Сохранение естественных экологических систем природных ландшафтов является

Сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов является ____ экологического права

20. Государственный экологический контроль осуществляется…

1) общественными организациями

2) экологическими службами предприятий

3) высшими государственными органами РФ, а также специально уполномоченными органами

4) профессиональными союзами

В деятельности по охране окружающей среды обязательно участие.

1) общественных и иных некоммерческих объединений

2) юридических и физических лиц

3) органов государственной власти Российской Федерации

4) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц

Передача лицензии на лесопользование другому юридическому или физическому лицу.

1) запрещается, главой субъекта федерации

4) разрешается, за исключением случаев указанных Президентом РФ

23.В соответствии с Законом «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, могут являться…

1) только государственной собственностью

2) государственной и муниципальной собственностью

3) государственной, муниципальной и частной собственностью

4) муниципальной собственностью

Экологическое право относится к отраслям права.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ___ лет.

Договор краткосрочного пользования водным объектом

Заключается на срок до_________лет.

Источник статьи: http://mydocx.ru/1-90113.html

Двенадцатый принцип — приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Статья 1 комментируемого Закона дает определения понятий естественной экологической системы, природного ландшафта, природного комплекса (см. комментарий к ней).

В чем заключается приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и приоритет перед чем? Ответ на данный вопрос можно дать путем обращения к одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подпункте 2 ст. 1 ЗК РФ, который определяет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, а также в подпункте 6 ст. 1, который определяет принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами*(134).

Тринадцатый принцип — допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статья 1 комментируемого Закона определяет природную среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду устанавливается заключением государственной экологической экспертизы*(135).

После 31 декабря 2006 г. редакция статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» изменилась, термин «допустимость воздействия» с 2007 г. не применяется, а под заключением государственной экологической экспертизы подразумевается документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации*(136).

Четырнадцатый принцип — обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Для целей раскрытия данного принципа следует использовать понятия нормативов в области охраны окружающей среды, наилучшей существующей технологии (см. комментарий к ст. 1).

Комментируемый принцип нашел отражение в статье 12 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия», норма которой определяет полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия*(137).

Законодательством Российской Федерации формируется мотивация по внедрению гражданами и юридическими лицами наилучших существующих технологий взамен на предоставление налоговых и иных льгот со стороны государства.

Важной составной частью государственной политики в области охраны окружающей среды является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии*(138). За последнее десятилетие научных разработок катастрофически не хватало, внедрения их результатов в производство практически не осуществлялось.

Читайте также:  Культурные ландшафты принципы организации территории культурного ландшафта

Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень*(139). Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой, что в свою очередь ведет к игнорированию экологических приоритетов, являющихся для общества важными, первенствующими и относящимися к природной среде, среде обитания всего живого*(140).

Решить проблемы качественного экономического роста и эффективности использования природных ресурсов в России может развитие инновационной деятельности, позволяющей внедрять новые более эффективные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отраслях экономики. Это позволит не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент сделать на восстановлении возобновляемых ресурсов, в первую очередь хвойных лесов, а также снижении объемов добычи таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях*(141).

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Поэтому важность обеспечения экологических приоритетов и их баланса в соотношении с иными приоритетами государства в приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии, в разработке стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий*(142) является неоспоримой. Взаимосвязь и развитие приоритетов, в частности инновационного, должны обеспечиваться экологизацией неэкологических приоритетов в российском праве. Что для этого нужно сделать?

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах должна быть направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). Например, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики в целях обеспечения экологической безопасности можно отнести:

1) Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Применительно к реализации указанного направления инновационной деятельности необходимо применять «Принципы Устойчивости» (The «Equator Principles»), рассматривающие вопросы отправных принципов определения, оценки и управления социальными и экологическими рисками при финансировании проектов*(143). Несомненный интерес должна представлять схема стимулирования научной и инновационной деятельности, включающая в себя такую группу национальных приоритетов в научно-инновационной сфере, как критические приоритеты (фундаментальные исследования, оборонные разработки, работы в области охраны окружающей среды и формирования системы государственных эталонов)*(144);

2) Разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования. Главным методом реализации инновационной политики является формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента РФ о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства РФ о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В данных нормативных правовых актах должны получить свое правовое закрепление экологические приоритеты инновационной деятельности с учетом экологических приоритетов, уже определенных в законодательстве различных отраслей российского права и в международном праве.

Пятнадцатый принцип — обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Государственное экологическое управление — совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды*(145). Это краткое определение можно развернуть шире. Тогда государственное экологическое управление понимается как совокупность занимающих определенное место в структуре управления в целом органов публичной власти и иных субъектов, осуществляемых ими функций по регулированию, организации, контролю и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

Читайте также:  Мебель для летней веранды загородного дома

В статье 6 комментируемого Закона к некоторым полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относят: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с существованием исполнительных органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды, законодатель закрепляет и их участие в рассматриваемой сфере. Например, в статье 25 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» определяется, что органы государственного регулирования безопасности в пределах своей компетенции принимают участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения*(146).

