Простой околоцветник свойственен вишне яблоне лилии

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме «Цветок — соцветия. Семя — плод»

Разделы: Биология

При изучении данных тем, учащимся необходимо было усвоить много понятий и терминов, научится на практике отличать семена однодольных растения от двудольных растений, уметь находить тот или иной тип соцветий на гербариях и рисунках, распознавать типы плодов и семян в коллекциях и сопоставлять их с названиями растений.

Данный урок поможет активизировать мыслительную и познавательную деятельность школьников, а его необычные задания дадут возможность “оживить” и закрепить пройденный материал. Урок рассчитан на 40 минут.

Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод. Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами.

Оборудование: Модель “Цветок”. Таблица “Соцветия”. Коллекции семян и плодов. Таблица

“Строение семян”. Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам.

Ход урока

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их при выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в Приложении 1.

Задание 1

Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.

1. Однодольные а 7. Околоцветник ж
2. Тычиночная нить, пыльник б 8. Эндосперм з
3. Простым в 9. Однодомным и
4. Пестик г 10. Семядоли к
5. Соцветия д 11. Цветок л
6. Околоплодник е 12. Семязачатка м

Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.

Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву.

Вариант 1

  1. Первые листья зародыша растения.
  2. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.
  3. Из чего развивается семя?
  4. Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.
  5. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют…
  6. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой?

Вариант 2

  1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
  2. Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
  3. Совокупность чашелистиков и лепестков.
  4. Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют…
  5. Женский орган цветка.
  6. Назовите составляющие тычинки.

Задание 2

Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Вариант 1

  1. К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы.
  2. Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы.
  3. Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы, всех этих растений.
  4. Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндосперм, оболочка.
  5. Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении.
  6. Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии.
  7. Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека.
  8. Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым.

Вариант 2

  1. Какого пола тычиночные цветки?
  2. Назовите составляющие чашечку цветка.
  3. Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику.
  4. Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху.
  5. Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей.
  6. Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея.
  7. Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений.
  8. Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка.

Задание 3

Ниже перечислены названия растений

  1. Вишня
  2. Примула
  3. Астра
  4. Белокрыльник
  5. Морковь
  6. Сирень
  7. Капуста
  8. Одуванчик
  9. Рожь
  10. Подорожник
  11. Петрушка
  12. Ландыш
  13. Ячмень
  14. Виноград

Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию соцветий, которые для них характерны.

  1. Кисть
  2. Метелка
  3. Простой колос
  4. Сложный колос
  5. Початок
  6. Простой зонтик
  7. Корзинка
  8. Сложный зонтик

Ниже перечислены названия растений.

  1. Вишня
  2. Томат
  3. Мак
  4. Горох
  5. Капуста
  6. Пшеница
  7. Подсолнечник
  8. Дуб
  9. Черемуха
  10. Тюльпан
  11. Яблоня
  12. Ананас
  13. Айва
  14. Инжир

Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию плодов (соплодий).

  1. Костянка
  2. Ягода
  3. Коробочка
  4. Семянка
  5. Яблоко
  6. Желудь
  7. Зерновка
  8. Боб
  9. Стручок
  10. Соплодие

Задание 4

Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения.

Вариант 1

  1. К зернобобовым растениям относят… .
  2. Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму).
  3. К двулетним растениям относят… .
  4. К многолетним растениям относят… .
  5. Белков в особенности много в семенах… .
  6. Основным запасным углеводом у растений является….

Вариант 2

  1. Две семядоли имеются в семенах… .
  2. Основную часть семени ржи занимает… .
  3. Мало жиров содержится в семенах… .
  4. При температуре почвы 1 – 2 0 С прорастают семена… .
  5. Мелкие семена лука можно сажать на глубину… .
  6. Одна семядоля содержится в семенах….

Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово.

Вариант 1

  • ледыугво
  • пыеолине
  • ронерапстнснера
  • згакюло
  • сприреоатан
  • Вариант 2

  • хлркама
  • расха
  • ыросмабваарасеинз
  • сцскикаялаифи
  • елжцетово
  • Задание 6

    Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров.

