- Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»
- Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Занятие по развитию речи в старшей группе «Во саду ли, в огороде…»
- Занятие по развитию речи в старшей группе
- «Во саду ли, в огороде…»
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»
Анжелика Юрьевна Горшкова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»
Тема занятия: «Сад-огород»
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
-учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.
-развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;
-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
-закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.
-воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.
Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Основной этап:
— игра «Во саду ли, в огороде» 1 конкурс;
— игра «Четвертый лишний» 2 конкурс;
— игра «Узнай по описанию» 3 конкурс;
— игра «На что похоже?» 4 конкурс
Ход занятий.
1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
-Когда это бывает?
(Под музыку входит «Осень»)
2. Основной этап.
Логопед-осень: Здравствуйте, ребята. Я знаю вы много всего знаете об осени. А скажите, что собирают осенью на огороде, в саду?
Дети: урожай овощей и фруктов.
Логопед: что можно приготовить из овощей? Из фруктов?
Дети: борщ, компот.
Логопед: А перед тем, как приготовить,что делают с овощами и фруктами?
Дети: моют и режут.
Логопед: давайте сделаем это (пальчиковая гимнастика для девочек «мы капусту режем», для мальчиков «апельсин»)
Логопед: А давайте покажем, как борщ и компот булькают в кастрюле (артикуляционное упражнение «непослушный язычок»)
-как мы будем их мешать (упражнение «оближи губки»)
-как овощи и фрукты будут подниматься в кастрюле (»грибок»)
-во что нальем («чашка»)
Логопед: А теперь представим, что борщ и компот горячие, давайте остудим их. (Дыхательное упражнение «остудим компот и борщ»)
А теперь я хочу провести с вами викторину.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Логопед-осень: На доске выставлены две картины. На одной вы видите — сад, на другой – огород. Я раздам вам картиночки с изображением овощей и фруктов. Делимся на две команды. Те, дети, у которых в руках «овощи», становятся командой «Огородники», те, у которых фрукты, команда «Садовники». Ребята, первое задание: вам нужно правильно разложить предметные картинки с сюжетными картинами. (Овощи выставляют рядом с изображением огорода, фрукты- с изображением сада, и объясняют свои действия).
-Помидор растет в огороде, потому что это овощ.
-Яблоко растет в саду, потому что фрукт и т. д.
Логопед-осень подводит итоги и кладет в корзину победителя морковку.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед-осень: ребята, на доске выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Вы должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний». Для команды «Огородников»: помидор, апельсин, огурец, морковь. Редис, лук, картофель, вишня. Для команды «Садовников»: яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.
Логопед-осень: в этой игре победила команда «Садовники», они получают яблоко.
Физкультминутка.
-Огород у нас в порядке –
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород (действия по тексту)
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту («сажают»)
Лето все она толстела (показывают круг перед собой)
Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой,
Говорит – посторонись! (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)
Игра «Узнай по описанию»
Логопед-осень: а сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. (игра проводится с помощью предметных картинок)
-Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
-Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое.? (яблоко)
-Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (огурец)
-Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (лимон)
-Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (морковь)
-Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (груша)
-Круглая, зеленая, твердая, сочная. (капуста)
Логопед-осень: в корзину «огородников» кладется четыре морковки, а в корзину «садовников» — три яблока. Впереди «Огородники»
Игра «На что похоже?»
Логопед-осень: на столы каждой из команд я положу: четыре картинки с изображением овощей (огородникам, четыре картинки с изображением фруктов (садовникам, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.
Логопед: Алина, почему возле яблока лежит круг?
Алина: потому что яблоко круглое.
Логопед: Молодец! И т. д. В этой игре побеждает команда «Садовники».
3. Итог занятия.
Логопед: подводя итог нашей викторины, я вижу, что морковок и яблок оказалось поровну, значит, победила дружба. Я хочу вас поздравить и наградить вкусными подарками. (раздает подарки). А мне пора возвращаться к себе. До свидания, до новых встреч.
