Конспект урока по биологии на тему Птицы леса
Цель: Познакомить обучающихся воспитанников с многообразием птиц леса.
Задачи урока:
Формировать представление об особенностях образа жизни птиц леса, на примере большого пёстрого дятла и синицы.
Корригировать и развивать связную устную и письменную речь, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, процессы памяти, мыслительную деятельность.
Воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к природе, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Презентация «Птицы леса», музыкальная запись «Голоса птиц», индивидуальные карточки, картинки с изображением птиц, карта природных зон, таблица.
Карточка №1 (Подписать название частей тела птицы)
? Назовите общие признаки птиц.
? Какие особенности строения тела птицы связаны с приспособлением к полёту.
III Сообщение темы и цели урока.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать птиц. Как вы думаете, почему я загадала загадку про лес?
— Правильно. потому что сегодня мы будем изучать птиц, обитающих в лесу.
Тема нашего сегодняшнего урока: Птицы леса.
? Где в природе встречаются птицы?
Птицы- друзья леса, их нужно оберегать. Во всём мире насчитывается 8600 видов птиц . В нашей стране обитает свыше 700 видов птиц.
В лесу, в Европейской части страны живёт 294 вида птиц.
? Какие птицы встречаются в наших лесах?
Зяблик Слайд 2
Зяблик – одна из самых распространённых птиц в наш ей области. Из-за истребления вредных насекомых и сорняков зяблики очень полезны в лесном и сельском хозяйстве.
Снегирь Слайд 3
Снегирь- певчая птица, выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Клюв у снегирей толстый и широкий. Рябина и другие ягоды – основная пища снегирей зимой. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов.
Дятел Слайд 4
На стволах деревьев в лесу и парке довольно часто встречается большой пёстрый дятел. Дятел хотя и называется большим, не так уж и велик: всего лишь покрупнее скворца.
Клёст Слайд 5
Клесты отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клёст — еловик (ростом с воробья), который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой!
Синица Слайд 6
Яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Именно по ней узнает каждый. Стоит только появится первым лучикам солнца, еще в феврале, и данная птица-синица первой начинает радовать людей своим щебетом. Песня синицы звонка и похожа на перезвон колокольчиков. «Ци-ци-пи, ин-чи-ин-чи» – и звонкое, – «пинь-пинь-чрррж» сообщает жителям городов о скором наступлении весны. Про синицу говорят, как про солнечного вестника весны.
Поползень Слайд 7
Поползень не так уж и велик. Эта единственная птица, которая способна передвигаться по стволу вниз головой. Поэтому его называют «птицей – акробатом».
Иволга Слайд 8
Это яркая птица величиной с дрозда. Её иногда можно увидеть в лесу или парке высоко на дереве. Далеко разносится красивый свист иволги, напоминающий звук флейты.
Кукушка не вьёт гнёзда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. Она редко попадается на глаза, но выдает свое присутствие известной песней: «ку-ку».
— А сейчас мы проверим, как вы запомнили птиц, обитающих в лесу?
Собрать слова из разрезанных букв
3) Работа с картой природных зон.
Показать лесную зону нашей страны.
( нужно отгадать птиц, выбрать картинку с изображением нужной птицы и прикрепить к карте на доске)
То спою на зависть флейте,
С первым снегом тут как тут.
Только я из птиц, признаться,
V Физкультминутка. Слайд 9
Звучит музыка с голосами птиц.
— Закройте глазки и представьте, что вы вошли в лес. Вдохните глоток свежего чистого воздуха, пропитанного ароматом трав, цветов, ягод.
Послушайте, как для вас поют птицы и постарайтесь узнать, какие это птицы.
— Понравилось ли вам в лесу?
— Как вы думаете голоса каких птиц вы слышали?
VI Закрепление изученного.
Работа с текстом учебника стр 107-109.
Самостоятельная работа Карточка 2
Вспомни об особенностях строения и образе жизни птиц леса: большого пестрого дятла и синицы.
? Почему птицы леса прилетают к жилью человека.
Чтение стихотворения (учащаяся класса)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
— Ребята, как нужно вести себя в природе ?
Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
Прокомментировать каждое правило.
? Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?
? Как дятел достаёт насекомых и их личинок, находящихся в коре и под корой дерева?
? Почему дятел может хорошо удерживаться на стволе дерева?
? Где дятел выводит птенцов?
? Почему они могут доставать насекомых из самых узких трещин коры?
? Где ещё можно встретить синиц?
? При помощи чего синицы удерживаются на тонких ветвях?
? Где синицы выводят птенцов?
Рассмотрите на рисунках большого пёстрого дятла и синицу. По каким
признакам можно отличить дятла от синицы?
Источник
«Птицы леса»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Продолжение знакомства с классом птиц. Изучение способа приспособления к образу жизни птиц леса на примере дятла и синицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжить знакомство с классом птиц.
Задачи: Познакомить учащихся с птицами леса на примере дятла и синицы.
Изучить способ приспособления к образу жизни лесных птиц.
