Пятиста экземплярами несколько яблонь выступить более удачно поезжай быстрее их беда

Содержание
  1. Пятиста экземплярами несколько яблонь выступить более удачно поезжай быстрее их беда
  2. Общее понятие о морфологических нормах.
  3. Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Ошибка в образовании формы слова.
  4. Теория к заданию 7
  5. Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа.
  6. Форма зависит от значения.
  7. Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.
  8. Растительный мир.
  9. Названия национальностей.
  10. Единицы измерения.
  11. Парные предметы.
  12. Существительные на -ня.
  13. Существительные на -це.
  14. Существительные на –ье, -ья.
  15. Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.
  16. Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)
  17. Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.
  18. ЕГЭ. Русский язык. Тест №31
  19. Просмотр содержимого документа «ЕГЭ. Русский язык. Тест №31»

Пятиста экземплярами несколько яблонь выступить более удачно поезжай быстрее их беда

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: ехай прямо. Корректно: поезжай прямо.

НЕТ ТАКОГО СЛОВА едь. Других слов, верных по форме, НЕТ.

Ecли бpaть вo внимaниe мнeниe бoльшинcтвa cлoвapeй, тo нopмoй являeтcя глaгoл «пoeзжaй», a глaгoл «eзжaй» бyдeт oтмeчeн кaк пpocтopeчный вapиaнт. Именно поэтому мы и не приводим форму «езжай».

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=4666

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Ошибка в образовании формы слова.

Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому:

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ОБОИМ ботинкам
к пятому МАРТУ
СЕМИСОТ двадцати
вдоль ПОБЕРЕЖИЙ
сзади НЕГО

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

Теория к заданию 7

Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа.

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер:

Ы, И: инструкторы, редакторы, лекторы, ректоры, конструкторы, прожекторы, секторы, инженеры, шофёры, бухгалтеры, диспетчеры, договоры, приговоры, плейеры, драйверы, принтеры, и т.д.

А, Я: директора, профессора, инспектора, доктора, катера, ордера, тенора, фельдшера, флюгера, хутора, шулера, буфера, веера, буера
повара.

Слова на — ЛИ: грифели, госпитали,

Слова на –ЛЯ: векселя, вензеля, кителя, штабеля, штемпеля, тополя, шомпола, колокола, купола.

Остальные слова на И, Ы : слесари, токари, конюхи, возрасты, кремы,
супы, грунты, лифты, порты, склады, торты, флоты, фронты, штабы
штурманы.

Остальные слова на А : адреса, бока, борта, века, желоба, жемчуга,
жернова, края, кузова, окорока, округа, острова, отпуска, паруса, паспорта, погреба, потроха, снега, стога, сорта, сторожа, тетерева
черепа.

Форма зависит от значения.

На А, Я: адреса (новоселов), века (Средние)
года (мои года), колена (выделывать), корпуса (танковые), кренделя (выделывать), меха (одеваться в меха), мужья (прочить в мужья)
образа (святых), ордена (на груди), пропуска (временные), рода (войск),
счета (оплатить), сыновья (и дочери), тона (светлые), учителя (профессия, в школе), хлеба (яровые).

На Ы: адресы (поздравительные), веки (на веки вечные), годы (войны, девяностые), колени (больные), корпусы (часов), крендели (вкусные),
мехи (кузнечные), мужи (Отечества, ученые), образы (литературные)
ордены (Тевтонский), пропуски (занятий), роды (и виды, древние),
счеты (свести), сыны (Отечества), тоны (сердца), учители (не профессия,
великие учители человечества, хлебы (печь формовые).

Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

Растительный мир.

Всё на –ов: апельсинов, бананов, огурцов, бананов, томатов, помидоров, гранатов, абрикосов, ананасов, лимонов, мандаринов, баклажанов.

Исключения: яблок, груш, слив, дынь.

Названия национальностей.

На — ов: казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов.

Исключение : турок, бурят.

Слова на –н,-р: армян, башкир, болгар, грузин, лезгин, осетин, румын,
татар, туркмен, цыган.
Исключение: бедуинов

Единицы измерения.

Наиболее употребляемые
в повседневной жизни

Слова на -ов: байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров.