Деятельность логопеда
Орг. момент проводится для того, чтобы настроить детей на работу на занятии.
Логопед с помощью беседы подводит детей к теме занятия.
Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики рук.
Упражнения даются для развития у детей артикуляционной моторики
Упражнение дается для развития у детей дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох- через рот).
С помощью игры логопед развивает у детей внимание, мышление, интерес к игре, желание победить.
Логопед побуждает детей самостоятельно определять принцип классификации предметов.
Переход от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.
Закрепляет знания детей о характерных особенностях фруктовых и овощных плодов.
Развивает логическое мышление, воображение детей.
Логопед подводит итог занятия, объявляет победителей и награждает их.
Деятельность детей
Дети настраиваются на восприятие учебного материала.
Дети отвечают на вопросы, знакомятся с темой, над которой они будут работать в течении всего занятия.
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Дети выполняют упражнения с опорой на самоконтроль.
Выполняют упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи.
Дети включаются в работу, дают ответ, объясняя свою точку зрения.
Дети логически мыслят и находят предмет, не соответствующий этому принципу.
Дети выполняют движения в сочетании с речью, снимают статистическую нагрузку.
Дети определяют предмет по существенным признакам.
Дети логически мыслят, активизируя свой словарный запас и развивая связную речь.
Дети радуются, принимают подарки и благодарят Осень.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: Во саду ли в огороде
Предмет: Развитие речи
Возраст: дети старшегот возраста
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Во саду ли в огороде | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах.
Задачи:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : «Овощи», «Фрукты»
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
4. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
5. Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, умение работать в группе
Оборудование:
Картинки — мнемотаблицы, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», муляжи овощей, фруктов, ягод.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на меня своими умными глазками, послушайте ушки внимательно…
Ра-ра-ра начинается игра.
Ой, слышите ребята, кто там все ворчит.. Не слышите?
А-а-а, вот это кто. Вы знаете кто это? Это мой знакомый – яблочный колобок.
Дидактическая игра «Наоборот»
(На ладоне держу яблоко) Яблочный колобок говорит сердито:
Здравствуйте, злые дети! . Какие вы дети , добрые?
Здравствуйте, грязные дети! ….
Здравствуйте, грустные дети! …
Здравствуйте, трусливые дети.
Мне как раз нужны такие умные, чистые и добрые дети! А загадки вы отгадывать умеете?
Загадка: Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Деревья раздеваю… Когда это бывает?
Какой урожай собирают осенью?
Моему другу –зайцу нужна помощь! Что- то у него в саду и огороде странное творится, поможете?
Садитесь в круг и закроем глаза…. Подуем и легкий осенний ветерок перенесет нас к зайцу. (дети дуют). Откроем глазки. На доске сюжетная картина (Художник перепутал).
Работа по картине – ответы детей…
Игра –хоровод «Собираем урожай»
Есть у нас огород, там своя морковь растет
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай увози наш урожай.
Деление на компании (3 компании)
( Большая корзина с овощами, фруктами и ягодами)
-Вот беда, урожай собрали все в одну корзину. Помогите по корзиночкам
урожай разобрать.
Задание для компаний (по мнемотаблице)
— Необходимо выбрать и описать фрукт, овощ, ягоду по схеме…
Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох. (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох. (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по — очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох. (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
Дидактическая игра “Повар и овощи”
— Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
— Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Овощной)
— Салат из капусты? (Капустный.)
— Из свёклы? Свекольный
-Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Кабачковая.
— Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? Картофельное.
-Из помидор сделаем сок — томатный сок.
-Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. А из фруктов что можно приготовить?
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель:1. Обогащнние знания детей об овощах и фуктах на русском языке.2. Умение правильн отвечать на вопросы взрослого.3. Отработка чёткого произношения звука ( ш ).4. Активизация словарного запаса дете.
Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа».
Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Конспект логопедического занятия «Во саду ли, в огороде».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т.
