Сад огород лексическая тема старшая группа

Домашнее задание по лексической теме: «Сад-огород»

Тема: Сад-огород (овощи, фрукты, ягоды) **

Дети должны усвоить: основные названия овощей, фруктов, ягод; где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать слова: огород, сад, урожай, овощи, капуста, морковь и т.д.; фрукты, яблоко, груша, арбуз, банан и т.д.; грядка, бахча; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, продолговатый, треугольный); вкус (сладкий, кислый, кисло-сладкий), расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, готовить, жарить, консервировать, растить, вкусно, полезно.

Грамматический строй речи

1. «Откуда это?» (правильное построение фразы)
Назови, где растёт данный овощ, фрукт, ягода:
Капуста- капуста растёт на грядке (полный ответ!)
Яблоко — яблоко растёт на яблоне
(картофель, морковь, яблоко, арбуз, вишня, клубника, помидор, персик, земляника, облепиха, свёкла, кабачок, груша, банан, рябина, лук, апельсин, чеснок, баклажан, огурец, дыня, тыква, перец)

2. «Что купили?» (согласование числительных и
существительных, полный ответ!)
Капуста — мама купила три килограмма капусты.
(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свекла, кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец, баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста, абрикос, горох, бобы)

3. «Смешиваем сок» (образование сложных прилагательных).
Из яблока и персика — получится яблочно персиковый сок.
Из яблока и ананаса — …
Из яблока и вишни — …
Из тыквы и моркови — .
Из яблока и моркови — …
Из яблока и винограда — …
Из клубники и груши — .

Связная речь

1. «Исправь предложение» (работа с деформированной фразой)
Суп, горох, варить, бабушка.
Маша, яблоко, снять, ветка, с.
Картошка, папа, огород, на, копать.
Миша, огурец, салат, помидор, и, приготовить, из.
На, люди, поле, урожай, собирать, морковь.

2. «Составь рассказ» (описание овоща, фрукта, ягоды по плану)
Что это?
Величина, форма, цвет, вкус.
Из каких частей состоит (семечки, корка, мякоть)?
Где растёт?
Что из него готовят?
(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свёкла,
кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец,
баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста,
абрикос, горох, бобы)

Слоговая структура (сосчитай количество слогов)

(морковь, яблоко, клубника, помидор, персик, земляника, свёкла,
кабачок, груша, банан, апельсин, чеснок, дыня, огурец, перец,
баклажан, мандарин, вишня, лук, виноград, киви, капуста,
абрикос, горох, бобы)

Нарисуй в тетради любимый овощ, фрукт, ягоду.

Советы родителям. Лексическая тема: Сад. Огород. Старшая группа.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Для достижения лучшего результата в усвоении нового словаря, грамматических категорий, необходимо взаимодействие педагогов детского сада и родителей. В этом помогут следующие материалы по лексическим темам.

Скачать:

Вложение Размер
Текст 29 КБ

Предварительный просмотр:

На этой неделе говорим об ОВОЩАХ, ФРУКТАХ И САДОВЫХ ЯГОДАХ.

Обогащаем СЛОВАРЬ ребенка: Сад, огород, урожай, овощи, картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репа, капуста, перец, огурец, редис, свекла, чеснок, горох, фасоль, яблоко, груша, банан, слива, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, ананас, кожура, косточка, семечка, мякоть, кожура, клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива ; их цвет и основные оттенки, форма (круглый, овальный, треугольный); расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый, консервировать, растить, вкусно, полезно, кисло, сладко, горько.

Рассматриваем иллюстрации в книгах, овощи и фрукты на лотках и в магазине, называем их, загадываем загадки из книг или просто: круглая, желтая, хвостатая – репа; зеленый, длинный, хрустящий – огурец; оранжевая, большая, хороша для изготовления карет – тыква …

Игра «Узнай на вкус». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек морковки, огурца или другого овоща. Такая же игра проводится с фруктами. Ребёнок должен угадать, что это.

ГРАММАТИКА: играем в игру «Посчитай-ка»

1 овощ – 2 овоща, 5 овощей, 1 огурец …, 1 тыква …, 1 кабачок…, 1 яблоко …, 1 вишня СЛЕДИМ ЗА ОКОНЧАНИЯМИ.

