Видеоматериалы. Занятие № 51 «Состав растительных сообществ»
Растительным сообществом называют совокупность растений разных видов, которые живут совместно на однородном участке земной поверхности. Эти растения влияют друг на друга и взаимодействуют с окружающей средой, изменяя ее.
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Класс двудольных. Низшие растения. Водоросли. Мхи, лишайники фемероиды, подснежники. Злаки. Бобовые. Видовой состав растительных сообществ. Чистые заросли.
Заносные растения. Открытые растительные сообщества. Закрытые растительные
сообщества.
Вопросы для обсуждения
1.Что называют видовым составом растительных сообществ? Приведите примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом.
2.Какие сообщества называют чистыми зарослями? Приведите примеры и объясните, почему появляются естественные чистые заросли.
3.Можно ли отнести к чистым зарослям поле пшеницы? Сколько видов растений можно встретить на картофельном, пшеничном, ржаном полях?
4.Какие растительные сообщества называют открытыми и какие — закрытыми? Приведите примеры.
5.В каких растительных сообществах видовой состав постоянен, а в каких меняется от года к году? Приведите примеры.
Задание. Назовите виды растений, характерные для еловых и дубовых лесов, для сосняков, для сфагновых болот, для лугов. Заполните таблицу в тетради со списками жизненных форм растений, живущих в этих сообществах.
Видовой состав естественных растительных сообществ.
В одном растительном сообществе совместно живут разные виды растений. Набор видов, характерный для сообщества, называют видовым составом.
На практике видовой состав обычно оценивают по числу видов высших растений, обитающих на площадках определенных разме ров. Сообщества разных природных зон сильно различаются по видовому составу. Так, в тундрах на площадках 100 м2 встречается 10—20 видов высших растений, в тайге — 25—35 видов, в дубравах — 40-45, а в луговых степях на 1 м2 — до 80 видов. Таким образом, бывают растительные сообщества с богатым и бедным видовым составом.
Чистые заросли — это естественные сообщества, в которых
преобладает один вид, например камыш лесной, тростник обыкновенный, рогоз широколистный (рис.1). Они разрастаются в избыточно увлажненных местах. В таких условиях могут жить лишь немногие виды.
Постоянство видового состава. Во многих естественных сообществах видовой состав относительно постоянен (рис.2 и 3). Например, в сосновых лесах обычно встречаются кошачьи лапки, вереск обыкновенный, папоротник орляк, ястребинка во лосистая, определенные виды мхов и лишайников. На сфагновых болотах обычно растут багульник болотный, болотный мирт, клюква, росянка.
В естественных сообществах виды растений настолько сживаются друг с другом, что “не впускают” к себе сорные и заносные растения. Даже если семена этих “чужаков” попадут в такое сообщество и прорастут здесь, молодые растения погибнут, не выдержав конкуренции с постоянно живущими видами. По этим причинам в естественных лесах и на болотах почти нет пришлых (заносных) растений. Сообщества, в которые не могут вселиться новые виды, называют закрытыми. Еловые, сосновые, дубовые леса, сфагновое болото — это относительно закрытые сообщества.
На лугах видовой состав сильно изменяется от года к году в зависимости от погодных условий. Во влажные годы на лугах, например, разрастается влаголюбивый лисохвост луговой, в сухие годы лисохвост почти исчезает, зато разрастается костер безостый. В некоторые годы на лугах бывает много клеверов, такие годы называют клеверными. В другие годы клеверов почти нет. Это непостоянство видового состава лугов по годам объясняется, во-первых, изменением жизненного состояния растений в зависимости от погодных условий, во-вторых, неравномерным прорастанием почвенного запаса семян. Непостоянство видового состава лугов благоприятствует приживанию здесь, особенно на нарушенных местах, заносных и сорных видов — ромашка пахучая, или безлепестковая, мелколепестник канадский.
Рис.2. Растения разных растительных сообществ.
А. Сосновый лес: 1 — кошачьи лапки, 2 — вереск, 3 — молодило.
Б. Еловый лес: 1 — майник двулистный, 2 — мох кукушкин лен, 3 европейский седмичник
Рис.3. В. Степь: 1 — ковыль перистый, 2 — типчак, 3 — таволга шестилепестная, или земляные орешки, 4 — шалфей поникший, 5 — горицвет весенний, 6 — прострел, или сон-трава. Г. Сфагновое болото: 1 — сфагновый мох, 2 — багульник, 3 — клюква
Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)
Состав растит. сообществ
Краски Стрелецкой степи
Зачарованные болота
Источник
Растительные сообщества леса
Данная методическая разработка помогает обучающимся лучше осознать, насколько все взаимосвязано в мире природы, насколько приспособлены растения к жизни в различных условиях. Именно поэтому такие разные растения встречаются в наших лесах.
