Тактика_тушения_пожаров_леса

4. Организация и тактика тушения лесных пожаров

Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.

Анализ тушения крупных пожаров пока­зал, что это проблема не столько техническая, сколько организацион­ная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение по­жара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на ту­шении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или на­ращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.

В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по пре­дупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представите­ли аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организа­ция неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.

Читайте также:  Малиново_творожный_торт_бисквитный

В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Централь­ном (Москва) федеральных округах.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы — авиаотделениями в части:

— своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;

— соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламен­тации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

— своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;

— своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и лик­видации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;

— численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.

До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.

В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:

  • организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
  • обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону;
  • утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
  • устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
  • предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах созда­ние лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лес­ных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к не­медленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
Читайте также:  Битцевский_лес_прокат_велосипедов

Источник

Тактика тушения

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

— захлестывание огня по кромке пожара ветками;

— засыпка кромки пожара грунтом;

— прокладка на пути распространения пожара заградительных и минирализованных полос (канав);

— пуск отжига (встречного огня);

— тушение горящей кромки водой;

— применение химических веществ;

— искусственное вызывание осадков из облаков.

Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки, наличия сил и средств пожаротушения и намеченных приемов тушения.

Под пожарной тактикой понимается определение наиболее целесообразных способов и приемов борьбы с огнем в данных конкретных условиях. Тактический план тушения лесного пожара составляется руководителем тушения на основе данных разведки пожара.

Разведка должна установить:

— наличие ценных, пожароопасных участков;

— наличие естественных, искусственных преград;

— выявить места, где можно создать мин. полосы, наметить безопасные места.

Оценив ситуацию на основе данных, руководитель с учетом имеющихся сил и средств, возможной помощи, условий погоды и т. п. Приступает, к ликвидации пожара основываясь на следующих подходах:

— Принципы выбора минирализованной полосы;

— Принципы создания минирализованной (опорной) полосы;

— Принципы использования бульдозера (трактора с плугом);

— Принципы использования воды;

— Принципы использования пенообразователей, смачивателей;

— Принципы применения авиационных огнетушащих составов (ретардантов);

— Применение отжига;

— Особенности тушения пожаров в горах;

— Особенности организации тушения пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами.

Источник

Оцените статью