Размножение плодовых деревьев конспект урока

открытый урок по технологии на тему «Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключанская средняя школа»

Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: «Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве.»

Учитель технологии- Журавлёва С.С.

Цели урока:
• Образовательная : создать условия для формирования у учащихся понятий о способах вегетативного размножения растений и о его роли в сельском хозяйстве.

Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посадке луковичных растений, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;

• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: грабли.
2. Дидактическое обеспечение:
• Технологическая карта урока
Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: вегетативное размножение, бесполое размножение, половое размножение растений.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Назовите свойства живых организмов? ( дыхание , рост, размножение, питание, обмен веществом и энергией)

— Назовите важнейшее свойство всех живых организмов? (размножение)

Проблемная ситуация. У садовника растет замечательный куст крыжовника. Ягоды на нем особо крупные, вкусные. Он хочет получить второе растение, обладающее такими же свойствами. Как ему размножить куст?

3. Актуализация знаний учащихся

— Что такое размножение? Каков биологический смысл размножения?

( увеличение числа особей одного вида, их распространение)

— Выполняем первое задание в технологической карте урока

( виды размножения: бесполое и половое). Одним из видов бесполого размножения является вегетативное размножение.

— Что мы называем вегетативными органами растения? Определим вегетативные органы растения? (Задание 2 в технологической карте.)

— Может кто –то скажет: что такое вегетативное размножение?

4. Выявление места и причины затруднения: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев.

Запишем определение в технологическую карту.

Растения размножаются как с помощью подземных, так и надземных побегов. Выполняем задание 3 в технологической карте урока.

Распредели по группам:

Проверим правильность заполнения таблицы (взаимопроверка).

5.Целеполагание и построение выхода из затруднения:
Издавна человек, подметив разнообразные способы вегетативного размножения растений в природе, начал использовать их для размножения сельскохозяйственных культур.

Вегетативное размножение широко используют в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, цветоводстве т.к. полученные таким способом молодые растения полностью сохраняют наследственные признаки размножаемого сорта.

полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство- что это такое я перечислила? ( отрасли растениеводства)

Учащимся предлагается поработать с инструктивной карточкой по вегетативному размножению.

Инструктивная карточка «Вегетативное размножение растений»

Важнейшую полевую культуру – картофель разводят клубнями . Для посадки необходимо использовать здоровые, неповрежденные, хорошо сформированные клубни, отбирая их с наиболее урожайных участков. Перед засыпкой клубней на хранение осенью или же ранней весной клубни сортируют по группам в зависимости от размера и массы

Размножение растений подземными побегами применяют и в овощеводстве . Например, чеснок очень редко образует семена, и его размножают зубками луковиц. Товарный лук – лук-репку получают обычно, используя лук-севок.

Спаржу и ревень размножают подземными побегами – корневищами.

Для размножения ягодных культур применяются различные способы. Например, у земляники образуются ползучие побеги – усы. В узлах этих побегов развиваются молодые растения, укореняющиеся в почве. Смородину и виноград размножают одревесневшими черенками , на нижних частях которых после посадки отрастают придаточные корни. Для того, чтобы черенки хорошо укоренились, их нужно брать с молодых (однолетних или двулетних) побегов. В практике используют и зеленые черенки крыжовника и смородины, но для их укоренения нужны особо благоприятные условия.

Ягодные культуры (крыжовник, смородину, виноград) можно размножать также отводками – молодыми побегами, отведенными и прикопанными в почву, где они укореняются.

Плодовые деревья из-за плохой способности к укоренению побегов размножают обычно при помощи прививок . Прививка – это искусственное сращивание двух растений. Растение, на которое прививают, называется подвоем , а прививаемая часть от другого растения – привоем . Привитое плодовое дерево состоит, таким образом, из двух частей: нижней, представленной корневой системой (иногда целым деревом), – подвоя, и верхней, представленной привитым культурным сортом, – привоя.

В практике цветоводства широко распространены приемы вегетативного размножения растений побегами – подземными и надземными.

При размножении стеблевыми черенками срезанные с маточного растения побеги делят на черенки с 2–3 междоузлиями на каждом. Для укоренения черенков используют плодородную почву с насыпанным над ней слоем чистого, промытого песка толщиной 3–5 см. Зеленые черенки при посадке обычно погружают в песок на глубину 0,5–1 см, одревесневшие – на 1–2 см. Таким образом размножают георгины, розы, чубушник (жасмин ложный), гортензии, флоксы, различные комнатные растения.

