Конспект занятия по развитию речи «Лес. Деревья» (5-6 лет)
Цель. Формирование знаний о деревьях на основе дидактических игр.
Образовательные :
§ Обогатить представления детей о лесе.
§ Уточнить представления детей о строении деревьев, с разными видами леса.
§ Закрепить названия деревьев, умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, подбирать слова – антонимы.
§ Учить изменять слова, образовывать от существительного прилагательное, отвечая на вопрос «чей?»
§ Закреплять употребление предлогов, называть слова во множественном числе.
Развивающие :
§ Развивать мыслительные процессы.
§ Расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Воспитательные :
§ Воспитывать бережное отношение к природе.
Вид занятия: тематическое занятие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие , познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности : коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная.
§ Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Лес. Деревья». Загадки.
§ Сюжетные картинки (береза, дуб, рябина, клен, лиственница, сосна, ель); листья и веточки этих деревьев; сюжетные картинки видов лесов (еловый, лиственный, смешанный).
§ Демонстрационный материал — иллюстрации деревьев в разное время года, лес.
Предварительная работа:
§ Чтение художественной литературы о деревьях.
§ Беседа с использованием презентации «Осеннее и зимнее дерево»
§ Рассматривание иллюстраций по теме «Лес в разное время года»
§ Оформление стенда «Деревья нашего края»
I. Мотивационно – побудительный этап .
Воспитатель : Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель .
— Ребята, к нам обратился наш давний знакомый. Угадайте кто?
F Он и днем и в час ночной
Охраняет лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали…
F Очень странный старичок,
Вместо носика — сучок!
По лесу гуляет —
Лес он охраняет.
А зовётся старичок.
Старичок. (ЛЕСОВИЧОК)
Лесовичок .
— Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем). Я хотел вас пригласить ко мне в гости, но моя любимая лесная полянка заколдована злым волшебником и вместо деревьев только пеньки. Мне нужна ваша помощь. Поможете мне? (Да). Выполним задания и вновь моя полянка станет прежней.
— Для начала мы должны угадать, какие росли деревья на этой полянке.
Загадки о деревьях.
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
II. Организационно-поисковый этап.
Воспитатель :
— Какие бывают деревья? (Ответы детей)
Воспитатель :
— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою.
1. Дидактическая игра «Скажи ласково».
— Береза – березонька. (Сосна — …, ель — . ива — …, дуб — …, клен — …, осина — …, липа — …, тополь –…, рябина — …)
— Что с деревьями происходит осенью? (Листья цвет меняют и сбрасывают их….).
— Что происходит с деревом весной? (Появляются листочки, дерево оживает…)
— Молодцы ребята, вы наблюдательные.
Воспитатель :
— Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает. (ЛЕС)
— Молодцы, догадались. А что такое лес? (Много деревьев, дом для животных….).
Воспитатель :
— ЛЕС – это целый мир. В нем обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом.
2. Беседа о строении дерева . (Использование макета дерева)
Воспитатель :
— Ребята посмотрите на доску, скажите, что изображено на этой картинке? (Дерево…).
Воспитатель :
— Правильно! А какие части дерева Вы знаете? (Корень, ствол, ветви, листья).
Воспитатель :
— Верно! Скажите, а какая самая важная, главная часть дерева? (Корень….).
Воспитатель :
— А как Вы думаете, почему он самый главный? (Корни забирают воду из земли и дают питание дереву, держат его….).
Воспитатель :
— Правильно. Посмотрите, у каждого дерева есть главный корень, который называется стержневым. Он глубоко уходит в землю. Есть и боковые корни, которые располагаются ближе к поверхности земли. Это очень крепкие корни, которые помогают дереву прочно стоять, не давая ветрам его повалить.
Воспитатель :
— Ребята, скажите, а для чего нужны листья? (Листья выделяют кислород…).
Воспитатель :
— Когда на листья падает дневной свет, воздух и вода преобразуются в необходимые питательные вещества, которые придают листьям зеленый цвет, а когда это вещество не образуется, листья начинают желтеть…..
— Листья дерева поглощают углекислый газ, а выделяют необходимый для нас кислород, очищают тем самым воздух.
3. Дидактическая игра «Назови, чей лист» (Подбор слов – значений).
Воспитатель показывает картинки разных деревьев, предлагает найти такой же лист. Ребенок находит и называет: Лист клена.
Воспитатель :
— Лист клена какой? – кленовый. (И. т. д.)
F Сорву я с рябины….(рябиновый лист)
F Сорву я с дуба…..(дубовый лист)
F Сорву я с березы…(березовый лист);
F Сорву я с тополя….(тополиный лист)
F Сорву я с ивы…(ивовый лист)
F Сорву я с клена….(кленовый лист)
F Сорву я с липы….(липовый лист)
F Сорву я с сосны, какую ветку …(сосновую ветку)
F Сорву я с ели, какую ветку ….(еловую ветку).
Мы вокруг березы весело пойдем,
(становятся в круг и идут)
Руки вверх поднимем, покружимся слегка,
И подбросим листья вверх под облака.
(делают движения подбрасывания)
4. Беседа о разновидностях лесов.
— Ребята, злой волшебник перепутал и деревья, и леса. Мы должны расставить все на места. (Лесовичок показывает иллюстрацию деревьев, дети называют это дерево)
— Что это за дерево? (Сосна). Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор, лес).
— Молодцы. Отгадываем дальше….
— Кто догадался, какое это дерево? (Елка)
— Верно! А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник…).
— Молодцы. Следующее загадка:
Есть у родственников елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки… (Лиственница…).
— Правильно! А как назвать лес, где расту ель, сосна и лиственница, кто знает? (Хвойный лес…).
(Лесовичок показывает иллюстрацию березы)
— Как называется это дерево (Береза…).
— Верно! Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовый).
— Верно! А это что за дерево такое? И какой будет лес? (Рябина…., рябиновый лес).
— Молодцы, все деревья вспомнили! А кто знает, как назвать лес, где растут береза, клен, тополь, липа, ива? (Лиственный лес).
— Лиственный лес отличается от хвойного. У хвойного леса вместо листьев иголки. А лес, где растут сосна, ель, дуб, береза, клен — это смешанный лес.
5. Дидактическое упражнение «Один – много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много», и называют заданное слово во множественном числе.
Воспитатель :
— Ель – много елей, сосна – много сосен, береза – много берез и т.д.
6. Игра «Четвертый лишний»
2). Береза, тополь, клен, трава.
4). Сосна, ель, лиственница, дуб.
III. Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель :
— Ребята, о чем мы с Вами, сегодня говорили? (О лесе, деревьях).
— Какие части у дерева, Вы запомнили? (Корень, ствол, ветви, листья).
— А какие леса бывают? (Хвойные, лиственные, смешанные).
— Дорогие ребята, вы мне очень помогли, посмотрите теперь как преобразовалась моя любимая полянка.
«Солнышко» и «Тучка»
Ребенок берет лучик, если он считает, что хорошо работал на занятии и у него все получалось (прикрепляет его к солнышку). Берет дождинку, если он считает, что у него что-то не получалось (прикрепляет его к тучке).
Воспитатель :
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Источник