Структура_управления_охраной_лесов_от_пожаров

Структура и характеристика функционирования систем охраны лесов

Основными компонентами существующей системы охраны лесов России, обеспечивающими реализацию мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров являются: специализированная служба авиационной охраны лесов (авиалесоохрана), лесопожарные подразделения, персонал и технические средства лесхозов (наземная лесная охрана); персонал и технические средства других предприятий и организаций, привлекаемые для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.
Специализированная служба авиационной охраны лесов представляет собой сеть из более чем 20 региональных авиабаз и свыше 300 авиаотделений с приданными им воздушными судами, средствами пожаротушения, связи и транспорта. Из общей активно охраняемой площади в 760 млн. га. обслуживаемая авиацией территория охватывает около 725 млн. га лесов и около 110 млн. га оленьих пастбищ. При этом около 550 млн. га лесов, расположенных в таежной зоне с редкой сетью дорог, отнесены к районам преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения, а остальные 175 млн. га — к районам преимущественного применения наземных сил и средств пожаротушения с авиапатрулированием.
Наземная охрана лесов наибольшее развитие получила в регионах страны с развитой инфраструктурой. Она осуществляется силами и средствами лесхозов, в составе которых функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных вышек. К районам наземной охраны отнесено около 210 млн. га, в том числе к районам наземной охраны без авиапатрулирования лесов — 35 млн. га. Доминирующую роль в обнаружении и тушении лесных пожаров в течении нескольких десятилетий играла авиационная охрана лесов. Авиацией обнаруживалось до 70% всех пожаров, возникающих на всей обслуживаемой ею территории лесного фонда и до 95% пожаров в районах преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения. С применением авиации ликвидировалось до 45% пожаров, возникающих на всей обслуживаемой авиацией территории, и до 95% пожаров в районах преимущественного применения авиационных сил и средств пожаротушения.
Службы авиационной и наземной охраны лесов успешно справлялись с огнем в условиях низкой и средней горимости лесов, но периодически терпели провалы в условиях высокой и чрезвычайной горимости. Резкое снижение ассигнований, выделяемых на охрану лесов в последние годы, привело к существенному ослаблению лесопожарных служб. В наибольшей степени это отразилось на авиационной охране лесов, финансируемой из средств федерального бюджета. Численность парашютистов и десантников-пожарных за последние 5-6 лет снизилась в 2 раза, количество арендуемых воздушных судов — в 1,5 раза, кратность авиапатрулирования и налет часов — более чем в 3 раза.
Следствием ослабления авиалесоохраны явилось заметное ухудшение результатов ее работы и снижение общего уровня противопожарной защиты лесов. Служба наземной лесной охраны в силу крайне слабой оснащенности средствами пожаротушения, связи и транспорта оказалась недостаточно подготовленной к возросшим объемам работ по борьбе с огнем в многолесных районах страны. Следствием этого явилось существенно возросшее число выходящих из-под контроля лесных пожаров, принимающих характер стихийного бедствия

Читайте также:  Темный_лес_душа_человека

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

20. Организация и структура службы охраны леса от пожаров

Организация охраны лесов от пожаров возложена на Гос-ую лесную охрану, куда входят лесники, мастера леса, лесничие и их помошники, начальники лесопунктов и их помошники, начальники пожарно- химических станций, главные лесничие и дирректора лесхозов, ряд работников ПЛХО( производственные лесохозяйственные обьединения) и министерства лесхоза, кроме этого, в выявлении и тушении пожаров участвуют авиабазы(мчс)- летчики- наблюдатели и пожарные десантники. Общую координацию мероприятий по тушению осуществляет совет министров рб, а также областные советы депутатов. Структура системы охраны лесов от пожара включает регулярные службы и внештатные формирования и ресурсы. В регулярные службы входят специальные лесопожарные службы и подразделения лесхоза. В специальные лесопожарные службы – пожарно – химические станции. Внештатные формирования- различные добровольные общества, общественные организации и активисты, резервные команды из лесохозяйственных предприятий, формирования гражданской обороны, воинские подразделения, техника и транспортные средства местных предприятий, неорганизованное население.

21.Прогнозирование пожарной безопасности в лесах

Лесной пожар- неуправляемое горение, которое стихийно распространяется по лесной площади. Виды лесных пожаров : низовой пожар- распространяется по нижним ярусам и лесной подстилке, т.е верхний ярус древостоя не затрагивается; верховой пожар- пожар, который охватывает полог леса ( верхние части крон), включает в себя и низовой; торфяной(пожземный)- сгорает торфяной слой. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Прогнозирование бывает: текущее- на протяжении дня; краткосрочное- но ближайших 1-2 дня; долговременное- неделя- две. КРАТКОСРОЧНЫЙ И ТЕКУЩИЙ ПРОГНОЗЫ составляются на основе метеопрогнозов . ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ составляется на основании специальных шкал. Лесоустроительная организация на основе характеристик лесничества, лесхоза разрабатывает проект противопожарных мероприятий. Для точной регламентации работы противопожарных служб разработаны комплексные шкалы.