    (Учитель раздает коллекции семян на парты).

    Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия характерный данному растению. Назовите эти растения.

    (Учитель раздает гербарии растений на парту).

    В конце урока учащиеся сдают свои работы учителю.

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/518067

    Простой околоцветник свойственен вишне яблоне лилии

    Установите соответствие между растением и его признаками.

    А) цветок трехчленный

    Б) околоцветник двойной

    В) плод костянка

    Г) цветок пятичленный

    Д) плод зерновка

    Е) листья с параллельным жилкованием

    2) Пшеница

    ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЕ

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г Д Е

    Вишня относится к семейству розоцветных, ее плод — костянка, цветок пятичленный с двойным околоцветником. Остальные признаки относятся к пшенице.

    Околоцветник может быть простой или двойной.

    Если он состоит из венчика и чашечки, то такую структуру называют двойной. Ее наличие является систематическим признаком. Двойной околоцветник имеют все растения класса Двудольные. К примеру, горох, яблоня, баклажан, астра, подсолнечник. В природе таких растений большинство.

    В состав простого околоцветника входят либо венчик, либо чашечка. Он характерен для Однодольных растений. К нему относятся семейство Луковые, Лилейные, Злаковые и другие.

    Источник статьи: http://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=11543

    Строение цветка. Презентация к уроку

    Презентация к уроку

    Задачи урока:

    • сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений;
    • раскрыть многообразие цветков;
    • развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений, по составлению формул цветков

    Средства обучения: модель цветка вишни, яблони и других цветков, гербарии расчлененных цветков, цветущие комнатные растения, презентация

    Этапы урока

    Активизация внимания учащихся (показ под музыку слайдов с изображением цветов различных растений) Слайды 2-10

    Посмотрите, насколько разнообразны цветы, которые нас окружают. Наш урок сегодня посвящен изучению этого красивого органа растения. Слайд 11

    Тема нашего урока: «Цветок». Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, научимся составлять формулы цветка, выполним лабораторную работу. Слайд 12

    Изучение нового материала

    Что же такое цветок? Цветок это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Это генеративный орган, то есть орган полового размножения. На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы — коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

    Демонстрация модели цветка вишни. Слайд 13

    Как бы ни было велико разнообразие цветков у растений, в их строении можно обнаружить сходство. Слайд 14

    Рассмотрим цветок вишни. В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик и тычинки — главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У яблони околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку.

    Пестик — это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

    Слайд 15. Модель цветка яблони

    Тычинки — это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

    2) Закрепление знаний о строении цветка

    На рисунке под номерами части цветка. Дать им названия. А мы вместе проверим правильность ответов.

    Слайд 16 (проверка по гиперссылкам)

    У вишни околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. Слайд 17

    Двойной околоцветник имеют цветки томатов, роз, колокольчиков.

    У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым. Простой околоцветник у ландышей, лилий. Слайд 18

    Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют голыми. Слайд 19

    4) Закрепление. Перед вами рисунки различных цветков. Какие у них околоцветники? Найдите голый цветок. Слайд 20

    5) Правильные, неправильные цветки.

    Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (тюльпан, яблоня, вишня, капуста и др.). Слайд 21

    Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (орхидея, горох, шалфей). Слайд 22

    6) Разнообразие цветков, растений

    Раздельнополые цветки делятся на тычиночные и пестичные. Если цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие — только тычинки — тычиночные цветки. Это такие растения, как кукуруза, огурцы.

    Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Слайд 24

    Коноплю, тополь и иву, ясень называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других. Слайд 25

    5) Формула цветка

    Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

    Обозначения см. презентацию

    О — простой околоцветник

    — пестичные (женские) цветки,

    — тычиночные (мужские) цветки,

    ( ) — сросшиеся части цветка,

    цифры — количество частей цветка,

    — мужские части цветка «копье и щит Марса»

    — женские части цветка «зеркало Венеры»

    Давайте составим формулу цветка вишни.

    Закрепление изученного материала. Слайд 27

    Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/593527

    Цветок

    Цветок представляет собой укороченный видоизмененный побег покрытосеменных растений, специализированный для образования спор и гамет, а также для осуществления полового процесса, результатом которого является развитие плода с семенами.

