Семерка в пословицах
По народным представлениям, число семь считается счастливым. В Египте семь — символ вечной жизни.
Семь — простое число, которое уже в астрологии и астрономии египтян играло большую роль (7 планет на небе, 7 дней недели, 7 лет — цикл). У евреев период субботнего года состоял из 7 лет, юбилейного из 49 (7;7); пасха, куща и другие праздники продолжались 7 дней. Во многих местах Библии Семь встречается в качестве числа зла (7 дьяволов). Фараону приснились 7 коров жирных и 7 тощих; свет сотворен был вместе с днем отдыха в 7 дней. У греков число 7 посвящено было Аполлону: на седьмой день до новолуния приносилась ему жертва. Римско-католическая церковь делит день на 7 канонических часов и установила особый праздник в память 7 болестей и 7 радостей Марии. В Апокалипсе упоминаются 7 церквей, 7 подсвечников и т. д.
Семь — число представителей скота чистого и птиц в Ноевом ковчеге (Быт 7.2,3), число дней до начала потопа (Быт 7.4,10), число дней, после которых Ной выпускал голубя (Быт 8.10,12), число агниц для заключения союза (Быт 21.28), число лет службы Иакова за Рахиль и Лию (Быт 29.18,20,27), число поклонов (Быт 33.3), число коров и колосьев, лет изобилия и голода (Быт 41), число дней плача (Быт 50.10), число дочерей Рагуила (Исх 2.16), число дней поражения реки в Египте (Исх 7.25), число дней опресноков (Исх 12.15; 23.15), число дней пребывания с матерью (Исх 22.30), число лампад светильника (Исх 25.37), число дней посвящения первосвященников и очищения жертвенника (Исх 29.30,35; Иез 43.25,26), число кроплений (Лев 4.6,17; 8.11; 14.7,16,51), время посвящения (Лев 8.33,35), число недель между праздниками (Лев 23.15; Вт 16.9), число животных для жертвы (Лев 23.18; Чис 23.1,29; 1Пар 15.26; 2Пар 29.21; Иов 42.8; Иез 45.23), число субботних лет до юбилейного года (Лев 25.8), номер месяца праздников труб и кущей и дня очищения (см.), число жертвенников (Чис 23.1,4,14,29), число мест, ограничивавших распространение израильтян (Вт 1.1, см, Асироф), число священников, труб и обходов Иерихона (Нав 6.3,7,12,14), число кос на голове Самсона (Суд 16.13,19), число сыновей Иессея (1Ц 16.10), длительность постов (1Ц 31.13; 2Ц 12.16,18,22), число выданных людей (2Ц 21.6,9), число лет голода (2Ц 24.13), число лет постройки храма (3Ц 6.38), число чиханий ребенка (4Ц 4.35), число омовений Неемана в Иордане (4Ц 5.10,14), число лет голода в Самарии (4Ц 8.1), число советников царя (Езд 7.14; Есф 1.14; Иер 52.25), продолжительность пира (Есф 1.5), число евнухов царя, призванных в седьмой день (Есф 1.10), число приставленных к Есфири девиц (Есф 2.9), число сыновей Иова (Иов 1.2; 42.13), число мерзких вещей (Пр 6.16), число столбов дома мудрости (Пр 9.1), число лет сожигания оружия (Иез 39.9), число месяцев захоронения убитых (Иез 39.12), число ступеней (Иез 40.22,26), число времен (Дан 4.13), число седмин (Дан 9.25), число звезд (Ам 5.8), число пастырей (Мих 5.5), число очей (Зах 3.9; 4.10), число лампад и трубочек светильника (Зах 4.2), число хлебов и корзин оставшихся кусков (Мф 15.34,37; 16.10), число братьев (Мф 22.25), число бесов, изгнанных из Марии Магдалины (Мк 16.9; Лк 8.2), число выбранных (Деян 6.3), число отправившихся к Корнилию (Деян 11.12), число сынов Скевы (Деян 19.14), число церквей, духов, светильников и звезд (От 1.4,12,16; 2.1; 3.1), число светильников-духов Божиих (От 4.5), число печатей (От 5.1), число рогов и очей (От 5.6), число Ангелов, труб (От 8.2), число громов (От 10.3), число голов дракона (От 12.3), число голов зверя (От 13.1), число Ангелов, язв, чаш (От 15.1; 16.1), число царей (От 17.10). Совершив творение, Бог почил в седьмой день (Быт 2.2) и поэтому освятил его (Быт 2.3) и заповедал