Разработка цветника с подбором ассортимента

Проектирование цветника

Создание цветника – искусство, требующее знаний и художественного вкуса. Стиль, форма и размеры цветника должны соответствовать общей композиции сада, сквера, парка. После определения стиля и формы разрабатывают цветовое решение выбранного типа цветника. На заключительном этапе проектирования проводят подбор растений с учетом их биологических и декоративных особенностей.

Первый этап проектированияподготовительный. На этом этапе определяют стиль и форму будущего цветника в соответствии с общей композицией, учитывая стиль расположенного рядом здания, дома, ограды и т.д. Составляют схему участка (набросок от руки) с указанием размеров, отмечают расположение по отношению к сторонам света, условия освещенности, увлажнения, особенности почвы и т.д.

Второй этапэскизное проектирование. На этом этапе выполняют масштабный план цветника на миллиметровой бумаге в масштабе 1 : 20, 1 : 10.

Если для проектирования используется решетка, то выбирают характерный элемент (окно, дверь дома и др.) и определяют размер квадрата решетки. Решетку вычерчивают на кальке и помещают сверху на масштабный план. Проектируют различные композиции цветника с использованием геометрических форм (см. тему 1 задание 2 ). Предпочтительнее крупный рисунок цветника с простыми очертаниями, четкая композиция. При проектировании используют различные средства композиции – пропорциональность, центр композиции, повторение и ритм, контраст форм и др.

Рис. 29. Проектирование миксбордера

Третий этаппроектирование цвета, разработка колористического решения цветника. Выбирают цветовую схему, определяют доминирующий цвет. Контрастные цветовые сочетания рекомендуются для небольших цветников, нюансные – для цветников значительных размеров. При составлении композиции следует избегать применения большого количества цветов и оттенков, особенно на небольшой площади. Пестрое многоцветье упрощает и ослабляет декоративные качества отдельных растений и композиции в целом.

При разработке цветового решения важно учитывать фон, на котором будет восприниматься цветник, цветовую гамму расположенного рядом здания, ограды и т.д. В качестве доминирующих растений можно выбрать сорта того же оттенка. Самым лучшим фоном для цветника является зеленый, который воспринимается в качестве нейтрального. Являясь цветовой основой сада, зеленый цвет сочетается практически с любым цветом. Чем больше зеленого цвета на участке, тем более многоцветные и контрастные сочетания растений можно планировать.

В тени используют светлые тона – белые, голубые, розовые. При этом контраст можно создать только с помощью оттенков одного тона (например, светло – сиреневый и темно – фиолетовый). На солнечных участках предпочтительнее яркие цвета – синий, желтый, красный, контрастные сочетания дополнительных цветов. Яркие, контрастные сочетания в цветниках разделяют ахроматическими и зеленым цветами. В связи с этим, листья становятся важным элементом цветового дизайна – декоративно – лиственные растения используют в качестве дополняющих.

Интенсивность окраски цветника должна возрастать от краев к центру. Для зрительного увеличения небольшого цветника насыщенные цвета располагают на переднем плане.

Последовательность разработки колористического решения цветника: 1) выбирают цветовую схему, определяют доминирующий цвет. Центральная часть цветника должна быть самой яркой, привлекающей внимание. Можно использовать одно фокусное растение или группу растений. В миксбордере доминирующие растения могут располагаться точечно, связывая композицию бордюра 2) определяют цвет дополняющих растений, который не должен конкурировать по яркости с доминирующим 3) для создания фона и заполнения пространства используют растения нейтральных тонов.

Рис. 30. Два контрастных стиля посадки:

традиционные куртины (вверху) и современный подход смешанной посадки (внизу), навеянный характером произрастания полевых цветов, но базирующийся на массовой посадке клумбовых растений

Расположение цветовых пятен можно проектировать отдельными куртинами с четкими границами или же использовать взаимопроникновение видов растений различной окраски, в результате чего формируются размытые очертания (эффект гобелена) (рис. 29).