Подземными побегами способны размножаться многие цветочно-декоративные культуры. Например, клубнями разводят крокусы, клубневую бегонию, цикламен; луковицами-детками – тюльпаны, нарциссы, лилии; корневищами – ирис, флокс, аспидистру («дружная семейка») и другие растения.

Комнатные растения бегонию рекс, глоксинию, узамбарскую фиалку и некоторые другие можно размножать листьями или отрезками листа – листовыми черенками .

6. Первичное закрепление с комментариями

Как размножают картофель? Какие способы вегетативного размножения овощных растений мы применяли на учебно-опытном участке? Как можно размножить ягодные культуры? Как можно размножить плодовые деревья? Какие виды размножения используются в цветоводстве? (работа в группах, 1 группа – вегетативное размножение в полеводстве и овощеводстве, 2 группа- вегетативное размножение в садоводстве и плодоводстве. 3 группа – вегетативное размножение в плодоводстве, 4 группа- вегет. размножение применяемое в цветоводстве)

Каким же образом мы можем размножить крыжовник у садовника?

— Значение вегетативного размножения:

— растения развиваются значительно быстрее

— переходят раньше к плодоношению

— сохраняют неизменные свойства вида

7. Самостоятельная работа заполнение таблицы «Распредели растения по способу вегетативного размножения» задание 5 в технологической карте урока. Проверка.

8.Практическая работа «Посадка лука и чеснока под зиму»

Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы .

Практическая работа и текущий инструктаж.

1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посадки.
3. Делят луковицу чеснока на зубчики и отбираем самые крупные.

4. Высаживают зубчики чеснока и луковицы лука на глубину 5-7 см.

5. Замульчируем грядку перегноем.

Прикроем грядки опавшими листьями.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.

Подведение итогов урока:

— что нового узнали?

— Какие знания мы с вами закрепили на практике?

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2016/10/25/otkrytyy-urok-po-tehnologii-na-temu-vegetativnoe-razmnozhenie

конспект урока сельскохозяйственного труда 7 класс на тему » Размножение плодовых деревьев»

ГБОУ школа –интернат ст-цы Ленинградской Краснодарского края

Учитель: Степанищева В.П.

Тема: Способы размножения плодовых деревьев.

Цель: познакомить учащихся со способом размножения плодовых деревьев;

закрепить знания уч-ся о строении плодовых деревьев и группах плодовых деревьев;

работать над развитием связной речи, памяти, внимания, восприятия.

развивать познавательный интерес, вести профориентационную работу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Наглядность: рисунки «Плодовые деревья», карточки, словарные слова, натуральные образцы частей растений (почки, черенки, корневые отпрыски), натуральные образцы плодов.

I .Организационный момент.

II .Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке вы познакомитесь со способами размножения плодовых деревьев, узнаете где выращивают саженцы плодовых деревьев. Закрепите знания о строении плодовых деревьев. Эти знания помогут вам лучше подготовиться к будущей работе на производстве, пригодятся в ведении собственного подсобного хозяйства. Люди каких профессий работают в садоводческих хозяйствах.

III .Повторение по теме «Сведения о плодовых деревьях» и «Строение плодового дерева».

1.Вопросы к учащимся.

-Назовите основные плодовые деревья, растущие в нашей местности.

-Почему плоды (фрукты) плодовых деревьев считаются очень ценными продуктами питания?

-Чем различаются плодовые деревья между собой?

-Какое общее сходство имеют все плодовые деревья?

-Что такое корневая поросль (корневые отпрыски)?

-На корнях каких плодовых деревьев образуется корневая поросль (корневые отпрыски)?

Рассмотрите внутреннее строение разрезанных вдоль плодов яблока, груши, сливы и определите группу плодовых деревьев. (Натуральные образцы у каждого уч-ся).

По какому сходству определили группу плодовых деревьев?

3.Работа с карточками.

Задание: Подпиши названия частей плодового дерева.

IV .Изучение нового материала.

1.Знакомство со способами размножения плодовых деревьев.

Для посадки плодовых деревьев используют саженцы. Саженцы это молодые плодовые деревья. Выращивать саженцы плодовых деревьев очень сложно, поэтому для этих целей организованы специальные хозяйства -плодовые питомники.

