Способы формирования декоративных древесных пород при выращивании саженцев

Способы формирования декоративных древесных пород при выращивании саженцев

§ 21. Выращивание саженцев кустарников, уход за ними, формирование куста

Выращивание саженцев непривитых кустарников. При выращивании кустарников преследуется цель формирования растений со многими, правильно разветвленными побегами, идущими от корневой шейки (рис. 31). Для этого на второй год после посадки, ранней весной, до начала сокодвижения, кустарники обрезают секатором на расстоянии 3-5 см от корневой шейки (посадка «на пень»). В результате такой обрезки из почек, находящихся у шейки, развиваются дополнительные побеги. Это имеет большое значение при выращивании таких кустарниковых пород, которые в естественном виде очень слабо ветвятся (желтая акация, сирень, жимолость, калина, боярышник).


Рис. 31. Обрезка саженцев кустарников для архитектурной формовки: а — первая обрезка, б — куст осенью после обрезки, в — вторая обрезка, г — куст осенью после второй обрезки

На следующий год, также ранней весной, растения обрезают вторично, но не весь куст, а только буйно растущие побеги на 1/3-1/4 их длины. Это способствует появлению новых и развитию уже имеющихся побегов. К осени третьего года выращенные саженцы, как правило, достигают размеров, требуемых для посадки их группой или создания из них живых изгородей. Выращивание обычных основных форм кустарников, таким образом, заканчивается в первой школе. Иногда кустарники обрезают на пень перед посадкой в школу, укорачивая при этом и корневую систему. Такой способ легче и требует меньших затрат, чем посадка на пень саженцев на второй год их пребывания в школе. Коротко обрезанные сеянцы перед посадкой рекомендуется высаживать в школу в период с первой половины сентября до первой половины октября. Это позволяет им до конца вегетационного периода хорошо укорениться и весной дать дружный рост. Некоторые кустарники — бузина красная, акация желтая и другие — после такой посадки развивают только один побег. Когда он достигает 15 см, его прищипывают, чтобы вызвать прорастание боковых глазков. На второй год, ранней весной, у саженцев на три-четыре глазка прищипывают однолетние побеги, чтобы вызвать дополнительное ветвление. На третий год, чтобы придать кустам правильную форму, прищипывают только сильно развитые побеги.

Большинство вьющихся кустарников (лиан) размножают одревесневшими черенками. В школу их пересаживают преимущественно в виде укоренившихся черенков, реже (лимонник) в виде сеянцев. Уход за лианами состоит в установке опор для подвязки растений и в защите некоторых из них, например, культурных сортов винограда, клематисы и других, от морозов. Для этого осенью побеги снимают с опор, обматывают вокруг них у самого основания, а сверху засыпают слоем земли толщиной до 30 см. Ранней весной побеги раскрывают, поднимают на опоры и в нескольких местах подвязывают. Посадку лиан на пень не практикуют, ее используют лишь в случае подмерзания побегов или их слабого роста.

Особенность выращивания хвойных кустарников — кустовых форм туи, можжевельника, тисса — регулярный и обильный полив до полной приживаемости, особенно летом в жаркую сухую погоду. Для предупреждения солнечных ожогов саженцы укрывают щитами. Обрезка хвойных кустарников на пень не применяется.

Для ремонтных посадок вместо погибших кустарников требуются более развитые и мощные, которые выращивают во второй школе путем отбора наиболее развитых растений из выкопанных в первой. Отобранные саженцы высаживают во второй школе квадратным способом по схеме 1X1 м. Для их выращивания требуется дополнительно 2-3 года. Особое внимание при уходе уделяют подкормке минеральными удобрениями. Специальной формовочной обрезке кустарники не подвергают.

Архитектурные формы кустарников. С целью выращивания кустарников с кроной архитектурной формы — шаровидной, пирамидальной, конусообразной, колонновидной, кубической — применяют сильноветвящиеся, преимущественно медленнорастущие породы, которые очень долго удерживают придаваемую им форму. Наиболее пригодны для этого боярышник однопестичный, кизильник блестящий, бирючина обыкновенная, лох серебристый, самшит, можжевельник обыкновенный, туя западная и восточная и др. Пересаживают эти кустарники ранней весной во вторую школу квадратным способом, расстояние Между растениями принимают 1,25X1,25 м. После пересадки подвергают сильной формовочной обрезке, придавая кроне намеченную форму. В результате вблизи места среза появляются молодые побеги, которые в конце июня слегка обрезают или чеканят для более сильного ветвления. Ранней весной следующего года вторично производят такую же обрезку (несколько выше первой), а летом — небольшую чеканку. После каждой обрезки растения подкармливают и поливают. Такие операции выполняют в течение одного-двух лет, что позволяет за 3-4 года выращивать кусты с компактной густой кроной необходимой формы (рис. 32).


Рис. 32. Сформированные хвойные деревья с кроной в виде конуса

Легче всего формируются в виде конуса или пирамиды туя западная, туя восточная, боярышник однопестичный; в виде колонны — можжевельник обыкновенный; в виде шара — чубушник мелколистный, бирючина, спирея, кизильник, самшит и др.

