Конспект урока «Среди лесов»
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, их растительным и животным миром, деятельностью человека, экологическими проблемами.
Образовательные : по знакомить с особенностями зоны лесов
Развивающие : создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность; развивать мышление, воображение, внимание, речь.
Воспитательные : создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Методы обучения : проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации познавательной деятельности : групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование к уроку: компьютер, карта, презентация, раздаточный материал.
Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.
— Добрый день, ребята. Как настроение? Чтобы урок был плодотворным, давайте поделимся хорошим настроением с друзьями. Улыбнулись друг другу. А теперь весёлое настроение подарим друг другу. Улыбнулись от души. Надеюсь, что теперь настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям
Проверка домашнего задания
-Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей стране, но сначала давайте повторим тему прошлого урока. На прошлом уроке какую природную зону изучали? (тундру)
Сейчас проведём тестовую работу.
— Давайте проверим тесты, сделав взаимопроверку.
Слайд Леса -Как вы думаете, к каким природным зонам относятся эти картины?
— По каким признакам догадались? Каковы особенности этих природных зон?
2. Актуализация знаний (стихотворение о лесе)
Сегодня мы продолжим путешествие по природным зонам России. А какую природную зону будем изучать, подскажет стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Весь в росе, как в серебре?
— Итак, куда мы сегодня отправимся в путешествие? О чем будем говорить? (О лесе)
— Молодцы, ребята, вы правильно определили тему нашего сегодняшнего урока «Среди лесов». Мы с вами отправимся в лесную зону. Отправляюсь в путешествие, на какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Чему каждый из вас хотел бы научиться?
Я хочу узнать, какие виды леса существуют.
Я хочу познакомиться с животным и растительным миром.
Я хочу работать с картой.
Почему автор стихотворения говорит « Здравствуй, лес, дремучий лес…»
Д: «Дремучий»- это значит «тёмный, страшный, как в сказке». А все ли леса тёмные?
(Например, в березовой роще светло, в смешанном лесу темнее, а в тайге, где только хвойные деревья, темно)
— Верно. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые?
— А мы с вами уже знаем, где расположена лесная зона на карте природных зон
— Найдите и покажите на карте природную зону лесов
IIIи IV. Выявление места и причины затруднений.
— Что вы можете сказать о зоне лесов? (она большая и делится на три части)
— Какая поверхность у зоны лесов? (зона расположена на Восточной – Европе и Западно-Сибирских равнинах, также на Среднесибирском плоскогорье)
— Сравните части по площади (самая большая – тёмно-зелёная – это тайга; чуть светлее – смешанные леса; светло-зеленая – широколиственные леса)
— А почему на карте леса показаны разным цветом?
Слайд Тайга. Ребята, давайте откроем учебники на странице 86 и узнаем об особенностях этих природных зон ( чтение по цепочке)
Что нового узнали о тайге?
Слайд Хвойные деревья. Какие деревья растут в тайге?
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним больше, другим меньше.
— Хвойные деревья, менее требовательны к теплу, они хорошо растут в северной части лесной зоны. Тайга – это хвойный лес. Здесь темно даже днем.
Слайд Смешанные леса. А теперь давайте прочитаем текст на странице 88 и попробуем ответить на вопрос — чем отличается смешанный лес от широколиственного леса.
(В смешанном лесу смешались хвойные и лиственные деревья. В широколиственных лесах преобладают деревья с широкими крупными листьями)
— А как вы думаете, в какой лесной зоне расположена Республика Марий Эл? (работа с картой)
Слайд Широколиственные леса. К югу растут широколиственные леса. Здесь зима мягче и нет многолетней мерзлоты, много тепла и солнечного света.
— Южнее смешанных лесов расположен широколиственный лес.
V. Реализация построенного проекта
Слайд Животный мир лесов. Как же богат животный мир зоны лесов. Здесь можно встретить и крупных, и мелких животных. Тысячи обитателей нашли здесь жилище. Животные обитают по всей зоне, для них нет границ. Вспомните, какие животные обитают в наших лесах?
— Давайте послушаем о некоторых из них (дети читают мини-доклады )
Слайд Растительный мир лесов. В лесной зоне очень богатая растительность, которая для одних служит пищей, а для других жилищем и укрытием. Какие растения вы встречали в лесу?
Слайд Птицы лесов. Лесная зона богата птицами. Вспомните, каких птиц вы встречали в наших лесах?
Слайд Насекомые лесов. В лесной зоне можно встретить множество насекомых, которые являются кормом для птиц и некоторых зверей.
Распредели деревья по природным зонам
Давайте поиграем. Попробуем распределить деревья по природным зонам
Тайга – ель, сосна, пихта, кедровая сосна, лиственница
Смешанные и широколиственные леса — берёза, дуб, клён, липа, ясень, вяз, осина
VI иVII. Первичное закрепление и самостоятельная работа
Слайд Цепи питания . В лесу складывается экологическое равновесие. Например, живущие здесь мыши и полевки поедают много семян и плодов деревьев. Потомство они приносят большое. Почему же они не могут размножиться настолько, чтобы уничтожить все будущие растения?
