отличается от хвойного. У хвойного леса вместо листьев иголки. А лес, где растут сосна, ель, дуб, береза, клен — это смешанный лес.

5. Дидактическое упражнение «Один – много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много», и называют заданное слово во множественном числе.

Воспитатель :

— Ель – много елей, сосна – много сосен, береза – много берез и т.д.

6. Игра «Четвертый лишний»

2). Береза, тополь, клен, трава.

4). Сосна, ель, лиственница, дуб.

III. Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель :

— Ребята, о чем мы с Вами, сегодня говорили? (О лесе, деревьях).

— Какие части у дерева, Вы запомнили? (Корень, ствол, ветви, листья).

— А какие леса бывают? (Хвойные, лиственные, смешанные).

Дорогие ребята, вы мне очень помогли, посмотрите теперь как преобразовалась моя любимая полянка.

«Солнышко» и «Тучка»

Ребенок берет лучик, если он считает, что хорошо работал на занятии и у него все получалось (прикрепляет его к солнышку). Берет дождинку, если он считает, что у него что-то не получалось (прикрепляет его к тучке).

Воспитатель :

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

Источник

Оцените статью