Выращивание саженцев привитых форм кустарников. Широко применяются в зеленом строительстве и декоративном садоводстве привитые формы кустарников. К ним можно отнести множество видов и сортов роз, сирень, Бульденеж, китайский миндаль, боярышник и ряд других. Привитые кустарники на территории маточного сада выращивают вместе с непривитыми, но отдельными сплошными участками или отдельными рядами в одной школе. Если выращиваются привитые кустарники штамбовой формы (например, акация плакучая или крыжовник на желтой акации), подвои пересаживают во вторую школу, где их облагораживают и формируют крону.

1. Как размещают растения в школьном отделении? 2. Как подготавливают сеянцы к посадке в школьном отделении? 3. Какие существуют способы посадки? 4. Назовите виды уходов за саженцами в школьном отделении. 5. Как формируют штамб и крону у саженцев? 6. В чем состоит особенность формирования кроны? 7. Что называется подвоем и привоем? Каким требованиям должны отвечать подвои? 8. Расскажите о технике окулировки плодовых культур. 9. Как формируют кроны: ярусную, безъярусную и разреженно-ярусную? 10. Каковы способы вегетативного размножения ореха грецкого? 11. В чем заключается особенность агротехники выращивания крупномерного посадочного материала? 12. Расскажите о выращивании непривитых и привитых форм кустарников. 13. Назовите архитектурные формы кустарников.

Источник статьи: http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st024.shtml

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ

Формирование является важнейшим агротехническим элементом при выращивании деревьев и кустарников на питомнике и на объектах озеленения. Основу формирования надземной части саженцев составляют различные приемы обрезки растений на разных этапах их выращиванияЛ, С помощью обрезок у деревьев стремятся создать прочный прямой ствол j определенной высоты и крону из скелетных ветвей, равномерно расположенных и прочно сросшихся со стволом, а также получить хорошо развитые побеги следующих порядков. У кустарников путем обрезки формируют развитые, равномерно размещенные в пространстве скелетные побеги и низко расположенный узел кущения.

Многолетняя практика и специальные исследования свидетельствуют, что обрезка является составной частью единого комплекса выращивания растений и ни в какой мере не восполняет недостаток питания, водоснабжения, световых условий- С другой стороны, ни один из агротехнических приемов не может заменить обрезку. Выполнять эту работу могут только квалифицированные рабочие, представляющие себе ее цель, знающие особенности строения надземной части, возрастные особенности роста и развития обрезаемого растения, представляющие реакцию дерева или куста на обрезку.

Посадка и формирование древесно-кустарниковых насаждений.
пород и их фитоценотическая активность в древеснодекоративных синузиях.
В зависимости от характера насаждения и породы, размещение растений может быть.

При размещении древесных растений в группе между ними оставляют оптимальные расстояния с учетом их полного развития. Подобное формирование обеспечит в будущем здоровый и декоративный облик всей группы.

Посадочный материал для озеленительных работ в основном выращивается в декоративных питомниках.
Пересадка древесных растений из питомников — процесс сложный и очень болезненный для растений.

. материалом являются саженцы и сеянцы деревьев и кустарников, сформированные в древеснодекоративных питомниках. Живая палитра древесно-кустарниковых растений, применяемых в
Смотрите также: Формирование объектов озеленения.

С помощью шкалы морозостойкости можно определить степень пригодности древесно-кустарниковых растений для того или
Растения с такой морозостойкостью можно использовать лишь в отдельных случаях, учитывая их высокую декоративную.

Поэтому декоративные древесные растения нужно питать так же тщательно, как и плодовые в садах. Применение органических удобрений в ряде случаев затруднено по санитарным и эстетическим соображениям.

Источник статьи: http://www.bibliotekar.ru/5-dekorativnye-dereviya/30.htm

Выращивание посадочного материала в отделе формирования (1-, 2-, 3-я школы). Формирование саженцев декоративных древесных и кустарниковых растений в школах питомника.

Формирование надземной части саженцев — важнейший агро­технический этап при выращивании деревьев и кустарников в пи­томнике и на объектах озеленения. Основу формирования надзем­ной части саженцев составляют различные обрезки растений на разных этапах их выращивания. С помощью обрезок у де­ревьев стремятся создать прочный прямой ствол определенной высоты и крону из скелетных ветвей, равномерно расположенных и прочно сросшихся со стволом, а также получить хорошо разви­тые побеги следующих порядков. У кустарников путем обрезки формируют развитые, равномерно размещенные в пространстве скелетные побеги и низко расположенный узел кущения.

Многолетняя практика и специальные исследования свидетель­ствуют о том, что обрезка является составной частью единого комплекса выращивания растений и ни в какой мере не восполняет недостаток питания, водоснабжения, световых условий. С другой стороны, ни один из агротехнических приемов не может заменить обрезку. Выполнять эту работу могут только квалифицированные рабочие, представляющие себе ее цель, знающие особенности строения надземной части, возрастные особенности роста и раз­вития обрезаемого растения, представляющие реакцию дерева или куста на обрезку.

Группировка растений по срокам выращивания. Разделение по школам

Формирование декоративных древесных растений начинается в питомниках с момента пересадки их из отдела размножения в отдел формирования, состоящий из так называемых древесных школ. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III (называемая еще школой дли­тельного выращивания, ШДВ), в отделе формирования кустар­ников — две школы.

