Развитие речи тема огород старшая группа

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Анжелика Юрьевна Горшкова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород»

Тема занятия: «Сад-огород»

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

-развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

-упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

-закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

-воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Основной этап:

— игра «Во саду ли, в огороде» 1 конкурс;

— игра «Четвертый лишний» 2 конкурс;

— игра «Узнай по описанию» 3 конкурс;

— игра «На что похоже?» 4 конкурс

Ход занятий.

1. Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадку:

-Когда это бывает?

(Под музыку входит «Осень»)

2. Основной этап.

Логопед-осень: Здравствуйте, ребята. Я знаю вы много всего знаете об осени. А скажите, что собирают осенью на огороде, в саду?

Дети: урожай овощей и фруктов.

Логопед: что можно приготовить из овощей? Из фруктов?

Дети: борщ, компот.

Логопед: А перед тем, как приготовить,что делают с овощами и фруктами?

Дети: моют и режут.

Логопед: давайте сделаем это (пальчиковая гимнастика для девочек «мы капусту режем», для мальчиков «апельсин»)

Логопед: А давайте покажем, как борщ и компот булькают в кастрюле (артикуляционное упражнение «непослушный язычок»)

-как мы будем их мешать (упражнение «оближи губки»)

-как овощи и фрукты будут подниматься в кастрюле (»грибок»)

-во что нальем («чашка»)

Логопед: А теперь представим, что борщ и компот горячие, давайте остудим их. (Дыхательное упражнение «остудим компот и борщ»)

А теперь я хочу провести с вами викторину.

Игра «Во саду ли, в огороде»

Логопед-осень: На доске выставлены две картины. На одной вы видите — сад, на другой – огород. Я раздам вам картиночки с изображением овощей и фруктов. Делимся на две команды. Те, дети, у которых в руках «овощи», становятся командой «Огородники», те, у которых фрукты, команда «Садовники». Ребята, первое задание: вам нужно правильно разложить предметные картинки с сюжетными картинами. (Овощи выставляют рядом с изображением огорода, фрукты- с изображением сада, и объясняют свои действия).

-Помидор растет в огороде, потому что это овощ.

-Яблоко растет в саду, потому что фрукт и т. д.

Логопед-осень подводит итоги и кладет в корзину победителя морковку.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед-осень: ребята, на доске выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Вы должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний». Для команды «Огородников»: помидор, апельсин, огурец, морковь. Редис, лук, картофель, вишня. Для команды «Садовников»: яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.

Логопед-осень: в этой игре победила команда «Садовники», они получают яблоко.

Физкультминутка.

-Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород (действия по тексту)

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту («сажают»)

Лето все она толстела (показывают круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх)

А теперь ей тесно белой,

Говорит – посторонись! (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)

Игра «Узнай по описанию»

Логопед-осень: а сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. (игра проводится с помощью предметных картинок)

Читайте также:  Копалка для огорода ручная торнадо

-Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)

-Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое.? (яблоко)

-Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (огурец)

-Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (лимон)

-Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (морковь)

-Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (груша)

-Круглая, зеленая, твердая, сочная. (капуста)

Логопед-осень: в корзину «огородников» кладется четыре морковки, а в корзину «садовников» — три яблока. Впереди «Огородники»

Игра «На что похоже?»

Логопед-осень: на столы каждой из команд я положу: четыре картинки с изображением овощей (огородникам, четыре картинки с изображением фруктов (садовникам, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Алина, почему возле яблока лежит круг?

Алина: потому что яблоко круглое.

Логопед: Молодец! И т. д. В этой игре побеждает команда «Садовники».

3. Итог занятия.

Логопед: подводя итог нашей викторины, я вижу, что морковок и яблок оказалось поровну, значит, победила дружба. Я хочу вас поздравить и наградить вкусными подарками. (раздает подарки). А мне пора возвращаться к себе. До свидания, до новых встреч.

Деятельность логопеда

Орг. момент проводится для того, чтобы настроить детей на работу на занятии.

Логопед с помощью беседы подводит детей к теме занятия.

Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики рук.

Упражнения даются для развития у детей артикуляционной моторики

Упражнение дается для развития у детей дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох- через рот).

С помощью игры логопед развивает у детей внимание, мышление, интерес к игре, желание победить.

Логопед побуждает детей самостоятельно определять принцип классификации предметов.

Переход от одного вида деятельности к другому через динамическую паузу.

Закрепляет знания детей о характерных особенностях фруктовых и овощных плодов.

Развивает логическое мышление, воображение детей.

Логопед подводит итог занятия, объявляет победителей и награждает их.

Деятельность детей

Дети настраиваются на восприятие учебного материала.

Дети отвечают на вопросы, знакомятся с темой, над которой они будут работать в течении всего занятия.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Дети выполняют упражнения с опорой на самоконтроль.

Выполняют упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи.

Дети включаются в работу, дают ответ, объясняя свою точку зрения.

Дети логически мыслят и находят предмет, не соответствующий этому принципу.

Дети выполняют движения в сочетании с речью, снимают статистическую нагрузку.

Дети определяют предмет по существенным признакам.

Дети логически мыслят, активизируя свой словарный запас и развивая связную речь.

Дети радуются, принимают подарки и благодарят Осень.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тема: Во саду ли в огороде

Предмет: Развитие речи

Возраст: дети старшегот возраста

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах.

Скачать:

Вложение Размер
Во саду ли в огороде 17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Во саду ли в огороде»

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей об овощах, фруктах, ягодах.

Задачи:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : «Овощи», «Фрукты»
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
4. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

5. Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, умение работать в группе

Оборудование:
Картинки — мнемотаблицы, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», муляжи овощей, фруктов, ягод.

Ход занятия:
Ребята, посмотрите на меня своими умными глазками, послушайте ушки внимательно…

Ра-ра-ра начинается игра.

Ой, слышите ребята, кто там все ворчит.. Не слышите?

А-а-а, вот это кто. Вы знаете кто это? Это мой знакомый – яблочный колобок.

Дидактическая игра «Наоборот»

(На ладоне держу яблоко) Яблочный колобок говорит сердито:

Здравствуйте, злые дети! . Какие вы дети , добрые?

Здравствуйте, грязные дети! ….

Здравствуйте, грустные дети! …

Здравствуйте, трусливые дети.

Мне как раз нужны такие умные, чистые и добрые дети! А загадки вы отгадывать умеете?

Загадка: Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Деревья раздеваю… Когда это бывает?

Какой урожай собирают осенью?

Моему другу –зайцу нужна помощь! Что- то у него в саду и огороде странное творится, поможете?

Садитесь в круг и закроем глаза…. Подуем и легкий осенний ветерок перенесет нас к зайцу. (дети дуют). Откроем глазки. На доске сюжетная картина (Художник перепутал).

Работа по картине – ответы детей…

Игра –хоровод «Собираем урожай»

Есть у нас огород, там своя морковь растет

Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас огород и капуста там растет

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты капуста, к нам спеши, та немного попляши,

А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)

Дети идут по кругу и поют:

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.

Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)

Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:

Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши

А потом не зевай увози наш урожай.

Деление на компании (3 компании)

( Большая корзина с овощами, фруктами и ягодами)

-Вот беда, урожай собрали все в одну корзину. Помогите по корзиночкам

урожай разобрать.
Задание для компаний (по мнемотаблице)

— Необходимо выбрать и описать фрукт, овощ, ягоду по схеме…

Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох. (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох. (хлопок в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по — очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох. (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

Дидактическая игра “Повар и овощи”
— Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
— Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Овощной)
— Салат из капусты? (Капустный.)
— Из свёклы? Свекольный
-Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? Кабачковая.
— Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? Картофельное.
-Из помидор сделаем сок — томатный сок.
-Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. А из фруктов что можно приготовить?
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель:1. Обогащнние знания детей об овощах и фуктах на русском языке.2. Умение правильн отвечать на вопросы взрослого.3. Отработка чёткого произношения звука ( ш ).4. Активизация словарного запаса дете.

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа».