    Строение цветка

    Приступим к классификации частей цветка. Цветок состоит из:

    • Стеблевой части, в которой выделяется:
      • Цветоножка — разветвление стебля, на котором расположен цветок
      • Цветоложе — расширенная верхняя часть цветоножки, от которой отходят чашелистики, лепестки, тычинки, пестики
    • Листовой части, которая подразделяется на:
      • Чашелистики — видоизмененные листья, составляющие чашечку листа
      • Лепестки — внутренние видоизмененные листья, составляющие венчик листа

      Отметим, что в ботанике есть такое понятие как околоцветник: так называют внешнюю часть цветка, окружающую репродуктивные органы. Обычно околоцветник состоит из внешнего кольца чашелистиков (чашечка) и внутреннего кольца лепестков (венчик).

    • Генеративной части, включающей в себя:
      • Тычинки — мужской половой орган цветка, состоящий из тычиночной нити и пыльника, в гнездах которого образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно содержит 2 гаплоидные клетки: вегетативную и генеративную.
      • Пестик — основная расположенная в центре часть цветка, является женским половым органом.

      Состоит из завязи — нижней утолщенной части пестика, из которой в дальнейшем образуется плод, столбика — центральной части пестика между завязью и рыльцем, и самого рыльца — широкой верхней части пестика, на которую попадает пыльца.

      В завязи пестика формируются семязачатки, которые после опыления и оплодотворения образуют семена. Выделяют цветки с верхней завязью — картофель, горох, редька, гвоздика и с нижней завязью — у огурцов, колокольчиков, подсолнечника. Верхняя завязь свободная, ее легко выделить из цветка. Выделить нижнюю завязь, не повредив цветок, значительно труднее, так как она срастается с тычинками, листами околоцветника и даже с цветоложем (у огурца).

      Особо отметьте наличие в цветке нектарников (медовиков). Они привлекают насекомых-опылителей, выделяя нектар — сахаристый сок с характерным запахом. При попытке собрать нектар насекомые сотрясают генеративную часть цветка, рассыпая пыльцу на себя, на рыльце пестика (благодаря чему происходит опыление) и на другие части цветка. Сами насекомые служат опылителями, перенося на тельце и конечностях пыльцу с одних цветков на другие.

      Околоцветник

      Вместе чашелистики и лепестки составляют околоцветник. Околоцветник цветка бывает двойным и простым. Двойной околоцветник включает в себя чашечку и венчик, имеется у яблони, гороха, картофеля. Если околоцветник не разделен на чашечку и венчик, то его называют простым. Простой околоцветник состоит из листочков, характерен для лука, дуба, березы, тюльпана и ландыша. У некоторых растений околоцветник отсутствует, их цветки называются «голые» : у тополя, вербы.

      Чашечка

      Чашечка — наружная часть околоцветника, образованная чашелистиками. Строение чашечки у разных растений отличается. Выделяют:

      • Раздельнолистную чашечку — состоит из разделенных между собой чашелистиков: у дикой редьки, земляники
      • Сростнолистная чашечка — чашелистики сращены между собой: у гвоздики, гороха

      Венчик

      Венчик — внутренняя часть двойного околоцветника, образованная лепестками и обычно ярко окрашенная. Строение венчика может быть разным. Венчик может быть:

      • Свободнолепестный — лепестки венчика разделены между собой
      • Спайнолепестный — лепестки венчика срастаются друг с другом

      В дальнейшем по мере изучения семейств покрытосеменных мы изучим формулы цветков. Запомните сейчас, что в случае, если любые части цветка срастаются между собой, то в формуле цветка их число берется в скобки.

