- «Растения сада и огорода» план-конспект урока по зож (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок-конспект по теме: «Растения сада и огорода»
- Цели урока:
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- III. Подготовка к восприятию темы
- IV. Объяснение новой темы
- V. Закрепление
«Растения сада и огорода»
план-конспект урока по зож (1 класс) на тему
Формирование понятий «овощи», «фрукты», представление об их значении для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 1 класса
по предмету «Окружающий мир».
Учебник «Окружающий мир»,
автор программы О.Т. Поглазова.
Учитель начальных классов:
Кудрявец Сусанна Владимировна.
Задачи: формировать понятия «овощи», «фрукты», представления об их значении для здоровья человека, о профессиях садовода и овощевода; развивать речь, фантазию, воображение и творческие способности учащихся; воспитывать уважительное отношение к работе людей, занимающихся выращиванием садовых и огородных культур.
Оборудование урока: карточки со словами «сад», «огород», «овощи», «фрукты», «овощевод», «садовод», картинки с изображением фруктов и овощей, презентация к уроку, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиозапись ритмической композиции «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика») и мелодии русской народной песни «Во саду ли, в огороде…».
Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»
— Ребята, вы узнали мелодию русской народной песни? Как она называется?
Слайд 1. На слайде тематический рисунок и тема урока.
— И тема нашего сегодняшнего урока тоже называется «Во саду ли, в огороде…».
Нам предстоит знакомство с растениями сада и огорода.
- Постановка проблемного вопроса.
— Что происходит с растением, когда отцветают его прекрасные цветы?
III. Новый материал.
Работа по учебнику.
— Рассмотрите рисунки на странице 6 в учебнике. Что на них изображено?
Найдите среди них плоды, выращиваемые в родном крае и те, которые привозят из других стран.
На какие группы можно распределить изображённые плоды? Сколько групп у вас получилось?
Слайд 2. На слайде изображён сад.
— А сейчас мы совершим экскурсию по саду и познакомимся с его обитателями.
Тёплый лучик солнечный золотой иголочкой
Сарафаны вишен ягодками вышил.
И на щёчках яблочка появилась ямочка,
А на сливе синей почему-то иней.
Словно красна девица грушёвое деревце:
У него все детки праздничной расцветки.
— Можно ли назвать плодами вишню, грушу, яблоко, сливу? А нет ли у них общего слова? (Фрукты).
Слайд 3. На слайде изображены фрукты, дано определение слова «фрукты».
Чем все фрукты похожи, а чем отличаются?
Выполнение задания 3, с.4 в рабочей тетради.
Дети подписывают названия растений сада, раскрашивают их плоды.
Выполнение задания 4, с.3 в рабочей тетради.
Узнают растение по описанию плодов, рисуют и пишут отгадку. Составляют свою загадку для одноклассников.
— А как называют человека, занимающегося выращиванием садовых плодов? (Садоводом)
— Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони…»
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
— Что вы можете сказать об этом старике? Какой он человек?
Труд садовода нелёгок и кропотлив. Не один год пройдет, пока саженцы превратятся в урожайные деревья. А до этого надо рыхлить и удобрять землю в саду, бороться с сорняками и насекомыми-вредителями, обрезать лишние ветки, а в засуху обильно поливать деревья.
— А теперь мы с вами пересаживаемся в автомобиль и отправляемся на огород для знакомства с его растениями.
Звучит аудиозапись песни «Весёлые путешественники» (программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»). Ребята выполняют соответствующую ритмическую композицию.
Мы едем, едем, едем
(имитация езды на автомобиле, руки держат «руль»)
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
(ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками («паровозик»)
На слова «Тра-та-та» — три хлопка справа у головы.
Повторение – три хлопка слева.
На слова «Мы везем с собой кота» — на 4-х прыжках руки вниз.
На слова «чижика» — наклон вперед, руки назад «хвостиком»,
«собаку» — слегка присесть, руки перед собой согнутые в локтях, кисти опущены,
«Петьку-забияку» — шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
«обезьяну» — наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперёд,
«попугая» — наклон в том же положении влево,
«вот» — руки вперёд,
«компания какая» — руки опустить.
— Ну, вот мы и на месте.
Слайд 4. На слайде изображён огород.
Чем огород отличается от сада?
Слайд 5. На слайде изображены овощи.
Ребята, скажите, как называются огородные растения? Чем отличаются растения сада и огорода? А что у них общего? Сравните овощи по цвету, форме, размеру.
Слайд 6. На слайде изображены теплицы.
Учитель читает стихотворение.
Хозяйка зимою с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла
Петрушку, томаты, укропчик и лук.
Откуда в метели? Скажи-ка мне, друг!
Иль тёплое лето зимою мне снится?
Нет, выросли овощи эти … (в теплице)
Почему и стены и крыша теплиц изготовлены из прозрачного материала?
Что кроме света необходимо растению для жизни и развития?
Слайд 7. Уборка урожая.
Как называют человека, занимающегося выращиванием овощей? Что знаете о труде овощеводов?