Читайте также:  Борьба муравьи плодовые деревья

Необходимость последовательных пересадок растений в питом­нике из одной школы в последующую возникает вследствие того, что на первых этапах выращивания маленькие растения требуют небольших площадей питания, а в конце выращивания им нужны уже большие площади питания — от 1 до 9 м 2 на одно растение. Увеличение площадей питания одновременно обеспечивает и улуч­шение светового режима, от чего зависит качество получаемых растений — при густой посадке вырастают деревья с тонким штам­бом и слабо развитой кроной, не отвечающие ГОСТам. При густом стоянии у саженцев развивается нежный тонкий эпи­дермис коры, и при пересадке их в городские насаждения на коре часто наблюдаются ожоги и морозобоины. Именно поэтому перешколивание, т. е. двух-трехкратная пере-садка растений с последовательным увеличением площади питания, отработанное многолетним опытом выращивания декора­тивных растений, принципиально необходимо для получения ра­стений установленных размеров в кратчайшие сроки.

Сроки выращивания в школах различны для декоративных ра­стений разных групп, что связано с особенностями их роста и в значительной степени с последовательностью формирования ра­стений. По срокам выращивания в школах растения группируются следующим образом.

Кустарники выращивают в I школе два (быстрорастущие — жимолость татарская, акация желтая, бузина красная и черная, жимолость обыкно­венная, ирга обыкновенная, калина обыкновенная, лапчатка ку­старниковая, лох узколистный, ракит­ник «Золотой дождь», рододендрон даурский, спирея дубравколистная, спирея средняя и др.) или три года (умеренно- и медленнорастущие барбарис обыкновенный, бересклет бородавчатый, бирючина обыкновен­ная, бобовник, боярышник обыкновенный, бузина канадская, дейция изящная и шероховатая, дерен белый и красный, жасмин многоцветковый, калина гордовина, кизил, кизильник блестя­щий и обыкновенный, лох серебристый, олеандр, сирень обык­новенная, смородина черная и золотая, снежноягодник кистистый, шиповник морщинистый, туя, можжевельник) до общего пятилетнего возраста.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или по­лучения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

В I школе у всех кустарников формируют скелетные ветви над­земной части, во II школе у архитектурных форм создают плотную поверхность кроны определенного профиля, а у растений со сво­бодным очертанием кроны наращивают побеги 2-го и 3-го поряд­ков. Для этого применяют разные приемы, или способы, обрезки.

Быстрорастущие деревья (клен ясенелистный, береза, ясень американский, тополя, ивы и др.) выращивают в I школе пять-шесть лет. За это время с помощью особых приемов обрезки у них формируют ствол и крону с ветвями 1-го и 2-го порядков. Такие деревья готовы к высадке на объекты озеленения как растения I — II стандартных групп. Если надо получить растения IV -V стан­дартных групп, деревья пересаживают в школу длительного выра­щивания (ШДВ), где и доращивают еще около шести лет.

У медленно- и умереннорастущих деревьев (клен остролист­ный, липа, дуб, ель, пихта, вяз, ясень обыкновенный, яблони) в I школе за четыре-пять лет выращивания формируют ствол (штамб), во II (также за четыре-пять лет) заканчивают формиро­вать ствол и формируют двулетнюю крону, т. е. получают материал I-III стандартных групп, пригодный для озеленения. Для выра­щивания растений IV-V стандартных групп деревья из II школы пересаживают в школу длительного выращивания, где доращива­ют, как и быстрорастущие деревья.

При формировании деревьев используют другие способы об­резки, чем для кустарников.

Привитые растения составляют, как известно, особую группу растений, в технологию выращивания которой включаются при­вивки. Деревья и кустарники, прививаемые в корневую шейку, в возрасте двух-трех лет выращивают отдельно уже в составе I шко­лы, где и проводится прививка. А растения старше трехлетнего возраста, прививаемые в штамб на высоте 120 — 200 см от уровня земли, выделяют в отделение архитектурных и привитых форм только во II или III школе.

В отделе привитых форм имеется своя система обрезок.

В I школе площадь питания для кустарников составляет 0,20 — 0,25 м 2 , для медленнорастущих деревьев — 0,3 м 2 , для быстрорас­тущих — 0,5 м 2 . Во II школе площадь питания для кустарников со свободной кроной составляет уже 0,5 м 2 , для архитектурных форм кустарников 1,0- 1,25 м 2 , для деревьев — 1,0 м 2 .

Площадь питания растений в III школе зависит от характера развития крон и может быть от 2,25 м 2 (схема посадки 1,5 х 1,5 м) до 9м 2 (3×3 м).

Формирование корневой системы

Систематическая пересадка деревьев и кустарников в школы способствует образованию более разветвленной корневой систе­мы. У деревьев увеличивается количество не только мочковатых, но и скелетных корней, благодаря чему сокращается путь движения питательных веществ от корней к кроне, и наоборот.