Редко употребляются
в повседневной жизни(термины)

Нулевое окончание: ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген.

Парные предметы.

Слова на -ов: носков, гольфов, рельсов, бронхов, джинсов, лампасов,
бриджей.

Слова с нулевым окончанием: ботинок, чулок, шаровар,торт, туфель,
сапог, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, манжет, серёг, клипс.

Военная тематика (все на -ов): с олдат, гусар, драгун, гренадер, кадет, улан, партизан.

Существительные на -ня.

Ь, если перед -ня стоит гласная: богинь, погонь, тихонь, яблонь, нянь.

Н, если перед -ня согласная: басен, башен, боен, вишен, двоен, пашен,
сотен, спален, сплетен, таможен, черешен.

Исключение: барышень, боярышень, кухонь, деревень.

Существительные на -це.

Слова на -ЕВ: болотцев, кружевцев, деревцев, оконцев.
Слова на -ЕЦ: блюдец, зеркалец, копытец(копытцев), одеялец,
полотенец, сердец, солнц.

Существительные на –ье, -ья.

Без ударения в И.п. -ИЙ: (гулянье) гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снадобий,
солений, ущелий, армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий
пародий, плясуний, эскадрилий, печений, побережий, подземелий, Исключения: платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев.

С ударением в И.п. -ЕЙ: (ружьё) ружей, питей, полыней, статей, судей, и т.д.

Читайте также:  Китайская или сливолистная яблоня

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

-ЕЙ: распрей, ведомостей, лопастей, мощностей, отраслей, скатертей, скоростей, четвертей, бомжей, векселей, вензелей, госпиталей, кабелей,
медведей, будней, дровней, козней, пельменей, яслей.

Нулевое: вафель, петель, барж, копён, кочерёг, обойм, пелён, сирот, зраз, жабр, каникул, лосин, макарон, невзгод, оков, сардин, уз, шпрот, брызг.

-ОВ: выборов, дебатов, заморозков, кулуаров, мускулов, ардов,очистков,
сотов, чипсов, нервов.

Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Превосходная степень. Начальная форма + -айш-, -ейш-
Пр: умнейший

Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма
Пр: самый умный

Степени сравнения прилагательных Сравнительная степень.

Простая. Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше. Пр: умнЕЕ.

Составная. Начальная форма+ Более/менее + начальная. Пр: более умный.

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

Как склоняются. 5-20,30 : Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти
В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати

40, 90, 100: И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. орока, девяноста, ста ( имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А)

50, 60, 70, 80: И. пятьдесят, Р. пятидесяти, Д. пятидесяти, В. пятьдесят, Т. пятьюдесятью, П. пятидесяти ( меняются обе части,
как существительное 3 склонения (как существительное степь))

200, 300, 400: И. двести, Р. Двухсот (нот), Д. двумстам (нотам), В. двести Т. Двумястами (нотами), П. двухстах (нотах) ( Меняются обе части.
Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. )

500-900: И. пятьсот, Р. пятисот, Д. пятистам, В. пятьсот, Т. пятьюстами, П. пятистах ( Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч)

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста .

3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый

Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо

7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки

Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная форма: лечь, ехать, ездить, положить, класть, бежать, лазать, выйти, выложить, выверить, вывесить, выдвинуть, клянчить, махать, нянчить, погодить, портить, тронуть, чистить.

Повелительное наклонение : ляг(те), поезжай(те), езди(те), положи(те), клади(те), беги(те), лазай(те), выйди(те), выложи(те), вывери(те), вывеси(те), выдвини(те, клянчи(те), маши(те), нянчи(те), погоди(те), порти(те), тронь(те), чисти(те).

2) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма: сохнуть, просохнуть, замерзнуть, окрепнуть, промокнуть, намокнуть и пр.

Прошедшее время: с ох, просох, замерз, окреп, промок, намок.

4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5) Образование формы настоящего времени.