Словарь: саженцы, плодовые питомники.

Способы размножения плодовых деревьев.

1.Семенным способом – плодовые деревья размножаются семенами.

2. Вегетативным способом – плодовые деревья размножаются частями растений: черенками, корневыми отпрысками ( корневой порослью), почками.

Словарь: вегетативный способ.

Познакомимся подробнее с каждым способом размножения плодовых деревьев.

Семенной способ. Выросшее из семян растение может не иметь признаков и свойств сорта, от которого эти семена были получены. Поэтому плодовые растения не размножают семенами.

Вегетативный способ. Вегетативным способом размножения называется размножение частями растений (черенками, корневой порослью, почкой).

Слово вегетативный означает «растущий». Вегетативное размножение – размножение вегетативными органами. При вегетативном размножении полученное молодое растение в точности сохраняет качества и признаки данного сорта: величину, форму, окраску и вкус плодов, и другие признаки. Вегетативный способ размножения является основным способом размножения плодовых деревьев.

2.Работа с натуральными образцами частей растений (почка, корневой отпрыск, черенок).

V .Работа с учебником стр.57

а) Самостоятельное чтение.

б) Проверка прочитанного.

-Где выращивают саженцы плодовых деревьев?

-Почему нельзя выращивать плодовые деревья из семян?

-Что такое вегетативное размножение растений?

Физминутка «Запретное движение»

VI . Работа по теме урока.

2.Знакомство с вегетативным размножением прививками.

Для выращивания саженцев плодовых деревьев вначале выращивают сеянцы. Сеянцы получают в результате посева семян, поэтому их и называют сеянцами.

На следующий год проводят прививку на эти сеянцы лучших сортов плодовых деревьев, которые дают хороший урожай в данной местности.

Словарь: сеянцы, прививка, подвой, привой.

Прививка – это соединение срезанной части одного растения (черенка или почки) с другим растущим растением с целью их сращивания.

Растение, на которое прививают ( почку или черенок), называется подвоем.

Почка или черенок, которую прививают, называется привоем.

У привитого растения надземная часть развивается из привоя, а корневая – из подвоя.

3. Знакомство со способом прививки — окулировкой ( прививка щитком).

Наиболее распространена прививка окулировкой – прививка щитком.

Словарь: окулировка, щиток.

Щитком называют часть стебля, срезанную с черенка, которая состоит из почки, кусочка коры, а иногда и тонкого слоя древесины.

Окулировку проводят весной или во второй половине лета, в период активного сокодвижения (должна отставать кора).

Черенок для летней прививки нарезают с прироста текущего года. Листья с черенка срезают так, чтобы на стебле оставалось по половине черешка.

Почки на привое лучше всего брать на средней части. Затем снимают щиток с почкой, срез начинают примерно на 6-7 мм ниже почки. Нож ведут чуть глубже почки, а заканчивают срез выше неё, отделяя щиток с небольшим хвостиком коры на конце.

В нижней части подвоя на 30 см, начиная с поверхности почвы, делают надрезы коры- с начало поперечный. затем продольный( в виде буквы «Т») на размер щитка. Оба края коры чуть отделяют от древесины.

Щиток, держа за оставленную часть черешка, вставляют в Т –образный разрез на подвое и аккуратно срезают выступающий наружу кончик щитка.

Место окулировки обвязывают полиэтиленовой лентой, почку с черенком оставляют открытой. Когда щиток срастётся с подвоем, обвязку снимают. В начале весны над самой почкой вырезают верхушку подвоя.

VII .Работа с учебником стр. 57-58

Вопросы к учащимся.

-Что называется прививкой?

-Как называется растение на которое прививают?

-Как называется часть растения которое прививают?

VIII .Закрепление изученного на уроке.

Работа с карточками.

Задание: Исключи лишнее.

Плодовые деревья размножаются: почками, семенами, корневыми отпрысками, черенками.

Задание: Соедини стрелками правильный ответ.

Подвой — почка или черенок, которую прививают.

Привой — растение, на которое прививают.

-Для чего нужны вам знания, полученные на этом уроке?

Домашнее задание стр.57-58 стр.60 вопросы 2,3.

Источник статьи: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/243160-konspekt-uroka-selskohozjajstvennogo-truda-7-

Читайте также:  Мешковина для упаковки саженцев
Оцените статью