Формирование надземной части кустарников

Надземную часть кустарников формируют с целью получения хорошо развитого, с большим количеством побегов посадочного материала. Поэтому особенно важно формировать слабо кустящиеся породы с моноподиальным характером (типом) роста, когда лидерный побег развивается сильно, а боковых побегов мало и они слабо растут. К таким породам относятся боярышник, сирень, желтая акация, жимолость, калина, свидина и некоторые другие. Такие виды, как барбарис, спирея японская, кизильник, снежноягодник, хорошо кустятся и сами, но и для них проводятся обрезки, только с другой целью — получения однородного материала. Перед посадкой в отдел формирования сеянцы или укоренен­ные черенки сортируют по следующим показателям: развитие кор­невой системы, которая должна быть здоровой, разветвленной и хорошо развитой; общая высота стволика, степень сформированности и зрелости верхушечной и боковых почек; толщина корне­вой шейки (от 3 до 12 мм в зависимости от породы); поражение болезнями, вредителями (должно отсутствовать). Для исключения из производства сеянцев со слабой корневой системой, слаборослых их сортируют.

При посадке в школу у сеянцев большинства видов кустарни­ков — сеянцев и укорененных черенков — обрезают надземную часть, оставляя 8 —12 см побегов. В первый год после посадки ку­старникам дают развиваться свободно, без обрезки. Со второго года приступают к формированию надземной части (рис.).

Формирование начинают в марте-апреле до начала сокодви­жения. Кусты обрезают на высоте 5-8 см от корневой шейки, т. е. сажают на пень. К осени за счет пробуждения спящих почек на этих пеньках развиваются новые побеги, которые ранней весной следующего года обрезают, оставляя такое количество почек, чтобы из них к осени третьего года выращивания развилось от четырех- шести (для обычных саженцев) до шести-десяти (для кустарни­ков, выращиваемых как крупномерные) новых побегов.

При такой обрезке на каждом побеге обычно оставляют по два- пять глазков в зависимости от количества побегов, образовавших­ся после посадки на пень. К осени третьего года растения приоб­ретают стандартный вид и их можно реализовывать для озеленения или высаживать во II школу для получения материала для ремонта.

Рис. Схема формирования кустарников:

А — растение до обрезки; Б — первая обрезка-посадка на пень; В — вторая обрезка

При формировании в I школе надо учитывать некоторые осо­бенности разных групп растений:

— карагану, кизильник, сирени можно обрезать лишь один раз и получить четыре-семь скелетных стволов;

— на второй год не сажают на пень породы, естественно форми­рующие крону, — хеномелес, магонии, аронии, лапчатки и др.;

— кустарники с плохим кущением на третий год еще раз сажают на пень (калина гордовина, гортензия метельчатая, клен татар­ский) и выращивают в I школе до четырех-пяти лет.

При пересадке кустарников во II школу для получения круп­номерных саженцев и архитектурных форм поступают следующим образом. У хорошо ветвящихся декоративно-лиственных и красивоцветущих кустарников, из которых должны получиться круп­номерные растения со свободно растущей кроной, все закончив­шие рост побеги (однолетние приросты) укорачивают на 1/2-1/3 их длины и прореживают крону, если она загущена. При этом необходимо обеспечить равномерное размещение побегов в про­странстве.

Декоративно-лиственные и красивоцветущие кустарники со слабым кущением обрезают по-другому. У них сильно обрезают все однолетние приросты, оставляя по три-четыре почки (или пары почек). У растений с короткими междоузлиями количество почек, оставляемых на побеге, должно быть в 1,5-2 раза боль­шим.

У кустарников, формы крон которых должны быть в виде шара, пирамиды, трапеции, однолетние приросты обрезают более сильно, оставляя основания длиной 3-4 см. При этом контур обрезки должен соответствовать предполагаемым очертаниям. В первый год после этой обрезки растениям дают развиваться свободно, чтобы они оправились от пересадки и образовали новые приросты. В по­следующие три-четыре года формованные кустарники ежегодно стригут по шаблону два-три раза за вегетацию. Первую стрижку проводят весной, до распускания почек, а последующие — по мере роста побегов. При отрастании на 8-12 см их обрезают на половину длины. Боярышник однопестичный легче сформировать в форме конуса, кизильник и крушину — в виде куба, шара или цилиндра.

Вечнозеленые и хвойные кустарники в I школе не обрезают. При формировании во II школе (туя, ель) в течение года их обре­зают два раза — до начала вегетации и перед окончанием роста побегов в длину.

Тую западную легче сформировать в форме конуса. Более слож­ную искусственную форму кустарникам (например, винтообраз­ную) придают также с использованием шаблонов.

Непривитые кустарники могут формироваться в виде штамбо­вых растений. Этот способ пригоден для смородины золотистой, боярышника однопестичного, крушины и других сильнорослых кустарников. Формирование проводят в отделе архитектурных форм кустарников III школы кустарников, и этот этап является про­должением формирования, которое проводилось в предыдущих школах — в I и II или только в I, в зависимости от быстроты роста вида.

Формирование надземной части деревьев

Разнообразный ассортимент древесных пород, выращиваемых в питомнике, требует различного подхода к формированию штамба и кроны с учетом биологических особенностей растений — перио­дов сокодвижения, способности переносить обрезку, восстанавли­вать побеги. Так, хорошей побеговосстановительной способностью обладают тополя, ивы, липы, клен ясенелистный, а ясень обыкновенный и его садовые формы слабо восстанавливают побеги.