«Какой салат?» Из картошки – картофельный, из огурца — , из свеклы -, из капусты — . Суп из фасоли — , лука — , тыквы — …

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине .

Для тех, у кого есть звук Р:

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание: Задания на обогащение словаря, усвоение грамматических категорий, развитие связной речи детей старшего возраста.

Задания на обогащение словаря, усовершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Задания для детей 5-ти лет, направленные на обогащение словарного запаса, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Осень».

Материалы для обогащения словаря, усвоения грамматических категорий и развития связной речи.

Задания для детей 5-ти лет, направленные на обогащение словарного запаса, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках лексической темы «Зима».

Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы.

Задания для старших дошкольников, направленные на усовершенствование лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Анжелика Юрьевна Горшкова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Тема занятия: «Сад-огород»

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

-развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

-закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

-воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Основной этап:

— игра «Во саду ли, в огороде» 1 конкурс;

— игра «Четвертый лишний» 2 конкурс;

— игра «Узнай по описанию» 3 конкурс;

— игра «На что похоже?» 4 конкурс

Ход занятий.

1. Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадку:

-Когда это бывает?

(Под музыку входит «Осень»)

2. Основной этап.

Логопед-осень: Здравствуйте, ребята. Я знаю вы много всего знаете об осени. А скажите, что собирают осенью на огороде, в саду?

Дети: урожай овощей и фруктов.

Логопед: что можно приготовить из овощей? Из фруктов?

Дети: борщ, компот.

Логопед: А перед тем, как приготовить,что делают с овощами и фруктами?

Дети: моют и режут.

Логопед: давайте сделаем это (пальчиковая гимнастика для девочек «мы капусту режем», для мальчиков «апельсин»)

Логопед: А давайте покажем, как борщ и компот булькают в кастрюле (артикуляционное упражнение «непослушный язычок»)

-как мы будем их мешать (упражнение «оближи губки»)

-как овощи и фрукты будут подниматься в кастрюле (»грибок»)

-во что нальем («чашка»)

Логопед: А теперь представим, что борщ и компот горячие, давайте остудим их. (Дыхательное упражнение «остудим компот и борщ»)

А теперь я хочу провести с вами викторину.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Логопед-осень: На доске выставлены две картины. На одной вы видите — сад, на другой – огород. Я раздам вам картиночки с изображением овощей и фруктов. Делимся на две команды. Те, дети, у которых в руках «овощи», становятся командой «Огородники», те, у которых фрукты, команда «Садовники». Ребята, первое задание: вам нужно правильно разложить предметные картинки с сюжетными картинами. (Овощи выставляют рядом с изображением огорода, фрукты- с изображением сада, и объясняют свои действия).

-Помидор растет в огороде, потому что это овощ.

-Яблоко растет в саду, потому что фрукт и т. д.

Логопед-осень подводит итоги и кладет в корзину победителя морковку.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед-осень: ребята, на доске выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Вы должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний». Для команды «Огородников»: помидор, апельсин, огурец, морковь. Редис, лук, картофель, вишня. Для команды «Садовников»: яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.

Логопед-осень: в этой игре победила команда «Садовники», они получают яблоко.

Физкультминутка.

-Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород (действия по тексту)

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту («сажают»)

Лето все она толстела (показывают круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой,

Говорит – посторонись! (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)

Игра «Узнай по описанию»

Логопед-осень: а сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. (игра проводится с помощью предметных картинок)

-Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)

-Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое.? (яблоко)

-Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (огурец)

-Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (лимон)

-Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (морковь)

-Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (груша)

-Круглая, зеленая, твердая, сочная. (капуста)

Логопед-осень: в корзину «огородников» кладется четыре морковки, а в корзину «садовников» — три яблока. Впереди «Огородники»

Игра «На что похоже?»

Логопед-осень: на столы каждой из команд я положу: четыре картинки с изображением овощей (огородникам, четыре картинки с изображением фруктов (садовникам, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Алина, почему возле яблока лежит круг?