Общие обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц определены статьями 11 и 12 комментируемого Закона, а специальные обязанности содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность, создающую повышенную опасность в результате использования опасных производственных объектов, источников атомной энергетики, уничтожения химического оружия и т.п.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s31125t14.html

Принципы охраны окружающей среды

В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января

Принципы охраны окружающей среды

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

8. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

Необходимо этот принцип рассматривать совместно с принципами обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.

Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что Закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Такого рода обязанности хозяйствующих субъектов — по проведению оценки воздействия, представлению материалов на государственную экологическую экспертизу — уже давно закреплены в законодательстве. С введением же данного принципа получает логическую завершенность важнейший сегмент экологического законодательства: обосновываются и одновременно наилучшим образом объясняются все те экологические требования, которые предъявляются к стадии размещения объектов, планирования, обоснования хозяйственной деятельности и которые порой вызывают критику с точки зрения их многочисленности либо затратности.

Оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС) является для России новой правовой мерой ее охраны, которая стала проводиться с начала 90-х гг. XX в. Если в ранее действовавшем Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. нет даже упоминания о необходимости проведения ОВОС при планировании новой хозяйственной деятельности, то в Законе обязательность ее проведения закреплена в качестве основополагающего принципа, также этому посвящена специальная ст. 32, в соответствии с которой ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Таким образом, деятельность по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, т.е. оценка воздействия на окружающую среду, признается действующим Законом обязательной.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Данный принцип означает, что заказчик не вправе принимать решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять такую деятельность, если проекты и иная документация свидетельствует о том, что данная деятельность может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. До принятия решения он обязан представить необходимые материалы на государственную экологическую экспертизу согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или его территориальных органов из содержания этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, организовать и провести государственную экологическую экспертизу.

Читайте также:  Ландшафт дона тротуарная плитка

Исходя из того что принципы — это фундаментальные идеи, основные начала, определяющие принципы — это некие нормативно-руководящие начала, обладающие общими признаками с нормами права, но и в то же время служащие основой и ориентиром для создания и применения всех иных правовых норм, т.е. обладающие по отношению к ним определенным приоритетом, представляется, что такие принципы, как:

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, — связаны больше не с правовой, а с иными формами охраны окружающей среды.

На наш взгляд, представляется не совсем правильной тенденцией любое утверждение включать в перечень принципов права и законодательства. Например, В.В. Петров подчеркивал, что выраженные в ст. 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» принципы «пронизывают все его последующее содержание». И.Ф. Панкратов относительно тех же принципов заметил, что их нельзя считать только декларациями, призывами, пожеланиями; они представляют собой требования, на которых основано регулирование охраны окружающей природной среды. Иными словами, в процессе законотворческой работы необходимо более взвешенно подходить к вопросу о необходимости тех или иных принципов, об их связи с принципами, закрепленными в иных актах экологического законодательства, об их нормативном содержании. Недостаточно внимательное отношение к формулированию в экологическом законодательстве принципов приводит к характеристике его как незрелого, недостаточно глубокого, в конечном итоге снижает возможности применения принципов как «высшего права».

Перечисленные принципы, на наш взгляд, достаточно было включить в список целей либо задач экологического законодательства, однако, поскольку они закреплены в Законе в качестве принципов, будем их рассматривать в качестве таковых.

9. Принцип учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности закреплен в Законе в качестве одного из принципов охраны окружающей среды, поскольку Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят 89 субъектов, неоднородных с точки зрения природно-географических особенностей, демографических, экологических, экономических и других признаков, наличия на их территориях природных ресурсов и объектов негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из этого, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности необходимо учитывать региональные особенности.

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов вытекает из содержания целого ряда норм экологического законодательства. Их охрана осуществляется путем установления либо ограничений, либо запрета на их изъятие. Например, не допускается изъятие или иное прекращение прав на земли особо охраняемых природных территорий для нужд, противоречащих их целевому назначению (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ) и др.

Сотрудничество государства и граждан в решении экологических проблем — существенная предпосылка реализации предоставленных законом субъективных прав каждого и условие их успешной защиты. Сохранение здоровья населения, обусловленного в значительной степени состоянием окружающей природной среды, давно уже переросло из личного дела каждого в социально значимую проблему, в связи с чем настоящим Законом закрепляется обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Потенциально круг совместной деятельности достаточно широк. Но в настоящее время в России из всего спектра экологических проблем, пожалуй, в наибольшей степени волнуют население вопросы предупреждения и (реже) компенсации экологического вреда жизни и здоровью. Характерно, что идеи сохранения биоразнообразия, отдельных объектов живой и неживой природы среди граждан нашей страны заметно менее популярны, чем среди западной общественности. В этом направлении работают, как правило, профессионально, крупные неправительственные организации, реже — местные клубы, группы и т.п. Предупреждение экологического вреда сейчас становится приоритетным направлением взаимодействия государства и его граждан в сфере охраны окружающей среды. Перспективы же совместной деятельности во многом зависят от становления в нашем праве комплексного межотраслевого института участия общественности в принятии экологически значимых решений.

10. Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального п

Источник статьи: http://www.studsell.com/view/128001/?page=3

Оцените статью