Работа по учебнику.
— Рассмотрите рисунки в учебнике с.7 и скажите, как они называются.
А какое значение овощи имеют для здоровья мы сейчас узнаем из следующей сценки.
Инсценировка «Спор овощей» (каждый овощ доказывает свою значимость и важничает).
Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней.
Учитель: Выскочил горошек, ну и хвастунишка!
Горошек: Я такой хорошенький зелененький мальчишка!
Если только захочу – всех горошком угощу!
Учитель: От обиды покраснев, свёкла проворчала:
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала
Свёклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец: Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!
Редиска: Я – румяная редиска поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.
Морковь: Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Учитель: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Не болтай, морковка вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Дети: Витаминов много в нем, мы его охотно пьем.
Лук: Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг, я – простой зеленый лук.
Картошка: Я – картошка так скромна – слова не сказала…
Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажаны: Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Учитель: Спор давно кончать пора.
Овощи: Спорить бесполезно!
Кто-то, кажется, стучит…
Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно это я, о чём спорите, друзья?
Овощи: Кто из нас, из овощей и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней.
Айболит: Что б здоровым, сильным быть надо овощи любить,
Все, без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
— Какой совет для себя из слов доктора вы сделали?
Ребята обсуждают, какие части растений на странице 7 учебника используют в пищу и отыскивают карточки с их изображением в приложении к рабочей тетради.
Отгадывание загадок про овощи.
Летом в огороде
А зимою в бочке –
Кругла, рассыпчата, бела;
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная?
Продолжая отгадывать загадки, выполняя задание в рабочей тетради (с. 5, задание 5), ученики проставляют цифры.
Если из кабачка «вычесть» свёклу, то, что получится? (свёкла)
А если «сложить» помидоры и лук? (капуста)
Разгадывание кроссвордов на странице 6.
— Во что запрятан кроссворд? В какой овощ вы бы запрятали кроссворд?
Игра «Фрукты – овощи».
Учитель называет плод и бросает мяч детям, дети возвращают мяч при этом, называя группу, к которой относится плод.
Что нового узнали на уроке? Был ли урок для вас интересным и полезным? А чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто помогает человеку в саду и огороде? Цели: познакомить с понятием «текст», научить составлять предложения по заданной теме и схемам, развивать речь учащихся, продолжить работу с тематическим.
Материал презентации помогает учителю более полно раскрыть тему и познакомить учащихся с культурными растениями сада и правилами ухода за ними в течении года.
Внеклассное мероприятие, тема «Правильное питание».
Данная презентация поможет учителю провести урок, ребенку лучше изучить или повторить материал. Презентация расчитана на учащихся, обучающихся по учебнику А.А. Вахрушева «Я и мир».
Цель: Познакомить с понятиями «овощи», «фрукты».и их значением в жизни человека; С профессиями овощевода и садовода; развивать речь, воображение и творческие способности; воспитывать уважение к кресть.
Предмет: «Развитие речи и окружающий мир», 7 класс. Индивидуальное обучение. Технологическая карта урока.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/26/rasteniya-sada-i-ogoroda
Урок-конспект по теме: «Растения сада и огорода»
Цели урока:
• Закрепить знание о классификации растений;
• Познакомить учащихся с видами растений в саду и огороде;
• Дать представление о пользе растений;
• Расширить знания учащихся о культурных растениях;
• Развивать практические умения учащихся;
• Стимулировать развитие познавательных способностей;
• Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Планируемые результаты:
• Уметь различать фрукты и овощи;
• Закрепить знания учащихся о культурных и дикорастущих растениях.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, картинки с изображением фруктов и овощей, музыкальная запись.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что растения принято делить на культурные и дикорастущие.
Посмотрите внимательно на картинку (изображены яблоня, томатный куст, листья салата, вишневое дерево и сосна)
Какое растение здесь лишнее? Объясните свой выбор.
Лишняя – сосна. Она дикорастущая. Остальные растения относятся к культурным. Их выращивает человек.
Знаете ли вы историю появления культурных растений?
Человек пробовал плоды разных растений. Те, которые нравились, люди стали высаживать возле своих домов. Они ухаживали за ними, поливали, рыхлили почву, удобряли и подкармливали растения. Постепенно такие растения привыкли, что о них заботятся. Так появились культурные растения.
III. Подготовка к восприятию темы
Где выращивает человек растения?
(В саду, в огороде, в парках, на клумбах, в скверах, на улице, дома)
Сегодня мы отправимся в виртуальную прогулку.
Работа с презентацией. На слайде изображение корзины. Учитель загадывает загадки. После того, как дети отгадывают загадку, появляется изображение.
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом. (Редис)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурец)
Само с кулачок,
красный бочок,
Потрогаешь — гладко,
откусишь — сладко. (Яблоко)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом . (Картошка)
Мы сложили все плоды в одну корзину. Но растут они в разных местах. Попробуйте разделить плоды на две группы. Какое общее слово можно подобрать к каждой группе?