Алина: потому что яблоко круглое.

Логопед: Молодец! И т. д. В этой игре побеждает команда «Садовники».

3. Итог занятия.

Логопед: подводя итог нашей викторины, я вижу, что морковок и яблок оказалось поровну, значит, победила дружба. Я хочу вас поздравить и наградить вкусными подарками. (раздает подарки). А мне пора возвращаться к себе. До свидания, до новых встреч.

Деятельность логопеда

Орг. момент проводится для того, чтобы настроить детей на работу на занятии.

Логопед с помощью беседы подводит детей к теме занятия.

Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики рук.

Упражнения даются для развития у детей артикуляционной моторики

Упражнение дается для развития у детей дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох- через рот).

С помощью игры логопед развивает у детей внимание, мышление, интерес к игре, желание победить.

Логопед побуждает детей самостоятельно определять принцип классификации предметов.

Переход от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.

Закрепляет знания детей о характерных особенностях фруктовых и овощных плодов.

Развивает логическое мышление, воображение детей.

Логопед подводит итог занятия, объявляет победителей и награждает их.

Деятельность детей

Дети настраиваются на восприятие учебного материала.

Дети отвечают на вопросы, знакомятся с темой, над которой они будут работать в течении всего занятия.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Дети выполняют упражнения с опорой на самоконтроль.

Выполняют упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи.

Дети включаются в работу, дают ответ, объясняя свою точку зрения.

Дети логически мыслят и находят предмет, не соответствующий этому принципу.

Дети выполняют движения в сочетании с речью, снимают статистическую нагрузку.

Дети определяют предмет по существенным признакам.

Дети логически мыслят, активизируя свой словарный запас и развивая связную речь.

Дети радуются, принимают подарки и благодарят Осень.

Конспект ООД по лексической теме «Сад-огород» в старшей логопедической группе.

Конспект ООД по лексической теме «Сад-огород» в старшей логопедической группе.

Цель: Совершенствование лексико-грамматических категорий по теме : «Сад- огород».

Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить знания детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.

-Совершенствовать грамматический строй речи:

  • образование множественного числа существительных;
  • усвоение глаголов с различным значением действий;
  • образование относительных прилагательных от существительных.

-Развивать связную речь при составлении описательного рассказа

об овоще или фрукте.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Активизация речевой деятельности детей.

-Развитие диалогической речи, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

-Развитие внимания, памяти и мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: проектор, натуральные овощи и фрукты: огурец, лук, помидор, кабачок, слива, груша, яблоко. Мяч. Бумажные шаблоны банок, овощей и фруктов.

Ход занятия.

Логопед. Ребята, сегодня я приглашаю вас в деревню в гости к бабушке Лиде помочь собрать урожай овощей и фруктов. Вы готовы помочь?

Дети. Да.

Логопед. Тогда мы отправляемся в путь.

Посмотрите, здесь недавно прошел дождь, дорогу размыло,

автобус здесь не проедет. Будем добираться пешком до деревни и

Идите за мной, перешагивая через лужи ,высоко поднимаем колени.

  1. Упражнение на развитие общей моторной ловкости. Ходьба с высоким подъемом ног под музыку и перешагиванием через лужи.

Логопед: Вот мы и пришли в деревню. А как легко здесь дышится! В деревне воздух чистый, свежий. Давайте вспомним нашу дыхательную гимнастику. Её полезно выполнять на свежем воздухе.

  1. Упражнение на формирование речевого дыхания.

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2 – выдох;

На счет 1, 2 – вдох;

На счет 1, 2, 3 – выдох с произнесением гласных А, О, У.

Входит бабушка (воспитатель).

Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы ко мне пришли.

Проходите в мой сад-огород. А я пойду для вас угощение готовить.

Логопед: Давайте пройдем в огород и посмотрим ,что здесь растёт.

4.Расматривание овощей и фруктов. Беседа по ним.

-Красный, круглый, сладкий.

-Где растёт помидор?

-Помидор растёт в огороде на грядке.

-Жёлтый, круглый, горький.

-Лук растёт в огороде на грядке.

Зелёный, овальный, сладкий.

-Где растёт огурец?