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи. Конспект логопедического занятия «Во саду ли, в огороде».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т.

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта.

Учить детей образовывать однокоренные слова.Упражнять в согласовании слов в предложении.Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.Активизировать в речи названия дома – животны.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Во саду ли, в огороде…»

Рузиля Валиуллина
Занятие по развитию речи в старшей группе «Во саду ли, в огороде…»

Занятие по развитию речи в старшей группе

«Во саду ли, в огороде…»

Задачи:

-Формирование умений и навыков аудирования и говорения в новых и знакомых учебно-игровых ситуациях.

-Обогащение активного словарного запаса с прилагательными горький, привозной, домашний.

— Выработка умений преобразовывания имён существительных в имена прилагательные.

— Совершенствование умений определения знакомых звуков в словах.

— Развитие чувства вкуса.

— Развитие мелкой моторики рук.

Наглядные пособия: муляжи овощей и фруктов, игрушка Карлсон, кусочки настоящих фруктов и овощей.

1. Пальчиковая гимнастика: «Варим компот».

— Варим, варим мы компот.

Фруктов много нужно вот.

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

2. Организационная беседа с детьми.

— Где растут фрукты?

— Фрукты растут в саду.

— Где растут овощи?

— Овощи растут в огороде.

— Яблоко, апельсин, груша, лимон, слива.

— Помидор, огурец, лук, чеснок, картофель, редиска.

3. Игра «Цепочка». (Дети по цепочке достают из мешочка муляжи фруктов и овощей).

— Яблоко — красное, вкусное, кислое.

— Груша — сладкая, зелёная, сочная.

— Апельсин — оранжевый, сочный, привозной.

— Лимон — жёлтый, полезный, кислый.

— Слива — фиолетовая, садовая, сладкая.

— Помидор — красный, солёный, зелёный.

— Огурец — зелёный, длинный, свежий.

— Лук — горький, полезный, вкусный.

— Чеснок — белый, хороший, домашний.

— Картофель — варёный, печёный, полезный.

— Редиска — маленькая, красная, горькая.

4. Заходит Карлсон с банкой варенья.

— Парам-парам-парам-парам! Посадку давай!

— Что? Что? Посадку давай!

— Вы любите варенье?

— Я вам принёс варенье. Угощу только тогда, когда выполните задание.

— Из чего можно приготовить варенье?

— Из фруктов и ягод.

— Как называется варенье из яблок?

— Молодцы, а теперь можно подкрепиться.

5. Игра «Угадай по вкусу». На подносе кусочки фруктов и овощей. Дети, с закрытыми глазами, пробуют и угадывают.

-Дети, вы молодцы. Что-то мне домой захотелось, пока!

-До свидания, Карлсон!

6. Задание. Определить чью песенку слышим в словах:

-Яблочный — песня паровозика (ч)

-Вишнёвое — песня змеи (ш)

-Апельсиновое — песня воды (с)

-Овощи — песня пилы (щ)

7. Игра-эстафета «Собираем фрукты для компота». В тазике лежат фрукты и овощи. Дети делятся на две команды. Они собирают фрукты. Вместо палочки передают корзины с фруктами.

8. Подведение итогов.

-Что мы сегодня делали?

— Мы вспомнили, где растут фрукты и овощи.

— Придумали слова обозначающие признак предмета.

— Поиграли с Карлсоном. Из имён существительных образовали прилагательные.

— Угадывали фрукты по вкусу.

— Определили звуки в словах.

— Собирали фрукты для компота.

9. Спасибо, вам. Вы хорошо поработали.

Непосредственно-образовательная деятельность по русскому языку в старшей разновозрастной группе на тему «Дом и двор» Задачи: • Совершенствование умений и навыков аудирования и говорения в знакомых игровых и учебных ситуациях по пройденным темам. • Обогащение.

Перспективный план организованной учебной деятельности по русскому языку в старшей группе Перспективный план организованной учебной деятельности для старшей группы. Образовательная область: Коммуникация. «Русский язык в группах.

Читайте также:  Современные удобрения для огорода
Оцените статью