Сад огород артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика
картотека (средняя группа) на тему

Артикулиционная гимнастика на тему «Овощи»

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Mнoгo разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень многo есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать.

***
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
(Е. Карельская)

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). (Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

Толстячки — худышки.
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».

6. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я — не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И я» или «Не я, не я».

7. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).

8. Развитие речевого дыхания и голоса

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

9. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики — выработка.

Важность проведения артикуляционной гимнастики.

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий.

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/15/artikulyatsionnaya-gimnastika

Упражнения для артикуляционной гимнастики «Овощи»

Упражнения для артикуляционной гимнастики «Овощи»

Артикуляционная гимнастика

по теме «Огород. Овощи»

1.Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей». Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки и бабушки.

  1. Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» — массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! — прижимаем ладони к щекам.

3.Упражнения для язычка:

1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев

огромную тыкву. Упражнение «Тыква»—широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».

  1. «Толстячки — худышки».Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и
  1. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

  1. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

5.Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

Упражнение «Кабачок»—широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

  1. «Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот,

опустить язык за нижние зубы.

  1. Игра «Я — не я».Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

Источник статьи: http://group10-ppds22.edumsko.ru/folders/post/1463922

артикуляционная гимнастика по лексическим темам
план-конспект занятия по логопедии на тему

Из книги: Е А Пожиленко «Артикуляционная гимнастика «

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_po_leksicheskim_temam.docx 88.57 КБ

Предварительный просмотр:

Из книги: Е А Пожиленко «Артикуляционная гимнастика «

Тема «Посуда, пища»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

К Жене гости прибежали.

Все друг другу руки жали.

— Не хотите ль пирожок?

— Может коржика кусок? Иль рожок?

Вот драже вам на ладошку,

Все берите понемножку.

С ручек все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки. Е. Карельская

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой. И. Лопухина

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали. Н. Нищева

2. Мимические упражнения

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.

Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

3. Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, что в кастрюле?

Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

4.Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

5. Упражнения для щек и губ

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

6. Упражнения для языка

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

Чья «чашечка» глубже?

Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе.

Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

Острый ножик и глубокий ковшик.

Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Пьем коктейль через трубочку.

(Вдох.) Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай.

Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

8. Речевая зарядка

Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. —

Пейте чай, вода вскипела!

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку,

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье —

Вылеплю я сто пельменей! И. Лопухина

Тема «Бытовая техника и инструменты»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером набиваем дружно

Все, что и л м для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы — это чудо!

Жить без них нам было б худо. Е. Игнатьева

2. Мимические упражнения

Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились из-за неисправности телевизора.

Изобразить яблоко и апельсин в соковыжималке, кофе в кофемолке.

3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Круговые движения нижней челюстью.

(Подбородком нарисовать букву «о» при открытом и закрытом рте.)

Крутим ручку мясорубки.

Максимально часто открывать рот при произнесении слога бы со сменой ударения: «Бы-бы-бы, бы-бы-бы, бы-бы-бы ».

4. Упражнения для щек и губ

Гибкий шланг пылесоса.

Опустить уголки рта. Возвратить в исходную позицию. Поднять уголки рта вверх.

Вращать губы «хоботком» вверх, влево, вниз, вправо.

Фотограф смотрит в объектив.

Поднимать левую и правую щеки по очереди, одновременно прищуривая глаз.

5. Упражнения для языка

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Производить движения кончиком языка по твердому нёбу, стараясь дотронуться до мягкого нёба. Привести язык в исходное положение.

Производить круговые движения языком между зубами и губами сначала в правую, а затем в левую сторону.

6, Развитие речевого дыхания и голоса

Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».

Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».

7. Речевая зарядка

Произносить чистоговорку от лица персонажей сказки

«Теремок»: Мышки (тоненьким голоском), Медведя (низким голосом) и др.

Фон-фон-фон, зазвонил наш телефон. Чтение стихотворения по ролям.

Ты куда суешь свой нос?

Я порядок навожу! А. Масленникова

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Передать движением, мимикой или иным способом функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами и пустой холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

Действия с воображаемыми предметами

Представить и изобразить: вы чистите ковер пылесосом, взбиваете’ яичные белки для торта миксером, ходите; но комнате в наушниках и слушаете приятную музыку.

Тема «Весна»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

2. Мимические упражнения

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Медведь в берлоге.

Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

3. Упражнения для мышц шеи

Ветерок качает подснежник.

Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Медведь проснулся после зимней спячки.

Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины.

Двигать нижней челестью вправо-влево.

5. Упражнения для щек и губ

Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

Исхудавшие за зиму зверята.

Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.

6. Упражнения для языка

Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше.

Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях.

Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

— Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Диалог Зимы и Весны

— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Тают горки во дворах?

— А на речке треснул лед?

— Вот так! Так вот!

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

— Весна, где ты зимой была?

— Я в речке зиму провела,

Мы с речкою проснулись

И к вам в село вернулись.

Гляди, набухли почки,

И на ветвях запели.

И долгожданное тепло

К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю. Саакян

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей,

встречающих нету: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорлиным ру чьем, печальным снеговиком, плачущем’! со сулькой, пробивающимся из-под снега подснежником.

Действия с воображаемыми предметами

Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распилипнете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дерену. Покажите: вы радуетесь прилету птиц.

Тема «Весна»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

2. Мимические упражнения

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Медведь в берлоге.

Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

3. Упражнения для мышц шеи

Ветерок качает подснежник.

Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).

Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Медведь проснулся после зимней спячки.

Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины.

Двигать нижней челестью вправо-влево.

5. Упражнения для щек и губ

Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

Исхудавшие за зиму зверята.

Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.

6. Упражнения для языка

Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше.

Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях.

Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

— Я хотела сесть повыше,

Я хотела влезть на крышу,

Я ступила на карниз

И боюсь свалиться вниз!

Диалог Зимы и Весны

— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Тают горки во дворах?

— А на речке треснул лед?

— Вот так! Так вот!

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

— Весна, где ты зимой была?

— Я в речке зиму провела,

Мы с речкою проснулись

И к вам в село вернулись.

Гляди, набухли почки,

И на ветвях запели.

И долгожданное тепло

К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю. Саакян

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей,

встречающих нету: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорлиным ру чьем, печальным снеговиком, плачущем’! со сулькой, пробивающимся из-под снега подснежником.

Действия с воображаемыми предметами

Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распилипнете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дерену. Покажите: вы радуетесь прилету птиц.

Тема «Дикие животные жарких стран»

1. Развитие мелкой моторики

Верблюд. Сжать кулачки и соединить их на сгибе пальцев.

Вот верблюд — живое чудо.

Два горба есть у верблюда. . Маршак

Раскрывать и закрывать сложенные ладони с загибанием пальцев внутрь ладони.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. С. Маршак

Сжать пальцы в кулак, чуть-чуть приподняв мизинец и указательный палец.

2. Мимические упражнения

Сердитый тигр. Испуганная газель.

3. Упражнения для мышц шеи

Жираф-великан достает ветки высокого дерева.

Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление).

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достает свысока. Н. Стожкова

Слон машет хоботом.

Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом. При возвращении в исходное положение — выдох ртом.

Головой кивает слон —

Он слонихе шлет поклон. С. Маршак

Лев трясет гривой.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот. С. Маршак

5. Упражнения для щек и губ

Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки.

Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох».

Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

Слон раскрывает и закрывает хобот.

Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

6. Упражнения для языка

Жираф жует листочки.

Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

Обезьянки качаются на лианах.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Сигнал опасности у обезьянок.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).

Рычание тигра и тигренка.

Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом.

Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

8. Речевая зарядка

Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом! С. Маршак

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей! . Заходер

9. Психогимнастика. Пластические этюды

Педагог показывает какие-либо движения, и дети повторяют их. Затем дети придумывают движения сами.

Изобразить ленивую и мягкую походку львицы, грозный взгляд и потряхивание гривой льва.

Лечь на пол, вытянуть вперед руки и изобразить, как открывает и закрывает пасть крокодил.

Гиппопотам. За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Изобразить идущих друг за другом, а затем купающихся и плавающих гиппопотамов.

Тема «Дикие животные»

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Сосчитать нельзя никак. Е. Карельская

2. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

3. Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

4.Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

5. Упражнения для щек и губ

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает. В

сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

6 . Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. И. Лопухина

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Кто как голос подает.

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

8. Психогимнастика. Пластические этюды

Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

Медведь в берлоге.

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата и пчелы.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/11/01/artikulyatsionnaya-gimnastika-po-leksicheskim-temam

Читайте также:  Как сменить ландшафт дота 2
Оцените статью