4. Организация и тактика тушения лесных пожаров
Вопросы организации борьбы с крупными пожарами очень актуальны и недооценка их часто приводит к тяжелым последствиям. На тушение крупных пожаров привлекаются тысячи людей и десятки технических средств, без четкой организации их деятельности невозможно достичь желаемых результатов.
Анализ тушения крупных пожаров показал, что это проблема не столько техническая, сколько организационная. При тушении таких пожаров возникает потребность за несколько часов создать организацию, способную руководить и контролировать деятельность большого числа тушильщиков в условиях, когда на тушение пожара привлекают людей, которые никогда не работали вместе и не имеют навыка работы в лесу, и тем более на тушении пожара. B процессе тушения изменяется объем работ, условия тушения и в зависимости от реальной обстановки сокращаются или наращиваются силы и средства пожаротушения. Только на очень крупных пожарах структура организации тушения может стабилизироваться на продолжительный период.
В 2003 году МПР России приступило к созданию на Дальнем Востоке первого в России регионального координационного центра по предупреждению и тушению лесных пожаров. Координационный центр создан на основе Дальневосточной базы авиационной охраны лесов. В его состав входят представители территориальных органов МПР России, представители аппарата полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в состав ДВФО, а также территориальных органов других федеральных ведомств. На первом этапе центр должен координировать деятельность существующих наземных и авиационных сил МПР России. В функции центра входят оперативный сбор и обработка информации по лесным пожарам, учет лесопожарных ресурсов на территории региона, прогнозирование лесопожарной ситуации, организация неотложных мер по профилактике и предупреждению лесных пожаров. На втором этапе будет создана мобильная группа пожаротушения, координационный центр сосредоточит значительные технические ресурсы, станет разработчиком законопроектов в сфере охраны окружающей среды от пожаров.
В дальнейшем планируется создать аналогичные центры в Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург) и Центральном (Москва) федеральных округах.
Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы — авиаотделениями в части:
— своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;
— соответствия режима работы авиапожарных сил и средств установленному «Рекомендациями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
— своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;
— своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;
— численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.
До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.
В соответствии со статьёй 100 лесного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними органы государственной власти субъеков Российской Федерации:
- организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
- обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а так же лесопользователей к пожароопасному сезону;
- утверждают ежегодно, до начала пожароопасного сезона, оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
- предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
Источник
Тактика тушения
При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
— захлестывание огня по кромке пожара ветками;
— засыпка кромки пожара грунтом;
— прокладка на пути распространения пожара заградительных и минирализованных полос (канав);
— пуск отжига (встречного огня);
— тушение горящей кромки водой;
— применение химических веществ;
— искусственное вызывание осадков из облаков.
Выбор способов и технических средств для тушения пожаров зависит от вида, силы и скорости распространения пожара, природной обстановки, наличия сил и средств пожаротушения и намеченных приемов тушения.
Под пожарной тактикой понимается определение наиболее целесообразных способов и приемов борьбы с огнем в данных конкретных условиях. Тактический план тушения лесного пожара составляется руководителем тушения на основе данных разведки пожара.
Разведка должна установить:
— наличие ценных, пожароопасных участков;
— наличие естественных, искусственных преград;
— выявить места, где можно создать мин. полосы, наметить безопасные места.
Оценив ситуацию на основе данных, руководитель с учетом имеющихся сил и средств, возможной помощи, условий погоды и т. п. Приступает, к ликвидации пожара основываясь на следующих подходах:
— Принципы выбора минирализованной полосы;
— Принципы создания минирализованной (опорной) полосы;
— Принципы использования бульдозера (трактора с плугом);
— Принципы использования воды;
— Принципы использования пенообразователей, смачивателей;
— Принципы применения авиационных огнетушащих составов (ретардантов);
— Применение отжига;
— Особенности тушения пожаров в горах;
— Особенности организации тушения пожаров в лесах, загрязненных радионуклидами.
Источник