Работать над коррекцией речи.
Оборудование: таблицы, план пересказа, карточки, задание, кроссворды
Словарная работа: дятел, синица.
I. Организация класса. Проверить готовность к уроку. Обратить внимание на посадку.
А) Слабые учащиеся готовят ответы на вопросы по карточкам.
Карточка 1 — Чем питаются ласточки и как они ловят добычу?
Карточка 2 — Чем отличается деревенская ласточка от городской?
— На какие две группы делятся все животные?
— Какие классы животных мы изучили?
Отгадаем загадки и назовем класс животных.
А) Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)
Б) Есть крылья, а не птица, ног нет, а не догонишь. (рыба)
В) Скачет завирушка, не роет, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар
Г) Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.
Д) Спереди шильце, сзади — вильце,
— Назовите характерные признаки класса птиц.
З. Повторение домашнего задания:
А) Какой образ жизни ведет ласточка? (воздушный)
Б) Как тело ласточки и стрижа приспособлено к быстрому полету? (форма
остроконечные крылья, вильчатый хвост).
В) Внешний вид. (Карточки) — Чем деревенская ласточка отличается от городской?
Почему ласточку называют летающим барометром?
3) Объясните значение пословицы:
— Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. (Хвост служит птице в качестве руля)
— Любит кукушка чужие гнезда считать. (Откладывает яйца в чужие гнезда)
И) Почему ласточки не могут жить в тундре?
4. Конкурс на лучшее знание пословиц по рядам.
1ряд. — Плоха та птица. .(которая свое гнездо марает)
— Лучше синица в руках (чем журавль в небе)
— Старого воробья на мякине . (не проведешь)
2ряд — Слово не воробей (вылетит не поймаешь)
— Всякая птица свое (гнездо знает)
— Любит кукушка . (чужие гнезда считать)
— Не для того птице хвост чтобы мух отгонять)
Беседа: — Хоть я не молоток — по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследоватьхочу.
-Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
— К каким птицам — перелетным или зимующим относятся дятел и синица и почему? (Зимующие, находят корм себе зимой).
Беседа : — Рассмотрите внешний вид дятла и синицы по таблице.
А) Что общего у дятла и синицы с ранее изученными птицами? (Форма тела, питание, покров, дыхание, размножение).
Б) Описать внешний вид дятла и синицы по плану:
— Органы на голове; — Польза или вред;
В) В чем отличие дятла от синицы? (Образ жизни, внешний вид, окраска, размеры).
(Материал подготовлен учениками)
(Синицы бойкие, умные пронырливые, шныряют по веткам и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, каждую трещинку коры, листья и почки. От их острого глаза не могут укрьтться ни взрослые насекомые, ни их гусеницы, ни кладки яиц. Синица за 10 секунд разыскивает и съедает 10 гусениц).
— С наступлением весны дятел перелетает с дерева на дерево и ищет свое излюбленное дерево. Птица будет стучать только на нем. Обычно такое дерево с сухой вершиной. Устроится дятел на нем в 10-15 см от земли и начинает очень быстро ударять по стволу клювом. За Iсекунду успевает сделать 10-12 ударов. В разгар весны барабанит по 500-600 раз. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживают самка и самец. Появившихся птенцов
оба родителя. (Трели дятла, гр. запись).
— Синицы гнездятся в дуплянках и дощатых синичниках, самки откладывают 15 яц, когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и их личинок. (Чтение вслух стр. 85).
— «Весы». (Синица съедает столько, сколько весит сама). Помогите птицам! (стр. 85).
— Чем можно подкармливать птиц зимой? (стр.85).
— Стихотворение «Кормушки сделал человек». (стр 84)
— Выборочное чтение и рассказ по вопросам:
Б) Приспособление к среде обитания;
(Пересказ по плану на доске).
— Среди дятловых есть вертишейки, называются они так за способность вращать шеей наподобие змеи. Вертишейки питаются почти исключительно муравьями и откладывают до 12 яиц.
Дятлы спят прижавшись к стволам деревьев, острыми когтями цепляясь за кору дерева.
А) Словарная работа (запись в тетрадь слов: синицы, дятлы);
Б) Разгадывание кроссворда «Птичья столовая».
(Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, оляпка)
— Каких птиц необходимо подкармливать в зимнее время?
— Iгр. читать и пересказывать
— 2гр. читать и отвечать на вопросы.
Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Изготовить)
— Правда ли, что стрижи даже спят на лету? (Да. На закате поднимаются высоко и спят на лету. А на рассвете спускаются поближе к земле.)
— Поют ли дятлы? (Не поют и не могут песней пометить свою территорию, но барабанят клювом по деревьям, предупреждая всех о своем присутствии.По скорости и ритму ударов они могут узнавать друг друга.)
— По клюву и лапам определи, как кормятся эти птицы?
— Кто раньше к вам прилетает — стрижи или ласточки? (ласточки)
— Почему нельзя яйца трогать руками?
— Реши, кто лишний в каждом ряду?
Источник