-Огурец растёт в огороде на грядке.

Как можно назвать одним словом то, что растет в огороде?

Теперь посмотрим, какой сад у бабушки?

-Какие здесь красивые деревья!

Как называется дерево ,на котором растут яблоки?

А как называется дерево, на котором растут сливы?

— Как называется дерево ,на котором растут груши?

-Послушайте, как интересно и дерево и плоды имеют одно название.

-Фиолетовая, овальная, сладкая.

-Где растёт слива?

-Слива растёт в саду, на дереве.

-Круглое, красное, сладкое.

—Где растёт яблоко?

-Яблоко растёт в саду, на дереве.

-Как назвать одним словом всё , что растёт в саду на дереве?

Логопед: Молодцы! А теперь пришло время собирать урожай!

  1. Игра «Урожай соберём» — на развитие координации речи с движением.

Логопед приглашает детей встать на ковёр и выполняет упражнение вместе с ними, выразительно и эмоционально произнося текст стихотворения.

В огород пойдём, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем. «Таскают»: выполняют наклоны с имитирую-

щими движениями рук.

И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками,

имитирующие работу с лопатой.

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»:одной рукой держат воображаемый

кочан, а другой с воображаемым ножом,

подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют в воздухе круг три раза.

Щавеля нарвём немножко «Рвут»: приседают и выполняют, имитирую-

щие хватательные движения обеими руками.

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

Логопед: Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь можно отдохнуть и поиграть в игру «Один-много».

6.Игра : «Один-много» — образование множественного числа имён существительных.

апельсин — апельсины и т.д.

Логопед: Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите ,вот как много урожая с огорода-сада мы собрали. А теперь давайте разберем урожай на овощи и фрукты.

  1. Игра «Разложи урожай» — на развитие умения классифицировать овощи и фрукты, согласование существительного с прилагательным.

Дети по очереди достают овощ или фрукт и раскладывают на подносы.

Красный помидор-это овощ;

Фиолетовая слива – это фрукт и т.д.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов?

Дети: Из фруктов можно приготовить сок, компот, джем, варенье,

начинку для пирогов.

Логопед: Давайте нашей бабушке приготовим компот.

Логопед предлагает встать детям в круги выполнить пальчиковую гимнастику.

8.Пальчиковая гимнастика «Компот».

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)

Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)

Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)

Угостим честной народ.

Логопед: Молодцы! А теперь я посмотрю ,какой компот сварит каждый из вас Давайте пройдём на рабочие места, где для вас приготовлены банки для

компота и фрукты.

  1. Игра «Варим компот, делаем запасы впрок» — на совершенствование словообразование относительных прилагательных.

Дети выполняют задания за столами, выкладывая силуэты

фруктов на банки.

-Какой компот сварила Лиза?

-Я сварила виноградный компот.

— Какой компот сварила Настя ?

Я сварила персиковый компот. и т. д.

Логопед. Молодцы! Все старались. Много запасов приготовили.

А теперь выходите ко мне: хорошо мы потрудились: урожай собрали, разобрали на овощи и фрукты, приготовили компот на зиму. Давайте ещё раз вспомним ,что мы знаем об овощах и

фруктах и составим о них рассказ. А помогут в этом наши подсказки.

-Лиза, расскажи о яблоке. Илья, расскажи о кабачке.

10.Составление рассказа-описания о яблоке и кабачке по схеме.

-Яблоко-это фрукт. Яблоко красное, круглое, сладкое. Растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный

компот, яблочный джем, яблочное варенье, начинку для пирога.

Кабачок-это овощ. Кабачок зелёный, овальный, сладкий. Растёт в огороде, на грядке. Из кабачков можно приготовить кабачковую икру, кабачковое варенье. Кабачок можно засолить и пожарить.

Появляется бабушка (воспитатель) Спасибо вам за вашу помощь, за собранный урожай, за запасы на зиму. Примите от меня угощение — пирожки с яблочной начинкой.

Логопед: Сколько полезных дел мы с вами сделали. Порадовали бабушку! Но нам пора возвращаться домой.

Читайте также:  Мой красивый сад огород
Оцените статью