Ездить — ездим
Лазить- лазим
Попробовать- попробуем
Печь- печем
Беречь- бережем
Хотеть- хотим
Полоскать- полощем
Махать- машем

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e502763a37e4678c176c29c/zadanie-7-ege-po-russkomu-iazyku-oshibka-v-obrazovanii-formy-slova-5e8313e3c312bf0a386f7d95

ЕГЭ. Русский язык. Тест №31

ЕГЭ. Русский язык. Тест №31.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №31»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2)Ещё с доисторических времен человек старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3) _______ , технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

2. Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

3. Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

4. Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.

5. Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавали технологию.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.

2. Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.

3. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

4. Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение надОлго сОгнутый позвОнит бАнты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действует с учётом изменившихся условий.

2. Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

3. Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.

Читайте также:  Что такое морозостойкость плодовых деревьев

4. Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом.

5. В следующем году ОТБОР игроков в команду юниоров будет осуществлять известный тренер, несколько лет назад завершивший карьеру футболиста блестящим матчем, в котором принёс своей команде три очка.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Сомнений не было: со станции пропал целый состав, набитым углём.

2) Даль ещё при жизни Пушкина печатает записанную со слов поэта сказку в «Библиотеке для чтения».

3) Работы историка о деятельности Петра I основаны на редчайших архивных документах.

4) Благодаря различным видам искусства человек может передавать самые сложные чувства.

5) Сорвав овощи с грядки, витамины в них быстро разрушаются под воздействием света и кислорода.

6) Сложные задачи вдохновляют учёных к новым открытиям.

7) Рассказ М. Горького «Макар Чудра» был опубликован в тифлиской газете «Кавказе»

8) Фрукты и овощи, служащие источником витаминов, должны быть в рационе каждого человека.

9) Вы первый, кто взглянул на меня серьезно и поверили в меня.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прил..гать, на выр..ст, пром..чить

2) предприн..матель, выч..т, ск..кун

3) с..бака, выск..чка, тв..рец

4) выг..рание, покл. ниться, пл..вучий

5) заж..мать, отн..мать, прим..рение

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) сан…нспекция, вз…мать, сверх…нтеллектуальная

2) пред…юньская, вз…скать, пред…нфарктное

3) пр…небречь, пр…амбула, пр…вередливый

4) ра…щедрился, …бавить, бе…толковый

5) с..есть, кон..юнктивив, суб. ект

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) посматр…вать, тюл…вый

2) вытач…вать, фартуч…к

3) обманч…вый, улавл…вать

4) больш…нство, уклонч…вый

5) зачинщ…к, влюбч…вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сдерж…шь, движ..мый

2) движ…щиеся, выжг. т

3) ют…щиеся, дремл. т

4) грез…щий, (новости) беспоко..т

5) завис…щий, (друзья) поздрав. т

13. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Когда наконец из-за низких туч выглянуло солнце, миллионы радужных переливающихся искр засияли на (не)тронутой ничьими следами белизне снега.

2. (Не)смотря на «домашний» характер, собрания в доме Олениных имели значительное влияние на состояние литературы и театра.

3. Товарищи, (не)увидев разожжённого костра, пожурили меня за беспечность.

4. Попытки заделать образовавшуюся в лодке течь (не)увенчались успехом.

5. В 1904 году никому (не)известный историк обнаружил в бумагах нотариуса, которые хранились в генуэзском архиве, один весьма любопытный факт.

14. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) В Японском море, (В)БЛИЗИ Курильских островов, часто встречается небольшая, но очень опасная медуза, которую местные жители КОГДА(ТО) назвали крестовичком за крестообразное расположение четырёх тёмных радиальных каналов.

2) Оперативная память — это рабочая область для процессора компьютера, в которой (ВО)ВРЕМЯ его работы хранятся программы и данные и которая является для них только временным хранилищем, ПОТОМУ(ЧТО) данные и программы в ней сохраняются только при включённом компьютере или до нажатия кнопки сброса.

3) Если придётся защищать свою страну, то ГДЕ(ТО) в глубине сердца мы будем знать, что защищаем и этот лесной задумчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК(БЫ) невзрачно на вид оно ни было.

4) ЧТО(БЫ) ежедневно затрачивать меньше усилий, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, для чего использовал устройства и механизмы, которые поначалу были очень простыми, но постепенно усложнялись и достигли наконец сегодняшнего уровня технического совершенства.