Своему народу святить день субботний, то есть каждый седьмой день (Исх 20.8-11). Число семь всегда считалось у евреев священным и часто использовалось в богослужебных действиях (особенно это видно на выборе числа жертв), в праздниках (см.), а также для выражения многократности (Быт 4.15; Лев 26.18,21,24,28; Вт 28.7,25; Руф 4.15; 1Ц 2.5; 3Ц 18.43-44; Иов 5.19; Пс 11.7; 118.164; Пр 24.16; 26.16,25; Ис 4.1; 11.15; Иер 15.9; Дан 3.19; Мф 12.45; 18.21; Лк 17.4). Семь раз употреблено в Писании слово «вечный» в отношение наказания злых. Число семь считалось также священным и у других древних народов (Египта, Ассирии, Персии) и выводилось оно из числа «главных» (самых ярких) небесных тел-солнца, луны и пяти известных в то время планет (Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), а также того факта, что фаза луны меняется каждые семь дней. (См. также неделя, суббота)
А ты, седьмой, у ворот постой.
Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.
Бабушка неможет, дедушка семь лет костей не гложет.
Бабье лето семь дней, по Аспасов день.
Беда семь бед приводит.
Белое лицо семь изъянов скрывает.
Белоснежка и семь гномов.
Большой нос: черт семерым нес — одному уступил.
Быть тебе семь веков на людских памятях.
В жизни бывает семь неудач и семь удач.
В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.
Видно, велик городок, что в нем семь воевод.
Волк и семеро козлят.
Всем по семь, хозяину — восемь, хозяйке — девять, что ровно делит.
Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится.
Глядит, ровно семерых проглотил, восьмым поперхнулся.
Даже на вора семь лет надо учиться.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
Для бешеной собаки (коровы) семь верст не крюк.
Для милого дружка и семь верст не околица.
До семи лет я верил, что детей приносит аист — но потом понял, что это была утка.
Дожидай год и семь суббот.
Дома семеро по лавкам сидят, и один меньше другого.
Дураку семь верст не крюк.
Ему семерых посади — всех до смерти заврет.
Если похмелье не лечить — оно проходит за один день, а если лечить — за семь.
Живет и такой год, что на день семь погод.
За семь верст киселя хлебать.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
За семью замками.
За семью морями.
За семью печатями.
За спасибо мужик семь лет работал.
Загадка, разгадка, да семь верст правды.
Из семи печей хлеб едал. (опытный человек)
К милому семь верст не околица.
Как у тещи зять в гостях — за семь верст заезжают; как у свояка свояк в гостях — за семь верст объезжают (брань).
Кто был никем, тот встанет в семь.
Лапти растеряли, по дворам искали: было шесть, нашли семь.
Лиса семерых волков проведет.
Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем.
Лучше семь раз сгореть, чем один раз овдоветь.
Макару поклон, а Макар на семь сторон.
Марток — одевай семеро парток.
Молодой человек приятной наружности — семь верст в окружности.
Мостится мост на семь верст, на мосту куст, на кусту цвет на весь белый свет (то же).
Мужик за спасибо семь лет работал.
Мужика семь лет в котле варить.
На дню семь пятниц.
На одних подметках семи царям служил.
На одной неделе семь пятниц.
На поминки идет — брюхо в семь овчин сошьет.
На Самсона дождь — семь недель дождь.
На семи поясах Бог поставил звездное течение.
На седьмом небе.
На семи ветрах.
Над семью поясами небесными сам Бог, превыше его Покров.
Насказал семь четвергов, и все кряду.
На пьяницу в семь сох не напашешься.
Не велик город, да семь пастухов.
Не велик городок, да семь воевод.
Не взял добром, ин взял сам-семь (силом).
Не семеро по лавкам.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей. (сирот)
Нужда семерых задавила, а радость одному досталась.
Один с сошкой семеро с ложкой.