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта.
Учить детей образовывать однокоренные слова.Упражнять в согласовании слов в предложении.Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.Активизировать в речи названия дома – животны.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Во саду ли, в огороде…»
Рузиля Валиуллина
Занятие по развитию речи в старшей группе «Во саду ли, в огороде…»
Занятие по развитию речи в старшей группе
«Во саду ли, в огороде…»
Задачи:
-Формирование умений и навыков аудирования и говорения в новых и знакомых учебно-игровых ситуациях.
-Обогащение активного словарного запаса с прилагательными горький, привозной, домашний.
— Выработка умений преобразовывания имён существительных в имена прилагательные.
— Совершенствование умений определения знакомых звуков в словах.
— Развитие чувства вкуса.
— Развитие мелкой моторики рук.
Наглядные пособия: муляжи овощей и фруктов, игрушка Карлсон, кусочки настоящих фруктов и овощей.
1. Пальчиковая гимнастика: «Варим компот».
— Варим, варим мы компот.
Фруктов много нужно вот.
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ!
2. Организационная беседа с детьми.
— Где растут фрукты?
— Фрукты растут в саду.
— Где растут овощи?
— Овощи растут в огороде.
— Яблоко, апельсин, груша, лимон, слива.
— Помидор, огурец, лук, чеснок, картофель, редиска.
3. Игра «Цепочка». (Дети по цепочке достают из мешочка муляжи фруктов и овощей).
— Яблоко — красное, вкусное, кислое.
— Груша — сладкая, зелёная, сочная.
— Апельсин — оранжевый, сочный, привозной.
— Лимон — жёлтый, полезный, кислый.
— Слива — фиолетовая, садовая, сладкая.
— Помидор — красный, солёный, зелёный.
— Огурец — зелёный, длинный, свежий.
— Лук — горький, полезный, вкусный.
— Чеснок — белый, хороший, домашний.
— Картофель — варёный, печёный, полезный.
— Редиска — маленькая, красная, горькая.
4. Заходит Карлсон с банкой варенья.
— Парам-парам-парам-парам! Посадку давай!
— Что? Что? Посадку давай!
— Вы любите варенье?
— Я вам принёс варенье. Угощу только тогда, когда выполните задание.
— Из чего можно приготовить варенье?
— Из фруктов и ягод.
— Как называется варенье из яблок?
— Молодцы, а теперь можно подкрепиться.
5. Игра «Угадай по вкусу». На подносе кусочки фруктов и овощей. Дети, с закрытыми глазами, пробуют и угадывают.
-Дети, вы молодцы. Что-то мне домой захотелось, пока!
-До свидания, Карлсон!
6. Задание. Определить чью песенку слышим в словах:
-Яблочный — песня паровозика (ч)
-Вишнёвое — песня змеи (ш)
-Апельсиновое — песня воды (с)
-Овощи — песня пилы (щ)
7. Игра-эстафета «Собираем фрукты для компота». В тазике лежат фрукты и овощи. Дети делятся на две команды. Они собирают фрукты. Вместо палочки передают корзины с фруктами.
8. Подведение итогов.
-Что мы сегодня делали?
— Мы вспомнили, где растут фрукты и овощи.
— Придумали слова обозначающие признак предмета.
— Поиграли с Карлсоном. Из имён существительных образовали прилагательные.
— Угадывали фрукты по вкусу.
— Определили звуки в словах.
— Собирали фрукты для компота.
9. Спасибо, вам. Вы хорошо поработали.
Непосредственно-образовательная деятельность по русскому языку в старшей разновозрастной группе на тему «Дом и двор» Задачи: • Совершенствование умений и навыков аудирования и говорения в знакомых игровых и учебных ситуациях по пройденным темам. • Обогащение.
Перспективный план организованной учебной деятельности по русскому языку в старшей группе Перспективный план организованной учебной деятельности для старшей группы. Образовательная область: Коммуникация. «Русский язык в группах.