Птицы_леса_план_урока

Конспект урока по биологии на тему Птицы леса

Цель: Познакомить обучающихся воспитанников с многообразием птиц леса.

Задачи урока:

Формировать представление об особенностях образа жизни птиц леса, на примере большого пёстрого дятла и синицы.

Корригировать и развивать связную устную и письменную речь, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, процессы памяти, мыслительную деятельность.

Воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к природе, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Презентация «Птицы леса», музыкальная запись «Голоса птиц», индивидуальные карточки, картинки с изображением птиц, карта природных зон, таблица.

Карточка №1 (Подписать название частей тела птицы)

? Назовите общие признаки птиц.

? Какие особенности строения тела птицы связаны с приспособлением к полёту.

III Сообщение темы и цели урока.

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём! (Лес)

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать птиц. Как вы думаете, почему я загадала загадку про лес?

— Правильно. потому что сегодня мы будем изучать птиц, обитающих в лесу.

Тема нашего сегодняшнего урока: Птицы леса.

? Где в природе встречаются птицы?

Птицы- друзья леса, их нужно оберегать. Во всём мире насчитывается 8600 видов птиц . В нашей стране обитает свыше 700 видов птиц.

В лесу, в Европейской части страны живёт 294 вида птиц.

? Какие птицы встречаются в наших лесах?

Зяблик Слайд 2

Зяблик – одна из самых распространённых птиц в наш ей области. Из-за истребления вредных насекомых и сорняков зяблики очень полезны в лесном и сельском хозяйстве.

Снегирь Слайд 3

Снегирь- певчая птица, выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Клюв у снегирей толстый и широкий. Рябина и другие ягоды – основная пища снегирей зимой. Лесные территории особенно нравятся птице, ведь именно в лесу она выводит птенцов.

Дятел Слайд 4

На стволах деревьев в лесу и парке довольно часто встречается большой пёстрый дятел. Дятел хотя и называется большим, не так уж и велик: всего лишь покрупнее скворца.

Клёст Слайд 5

Клесты отличаются от других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клёст — еловик (ростом с воробья), который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой!

Синица Слайд 6

Яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Именно по ней узнает каждый. Стоит только появится первым лучикам солнца, еще в феврале, и данная птица-синица первой начинает радовать людей своим щебетом. Песня синицы звонка и похожа на перезвон колокольчиков. «Ци-ци-пи, ин-чи-ин-чи» – и звонкое, – «пинь-пинь-чрррж» сообщает жителям городов о скором наступлении весны. Про синицу говорят, как про солнечного вестника весны.

Читайте также:  Какими_свойствами_обладает_гриб_чага

Поползень Слайд 7

Поползень не так уж и велик. Эта единственная птица, которая способна передвигаться по стволу вниз головой. Поэтому его называют «птицей – акробатом».

Иволга Слайд 8

Это яркая птица величиной с дрозда. Её иногда можно увидеть в лесу или парке высоко на дереве. Далеко разносится красивый свист иволги, напоминающий звук флейты.

Кукушка не вьёт гнёзда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов. Она редко попадается на глаза, но выдает свое присутствие известной песней: «ку-ку».

— А сейчас мы проверим, как вы запомнили птиц, обитающих в лесу?

Собрать слова из разрезанных букв

3) Работа с картой природных зон.

Показать лесную зону нашей страны.

( нужно отгадать птиц, выбрать картинку с изображением нужной птицы и прикрепить к карте на доске)

То спою на зависть флейте,

С первым снегом тут как тут.

Только я из птиц, признаться,

V Физкультминутка. Слайд 9

Звучит музыка с голосами птиц.

— Закройте глазки и представьте, что вы вошли в лес. Вдохните глоток свежего чистого воздуха, пропитанного ароматом трав, цветов, ягод.

Послушайте, как для вас поют птицы и постарайтесь узнать, какие это птицы.

— Понравилось ли вам в лесу?

— Как вы думаете голоса каких птиц вы слышали?

VI Закрепление изученного.

Работа с текстом учебника стр 107-109.

Самостоятельная работа Карточка 2

Вспомни об особенностях строения и образе жизни птиц леса: большого пестрого дятла и синицы.

? Почему птицы леса прилетают к жилью человека.

Чтение стихотворения (учащаяся класса)

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

— Ребята, как нужно вести себя в природе ?

Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.

Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

Прокомментировать каждое правило.

? Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?

? Как дятел достаёт насекомых и их личинок, находящихся в коре и под корой дерева?

? Почему дятел может хорошо удерживаться на стволе дерева?

? Где дятел выводит птенцов?

? Почему они могут доставать насекомых из самых узких трещин коры?

? Где ещё можно встретить синиц?

? При помощи чего синицы удерживаются на тонких ветвях?

Читайте также:  Тушеные_баклажаны_грибами_рецепт

? Где синицы выводят птенцов?

Рассмотрите на рисунках большого пёстрого дятла и синицу. По каким

признакам можно отличить дятла от синицы?

Источник

«Птицы леса»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Продолжение знакомства с классом птиц. Изучение способа приспособления к образу жизни птиц леса на примере дятла и синицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжить знакомство с классом птиц.

Задачи: Познакомить учащихся с птицами леса на примере дятла и синицы.