На плане цветника контуры, занимаемые одним видом (сортом) растений, закрашивают в цвет их цветков (или листьев у декоративно – лиственных растений). Одним из основных правил создания цветника является использование нескольких растений одного вида – одиночные растения не позволяют достичь необходимого эффекта и не способствуют высокой декоративности композиции (за исключением фокусных и очень крупных растений).

На четвертом этапе проектирования осуществляют подбор растений в соответствии с их биологическими и декоративными особенностями (приложение 4). Используют контраст растений по высоте, форме, текстуре, форме цветков и соцветий. Фокусные растения должны отличаться особо декоративной формой, окраской. Сначала планируют доминирующие растения, затем – дополняющие и в последнюю очередь – создающие фон.

При подборе растений по высоте необходимо учитывать, что более естественно выглядит постепенный перепад высоты. Слишком резкое различие растений по высоте нарушает целостность цветника. Более высокие растения размещают на дальнем плане цветника или в центре композиции, низкие – на переднем плане.

Читайте также:  Нано ферма задания яркие грядки

После того, как проведен подбор растений, определяют количество каждого вида используемых растений с учетом их площади питания. Высокорослые растения (100 – 200 см) размещают по 2 – 4 шт./м 2 , среднерослые (50 – 100 см) – по 4 – 8 шт./м 2 , низкорослые (25 – 40 см) – по 9 – 15 шт./м 2 , карликовые, стелющиеся (5 – 15 см) – по 20 – 40 шт./м 2 , луковичные – по 40 – 50 шт./м 2 . Однолетние низкорослые растения высаживают до 50 – 60 шт./м 2 . Учитывают, что края цветника засаживают более плотно, чем центральную часть.

Составляют ассортиментную ведомость:

№ растения Вид, сорт Занимаемая площадь Схема посадки Количество, шт. Сроки цветения Примечание

Таким образом, проект цветника должен включать: 1) эскизный проект 2) ассортиментную ведомость 3) пояснительную записку, в которой указывают стиль, особенности местоположения, цветовую схему, средства композиции и т.д.

На эскизном проекте цифрами обозначают растения, соответствующие их номеру в ассортиментной ведомости.

Контрольные вопросы

1. Что такое цветник и какие виды цветников вы знаете?

2. Охарактеризуйте типы цветников регулярного стиля.

3. Каковы особенности цветников пейзажного стиля?

4. В чем заключаются особенности проектирования миксбордера?

5. Каковы приемы проектирования рокария?

6. Перечислите этапы проектирования цветника.

ЗАДАНИЕ 1. Разработать проект миксбордера. Подобрать ассортимент растений по срокам цветения (см. приложение 4).

ЗАДАНИЕ 2. Разработать проект партера, клумбы, рабатки или модульного цветника (по выбору или по заданию преподавателя).

ЗАДАНИЕ 3. Разработать проект теневого сада, болотистого сада.

ЗАДАНИЕ 4. Разработать проект альпинария, японского сада.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/7/44721.html

Правильный подбор растений для цветника

При создании той или иной формы цветочных насаждений очень большое значение имеет правильный подбор растений.

В этом вопросе, кроме знания биологических особенностей и агротехники растений, надо обладать еще и художественным вкусом.

Подбор растений по высоте.

Если в центре клумбы нет памятника или другого архитектурного сооружения, то высаживают высокое эффектное растение ( агаву, пальму и др.), а к периферии сажают растения меньшей высоты и заканчивают края клумбы самыми низкорослыми.
При этом расположении растения не закрывают друг друга, и такие клумбы, даже не насыпные, а лишь чуть выпуклые, выглядят очень декоративно.

Подбор растений по времени цветения.

При решении данного вопроса следует стремиться к использованию растений с более ранним началом зацветания, а также с более продолжительным сроком цветения.
Ассортимент растений по возможности подбирают с таким расчетом, чтобы через две недели после посадки растения на клумбах или иных формах цветочного насаждения зацвели.
Разновременное зацветание допускать нельзя (за исключением миксбордеров).

Подбор растений по окраске цветов или листьев.

Окраска не только цветов, но и листьев у растений разных видов и сортов многообразна, не говоря уже о смене их расцветки в течение года— весной, летом и осенью. Следует так подбирать цветовое сочетание, чтобы оно было наиболее красивым.

