Рецензия на Sunless Sea
Когда чудовищный катаклизм утащил Лондон глубоко под землю, город не перестал быть центром мира, а просто сменил свои владения. Провалившись в исполинскую пещеру, англичане получили доступ к огромному морю и принялись осваивать его бескрайние просторы. Однако выстроить могучую империю оказалось им не по плечу, и дальше дюжины разрозненных колоний и форпостов дело не пошло: всепоглощающий мрак, скрывающий страшные загадки и невообразимые кошмары, можно лишь ненадолго отогнать, но не покорить.
Капитан, капитан, улыбнитесь (a tough Hearts challenge)
Разработчик: Failbetter Games
Издатель: Failbetter Games
Жанры: RPG/Top-down/Pausable real-time/2D
Похожие игры: The Yawhg, “Вангеры”, Out There
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Sunless Sea – это множество небольших текстовых приключений, нанизанных на скелет “пиратского” жанра. На первый взгляд занятия примерно те же, что в Sid Meier’s Pirates! – торговля да сражения, но они играют второстепенную роль. Присмотревшись к предложениям в ближних гаванях и дальних портах, вы обнаружите, что лучшие расценки и на покупку, и на продажу обычно в самом Лондоне, а смехотворная выручка за транспортировку опасной контрабанды с другого конца моря не окупит даже затрат на топливо для вашего парохода.
Незамысловатые баталии тоже не приносят ни радости, ни барышей. Пока вы старательно кружите, чтобы подойти к морскому чудищу или корсару с кормы, ваш экипаж проест больше денег, чем ушло бы на починку потрёпанных бортов, решись вы игнорировать обидчика. В версии для Steam Early Access схватки отображала абстрактная полупошаговая мини-игра, теперь же бои стали аркадными – и не намного увлекательней. Большинство врагов вы всё равно будете избегать не со страха, а от нежелания встревать в затянутые разборки. Да и “прокачка” судна банальна донельзя и почти не оставляет свободы (поделюсь хитростью: замечательный саундтрек играет только возле обитаемых берегов, а значит, чем мощнее двигатель, тем меньше минут придётся коротать в гнетущей тишине).
Зачем же уходить в плавание? Чтобы исследовать дальние моря! Когда вы заносите на карту остров, город или какую-нибудь достопримечательность вроде маяка или места кораблекрушения, опыта начисляют гораздо больше, чем за победы над опасными тварями, а лондонское Адмиралтейство неплохо оплачивает сведения о чужих краях. Так что первым делом странствия, а промысел – потом.
А что иль кто есть Базар, советник?
Но самое интересное происходит на суше. Местные – как аборигены, так и «цивилизованный» люд – поступают в соответствии со странными обычаями и дикими представлениями о жизни, изъясняются на собственном жаргоне и хранят сокровенные, непостижимые для чужака тайны. Вселенная Падшего Лондона по самобытности, цельности и загадочности может сравниться с “Вангерами», Planescape: Torment и “Мором: Утопией».
Причудливые парадоксы перемешаны с лавкрафтовским ужасом, и даже относительно безопасная гавань в пугающем океане неизвестности, милый сердцу Лондон, соткана из жути. Делами здесь заправляет Эхо-Базар, полуподпольный синдикат или живой инопланетный организм (две из множества гипотез), милостью Императрицы-предательницы контролирующий оборот товаров и, главное, слухов, секретов и компромата во всём городе. Апокалиптические силы невероятной мощи окружают столицу со всех сторон, а странные культы постоянно рвутся изнутри. Кладбища пустуют (земля не желает принимать мертвецов, и бедолаги ищут себе другой приют), по улицам разгуливают гости из находящегося неподалёку Ада…
А уж чего только нет за морями… Деревня на здоровенном грибе, пиратский лагерь внутри гигантского панциря, твердыня, возведённая на коралловых рифах, что гипнотизируют и одурманивают людей, остров, к берегам которого прибивает не нашедшую адресата почту со всего света, могильное поселение, куда ссылают неспособных умереть, совершенно непримечательные правительственные депо неясного назначения… А трофеи-то какие! Грибное вино, добытый из cнов параболический лён, ящики человеческих душ и заветные солнечные лучи, пойманные в зеркальном ларце… Всё это – не бутафория, и чем занятнее диковинка, тем нужнее она окажется однажды. Иногда даже удаётся повлиять на мир: разрушить чьё-то царство и основать собственное, завоевать благосклонность придворных и осквернить божественную обитель, найти возлюбленную и завести ребёнка, чтобы потом по воле злого рока потерять их навсегда.
Необратимые перемены – коронный номер Sunless Sea. В отличие от многих RPG, сюжеты тут нередко оканчиваются мучительными фразами “не успел”, “не нашёл”, “и больше его никто не видел”, которые убеждают в правдоподобности мироздания и неустанно подогревают энтузиазм – “а если бы всё было по-другому!”.
Взаимодействие с миром складывается из бессчётных событий (случайных и не очень), коротеньких рассказов, разветвлённых историй и мини-квестов, напоминающих происшествия из FTL: Faster Than Light и приключенческих “настолок” вроде Arkham Horror. Реализованы они точно как в Fallen London – бесплатной браузерной игре этих же авторов (кстати, зарегистрировавшись в ней, вы получите бонусы в обеих и сможете связать их тоненькой сюжетной ниточкой).
Существенное различие лишь одно: благодаря карте, которую позволено исследовать самостоятельно, Sunless Sea воспринимается как единое пространство, а её родственница всегда оставляла у меня ощущение хаотичного скопища бессвязных случаев. В остальном процесс такой же: читаем, делаем выбор, запоминаем, каких предметов недостаёт для продолжения похождений, и отправляемся дальше, поклявшись вернуться во всеоружии. Лучше заранее проверить своё знание английского в бесплатной версии – без уверенного владения языком за игру садиться не стоит. Ведь удерживают в плену эксцентричных фантазий именно мастерски написанные тексты, а вот иллюстрации и сам мир с высоты птичьего полёта выглядят аляповато и неказисто (к тому же любоваться на мутное оформление придётся на издевательски низких разрешениях, иначе микроскопические буквы не разглядеть).
Сильнее всего огорчает то, что «стратегические» вкрапления вредят не меньше, чем помогают: захватывающие передряги перемежаются занудными мытарствами в безжизненных водах, а недоразвитая, но суровая экономика запрещает рисковать и слишком уж ограничивает выбор развлечений (нельзя совершать рейсы в убыток, а пара ошибок загоняет в безвыходную ловушку), ничего не предлагая взамен. Даже смерть не печалит – её удар можно смягчить, озаботившись составлением завещания, которое передаст наследнику, то есть следующему персонажу, часть имущества. Куда неприятней терять время впустую: однообразная возня наскучит раньше, чем вы исчерпаете богатый набор повествований.
Хоть здесь и не сыскать открыточных видов, всё равно для виртуального туризма лучшего направления не найти. Жаль, что незабываемые впечатления портит тоскливая рутина и напряжённая борьба с чужеродными, наспех прикрученными правилами.
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
650 Мб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 2,4 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
650 Мб на винчестере
Источник