22.Лесопожарная стратегия, тактика и техника тушения лесных пожаров

Лесопожарная стратегия- перспективное планирование охраны лесов от пожара. Лесопожарная тактика- распределение сил и средств при тушении пожара и последовательность их использования. Локализация(предотвращение распространения пожара)/ ликвидация(тушение пожара)/ дотушивание пожара/ окарауливание пожара. Тактические приемы тушения пожара- 1)окружение пожара- пожар низовой, слабой интенсивности, небольшая площадь, при наличии средств; 2)атака с фронта- при тушении низового, слабого и средней интенсивности, при нехватке средств; 3) атака с флангов- пож ар низовой, сильной интенсивности- сведение пожара ни клин; 4) тушение путем отжига от загородительных полос- верховые пожары, стремительного распространения, очень интенсивные низовые пожары. Техника тушения пожаров- это способ воздействия на кромку огня: захлестывание- низовой пожар; тушение пожаров грунтом; тушение водой- рранцевые агрегаты, помпы, вертолеты, самолеты; тушение пожаров с помощью хим средств; тушение пожаров с помощью минерализованной полосы; тушение с помощью пены; тушение отжигом; тушение с помощью специально созданных осадков.

Читайте также:  Сладкая_ягода_stardew_valley

Источник

Организация службы охраны лесов от пожаров

По наличию или отсутствию сил и средств для своевременной ликвидации лесных пожаров территория Государственного лесного фонда делится на охраняемую и неохраняемую. К последней относятся отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока, где отсутствует авиационная охрана, а своевременная ликвидация пожаров наземными средствами невозможна из-за отсутствия дорог. Площадь неохраняемой территории, на которой очаги возгорания лишь фиксируются с космических летательных аппаратов, составляет 36% площади Государственного лесного фонда РФ. 17% территории ГЛФ контролируется силами наземной лесной охраны в сочетании с периодическим авиапатрулированием. Наличие наземных путей сообщения здесь позволяет прибыть к объекту тушения не позднее чем за три часа. Наибольшая часть лесных площадей – 47% – является объектом авиалесоохраны (обнаружение и тушение пожаров производится исключительно с помощью авиации). Таким образом, специализированная служба авиационной охраны лесов обслуживает около 60% площади лесов Гослесфонда России.

Разрушительное действие огня в лесу вызывает необходимость создания четкой системы охраны лесов от пожаров. Это касается не только России, но и любой другой страны, где возникают лесные пожары. Масштабы и функциональная структура этой системы определяются важностью лесопожарной проблемы в данной стране, уровнем ее экономического развития, объемом знаний и уровнем научно-технических разработок в области охраны лесов от пожаров.

Сезонный характер работ по борьбе с огнем в лесу, варьирование пожарной нагрузки и количества вводимых в дело ресурсов предъявляют высокие требования к функциональной структуре системы охраны лесов от пожаров. В настоящее время эта структура включает в себя:

— обнаружение и разведка лесных пожаров;

— ликвидация последствий пожаров.

Охрана лесов от пожаров возложена на Министерство природных ресурсов России и ее управления в субъектах РФ, на Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, которое задействует свои ресурсы в периоды чрезвычайных пожарных ситуаций, а также на министерства и ведомства, являющиеся владельцами или пользователями лесного фонда и ведущие в нем лесохозяйственную деятельность (Минсельхоз, Минобороны, Главохота и другие). Эти структуры в совокупности и образуют систему охраны лесов от пожаров в РФ.

Читайте также:  Черника_сегодня_на_рынке

Основные лесоохранные функции до принятия нового Лесного Кодекса выполняли и выполняют лесхозы. Ответственность за охрану лесов возлагается на должностных лиц лесхозов и определяется их должностной инструкцией. Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах возлагается на всех граждан, достигших совершеннолетнего возраста.

На органы лесной охраны возлагаются обязанности выявления и учета лесных пожаров, профилактики и борьбы с ними, предъявления штрафных санкций к нарушителям правил пожарной безопасности в лесах.

Особое место в системе охраны лесов от пожаров принадлежит специализированной службе авиационной охраны лесов (Авиалесоохране). С помощью авиации обнаруживают около половины возникающих пожаров (в 1980-е годы – до 90% пожаров). Общее руководство и координацию всех действий осуществляет Центральная база авиационной охраны лесов, которая находится в городе Пушкино Московской области. В ее состав входят 23 региональные авиабазы, от Карелии до Камчатки, работающие по договорам с лесохозяйственными предприятиями – держателями лесного фонда. Авиабазы арендуют авиатехнику в местных подразделениях авиапредприятий. В зоне авиапатрулирования осуществляется только контроль за состоянием лесного фонда и передача информации о лесных пожарах; в зоне авиалесоохраны предусмотрена также их ликвидация своими силами. В составе авиабаз 245 авиаотделений, которые непосредственно выполняют авиалесоохранные работы. Каждое отделение обслуживает территорию лесного фонда площадью 1-6 млн. га, укомплектовано командами парашютистов и десантников-пожарных, летчиками-наблюдателями и другими специалистами.

Задачей летчиков-наблюдателей является обнаружение лесного пожара, его разведка, передача информации наземным службам. Парашютисты и десантники непосредственно ликвидируют пожар. При этом десантники, в отличие от парашютистов, спускаются к месту пожара с зависшего вертолета, используя специальное устройство.

В центральном пункте диспетчерского управления (ЦПДУ) в г. Пушкино собирается и анализируется вся информация о лесных пожарах в стране, после чего ее передают в МПР и МЧС России и в другие заинтересованные ведомства.

В настоящее время не приходится рассчитывать на полное оснащение службы охраны лесов эффективными техническими средствами, которые позволяли бы тушить пожары в самом их начале. Более реальным является повышение устойчивости насаждений к воздействию огня специальными профилактическими лесохозяйственными мероприятиями.

Источник

Оцените статью