Учащиеся разделяют фрукты и овощи.
Дополните каждую группу. Какие еще фрукты и овощи вы знаете?
Где растут фрукты? А овощи? (Фрукты растут в саду, овощи – в огороде.)
Догадались ли вы, о каких растениях мы сегодня будем говорить?
IV. Объяснение новой темы
Тема урока: Растения сада и огорода
Мы поговорим о том, какое значение имеют фрукты и овощи для человека. А также узнаем много интересного о плодах в разных странах.
Вспомните, какие фрукты растут у нас. (яблоки, вишни, груши, персики, абрикосы, сливы, нектарины), а какие растут в других странах.
1) Игра «Угадай фрукт»
Учитель зачитывает описание фрукта. Учащиеся должны догадаться, о чем идет речь.
Оно растет на дереве. Оно может быть красное и зеленое, желтое и даже бордовое. Оно круглое, но встречается и вытянутая форма. (Яблоко)
Этот плод растет в саду, на дереве. Он фиолетового цвета. (Слива)
2) Работа с презентацией
Есть много фруктов, которые нам привозят из других стран. Посмотрите на карту.
На слайде карта мира. Внизу нарисованы плоды: апельсин, лимон, киви, ананас, манго, банан, дыня.
По ходу рассказа карточка с изображением плода отправляется в ту страну, где его выращивают.
Дыни – Средняя Азия.
Бананы – Юго-Восточная Азия. Бананы растут не на пальме, а на банановом растении, которое относится к травам.
Арбуз – родина арбуза –Африка. Арбузы – очень древние плоды. Известно, что еще в Древнем Египте эти ягоды помещали в гробницы фараонов.
Манго – Индия и Пакистан.
Папайя – Южная Америка
Гранат – родом из Персии (Иран). Известно, что в гранате может быть до тысячи зерен.
Ананас – Южная Америка. Это наземное растение.
3) Игра «Запасаемся на зиму»
Собрать урожай фруктов – это еще полдела. Нам нужно фрукты сохранить до наступления холодов, чтобы мы и зимой могли лакомиться сочными плодами. Как можно сохранить фрукты?
Работа с презентацией. На слайде изображение фруктов и слова (компот, джем, варенье, повидло)
Учащиеся должны соотнести картинки и слова, проговаривая фразу: «Я люблю…».
Например, «Я люблю сливовое варенье». «Я люблю яблочный компот».
Молодцы! Мы запасли фрукты на зиму. Теперь пора отправится в огород.
4) Звучит песня «Урожайная» («Мы корзиночки несем…»)
Назовите овощи, о которых пелось в песне. (огурцы, фасоль, горох, помидоры, картошка)
Какие еще овощи выращивают у нас? (Тыква, репа, редис)
Овощи нам тоже нужно запасти на зиму.
5) Работа с презентацией. На слайде изображения овощей и слова: икра, салат, соленье, хранение.
Учащиеся соотносят слова и картинки: «Из кабачков получается вкусная икра. Картофель лучше хранить в сухом и темном месте. Огурцы солят и маринуют. Из помидоров делают вкусную томатную пасту.»
V. Закрепление
Вы узнали много нового о фруктах и овощах. Овощи и фрукты не только питательны. Это еще и богатый запас витаминов, которых нам так не хватает в зимнее время. Именно поэтому фрукты и овощи необходимо есть и зимой, и летом.
1) Игра «Помоги маме»
Учащиеся делятся на две группы. Одна выбирает овощи для того, чтобы приготовить борщ, вторая группа – фрукты для компота.
2) Игра «Убери лишнее»
Учащиеся получают карточки, на которым написаны по 4 слова: картофель, лук, яблоко, огурец. Лишнее – яблоко, потому что это фрукт.
3) Игра «Фразы». Вспомните, из каких сказок эти фразы:
«Тянут-потянут, вытянуть не могут» (Репка)
«Подавился Петушок бобовым зернышком» (Петушок и бобовое зернышко)
«Жил-был принц. И захотел он взять себе в жены принцессу. Но только самую настоящую.» (Принцесса на горошине)
«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи.» (Приключения Чиполлино)
4) Игра «Что приготовить»
Учащиеся по очереди называют блюда, которые можно приготовить из картошки, капусты, яблок.
5) Игра «Верю – не верю»
Учитель читает предложения. Если учащиеся согласны с утверждением, они поднимают руки.
— Яблоки растут на кустах.
— Лук и картофель – это овощи.
— В саду растут овощи.
— Сад – это участок земли, где растут фруктовые деревья.
— Чеснок растет в огороде.
— Кабачок – растение сада.
— Вишни растут в огороде.
— Огород – это участок земли, где растут дикорастущие растения.
VI. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание вам понравилось?
Что еще вы хотели бы узнать о фруктах и овощах?
VII. Домашнее задание
Подготовьте небольшой рассказ о любом фрукте или овоще. Где его выращивают, чем полезны плоды этого растения.
Источник статьи: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%D0%B0%D0%B4%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.html