Просмотр содержимого документа
«Растительные сообщества леса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зелёный друг», второй год обучения
Тема занятия: «РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ХВОЙНОГО, ШИРОКОЛИСТВЕННОГО, СМЕШАННОГО ЛЕСА»
Автор: РУСАНОВА ЕЛЕНА АНТОНОВНА,
педагог дополнительного образования,
Возраст обучающихся: 12- 15 лет
на методическую разработку занятия «РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ШИРОКОЛИСТВЕННОГО, ХВОЙНОГО, СМЕШАННОГО ЛЕСА»
Автор: Русанова Елена Антоновна, педагог дополнительного образования
Лес – главное богатство нашей страны. К тому же богатство возобновляемое. Сходите на экскурсию в лесхоз. Дома попробуйте посеять маленькое крылатое семечко ели. Вы, непременно, будете поражены – из какого малюсенького росточка вырастает огромное дерево! И природа и человек заботятся о том, чтобы на нашей планете шумели леса и сегодня, и завтра, и во все времена…
Данная методическая разработка помогает обучающимся лучше осознать, насколько все взаимосвязано в мире природы, насколько приспособлены растения к жизни в различных условиях. Именно поэтому такие разные растения встречаются в наших лесах.
В ходе занятия используются разнообразные методы активизации познавательного интереса обучающихся, которые способствуют лучшему усвоению учебного материала и усиливают воспитательное воздействие.
Методическая разработка содержит обширный теоретический материал и может быть использована учителями биологии при изучении школьного курса биологии. Разработка рассчитана на обучающихся в возрасте 12-15 лет
Тема: «РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ХВОЙНОГО,
ШИРОКОЛИСТВЕННОГО, СМЕШАННОГО ЛЕСА»
Цели: 1.Сформировать у обучающихся понятия: растительное сообщество леса, ярусы. Познакомить обучающихся с взаимоотношениями растений в различных растительных сообществах и их приспособленностью к жизни в различных условиях.
2. Развивать умения анализировать, сравнивать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы: беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация.
Оборудование: Натуральные экспонаты: ветви деревьев, шишки, желуди, листья,
Наборы открыток « Лекарственные растения леса»
Фотографии лесных сообществ
Географическая карта «Растительность России»
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере – М:. Просвещение, 1987г.
- Озерова Л.В. Полевая практика по ботанике – М:. Просвещение, 1972.
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет.
- Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
- Оно может быть зеленое и голубое.
- Из него делают струнные музыкальные инструменты.
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
- Оно приходит в каждый дом под Новый год. (Ель)
- Из его коры делают много полезных вещей.
- Из него самые лучшие дрова.
- Из его веток делают целебные веники для бани.
- Это самое любимое русское дерево. (Береза)
- Оно быстрее все заселяет гари.
- Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
- Из его древесины делают спички.
- Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
- Цветет летом и очень душистое.
- Из него делают ложки и лапти.
- С его цветков самый лучший мед.
- Отваром цветков лечат простуду. (Липа)
- березы – березняк, березовая роща
- сосны – сосновый бор, сосняк
- осины – осинник
- дубы – дубрава
- ели – ельник.
- Какие сосны дают лучшие бревна, выросшие на опушке или в лесу?
- В лесу росло много папоротников, но после вырубки леса, через некоторое время они исчезли. Почему?
- Хорошо известно, что в березовой роще часто можно встретить одиночные молодые ели. Пройдет несколько десятков лет, их станет больше, в конце концов они вытеснят березу. Почему?
- Какие деревья и кустарники имеют сережки?
- Из плодов какого дерева можно испечь хлеб, а если их поджарить – получить заменитель кофе?
- Почему невзрачные малозаметные цветки часто очень душистые?
- Почему грибы и растения в лесистой местности легче переносят засуху?
- В Средней полосе России встречаются разные типы леса. Как объяснить существование различных растительных сообществ в условиях одинакового климата? (различные почвенно-грунтовые условия, рельеф, влияние человека)
- Для чего животные живут в лесу?
- Какие животные связаны с сосной и елью?
- Какие животные связаны с осиной?
- Какие животные связаны с рябиной?
- Какие животные связаны с березой?
- Леса хранят воду.
- Старые деревья молодые охраняют.
- Возле леса жить – голодну не быть.
- Дрожит, как осиновый лист.
- Малый червяк – большой дуб губит.
- Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев.
- Сосна – дубу сестра.
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку занятия «Растительные сообщества широколиственного, хвойного, смешанного леса»
Автор: Русанова Елена Антоновна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД станции юных натуралистов
Методическая разработка «Растительные сообщества широколиственного, хвойного, смешанного леса» раскрывает экологические взаимосвязи в лесных растительных сообществах. Методическая разработка содержит обширный научный материал о лесной растительности. Использование игровых моментов делает изучение объемного научного материала более доступным и привлекательным для обучающихся, способствует повышению их познавательной активности. Поиск ответов на целый ряд проблемных вопросов способствует вдумчивому осмыслению ряда экологических проблем, развитию познавательного интереса. Методическая разработка может быть использована учителями биологии, в качестве дополнения к материалам школьной программы.
Методист МОУ ДОД СЮН Е.Е. Бакутова
Источник