Ручное земледелие или хлебный огород

Ручное земледелие или хлебный огород

ВЕГЕТАРИАНСТВО
История
Этика
Веганство
Здоровье
Экология
Еда — этичная пища
Потребление мяса и голод в мире
Человек — не хищник
Беременность и дети
Мясо — не еда
Рыба чувствует боль
Молоко жестоко
Яйца убивают цыплят
Трансген
Почему веганы не едят мёд
Религия
Cпорт
Знаменитые вегетарианцы
Этичные товары
Цитаты
Часто задаваемые вопросы
Книги
Листовки и плакаты
Сайты
Видео

О нас
Наши принципы
Как нам помочь?
Вкусное предложение: Веганская кухня
Условия использования информации
Волонтерский отдел
Часто задаваемые вопросы
Вестник Виты
Цитаты
Календарь
Как подать заявление в полицию
Форум
Контакты

ПОИСК НА САЙТЕ:

№ нашего кошелька: 41001212449697

№ нашего кошелька: 263761031012
Листовки:


Формат doc. 180 Kb

Плакаты:

Формат jpg. 180Kb

Отсутствие убийства животных

Ручное земледелие или хлебный огород. Руководство к выращиванию хлебных растений без помощи скота.

Сост. Е.И.Попов.
М., 1911. — С. 8-11.

© ВИТА Центр защиты прав животных. Восстановление текста, корректура и набор
Москва
2008

Я думаю, что чувство сострадания к животным однородно с чувством сострадания к людям, и потому, если человек уважает в себе доброжелательство к себе подобным, то ему следует уважать в себе доброжелательство и к бессловесным. Это чувство доброжелательства есть высшее свойство человеческой природы, дающее ему возможность чувствовать жизнь не только в себе, но и в других, и находить интерес не только в своей личности, но и в личности других существ, живущих с ним на земле. Самое же первое требование этого сочувствия к другим существам состоит, конечно, в том, чтобы не лишать их жизни и не причинять им страданий — это и есть существеннейшая часть того учения, которое называется вегетарианством, и которое состоит в уважении человеком в себе чувства сострадания, которое соединяет его со всем живым миром, и удовлетворение которого дает ему высшее, доступное человеку благо. И я думаю, что, если в наше время существуют бойни, охота, рыбная ловля, вообще убийство животных, то происходит это не потому, что в большинстве людей не было бы чувства сострадания к ним (точно так же, как существующие войны, казни и всевозможные убийства не доказывают, чтобы у большинства людей не было отвращений к убийству людей же), но происходит это, я думаю, от того, что, во-первых, существуют предрассудки, которые заставляют человека пренебрегать своими высшими духовными свойствами, а во-вторых, от того, что люди не умеют, не решаются переменить свою жизнь так, чтобы она не была в противоречии с требованиями их души.

Один из главнейших предрассудков, заставляющий человека жить противно его собственной природе, есть мнение о том, что высшее благо человека в том, чтобы удовлетворять своим телесным потребностям: быть здоровым, благополучным, и что удовлетворение духовных потребностей есть нечто необязательное и может совершаться и не совершаться, не нарушая его главного блага. Такое мнение я считаю предрассудком потому, что не может быть того, чтобы благо человека требовало отречения от духовных свойств его природы. Пренебрежение своими духовными свойствами не только всегда вызывает нравственные страдания, которые не могут быть покрыты никаким телесным благополучием, но, как показывает сама жизнь, пренебрежение духовными требованиями разрушает то самое благополучие, ради которого ими жертвовалось. И наоборот: удовлетворение духовных требований человеческой природы приводит телесные потребности человека в такое гармоническое соотношение со всею человеческою природой, при котором достигается истинное благополучие, хотя оно, может быть, не таково, как это принято думать.