      Симметрия цветка

      Исходя из особенностей симметрии цветка их подразделяют на:

      • Правильные (актиноморфные), через которые можно провести множество плоскостей симметрии. Правильные цветки имеются у гвоздики, лилии, огурцов. В формуле такие цветки обозначаются знаком *
      • Неправильные (зигоморфные), такие цветки имеют только одну плоскость симметрии. Цветки такого типа есть у гороха, шалфея, львиного зева. В формуле такой цветок обозначается знаком ↑

      Однодомные и двудомные растения

      Обоеполые цветки имеют и тычинки, и пестики в одном цветке. Однако есть растения, у которых тычинки и пестики расположены на разных цветках. У таких растений на цветке находятся либо тычинки (тычиночные цветки) — мужские цветки, либо пестики (пестичные) — женские цветки. В зависимости от расположения мужских и женских цветков эти растения делятся на:

      • Однодомные — у них и мужские, и женские цветки расположены на одном и том же растении: у кукурузы, березы, тыквы.
      • Двудомные — имеют и женские, и мужские цветки, расположенные на разных растениях: у тополя, конопли, вербы.

      Поделюсь своей собственной ассоциацией, чтобы вы успешно запомнили эти понятия. Вообразите, что в гости к зажиточным хозяевам приехало большое количество гостей. Богатые хозяева построили на участке два дома, и у них есть возможность разделить всех гостей, так что мужчины отделяются от женщин и идут в разные дома («двудомные растения»). В случае если хозяева оказались менее богаты, то у них только один дом, так что гостям и мужского, и женского пола придется искать место для ночевки в одном доме («однодомные растения»).

      Семязачаток

      Также называется семяпочкой. Представляет собой образующийся в завязи многоклеточный орган, из которого развивается семя. Ткани завязи образуют выступ (вырост), называющийся плацента, которым семязачаток крепится внутри завязи. С помощью семяножки семязачаток сообщается с плацентой.

      В семязачатке происходит процесс мегаспорогенеза, на которых мы остановимся подробнее:

        Мегаспорогенез

      Процесс локализуется в нуцеллусе, называющимся мегаспорангием. Материнская клетка (2n) начинает делиться мейозом, и, что предсказуемо, получается четыре клетки — четыре гаплоидные мегаспоры (n). Из них три отмирают, выживает только одна, приближенная к халазе — ткани, где соединяются интегумент и нуцеллус.

      Запомните, что из мегаспоры развивается женский гаметофит — зародышевый мешок. Гаметофит у растений это гаплоидная многоклеточная фаза в цикле развития, которая чередуется со спорофитом — диплоидной фазой.

      Ядро мегаспоры трижды делится эндомитозом (удвоение числа хромосом внутри ядерной оболочки, без разрушения ядрышка и без образования нитей веретена деления). В результате образуется 8 ядер, по 4 ядра у каждого полюса зародышевого мешка. На этой восьмиядерной стадии деление ядра женского гаметофита окончено.

      От каждого из двух полюсов в центр зародышевого мешка направляется по одному ядру, так называемые — полярные ядра. Таким образом, у полюсов зародышевого мешка их остается по три. Две клетки в центре сливаются и образуют центральную клетку, диплоидного (2n) набора хромосом. На микропилярном полюсе зародышевого мешка одна наиболее крупная клетка превращается в яйцеклетку, а две других становятся вспомогательными клетками — синергидами, короткоживущими клетками. Вместе яйцеклетка и синергиды образуют яйцевой аппарат.

      Локализуется в микроспорангиях — гнездах пыльника. Диплоидная материнская клетка делится мейозом, в результате образуется четыре микроспоры с гаплоидным набором хромосом. Каждая из микроспор делится митозом, в результате получаются две клетки: крупная вегетативная и более мелкая генеративная — эти две клетки и составляют пыльцевое зерно (пыльцу). Пыльцевое зерно состоит из двух оболочек — интины (внутренней) и экзины (наружной).

      Важно отметить, что в пыльцевом зерне к моменту оплодотворения или после него развиваются мужские половые клетки — спермии (или сперматозоиды), необходимые для процесса оплодотворения. Запомните, мужской гаметофит семенного растения — пыльцевое зерно.