Закон контраста колеров.

Солнечный свет, прошедший через призму, дает основные цвета: красный — оранжевый — желтый — зеленый — синий — фиолетовый. Наиболее красивые сочетания: красный с зеленым, оранжевый с синим и желтый с фиолетовым. Это соответствует закону контраста колеров.
Одновременно считается, что красный, оранжевый и желтый — это наиболее активные, так называемые теплые колеры, причем оранжевый — самый теплый, самый горячий. Он очень привлекателен и обращает на себя внимание, создает ощущение тепла.

Зеленый, синий, фиолетовый колеры пассивные, холодные, из них синий — наиболее холодный. Эти тона придают цветнику строгость.

Чтобы смягчить очень резкий контраст, иногда между контрастирующими группами сажают растения нейтральных тонов.

Все темные колеры (темно-красный, темно-синий, темнофиолетовый) располагают ближе к зрителям, так как вдали они пропадают, теряются, остаются незамеченными. При огромном многообразии растений имеется масса оттенков и возможны различные отступления от классических сочетаний, но при создании цветника следует по возможности руководствоваться указанными закономерностями.

Закон гармонии колеров
означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Руководствуясь этим законом, можно при посадке растений на клумбе или на всем цветнике использовать любой колер, но с различной его интенсивностью.
Если интенсивность колера возрастает к центру клумбы, например от светлорозового к розовому, светло-красному, а центр ее ярко-красный, то эта клумба выглядит значительно более красочно, чем при снижении интенсивности колера от края к середине.

Значение нейтральных колеров.
Нейтральные краски — белая и черная. Они находят большое применение. Но растений с черной окраской в природе практически не существует (почти черную окраску имеет виола, колеус), а с белой — очень много.

Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, они, как правило, очень нарядны. Их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс колеров, уничтожает дисгармонию. Если имеются сочетания красного и фиолетового, то они воспринимаются тяжело, кажутся грубыми, а если разобщить их белым, то такое сочетание значительно смягчается.

Читайте также:  Фикс прайс каталог товаров для огорода

Белый цвет сглаживает, смягчает контрастность или оттенок, а черный — усиливает и подчеркивает яркость расцветки.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c73a10e0c6e9900b4b2c430/pravilnyi-podbor-rastenii-dlia-cvetnika-5c7d2f4c6b0d5c00b20ac8ab

План цветника и этапы его проектирования

Окончанием дизайнерского этапа проектирования цветника является его моделирование на бумаге или компьютере. План дает представление о форме и размерах цветника, его расположении на местности, фоне, структуре, используемых растениях, их компоновке и количествах, и, если это необходимо, о применяемых садовых аксессуарах и малых архитектурных формах. Российские садовники издавна понимали необходимость этого этапа работы. Еще в руководстве Василия Левшина, изданном в 1826 г., читаем: «Для занятия оных (цветников — примеч. авт.) в приличном порядке надлежит иметь их план с означением мест, на которых где что садить или сеять».

При отсутствии значительного практического опыта проектирования сложных цветников, состоящих из разнообразных растений, целесообразно составить его план в определенном масштабе. Для больших цветников масштаб должен быть не менее 1:50.

Это означает, что в одном сантиметре на плане отражается 50 см пространства цветника. Начинающему дизайнеру лучше спроектировать цветник или его фрагмент в масштабе 1:10. Эго означает, что 1 см на плане цветника будет соответствовать 10 см цветника в пространстве сада. Следовательно, 1 м реального цветника в масштабе 1:10 будет соответствовать 10 см проектируемого цветника на плане. При таком масштабе несложно определить площади, которые займут растения в проектируемом пространстве цветника. Для фрагмента даже очень большого цветника это вполне реальный масштаб. Тиражирование фрагментов цветника может производиться уже в другом масштабе, например 1:25. Это значит, что один метр цветника будет соответствовать на плане 4 см. Цветник длиной в 10 м на плане будет изображен длиной 40 см.