Я не могу вдаваться в подробный разбор этого предмета, но только скажу, что если человек переменил оценку важности своих потребностей и потому, поставивши на первое место свои духовные требования, изменил свое отношение к животным, то естественно, что он постарается привести свою жизнь в соответствие со своими духовными требованиями по отношению к животным, т.е., перестанет их убивать и питаться их телом и перейдет на растительную пищу, т.е., станет вегетарианцем.
Такого человека, если он занимается или хочет заняться земледелием, существующие системы сельского хозяйства ставят в такое положение, в котором ему невозможно оставаться, не нарушая своих вегетарианских принципов. Предположим, что он ведет обыкновенное хозяйство и, следовательно, держит лошадей для работы и рогатый скот для навоза. Но родятся лишние жеребята — куда их деть? Или рабочие лошади стареются, болеют, калечатся, делаются негодны к работе — что с ними делать? У коров родятся бычки — невозможно же всех их выкармливать на племя. И таких вопросов возникает пропасть для всякого, кто только захочет обойтись без убийства животных. Наконец, самое принуждение животных к работе, которой они никогда не отдаются свободно, и разлучение телят с их матерями — все это едва ли хорошо отзывается на душе человека и не заставляет ли его быть более жестоким и грубым, чем он мог бы быть…

Все эти пути могут быть обойдены, как мне кажется, при ведении хлебного огорода. Занимаясь этого рода хозяйством, вегетарианец не будет нуждаться для добывания хлеба ни в рабочем, ни в рогатом скоте. Как читатель увидит из дальнейшего изложения, вся возделываемая при хлебном огороде земля может быть обработана самим человеком без участия скота; точно так же хлебный огород не нуждается и в удобрении навозом. Кроме того, хлебный огород, нуждаясь в личном труде хозяина-вегетарианца, даст ему ежедневное нетяжелое физическое упражнение, которое совершенно необходимо при вегетарианском образе жизни, так как растительная пища, не имея возбуждающих свойств, присущих мясу, для того, чтобы она могла поглощаться в достаточном количестве, нуждается в физических упражнениях на открытом воздухе, вызывающих здоровый, сильный аппетит, при котором все вкусно, все питательно.

Хлебный огород или ручное земледелие

О произведении

Другие книги автора

Устройство для измерения ускорения силы тяжести Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Морской гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Кварцевый гравиметр с жидкостной термокомпенсацией Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Способ очистки алифатических кетонов Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Электротрансмиссия дизель-электротрактора Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Гиростабилизированный гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Прибор для испытания материала Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Ручное земледелие или хлебный огород / Е.И. Попов

О произведении

Другие книги автора

Устройство для измерения ускорения силы тяжести Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Морской гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Кварцевый гравиметр с жидкостной термокомпенсацией Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Способ очистки алифатических кетонов Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Электротрансмиссия дизель-электротрактора Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Гиростабилизированный гравиметр Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Прибор для испытания материала Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Толстой Л. Н. — Черткову В. Г., 17 февраля 1888 г.

179.

1888 г. Февраля 17. Москва.

Жалко мне очень Галю и вашу девочку. Надеюсь, что теперь будетъ известiе, что устроились. Ведь ее уже и безъ груди прикармливать можно. Письма ваши и др[угихъ], к[оторыя] вы мне прислали, не отсылаю. Если нужно, напишите. Письмо ваше Оле 1 лучше не посылать. Нельзя удержать свое сужденiе о лице, съ к[оторымъ] примиряешь, а это то сужденiе больше всего мешаетъ примиренiю. Вообще думаю, что вамъ надо отстраняться отъ вмешательства въ эти отношенiя — не отъ холодности — я знаю, что ее въ васъ не можетъ быть, а отъ сознанiя невозможности пронизать темъ находящимся у васъ въ рукахъ орудiемъ, то, чтò разделяетъ людей. Я на себе, по крайней мере, испытывалъ необходимость такого отстраненiя и переносилъ ее безъ укоровъ совести. Я же, откровенно говоря, не имею никакого определеннаго сужденiя объ этихъ отношенiяхъ и знаю, что очень тяжело быть призвану къ сужденiю о нихъ, чтò вы невольно испытываете, и чтò я испыталъ, когда мне въ Москве разсказывалъ Ник[олай] Лукичъ. 2

О Биле сейчасъ спрошу, пойду гулять — и выпишу вамъ черезъ Готье, 3 если не слишкомъ дорого. Арнольдъ, несмотря на стихотворную форму, чрезвычайно веренъ Билю и взялъ у него почти все существенное. Ко мне поступаютъ рукописи по переделкамъ, вызваннымъ Тифлис[скими] барышнями, а здесь въ Москве существуютъ кружки — одинъ, мне знакомый, въ немъ участвуетъ Сербская, 4 занимающаяся изданiемъ и выборомъ книгъ для народа. Я предложилъ кружку просматривать эти рукописи и решать, стоить ли ими заменять то, что переделано, и Сытину предложилъ имъ дать на просмотръ рукописи. Обе стороны согласились. Вы не имеете ничего противъ? Это все рукописи такiя, к[оторыя] чуть чуть лучше прежнихъ. Такъ какъ вновь печатается старое, то невольно является вопросъ — не заменить ли менее дурнымъ? Я эти дни составлялъ для Тихомирова книгу славянскую для чтенiя изъ Ветхаго, а главное, Нов[аго] Завета. 5 Прiятная была работа.