Читайте также:  У яблони есть клубни

Формирование штамба начинается с момента посадки сеянцев в I школу в первые два-пять лет. В это время прежде всего создают наилучшие условия для роста цент­рального проводника (лидера), направляя в него основные питательные вещества с помощью различных обрезок. В течение вегетации деревья осматривают не менее двух-трех раз и в случае появления поросли или отпрысков их сразу же выщипывают. Появившиеся побеги, конкурирующие с лидером по силе роста в длину толщину, вырезают на кольцо.

При формировании штамба необходимо учитывать особенности развития лидерного проводника. У многих пород (тополя, клен ясенелистный, яблони и др.) лидерный проводник затягивается и часто заканчивается слабой, невызревшей верхушечной почкой. Весной из этих почек развиваются слабые побеги продолжения уступающие в росте боковым побегам, развивающимся из расположенных ниже сильных почек.

У лип вершина лидера с почкой постоянно отгибается, что приводит к образованию искривленного штамба; в случае исправления кривизны срок выращивания удлиняется.

В этих случаях рано весной, до начала сокодвижения (март — начало апреля), центральный проводник (лидер) обрезают над первой, вверх торчащей сильной почкой.

Такую обрезку у указанных пород приходится проводить еже­годно до получения штамба нужной высоты. Поэтому, чтобы получить гладкий вертикальный без искривлений штамб, при каж­дой последующей обрезке почка, на которую делается обрезка, должна располагаться над срезом, сделанным при предыдущей обрезке, и со стороны, противоположной той, на которой остав­лялась почка при предыдущей обрезке (рис. а).

Смена почек необходима и при обрезке пород с супротивными почками — в этом случае одну из супротивных почек выщипыва­ют (рис. б). На третий год коленчатость на месте этих обрезок уже бывает незаметна, штамб выравнивается и сглаживается.

У пород с мутовчатым расположением ветвей в случае отстава­ния лидера в росте расположенные внизу побеги пинцируют.

Рис. Обрезка лидерного побега при формировании ствола при раз­ном расположении почек. Черным закрашены: у липы (а) — сильная почка, дающая побег продолжения; у породы с супротивным располо­жением почек (б) — почка, которую выщипывают

Породы, которые в первые годы растут слабо, дают искрив­ленные побеги или склонны к кущению (тополя, клен ясенелистный, ивы, робиния), сажают на пень (обрезка на обратный рост), оставляя над землей 5-10 см стволика от корневой шейки для того, чтобы вызвать образование сильнорослых побегов из спя­щих почек основания стволика или корневой шейки. Получить такие мощные побеги можно только при хорошо развитых кор­нях, поэтому обрезку на обратный рост проводят только на тре­тий год пребывания растений в I школе, когда у саженцев вос­становится корневая система. От пенька развиваются обычно не­сколько порослевых побегов, из них отбирают один, наиболее сильнорастущий, а остальные вырезают. Если в течение лета об­разование порослевых побегов продолжается, их систематиче­ски удаляют (два-три раза за вегетацию). Оставшийся сильный лидер подвязывают восьмеркой к пеньку или колышку, постав­ленному рядом. Когда лидер примет надежное вертикальное по­ложение и одревеснеет в нижней части, подвязку снимают. Луч­ше всего это делать в мае-июне следующего года. Одновремен­но со снятием подвязки выре­зают и пенек (шип). Выгнав та­ким образом лидерный побег, приступают к его дальнейше­му формированию и закладке кроны.

Кроме обеспечения роста ли­дера в высоту необходимо сти­мулировать его рост в толщину по диаметру, для чего исполь­зуют так называемые побеги утолщения, развивающиеся на стволике по всей высоте запла­нированного штамба (рис. ). Получают побеги утолщения при пинцировке (прищипке) в середине мая образовавшихся на стволике боковых ветвей, когда их длина достигнет 15-20 см. Оставляют побеги утолщения длиной 10-15 см. В течение лета пинцировку побегов утолщения у быстрорастущих пород прихо­дится повторять два-три раза (в июне и в конце июля), у мед-леннорастуших пород чаще об­ходятся одной-двумя пинциров­ками (июнь, июль).

Рис. Схема формирования штамбовых деревьев:

а — саженец; б — формирование побе­гов утолщения; в — штамб очищен от побегов утолщения, вырезанных «на кольцо»; А — высота штамба, Б зона заложения кроны

Побеги утолщения сохраняют на штамбе до тех пор, пока он или его участок (например, в нижней части) не достигнет стан­дартной толщины. После этого побега вырезают. За это время побега утолщения меняются — одни убирают, взамен им из спящих почек; развиваются другие, которые после прищипки превращаются вновые побеги утолщения. Такая смена совершенно необходима, так как толщина побегов утолщения не должна превышать 2 см. В противном случае после их вырезки на штамбе остаются большие, плохо зарастающие следы и декоративность штамба ухудшается.

У дуба, конского каштана, орехов ствол утолщается быстро и особенно в нижней части, поэтому у них оставляют небольшое количество побегов утолщения преимущественно в верхней час­ти штамба. Побеги сильно укорачивают, длина их должна быть около 10 см, не более (три-четыре междоузлия). У этих видов сначала удаляют побеги утолщения с нижней трети штамба, на следующий год — с серединной части штамба и остальные — на третий год.