      Опыление

      Опыление — процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика (у цветковых растений) или на семязачаток (у голосеменных). В изучении любой темы важным аспектом является классификация. Выделяют два типа опыления:

        Самоопыление

      Самоопыление это опыление в пределах одной и той же особи, возможны : гейтоногамия (от греч. géitōn сосед и gámos брак), или автогамия, в пределах одного цветка ( от др.-греч. αὐτός — «сам» и γάμος — «брак»). Самоопыление помогает выживать растениям в неблагоприятных условиях окружающей среды, на отдаленных от суши островах, в тундре — когда затруднено или невозможно перекрестное опыление.

      Перенос пыльцы из пыльника цветка одного растения на рыльце пестика другого растения. Отметим искусственное опыление, которое сознательно осуществляет человек для повышения урожайности или выведения новых сортов. Осуществляется с помощью воды, ветра и животных. Здесь необходимо ввести новые термины:

        Ветроопыляемые растения

      Такие растения имеют следующие характерные черты: у них мелкие цветки, невзрачный околоцветник, цветки лишены нектарников (то есть запах у цветов отсутствует). Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями (заросли тростника, березовые рощи), зацветают до появления листьев. Тычинки располагаются у них на длинных, свисающих нитях. Пыльцы очень много, она мелкая, сухая.

      Пыльцевые зерна благодаря наличию воздушных мешков могут перемещаться на большие расстояния, достигающие десятков километров: 30-35 км у березы, у ольхи до 400 км.

      Эти растения отличают крупные цветки, мелкие — собраны в соцветия. Имеют нектарники и характерный запах (аромат), особенно важный для привлечения насекомых. Пыльцы мало, она крупная, тяжелая, клейкая. Ее внешний слой (экзина) часто покрыт различными приспособлениями, которые помогают зацепится за насекомых: бугорки, шипы, гребешки.

      Теперь вы точно знаете, почему именно насекомооплыяемые растения стоит дарить прекрасным девушкам, а не ветроопыляемые (на первом свидании точно лучше подстраховаться насекомооплыяемыми, хотя если вы хотите удивить — вперед в березовую рощу 😉

      Оплодотворение

      Оплодотворение — слияние спермия, сперматозоида (мужской половой клетки) с яйцом, яйцеклеткой (женской половой клеткой), приводящее к образованию зиготы. Тем или иным способом пыльца (пыльцевое зерно) оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка начинает прорастать в ткани пестика, растворяя их, формирует пыльцевую трубку. Из генеративной клетки образуются два спермия.

      Пыльцевая трубка прорастает до зародышевого мешка, благодаря чему спермии достигают яйцеклетки. Далее у цветковых растений происходит уникальное явление, открытое С.Г. Навашиным — двойное оплодотворение. Как вы помните, из генеративной клетки образовалось два спермия. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что один из спермиев сливается с яйцеклеткой (оплодотворяет ее) с образованием зиготы (диплоидна), из которой развивается зародыш. Второй спермий сливается с центральной клеткой (эта клетка к моменту слияния уже диплоидна) с образованием эндосперма (триплоиден) — запасного питательного вещества.

      После оплодотворения с течением времени из семязачатков образуются семена. Из интегумента семязачатка (от лат. integumentum — покрывало, покров) образуется семенная кожура. Околоплодник формируется из стенок завязи пестика.

      Соцветия

      Цветки, особенно у насекомооплыемых растений, редко расположены по одиночке. Чаще всего цветки образуют скопления — соцветия. Соцветие — часть годичного побега растения, несущая цветки и видоизмененные прицветные листья, в пазухах которых и располагаются цветки или соцветия.

      Этот раздел мы также изучим с помощью классификации. Соцветия подразделяются на:

        Простые

      Простыми называют соцветия с одной осью — главной, на которой расположены цветки. К простым соцветиям относятся:

        Кисть — цветки поочередно крепятся к неразветвленной удлиненной главной оси. Имеется у ландыша, черемухи.

      Сложными называют соцветия, у которых на главной оси расположены не цветки, а частные (парциальные) соцветия.

        Метелка — по-другому называется — сложная кисть. Главная ось ветвится, от нее отходят оси боковые, на которых расположены цветки — у сирени, или колоски: у овса, риса, просо.

      © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

      Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

      Источник статьи: http://studarium.ru/article/11

      Читайте также:  Клубника комрад победитель саженцы
    Оцените статью