Один день — семь перемен.
Один раз прицелься — семь врагов убей.
Он семь лет все на одной дудке играет.
Охотник и за семь верст ходит кисель есть.
Ослу были известны семь способов плаванья: увидев воду, забыл все.
Осеннее небо меняется семь с половиной раз.
От семи собак на распутье отгрызется.
Плохо тому, у кого семь пятниц на неделе.
Поговорку: «семь раз отмерь — один раз отрежь» — всё-таки придумали евреи.
После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Потерял пять, а нашел семь.
Почем нанялись? — да семь дней работы, а спать на себя (или: про себя).
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.
Работа до седьмого пота.
Раньше мужик за спасибо семь лет работал.
Родился на семь дней раньше черта (об очень, пронырливом человеке).
Родня в седьмом колене.
Рос нос на семерых, а одному достался.
Рыкнул вол на семь сел (то же).
С добрых семь шкур дерут и всё мало кажется.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Свинье семь огородов изрыть: тогда и чурку носить.
Седьмая вода на киселе.
Седьмой квас на гуще.
Семеро ворот, да все в огород.
Семеро капралов, да один рядовой.
Семеро не один – в обиду не дадим.
Семеро одну соломинку поднимают.
Семеро сватаются, одному достается.
Семеро, да все на семена.
Семеро одного найдут.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку поднимают.
Семеро петуха не режут.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро по лавкам.
Семерым просторно, а двоим тесно.
Семерых пошли, да сам вслед иди!
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семеро сватаются, одному достается.
Семи пядей во лбу.
Семи смертям — не бывать, а одной не миновать.
Семь бед – один ответ.
Семь без четырех, да три улетело.
Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет (двуличен).
Семь верст до небес и все лесом.
Семь верст киселя хлебать.
Семь верст не крюк.
Семь верст с гаком.
Семь ворот и все на огород: двое не запираются, а остальные в огороде валяются.
Семь, восемь — лень отбросим.
Семь воскресеньев на неделе.
Семь деревень, да лошадка одна.
Семь городов спорят за честь.
Семь дев сеют лен.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь дураков могут больше спрашивать, чем семьдесят умных отвечать.
Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит.
Семь звезд в венце.
Семь лет — беда, девять лет – несчастье.
Семь лет мак не родил, а голода не было
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь лет — помину нет.
Семь листов бумажных, один золотой (то же)
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.
Семь мудрецов на свете было.
Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.
. Семь пирамид, семь мудрецов,
И семь чудес нам древность славит,
Владыке снилось семь коров,
Рим семь холмов подошвой давит,
Семь городов входили в спор
О славной грекам колыбели,
Да и везде, как на подбор,
Семь пятниц на одной неделе. (П.А. Вяземский)
Семь погод на дворе.
Семь потов согнать.
Семь потов сошло.
Семь пядей во лбу.
Семьпядейволбуево.
Семь пятниц на неделе.
Семь раз об дверь, один раз об рельс.
Семь раз отмерь – один раз зарежь (у хирургов)
Семь раз отмерь, чтоб только шесть жениться.
Семь раз отпей, один раз отъешь.
Семь раз поели, а за столом не сидели.
Семь раз попели, а за столом не сидели.
Семь раз примерь, а один раз отрежь.
Семь раз проверь, а один раз поверь.
Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.
Семь раз упадешь, восемь раз встанешь.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не замочила.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Семь Симеонов, одна Матрена.
Семь смертных грехов.
Семь — сорок.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
Семь шкур спущу и голым в Африку пущу.
Семь цветов радуги.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Семь чудес света.
Семь футов под килем!
Семь яств, а все грибы.
Семью ударами комара убивать.
Стоит столб на семь ворот: на осьмых воротах яблонь, на яблоне цвет во весь свет (пасха).
Тайна за семью печатями.
Три бабы — базар, а семь — ярмарка.
Трудиться до седьмого пота.
Ты ему сам-семь, а он тебе: сам съем.
У бабы семь пятниц на неделе.
У боярина семь дочерей – будет из них и за смердом жена.
У кобылы хоть семь жеребят, а ей свой хомут.
У лжеца на одной неделе семь четвергов.