У ясеней, кленов, некоторых тополей на стволе образуется мало побегов, поэтому их надо максимально сохранять как побеги утол­щения и мало укорачивать, удаляя один-два междоузлия (длина около 15 см). Малое количество побегов на стволе является след­ствием быстрого роста лидера в высоту, образования длинных меж­доузлий. Их появление можно вызывать искусственной обрезкой лидера на сильную почку в период покоя. Раннее удаление побе­гов утолщения или их чрезмерная пинцировка (укорачивание до 10 см) приводят к удлинению сроков выращивания саженцев или к нестандартности их в установленные сроки выпуска растений.

Вырезка побегов утолщения на кольцо, обеспечивающая быст­рое зарастание раны, проводится в июне-июле.

На вырезку побегов утолщения влияет характер ветвления — у пород с очередным расположением почек побеги утолщения вы­резают подряд, у пород с супротивным расположением — через одну пару побегов, а у пород с мутовчатым ветвлением побеги утолщения удаляют через один в мутовке. Это надо учитывать при определении сроков вырезки побегов утолщения — у группы с очередным расположением побегов их можно вырезать за год до реализации, а у двух последних групп — за два года до реализации саженцев, не позже.

У хвойных пород всегда стремятся сохранить все нижние ветви. Формирование штамба специально не проводят, а лишь наблюда­ют за сохранением и правильным развитием лидерного провод­ника.

Формирование кроныпроводится не у всех пород, так как у одних кроны хорошо формируются без вмешательства человека, а у других мы сознательно не нарушаем ее естественную архитекто­нику.

В первую группу входят вязы, березы, ольха, черемуха виргинская, вишня пенсильванская; во вторую — все хвойные, конский каштан, орехи, т.е. породы, имеющие сближенные узлы ветвления. У всех перечисленных пород в период выращивания в питомнике обрезки в кроне проводят лишь с санитарными целями для удаления поврежденных, трущихся друг о друга, переплетающих­ся побегов, для осветления кроны при ее чрезмерной густоте.

В благоприятных условиях — при оптимальной для роста тем­пературе и высокой влажности — лидер часто образует очень боль­шой прирост, неодревесневшая вершина которого наклоняется в сторону. Это нередко бывает у хвойных пород. В этом случае для выпрямления лидера используют легкие шесты (из бамбука, пласт­массы, дерева), которые можно не только втыкать в землю (при малых размерах растений), но и привязывать к основанию лидерного стволика. К верхней части шеста привязывают отклоненную вершину. Благодаря этому при выгонке лидера не теряется, а иногда и сокращается время на его формирование.

У всех остальных пород формирование крон начинают за два года до выпуска из питомника деревьев I — II групп. У быстрорасту­щих этот срок приходится на четвертый год пребывания их в I школе, у медленнорастущих — на третий-четвертый год пребы­вания во II школе. За оставшиеся до выпуска два года формируется двулетняя крона с ветвями первого и второго порядков. Саженцы с двулетней кроной представляют собой более ценный в деко­ративном отношении материал. Закладку кроны у всех пород обыч­но начинают тогда, когда саженцы достигают высоты 2,5 — 3,0 м.

Для закладки кроны отмеряют высоту штамба, предусмотрен­ную стандартом и выше этой отметки, на лидере отсчитывают пять-семь почек или пар почек (у пород с супротивным распо­ложением почек). У растений, имеющих относительно короткие междоузлия (вяз, абрикос, робиния), почек оставляют вдвое боль­ше (12-18) и половину из них выщипывают (ослепляют) через одну, чтобы получить более свободное размещение скелетных вет­вей в кроне. Над верхней отсчитанной почкой или парой почек лидерный побег обрезают. У пород с супротивным расположени­ем почек одну почку из верхней пары выщипывают, чтобы в даль­нейшем обеспечить развитие лишь одного лидера и избежать об­разования вилки при развитии обеих почек (рис.).

Обычно для формирования кроны отбирают сильно развитые почки, находящиеся в средней части однолетнего прироста и у большинства пород располагающиеся под относительно большим углом к оси ствола. Из этих почек развиваются побеги (затем ске­летные ветви), прочно связанные со стволом.

На следующий год до начала вегетации развившиеся из остав­ленных почек приросты также обрезают на пятую -седьмую от основания почку (или пару почек), наружную по отношению к оси ствола. Такая обрезка способствует получению равномерно развитой кроны. Из оставшихся на скелетных ветвях первого порядка почек развиваются ветви второго порядка, и на этом формирование двухлетней кроны саженцев заканчивается.

Рис. Схема формирования кроны:

/ — при очередном расположении почек; // — при супротивном расположении почек; А — граница штамба и кроны; Б — место обрезки лидерного побега при закладке (в н ачале формирования) кроны; В — местаобрезки ветвей 1-го порядка;

Агротехника различных групп растений в период выращивания в школах

Читайте также:  Как вырастить саженцы быстро

Формирование растений проходит на фоне общей агротехники.

Кустарники.Посадку кустарников из отдела размножения в I шко­лу проводят в разном возрасте, что зависит от скорости их роста, быстрорастущие — в возрасте 1 года, умеренно и медленнорастущие породы — в возрасте 2 — 3 лет.