Парная работа. Используя материал учебника и новый материал урока, составьте цепи питания, характерные для леса (правильность проверяем по доске)
Слайд Значение леса. Ребята, а какое значение имеет лес в природе?
Слайд Проблемы леса. Ребята, а как вы считаете, лес умеет плакать?
Слайд Правила поведения в лесу Лес- это наше богатство. В лесу растут ягоды, грибы, орехи. В лесу живут звери и птицы. Мы идём в лес только в гости. В любом месте нужно соблюдать определённые правила поведения. Какие же правила поведения в лесу мы должны соблюдать?
· Не оставлять мусор в лесу;
· Не ломать ветки деревьев и кустарников
· Не рвать цветы напрасно;
· Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
· Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
— Ребята, давайте подведем итог урока.
Ребята, как вы думаете, отличается ли зона тундры от лесной зоны? Чем? (зона лесов находится южнее тундры, в зоне лесов ярко выражены все времена года, здесь холодная зима и тёплое лето, больше половины территории России занимает леечная зона)
— Достигли ли мы цели урока, которые были поставлены в начале урока? Какие леса дремучие?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
— работал хорошо, но мог бы работать лучше
— Оцените свою деятельность на уроке!
— красное яблоко, если путешествие было интересным и тему урока вы поняли,
— жёлтое яблоко — я ещё не все понял и не могу рассказать другим
-зелёное яблоко — мне не интересно было на уроке
Слайд Домашнее задание : учебник, 86-89страница. Текст прочитать и ответить на вопросы. А также написать короткое сочинение « А если бы муравей, на которого вот-вот наступят, умел говорить, он сказал бы…
Наш урок хочу завершить коротким стихотворением, которое пусть станет для нас заветом.
На ней мы с тобою родились,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Источник
Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК «Перспектива».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир. Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В данной работе я представляю элементы технологии системно — деятельностного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. 4 класс.
- Сформировать представление о лесной зоне
- Познакомить с географическим положением зоны лесов, её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесами
- Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, дополнительной литературой
- Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте
- Характеризовать природные условия, животный и растительный мир
- Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Оборудование: проектор, компьютер, контурная карта, видеофрагменты о тайге, смешанном и широколиственном лесах, словари, энциклопедии, карточки, анимированная физминутка , клип «Лес».
Выполнение теста “Тундра” (слайд 2)
1. Зона тундры расположена .
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная , суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения тундры
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
а) высокие , с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ..
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, волки, лемминги;
в) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажи верную цепь питания:
а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.
9. Тундровый заповедник расположен
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).
-Посмотрите клип. Попробуйте сформулировать тему урока.
— Что у вас получилось? (Отвечают группы по очереди)
— Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Посмотрите линию зоны лесов.
-Как вы думаете, что такое лес? ( Ответы детей).Давайте проверим себя, правильно ли мы думаем.
(Сингапурская система ) Квадрат
— Дети под №1: ищут ответ на этот вопрос в интернете.
— Дети под №2: : ищут ответ в толковом словаре.
— Дети под №3: используют энциклопедию.
— Дети под №4: ищут самые подходящие к этому слову пословицы и поговорки.
— Возьмите контурную карту , и опираясь на карту природных зон раскрасьте зону лесов
.(Работа в паре) Сравните свою работу и карту на экране. Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
— Прочитайте материал учебника стр. 86-89. Возьмите карандаши. Применяем технологию «Инсерт» . (Работа в группах. Читает для своей группы ученик под №3.)
- Находится южнее тундры
- Расположена в умеренном поясе
- Расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах
- Самая большая природная зона
- Ярко выражены все 4 времени года
- Холодная зима и теплое лето
-Возьмите таблицу. Напишите в верхней строке слово «ЛЕС». Подумайте и запишите, какие виды леса вы узнали. (Работа в парах) Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
Видеофрагменты о тайге, смешанном и широколиственном лесах.
— В тайге и смешанных лесах часто встречается ель. В Татарстане ель встречается в лесах часто. Как вы думаете , что полезного для человека даёт ель? Возьмите файл с мозаикой, попробуйте её собрать. Проверьте. Какие вопросы у вас возникли? Какие слова вам не понятны.
ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ТАНИНЫ) — химические соединения, содержащиеся в тканях растений. Применяются в медицине и кожевенной промышленности.
КАНИФО́ЛЬ — Желтовато-красное хрупкое стекловидное вещество, составная часть смолы хвойных деревьев.
СКИПИДАР — хвойное и сильно пахучее масло, перегоняемое из смолы; остаток: сухая смола, из которой, готовят канифоль.
КАМФОРА — сильно пахнущее вещество, употр. в технике и медицине.
— Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)
Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” — рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки…
— Как вы думаете, о кого русских художников – пейзажистов называют «певцом русского леса»? Где он родился и писал свои картины? (В городе Елабуга)
-Посмотрите на картины. Как вы думаете, какой лес изобразил
-Какой вывод вы можете сделать по теме «Зона лесов»? Все ли пункты нашего плана урока мы выполнили?
Источник