Изучить способ приспособления к образу жизни лесных птиц.

Работать над коррекцией речи.

Оборудование: таблицы, план пересказа, карточки, задание, кроссворды

Словарная работа: дятел, синица.

I. Организация класса. Проверить готовность к уроку. Обратить внимание на посадку.

А) Слабые учащиеся готовят ответы на вопросы по карточкам.

Карточка 1 — Чем питаются ласточки и как они ловят добычу?

Карточка 2 — Чем отличается деревенская ласточка от городской?

— На какие две группы делятся все животные?

— Какие классы животных мы изучили?

Отгадаем загадки и назовем класс животных.

А) Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)

Б) Есть крылья, а не птица, ног нет, а не догонишь. (рыба)

В) Скачет завирушка, не роет, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар

Г) Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.

Д) Спереди шильце, сзади — вильце,

— Назовите характерные признаки класса птиц.

З. Повторение домашнего задания:

А) Какой образ жизни ведет ласточка? (воздушный)

Б) Как тело ласточки и стрижа приспособлено к быстрому полету? (форма

остроконечные крылья, вильчатый хвост).

В) Внешний вид. (Карточки) — Чем деревенская ласточка отличается от городской?

Почему ласточку называют летающим барометром?

3) Объясните значение пословицы:

— Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. (Хвост служит птице в качестве руля)

— Любит кукушка чужие гнезда считать. (Откладывает яйца в чужие гнезда)

И) Почему ласточки не могут жить в тундре?

4. Конкурс на лучшее знание пословиц по рядам.

1ряд. — Плоха та птица. .(которая свое гнездо марает)

— Лучше синица в руках (чем журавль в небе)

— Старого воробья на мякине . (не проведешь)

2ряд — Слово не воробей (вылетит не поймаешь)

— Всякая птица свое (гнездо знает)

— Любит кукушка . (чужие гнезда считать)

— Не для того птице хвост чтобы мух отгонять)

Беседа: — Хоть я не молоток — по дереву стучу.

В нем каждый уголок обследоватьхочу.

-Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

— К каким птицам — перелетным или зимующим относятся дятел и синица и почему? (Зимующие, находят корм себе зимой).

Беседа : — Рассмотрите внешний вид дятла и синицы по таблице.

А) Что общего у дятла и синицы с ранее изученными птицами? (Форма тела, питание, покров, дыхание, размножение).

Читайте также:  Погода_михайлово_ярцевское_поселение_шишкин_лес

Б) Описать внешний вид дятла и синицы по плану:

— Органы на голове; — Польза или вред;

В) В чем отличие дятла от синицы? (Образ жизни, внешний вид, окраска, размеры).

(Материал подготовлен учениками)

(Синицы бойкие, умные пронырливые, шныряют по веткам и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, каждую трещинку коры, листья и почки. От их острого глаза не могут укрьтться ни взрослые насекомые, ни их гусеницы, ни кладки яиц. Синица за 10 секунд разыскивает и съедает 10 гусениц).

— С наступлением весны дятел перелетает с дерева на дерево и ищет свое излюбленное дерево. Птица будет стучать только на нем. Обычно такое дерево с сухой вершиной. Устроится дятел на нем в 10-15 см от земли и начинает очень быстро ударять по стволу клювом. За Iсекунду успевает сделать 10-12 ударов. В разгар весны барабанит по 500-600 раз. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживают самка и самец. Появившихся птенцов

оба родителя. (Трели дятла, гр. запись).

— Синицы гнездятся в дуплянках и дощатых синичниках, самки откладывают 15 яц, когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и их личинок. (Чтение вслух стр. 85).

— «Весы». (Синица съедает столько, сколько весит сама). Помогите птицам! (стр. 85).

— Чем можно подкармливать птиц зимой? (стр.85).

— Стихотворение «Кормушки сделал человек». (стр 84)

— Выборочное чтение и рассказ по вопросам:

Б) Приспособление к среде обитания;

(Пересказ по плану на доске).

— Среди дятловых есть вертишейки, называются они так за способность вращать шеей наподобие змеи. Вертишейки питаются почти исключительно муравьями и откладывают до 12 яиц.

Дятлы спят прижавшись к стволам деревьев, острыми когтями цепляясь за кору дерева.

А) Словарная работа (запись в тетрадь слов: синицы, дятлы);

Б) Разгадывание кроссворда «Птичья столовая».

(Поползень, чечетка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, оляпка)

— Каких птиц необходимо подкармливать в зимнее время?

— Iгр. читать и пересказывать

— 2гр. читать и отвечать на вопросы.

Объявляется конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Изготовить)

— Правда ли, что стрижи даже спят на лету? (Да. На закате поднимаются высоко и спят на лету. А на рассвете спускаются поближе к земле.)

— Поют ли дятлы? (Не поют и не могут песней пометить свою территорию, но барабанят клювом по деревьям, предупреждая всех о своем присутствии.По скорости и ритму ударов они могут узнавать друг друга.)

— По клюву и лапам определи, как кормятся эти птицы?

— Кто раньше к вам прилетает — стрижи или ласточки? (ласточки)

— Почему нельзя яйца трогать руками?

— Реши, кто лишний в каждом ряду?

Источник

Оцените статью