В I школу высаживают весь ассортимент кустарников, и боль­шую часть растений реализуют из нее после соответствующего срока выращивания. Часть саженцев из I школы пересаживают во II школу. Перед посадкой в школы сеянцы (в I школу) и саженцы (во II школу) сортируют, отбраковывая растения с подопревшей корой, с ошмыгами коры или поврежденной корневой системой.

Корни отсортированных сеянцев укорачивают не более чем на 1 /3. Для этого растения связывают в пучки и острым ножом или топором отрубают нижние концы корней. Подготовленные к по­садке сеянцы обмакивают в глиняную болтушку. Для ее приготов­ления на прикопочном участке выкапывают яму, в которую кла­дут глину и мелкий коровий навоз. Все заливают водой и переме­шивают до сметанообразного состояния, добавляя гетероауксин.

Оптимальными сроками посадки сеянцев в I школу и сажен­цев кустарников во II школу являются ранняя весна (до распуска­ния листьев) и поздняя осень (с начала опадения листьев до на­ступления устойчивых заморозков). При больших объемах работ иногда целесообразно проводить посадки в два срока: весной — медленно распускающиеся породы и осенью — породы, рано тро­гающиеся в рост. Запаздывание с посадками приводит к сниже­нию приживаемости. При осенних и весенних сроках посадки ра­стения размещают на одном поле.

Подготовку почвы под посадку кустарников проводят в соот­ветствии с принятым севооборотом: осенью — по черному пару и весной — по раннему пару.

Вспашку почвы проводят на глубину 25—30 см в I школе и 30—35 см — во II школе.

Одновременно со вспашкой вносят органические удобрения. Весной почву культивируют на глубину 9-12 см. На уплотненных почвах культивацию проводят в два следа.

На тяжелых, склонных к заплыванию, недостаточно оструктуренных почвах рекомендуются весенняя перепашка и боронова­ние. После пропашных культур участок рано осенью вспахивают плугом с предплужником.

В I школу сеянцы высаживают на ровную поверхность.

При выращивании на плодородных землях применяют уплот­ненную посадку, которая требует высокой агротехники. Схема размещения растений определяется наличием механизмов и ма­шин, максимальной возможностью применения их при посадке и уходе.

Расстояния устанавливаются в зависимости от сроков пребы­вания в школе, особенностей роста, размеров растений, высажи­ваемых для доращивания и формирования.

Быстрорастущие кустарники обычно высаживают рядами, рас­положенными через 0,8 — 0,9 м, расстояние между кустами — в ряду 0,3-0,4м.

При механизированной посадке маркировка площади производится во время движения агрегата соответствующими приспособлениями. При небольших объемах работ ряды маркируют мер­ной лентой, шнуром с отметками или шаблоном — отрезком рейки с двумя выемками.

Посадку сеянцев и саженцев проводят вручную или механизи­рованно. Вручную сажают под меч Колесова, под мотыгу или ло­пату. Лучшую заделку корневой системы обеспечивает посадка под лопату, так как в этом случае корневая система размещается в яме свободно. После заделки корневой системы почву вокруг растения уплотняют притаптыванием ногами.

Правильно посаженные растения должны стоять вертикально, располагаться строго по прямой линии, корни должны быть плотнообжаты землей; корневая шейка должна быть на 2 — 3 см выше уровня земли с учетом того, что после посадки почва осядет.

Существенным недостатком посадки сеянцев под меч Колесова или мотыгу, особенно на тяжелых почвах, является то, корни сдавливаются в одной плоскости.

Механизированная посадка сеянцев может проводиться с помощью однокорпусного плуга с отвалом. В этом случае сеянцы раскладывают на отвале борозды через определенное расстояние, а плуг вторым заходом заделывает корневую систему. После этого сеянцы поправляют, слегка подергивая за стволик, а почву при­таптывают.

Для механизированной посадки используют специальные по­садочные машины СЛЧ-1 (глубина посадки до 30 см), а также СЛН-1, СЛН-2, СШН-3, обеспечивающие более точную посадку по глубине и расстоянию между растениями в ряду.

Весной следующего года взамен отпавших, неприжившихся саженцев высаживают растения из отдела размножения. По раз­мерам они не должны отличаться от саженцев в школе. Посадка производится под лопату.

За высаженными саженцами осуществляется уход, заключаю­щийся в междурядной обработке почвы, поливе, прополке и рых­лении в рядах, подкормке растений, защите их от вредителей и болезней, в формировании саженцев.

Междурядная обработка почвы производится культиваторами. Она позволяет, одновременно поддерживая почву в хорошем рых­лом состоянии, эффективно уничтожать сорняки.

Тяжелые, склонные к заиливанию почвы во избежание обра­зования корки рекомендуется рыхлить каждый раз после полива. При сильном уплотнении почвы после посадки также целесооб­разно провести культивацию. На легких по механическому составу почвах и при небольшой засоренности рыхление производят на глубину 6-8 см, при сильной засоренности — на 10-12 см (иног­да для борьбы с многолетними сорняками — на 15 см). Обрабаты­вать почву между рядами необходимо до начала появления сорня­ков. При этом сорняки уничтожаются в стадии проростков из се­мян. Появившиеся и укрепившиеся сорные растения уничтожить гораздо труднее.