Существуют разнообразные приемы и системы условных обозначений, применяемые на практике для составления планов цветников. На следующей странице приведены варианты условных обозначений для составления планов. Можно у разных авторов найти еще целый ряд примеров условных обозначений. План может быть представлен в черно-белой графике, можно раскрасить план акварелью или сделать его компьютерный вариант. Главное, чтобы все было четко и понятно. По опыту знаю, что использование очень ярких красок в планах больших цветников отвлекает от восприятия содержания проекта и возможно в проектах цветников для городского озеленения, когда необходимо отразить их реальную колористику.

План цветника сопровождается описанием его идеи, целей, ограничений, особенностей, перечнем необходимых растений, их группировки, определением приблизительных количеств и сметой. Для цветников, создаваемых с целью непрерывного цветения, желательно в комплект документации включить несколько их планов (не обязательно в масштабе) с указанием группировки растений и календаря их цветения.

Варианты условных обозначений к плану:

  1. Лиственные деревья.
  2. Хвойные деревья.
  3. Лиственные растения в топиарной стрижке.
  4. Хвойные растения в топиарной стрижке.
  5. Грутш свободнорастущих лиственных кустарников.
  6. Группа хвойных кустарников.
  7. Отдельно растущие лиственные кустарники и небольише деревья.
  8. Отдельно paстущие хвойные кустарники и небольшие деревья.
  9. Свободно растущая живая изгородь из лиственных кустарников.
  10. Стриженая изгородь из лиственных кустарников.
  11. Стриженая изгородь из хвойных.
  12. Отдельные акцентные травянистые растения.
  13. Луковичные растения.
  14. Лианы на опорах.

Этапы проектирования цветника

Подводя итоги всему вышесказанному, определим последовательности этапов подбора растений в цветник или композицию. Результатом будет сокращение возможного ассортимента растений до конкретного перечня и определение взаимного расположения растений в пространстве цветника. Конечный результат зафиксируем на плане.

Рассмотрим подробней этапы конкретизации проекта цветника.

Письменная фиксация условий сада
и цветника

Уточнение местоположения цветника,
его формы, размеров, точек обзора
и структуры

Определение целей, которые мы
должны достигнуть в процессе
проектирования

Конкретизация основной идеи создания
цветника

Указание ограничений проекта

финансовых, технологических, агротехнических

Определение максимальной
высоты цветника, главных акцентных
растений

Добавление структурообразующих
растений

Работа с задним планом цветника

Работа с передним планом цветника

Анализ внутреннего пространства
композиции

Доработка цветника

Место цветника, его функции, конкретные точки обзора всегда позволяют четко определить его структуру и правильно подобрать растения для его реализации. В данном случае формируется перспектива в пространстве перголы на фокусную точку — скульптуру. Поэтому очень важен фон. В данном случае это сортовые чубушники и парковые розы канадской селекции. Основание скульптуры оформлено растениями максимально длительной декоративности. Это комбинация луковичных, бересклета Форчуна “Emerald Gold” и барбариса Тунберга сорта “Bagatelle”, контрастно сформированных стрижкой. Сад первого года. Полноценного фона в этом сезоне еще нет. Июнь. Московская область.

Письменная фиксация условий сада и цветника. Возможно, нет необходимости отражать все результаты наших исследований в сопровождающей документации, но некоторые формулировки необходимо зафиксировать письменно. К ним относятся описание местоположения цветника и его особенностей, которые будут влиять на подбор растений: в тени, на солнце, на склоне, поляне, в лесу, также следует указать близкое стояние грунтовых вод, наличие сильных ветров ит.д.

Читайте также:  Клумбы с бордюрными розами

Уточнение местоположение цветника, его формы, размеров, точек обзора и структуры. Если создается цветочное оформление для всего сада, то это также необходимо оговорить. Форма цветников определяется в соответствии с их назначением, функциями и структурообразующими принципами организации пространства сада. Основной ошибкой на данном этапе является планирование маленьких или слишком узких цветников, не пропорциональных пространству, в котором они находятся. Узкий цветник не позволит создать эффектный объем, хорошо читаемый в пространстве сада. Конкретное место определяет и структуру будущего цветника.