Спасибо брату Емельяну за добрый советъ и вамъ тоже. 6 Чтò-то еще нужно было, да не вспомню. Чтó Залюбовскiй 7 и Ивановъ? 8 Залюбовскаго зоветъ къ себе Поповъ. 9 Целую васъ всехъ и, по слову Емельяна, желаю больше любить.

Примечания

Полностью печатается впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, стр. 61—62 и в журнале «Голос минувшего» 1913, № 5, отр. 224. На подлиннике надпись синим карандашом рукой Черткова «М. 17 февр. 88 №» черным карандашом «174», число 174 черным карандашом переделано на 177. Письмо его, как видно из ответного письма Черткова от 20 февраля 1888 г., было получено им 19 февраля вечером. Так как письма из Москвы в имение матери Черткова Лизиновку Воронежской губ. доходили обычно на третий день, датировка Черткова может быть принята, хотя вполне возможно, что письмо это было написано несколько раньше. В этом письме Толстой, отвечает на письма Черткова от 10, 11, 12—13 февраля. При первом из этих писем Чертков пересылал письма Емельяна Ещенко, Battersby, Репина и свое письмо к О. Н. Спенглер, дочери Н. Л. Озмидова, написанное Чертковым в связи с разногласиями, которые были в то время между Н. Л. Озмидовым и Ф. Э. Спенглером. При этом Чертков писал Толстому: «Письма Емельяна, Battersby, Репина — всё это хорошо, и я радуюсь тому, что вы им радуетесь. Но вот что не хорошо. Не знаю, что делать для содействия единения между Олей и Федей, и не зная, могу ли я сколько-нибудь содействовать этому, и, наоборот, не напорчу ли я скорее. Я посылаю не Оле, а вам то письмо, которое я ей написал в ответ на прилагаемое же ее письмо ко мне. Вы проницательны и духовны. Если найдете, что следует ей послать это письмо, то верните его мне. Если нет, то разорвите, чему я буду более рад, чем если мне его вернете. Я боюсь соваться туда, где без меня, может быть, всё лучше устроится. Вот это-то сомнение побуждает меня послать мое письмо к Оле — сначала к вам».

В письме от 11 февраля Чертков писал о затруднениях с кормлением его маленькой дочки и об очередных делах издательства «Посредник». В том же письме, в связи с своей работой над книжкой о Будде, Чертков писал Толстому: «О Будде, пожалуйста, узнайте в Румянцевской библиотеке точное и подробное заглавие книги Beal, о которой вы пишете, и попросите Павла Ивановича поскорее мне ее выписать. Поэма Arnold’a действительно у меня. Я ее прочел. Это было первое, что я прочел о Будде, я увидел, что я с ним заодно, и мне очень хотелось бы способствовать единению с ним, как можно больше людей вообще, и русских простых людей в частности. Попытаюсь изложить, так как ни вы, ни Павел Иванович этого не делаете. А после вас двоих я считаю себя в праве пытаться, так как кроме вас никого подходящего не знаю. Этой работой я кроме того удовлетворяю и Урусова. Он просил меня когда-то в Лондоне познакомиться с каким-то буддистом. Я этого тогда не сделал и потом заметил, что Урусову это причинило огорчение. Теперь же за работою над Буддою я радуюсь вместе с Урусовым, который не умер, а только тело его разложилось. Кстати согласны ли вы с таким определением плотской смерти; она есть освобождение своей личности от условий времени и пространства? Я потому спрашиваю, что от последнего нашего разговора о бессмертии (в гостинице) я сохранил невыясненное впечатление. Я хотел бы, чтобы вы написали о смерти небольшую притчу, выражающую итог того, чтó сказано о смерти в вашей статье о жизни. »

Упоминаемый в письме Черткова Battersby (Вильям Баттерсби), друг Черткова, английский журналист, помогавший Черткову в переводе на английский язык книги «В чем моя вера».