В первый год обычно проводят пятикратную культивацию, в последующие годы число их постепенно сокращается до двух-трех. В южных районах с недостаточным увлажнением при поливе рас­тений напуском число культивации может достигать 10-12 см за вегетационный период, так как рыхлить почву необходимо после каждого полива.

Вслед за культивацией междурядий почву в рядах обрабатыва­ют ручными мотыгами, ручными культиваторами. Сорняки, рас­тущие около стволиков саженцев, выдергивают руками.

Применение химических мер для уничтожения сорняков не исключает культивацию для сохранения физических качеств по­чвы. Однако они позволяют сократить количество культивации и снизить затраты по уходу за растениями.

Поливать растения целесообразно даже в зонах достаточного увлажнения в наиболее сухие периоды. Если в засушливых зонах нашей страны при одном поливе напуском расходуется до 1000 м 3 воды, то в зоне достаточного увлажнения за один полив расходу­ется 300—400 м 3 воды лишь в случаях жаркого сухого периода для поддержания влажности почвы на оптимальном уровне.

Подкормку растений минеральными удобрениями проводят весной или в два срока: рано весной и в первой половине лета. Нормы внесения удобрений устанавливают на основании содер­жания основных элементов питания в почве, ее механического состава и биологических особенностей выращиваемых растений.

В почву удобрения вносят с помощью культиваторов-растение-питателей или вручную вдоль рядов с последующей заделкой мо­тыгами или культиваторами.

После осенней посадки растения на тяжелых почвах окучива­ют, чтобы защитить их от выжимания и подмерзания корневой системы. В районах, где не наблюдается переувлажнения почвы, проводят осеннюю глубокую культивацию междурядий. Весной, до распускания почек, растения разокучивают путем культива­ции междурядий.

На второй год после посадки приступают к формированию кустарников.

Деревья.В I школу деревьев высаживают однолетние сеянцы быстрорастущих и двух-трехлетние сеянцы медленнорастущих пород и сеянцы с пикировочных участков в возрасте трех-пяти лет.

Перед посадкой сеянцы и саженцы тщательно осматривают и сортируют. Выбраковывают растения не только с повреждениями на стволиках, ветвях и корнях, но и растения с развилками и тройчатками у основания, не имеющие ровного чистого стволика. Корневую систему укорачивают (на 1/4 ее длины у сеянцев, а у саженцев — в зависимости от ее развитости и размеров посадоч­ной ямы), боковые веточки у сеянцев укорачивают на 1/3 и > у са­женцев (во II школе) — на 1/3-1/2

Подготовка почвы на полях, вышедших из-под растений, уве­зенных с комом земли, начинается с завоза новойземли и запол­нения ею ям. Затем почву удобряют, перепахивают и выравнивают. Глубина пахоты в I школе — 30 — 35 см, во II школе — 35 — 50 см.

Размещение растений при посадке в I школу может быть не только по схеме 0,5 х 1,0 м, но и по схемам 0,8х 1,0, 0,5×0,9 и др. Это зависит от быстроты роста и светолюбия — быстрорастущие и светолюбивые породы сажают реже, медленнорастущие и тене­выносливые — чаще. Во II школе растения размещают по схеме 1,0х 1,0 м. Схемы посадок выбирают с учетом механизированной выкопки растений. Маркировку посадочных мест производят так же, как и для кустарников. Корни сеянцев и саженцев, выкопан­ных для пересадки, сразу после выкопки необходимо обработать глиняной болтушкой с гетероауксином.

Посадку сеянцев деревьев в I школу можно проводить вручную и механизированно, как и кустарников. Посадка саженцев дере­вьев во II школу целесообразно проводить современными сажаль­ными машинами. После посадки растений во II школу желательно их полить из расчета 20-30 л воды на один саженец.

Уход за растениями состоит из регулярных прополок, культи­вации, поливов в засушливые периоды, подкормок, защитных мероприятий от вредителей и болезней. При осенних посадках на тяжелых почвах проводят обычно окучивание против выжимания растений (в I школе). Особой мерой ухода за деревьями в I школе является подрезка корневой системы в том случае, если из I шко­лы во II пересаживают половину растений, а оставшиеся деревья доращивают на месте с увеличенными площадями питания. Под­резку корней проводят одновременно с рассаживанием специа­льными скобами. Ручное окапывание на штык лопаты — несовре­менное и тяжелое мероприятие.

Подрезать корни скобами желательно не только при рассажи­вании растений, но и в период долгого (5 — 6 лет) выращивания деревьев в школе (I школа, береза) через 2-3 года.

Во II школу пересаживают, кроме саженцев из I школы, уко­рененные одревесневшие черенки ив и тополей и укорененные двух-трехлетние отводки с плантаций (липа).

В III школу высаживают ассортимент быстро-, умеренно- и мед­леннорастущих пород (липа, дуб, клен, конский каштан), которые используют для озеленения аллей, улиц, для ремонта зеленых на­саждений и строительства наиболее важных объектов. В систему ухода за ними включаются: внесение удобрений, культивация и рыхление, подрезка корней, борьба с вредителями и болезнями.

Дата добавления: 2017-11-21 ; просмотров: 5516 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://poznayka.org/s104603t1.html

Оцените статью