Если это цветник или цветники, вокруг которых можно двигаться, и точки обзора постоянно меняются, тогда мы будем создавать или островной цветник или цветник с открытой структурой. Очень важным будет сбалансированное соотношение площади, занятой посадками, и плоскостью газона. Исключением может быть теневой сад, где почвопокровные и их комбинации выполняют функции газона.


Теневой цветник у подпорной стенки сухой кладки. Здесь отлично чувствуют себя небольшие астильбы, примулы, очитки, папоротники, барвинки и др. Июнь. Апрелевка, Московская обл.


Цветник одностороннего обзора, декоративность которого максимальна во второй половине лета и осенью.

Увеличение ширины островного цветника позволяет сбалансировать его структуру.

Несбалансированность высот в этом случае обусловлена неправильным выбором растения для переднего плана.

Работа с задним планом цветника: подбор растений фона, увязывание их с задним планом композиции. Например, добавляем лианы, кустарники и очень высокие многолетники, чтобы создать выгодный фон для цветника со структурой типа «кафедра». Анализируем и совершенствуем фон для островных миксбордеров. Лучший фон из листвы, желательно не орнаментальной, а нейтральной, имеющей различные оттенки.

Работа с передним планом цветника: проработка его контура, поворотов и углов с учетом места, которое потребуется для растений-носителей стиля, колористики, идеи. Для садовых цветников важно добиться четкого контура; пятна растений переднего плана не должны быть мелкими. Необходимо помнить, что чем мельче растения, тем в большем количестве их высаживают. Типичная ошибка при создании более или менее широкого цветника — использование на переднем плане зимнезеленых, но непропорционально мелких растений — живучек, флокса дернистого, очитков, камнеломок, мелких примул, тимьянов и т. д.

Высокорослые мискантусы являются универсальными растениями заднею плана цветника. На их фоне отлично смотрятся различные комбинации растений среднего и переднего планов. Начало августа. Парк Гринвуд. Смоленская область.

Пример островного цветника с правильно выстроенными переходами высот. Цветник выглядит объемным, имеет четкую структуру. Август. Мещера.

На этом примере также видно, что угол перехода высот растений миксбордера достаточно острый, что свидетельствует о правильном подборе высот. Во второй половине лета акцентными растениями являются вероникаструмы, дербенники, коровяки, очитки. Август. Смоленская область.


Передняя граница цветника должна четко читаться и быть максимально длительно декоративной. Это очень важно для садов коттеджного стиля, особенно если хозяева живут там весь год. Поэтому здесь применяются растения из разных групп — луковичные, хвойные, многолетники разных сроков цветения, летники, розы соответствующих групп и др. Сад второго года жизни. Август.

В заключение анализируем полученный состав растений по срокам цветения, колористике и другим значимым характеристикам на предмет достижения поставленных целей. Для этого можно, а иногда и очень полезно построить 2—4 плана. На них штрихуем нейтральные и фоновые, не изменяющиеся в течение сезона растения. Для остальных закрашиваем соответствующим тоном группы, цветущие в определенном периоде, и проверяем на соответствие поставленным задачам. Для цветника непрерывного цветения, возможно, придется построить 4 плана — для мая, июня, середины лета и конца лета — начала осени. Для цветника с максимальной декоративностью добавляется 5-й план, отражающий декоративный эффект предзимья, зимы и ранней весны.


Чтобы цветник выглядел правильно структурированным, выполнял свои функции и был декоративным до календарной реконструкции (обычно раз в шесть-восемь лет), необходимо правильно выбрать расстояния между растениями. Начало сентября. Парк Гринвуд. Смоленская область.

В этом цветнике дизайнер неправильно распределил вьсоты растений и места их расположения. В результате очиток на переднем плане «провалился».

Несоответствие размеров и высот растений в цветнике, воспринимаемом с большого расстояния. Узкая полоска белого колокольчика карпатского визуально отрывает край цветника от плоскости газона Фото справа вверху.

Отсутствие растения, задающею высоту цветника, разрушает его структуру. Фото справа в центре.


Введение в композицию растения в топиарной стрижке и вероникаструма с вертикальными соцветиями организует пространство этой части сада.

Источник статьи: http://sadovyi.ru/plan-cvetnika-i-etapy-ego-proektirovaniya/

Оцените статью