В письме от 12—13 февраля Чертков пишет: «Опять наш ребенок голодает и опять ищем мать с ребенком для прикорма».

1 Ольга Николаевна Спенглер.

2 Николай Лукич Озмидов.

3 Владимир Гаврилович Готье (1843—1896), владелец магазина иностранных книг в Москве.

4 Ольга Яковлевна Сербская. М. А. Шмидт в недатированном письме к Толстому 1887 года пишет, что Сербская ее «большая приятельница», «горячо любящая» мысли Толстого. (АТБ)

5 Толстой имеет в виду материал, который он готовил Д. И. Тихомирову для «Книги для церковно-славянского чтения». М. 1889. На русском языке книга издана под заглавием: «Как жить по слову божию». Русский сборник статей и изречений, содержащих в себе нравственное учение из книг ветхого и нового завета. Русский текст к «Книге для церковно-славянского чтения». Составил Д. Тихомиров. Изд. учебного магазина «Начальная школа» Е. Н. Тихомировой. М. 1889. Цензурное разрешение от 17 октября 1888 г.

6 Толстой имеет в виду письмо Емельяна Ещенко от 8 февраля 1888 г., которое переслал ему Чертков со своей припиской. В этом письме Ещенко писал: «Мне Павел Иванович говорил, что вы хотите сочинить книжку против пьянства. Я этому очень рад, потому что мне совесть говорит, что это дело нехорошее, если человеку пить водку, а наипаче христианину, который отдал себя в жертву богу. За это спасибо, что вы сообщили нам это дело. Я думаю, что хорошо было бы, если бы в этом сочинении уместили хотя малую часть напротив курения табаку, потому что люди говорят, что дурно пить водку, и курят табак. Вот я слыхал от Владимира Григорьевича, что и вам делает небольшую помеху в вашей головной работе курение папирос. Я очень рад, что ваша совесть начала признавать лишним. Я в этом советую вам своим духовным разумением так: если ваша совесть признала лишним курить папиросу, то советую вам дать от разумения помощь духу над плотью, чтобы он мог отсекти эту непоследнюю часть плотской привычки. И в этом только можно претерпеть не более 4—5 дней. Но это будут страдания плоти; а дух и разум будут работать свое дело. А если же ваша совесть еще не говорит об этом небольшом поступке, то продолжайте лучше курить, но и не томитесь этой плотской привычкой, чтобы курить только один раз в день. В этом только будет продолжаться одно беспокойствие. А вы сделайте одно, на что укажет ваш разум. Я замечаю, что и Владимир Григорьевич считает лишним эту привычку. Я очень рад, но не знаю, как решится. Надеюсь, что господь управит его.

Затем прощай, дорогой брат Лев Николаевич. Целую вас братской любовью. Поклонитесь от меня братцам и сестрицам вашим. У Владимира Григорьевича я часто бываю. До свидания. Остаюсь брат ваш, любящий вас. Еще желаю более любить».

В своей приписке Чертков писал: «Мы говорили с Емельяном о курении, и это письмо его к вам выражает то, что мы думали вместе с ним. В подчеркнутом месте он не совсем ясно выразился. Я ему говорил, что, судя по себе, я думаю, что ваши попытки не курить отчасти расстраивают вашу возможность писать для нас всех. Я, кажется, сегодня перестал совсем курить».

7 Алексей Петрович Залюбовский. О нем см. прим. к письму № 177.

8 Николай Никитич Иванов.

9 Евгений Иванович Попов (р. 16 марта 1864 г.), познакомился с Толстым осенью 1887 года, разделял многие взгляды Толстого и принимал участие в толстовских земледельческих общинах. Работая на земле, пропагандировал «ручное земледелие», возделывая так называемый «хлебный огород». Е. И. Поповым написана книжка: «Жизнь и смерть Е. Н. Дрожжина». Берлин, 1895, и ряд работ, связанных с преподаванием детям математики. В феврале 1888 года Е. И. Попов жил в Новгородской губ. близ станции Боровичи в имении своей жены Елены Александровны, урожд. Зотовой.

Читайте также:  Инструменты для вспашки огорода
Оцените статью