5) В жаркий (ПОЛ)ДЕНЬ по узкой тропинке вдоль поля, густо засеянного золотистой рожью, к видневшейся (В)ДАЛИ деревеньке неторопливо шла, прикрываясь от солнца зонтиком, молодая женщина, одетая в белое кисейное платье.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необъезже(1)ая лошадь всё норовила сбросить отчая(2)ого седока, а он, посылая зрителям воздуш(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о демонстрировал им приёмы цирковой езды.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения ни дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами.

2) Николай Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.

3) Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.

4) Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.

5) Солнце закатилось и без промедления вступила в свои права тёмная южная ночь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорослях. Но на этот раз (3) к счастью (4) всё обошлось благополучно.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Сплошная трёхэтажная полоса жилых корпусов (1) на углах (2) которых (3) выстроены четыре небольшие церкви с золотыми куполами (4) окружает широкий двор Смольного монастыря.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

21. Найдите предложения, в которых запятая(ые) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я не удивился. (2) Меня куда больше удивляло, что Холмс до сих пор не принимает участия в расследовании этого из ряда вон выходящего дела, о котором говорили вся Англия. (3) Весь вчерашний день мой приятель ходил по комнате из угла в угол, сдвинув брови и низко опустив голову, то и дело набивая трубку крепчайшим черным табаком и оставаясь абсолютно глухим ко всем моим вопросам и замечаниям. (4) Свежие номера газет, присылаемые нашим почтовым агентом, Холмс бегло просматривал и бросал в угол. (5) И все-таки, несмотря на его молчание, я знал, что занимает его. (6) В настоящее время в центре внимания публики было только одно, что могло бы дать достаточно пищи его аналитическому уму, — таинственное исчезновение фаворита, который должен был участвовать в скачках на кубок Уэссекса, и трагическое убийство его тренера. (7) И когда Холмс вдруг объявил мне о своем намерении ехать в Кингс-Пайленд, то есть туда, где разыгралась трагедия, то я ничуть не удивился — я ждал этого.

Читайте также:  Черешня гигант ред саженцы

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

—(14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

—(16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

—(22)А кипяток-то с чем. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?

(24)Я рассказал им, как было дело.

—(25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

—(26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками.

— (27)А ты как узнал?

— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

(З0)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

—(ЗЗ)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (З5)Разрешается.

(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок.

(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

— (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Студенты давно собирались сбить замок с Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты.

2) Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам каравай хлеба.

3) Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по комнате — проверили его тумбочку.

4) Мишкин отец доставал продукты, используя своё положение начальника склада.

5) Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 объясняет содержание предложения 2.

2) В предложениях 10-11 содержится повествование.

3) Предложения 37-38 включают описание состояния человека.

4) В предложениях 39-40 представлено рассуждение.

5) В предложениях 44-46 представлено описание.

24. Из предложения 40 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

26. Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности — (А) _____ (в предложениях 37, 38) и троп- (Б) _____ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «тёмной волной» в предложении 38). (В) _____ («жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — (Г) _____ («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».

6) эмоционально-оценочные слова

7) ряды однородных членов

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем

1. Проблема проявления личностных качеств людей в условиях военного времени. (Как проявлялись личностные качества людей в условиях военного времени?)

1. Личностные качества людей в годы войны

проявлялись в поступках: в проявлении

самоотверженности во имя блага товарищей

или, наоборот, в стремлении приобрести выгоду

за счёт бедствия других людей.

2. Проблема сохранения человечности в годы войны. (Как в годы войны удалось выстоять тем, кто ковал победу в тылу?)

2. Тем, кто ковал победу в тылу, удалось выстоять

за счёт ощущения надёжной поддержки товарищей

и твёрдого убеждения, что товарищи также

нуждаются в честном отношении и дружеской

3. Проблема отношения к личной собственности другого человека. (Можно ли воспользоваться личной собственностью другого человека без его на то разрешения?)

3. Представление о неприкосновенности чужой

собственности вырабатывалось у человека веками,

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/ege-russkii-iazyk-test-31.html

Оцените статью