У одной овечки семь пастухов.
У него семь волос — и все густые.
У семи дворов один топор, да и тот без топорища.
У семи нянек дитя без глаза.
У семи пастухов – не стадо.
Уважь скотину раз, а она тебя семь раз.
Хорошо бьет ружье: с полки упало — семь горшков разбило.
Чеснок и лук от семи недуг.
Источник статьи: http://proza.ru/2014/11/24/1734
Что означает поговорка «Семеро ворот, да все в огород»?
Да все просто. Так сетуют на загруженность работой, по примеру хозяина или хозяйки деревянного дома на земле с участком. Ведь в деревне, времени на развлечения мало, в основном это скот накормить, огород досмотреть, да и много чего еще. Время проходит довольно однообразно в постоянной работе.
Вот и говорят «Ну не досуг мне песни распевать, у меня вон — из дому семь ворот, да все в огород»
Так говорят про тех,кто похваляется несуществующими подвигами.В Германии бы его назвали Храбрец-одним махом семерых убил.Более цензурная версия,чем приведеная в заголовке для такого человека раньше была б Аника -воин,сейчас мы говорим генерал или герой диванных войск.
Пропущено то слово,которое обычно в публичных местах писать и говорить запрещается
На нее часто ищут приключений,часто называют пятой точкой,из этих четырех букв,ж,+ о, с еще одной парой букв п да еще буква а невозможно сложить слово вечность
Не всегда внешнее спокойствие,безупреч ное поведение,скромность и порядочность человека является таковым.Где-то глубоко и незримо могут кипеть темные страсти и зреть неясная опасность, зловещие планы. Человек может быть скромным тихоней, но наступает момент и он вдруг совершает неожиданные и нехорошие поступки. Поговорка «В тихом омуте черти водятся» то-же из этой «серии». Подобное выражение можно встретить и у других народов: греки говорят: «Опасайся тихой реки», англичане – «воды, бесшумные — глубоки».Человеческа я натура, как и сама природа -непредсказуемы.
Я вижу смысл в толковании понятий приходящих и вечных ценностей во взаимоотношениях людей. Красота и молодость находятся в прямой зависимости. Первое впечатление производит внешность человека: «Краса до венца=»По одежке встречают». Но радость и печаль не с красотой делить, как поется в песне. И жизнь прожить, это значит решать ее многочисленные проблемы с помощью разума: «Ум до конца»=»По уму провожают». И ценностные приоритеты с годами смещаются от внешней оболочки к внутреннему содержанию. Еще есть высказывание: «Жизнь прожить, не поле перейти». Оно все о том же: о значении кладези мудрости и опыта в проживании каждого дня.
Хавронья, это свинка, а рыло, это пятачок, ее нос, и инструмент, которым она роет землю.
Дикие свинки питаются и подножным кормом, и плодами, которые падают, и рыть носом им необходимо, чтобы доставать из листвы, из травы еду, а так же и из под земли, если ее занесло грязью, песком.
Ногами-копытцами этого не сделать, не та комплекция.
Свинка рылом и роет, потому что ей ее крепкий нос с пятачком для этого дан. А слон «работает» хоботом, потому что и ему природа его дала на дело, все верно.
Если говорят про человека или ситуацию «на то хавронье и рыло, чтобы она им рыла», то объясняют этим поступки и действия как само собой разумеющееся. Только с негативным подтекстом.
То есть, если пьющий сосед украл ваш велосипед, то чего вы ожидали от такого соседства, знали же прекрасно про соседа, так для чего велосипед оставляли, искушали его и судьбу?
Если собирались тучи, собирались, да дождь пошел только тогда, когда вы все-таки вышли на улицу без зонта, то зачем ругаться, тучи собрались, что им, если не дождь, «делать»?
Собака укусила — ну, ей как и свинье, природа тоже дала часть тела, для определенных действий.
В таких и подобных случаях и можно сказать про хавронью.
-Прикинь, сосед-пропойца велик спер!
-На то хавронье и рыло, чтоб она рыла, все они, пьющие, воровством промышляют, как случай представится.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/1122042-chto-oznachaet-pogovorka-semero-vorot-da-vse-v-ogorod.html