Проектирование цветника методические указания

2.8. Устройство цветников

2.8.1. Цветник — это участок геометрической или свободной формы с высаженными одно-, двух- или многолетними растениями. Это один из наиболее декоративных элементов объекта озеленения. Цветники создают в соответствии с проектом.

2.8.2. Для создания цветников из однолетников и двулетников достаточен слой растительной земли 25 — 40 см. Для этого выкапывают корыто или насыпают землю на существующее основание так, чтобы поверхность цветника возвышалась над поверхностью газона на 8 — 10 см или была вровень с ним. В почву вносят минеральные (аммиачную селитру 20 — 30, суперфосфат 40 — 50, калийную соль 30 г/кв. м) и органические (перегной, перепревший навоз, компост и т.п. из расчета 8 — 10 кг/кв. м) удобрения.

2.8.3. Для создания цветников из многолетников роют корыто заданной формы и глубиной от 40 до 60 см в зависимости от вида растения. Как правило, для цветников нельзя использовать кислые почвы. Если рН ниже 5,5, почву следует произвестковать по общепринятым нормам.

2.8.4. Цветочная рассада должна быть хорошо окоренившейся и симметрично развитой, не должна быть вытянутой и переплетенной между собой. Многолетники должны иметь не менее трех почек или побегов; клубни должны быть полными и иметь не менее двух здоровых почек; луковицы должны быть плотными, без механических повреждений.

2.8.5. Рассада однолетних и двулетних цветочных растений должна содержаться до посадки в затененных местах и в увлажненном состоянии.

2.8.6. Высадка рассады должна производиться утром или к концу дня; в пасмурную погоду — в течение всего дня. Растения должны высаживаться во влажную почву; не допускаются сжатие и заворот корней. Для низкорослых видов и сортов расстояние между растениями 10 — 15, для высокорослых — 15 — 25 см.

2.8.7. Цветники из однолетников можно создавать высевая семена в грунт. Посев следует производить в бороздки глубиной 0,5 — 2 см (в зависимости от размера семян) или разбрасывать семена с последующей заделкой их граблями. В фазе одного-двух настоящих листьев растения прореживают. Норма высева семян зависит от вида растений и величины семян.

2.8.8. Весной в конце апреля в открытый грунт высевают более хладостойкие летники: астру, антирринум, левкой, календулу и др., во второй декаде мая — более теплолюбивые — цинии, бальзамин, настурцию, ипомею и др.

Семена большинства хладостойких однолетников и некоторых многолетников можно высевать поздней осенью с началом устойчивых заморозков так, чтобы они не успели прорасти до морозов. Семян при этом следует расходовать в два раза больше, заделывать перегноем, торфом или мелкокомковатой землей.

2.8.9. При посадке многолетних цветочных растений чрезмерное заглубление их ведет к позднему прорастанию и отрицательно сказывается на развитии и цветении, слишком мелкая посадка может привести к вымерзанию растений. Растения с прикорневой розеткой листьев (функия, мак восточный и др.) сажают так, чтобы центр розетки не был заглублен в почву. Луковичные растения сажают на глубину, в 3 — 4 раза превышающую размер луковицы. Глубина посадки лилий с надлуковичными корнями 20 — 25, для лилии белой — 3 — 5, для других — 10 — 12 см. При посадке пионов необходимо, чтобы замещающие почки находились на уровне почвы.

2.8.10. Количество высаживаемых растений на 1 кв. м зависит от вида растения и размеров его подземной части. Крупные рослые многолетники следует высаживать по 1 — 2 шт. на 1 кв. м; среднерослые — 3 — 4 шт.; невысокие — 6 — 12 шт.; низкорослые — до 15 шт. на 1 кв. м.

2.8.11. При устройстве цветников свободной планировки желательно использовать крупные камни, которые нередко обнаруживаются при строительстве объекта, располагая их на газоне в сочетании с цветочными растениями. При наличии на объекте большого количества камней целесообразно на озеленяемой территории предусматривать создание рокариев, т.е. участков, в оформлении которых ведущую роль играют живописно размещенные каменные глыбы различного размера.

2.8.12. Посадка цветов должна производиться в следующие сроки: летников и многолетников, не зимующих в грунте, — после окончания весенних заморозков (для Москвы после 5 июня); двулетников и многолетников, зимующих в грунте, — осенью и весной; луковичных, зимующих в грунте, — осенью.

Источник статьи: http://sudact.ru/law/prikaz-gosstroia-rf-ot-15121999-n-153/pravila-sozdaniia-okhrany-i-soderzhaniia/2/2.8/

Создаем цветник. С чего начать?

Самые распространенные ошибки начинающих цветоводов при составлении цветочных композиций связаны с хаотичным распределением растений из-за незнания характера их роста. Очень часто случается так, что более высокие цветы начинают заслонять собой более низкорослые, начинают спорить друг с другом по цвету, по фактуре листвы.
Постараемся разобраться, как же задать структуру цветнику и гармонизировать его внешний вид. На что сначала обратить внимание?

Читайте также:  Чем обработать землю для огорода

1. Длительность растительного периода.

Первое, с чем нужно определиться садоводу, однолетними или многолетними цветами засаживать клумбу. Растения, которые имеют срок вегетации длиной в одно лето, обычно, отличаются более ярким цветением, но погибнут с приходом осени. Многолетники, применимые для данного региона, благополучно перезимовывают и служат базисом при проектировании цветников.

В рамках одного цветника можно использовать растения и с однолетним, и с многолетним периодом роста.
Цветы, которые в обиходе называют однолетниками , в естественной среде обитания зачастую живут по несколько лет, но из-за своего теплолюбивого характера в нашей стране используются в течение одного теплого сезона. Они выращиваются рассадным способом из семян или черенков.
Многолетние цветы обычно имеют сильные корневища или луковицы. Деление кустов чаще всего осуществляют в конце весны или в начале осени. Луковичные высаживают в грунт в сентябре или делят в конце лета ( лилии).

2. Градация по высоте.

Чтобы грамотно создать цветочную композицию, необходимо учитывать габариты цветов и прогнозировать динамику их развития. В классическом варианте исполнения и однолетние, и многолетние цветы следует высаживать так, чтобы самые высокие из них располагались на заднем плане, более низкие — в середине цветника, а почвопокровные — ближе к зрителю.

Если клумба круглая или имеет обзор с разных сторон, то высокорослые экземпляры должны находиться в ее центральной части, если это не противоречит художественному замыслу.

Важно учитывать не только виды, но и сорта цветов. Внимательно изучайте описание или консультируйтесь с продавцом, чтобы не ошибиться с высотой растений. Среди представителей одного систематического вида могут встречаться и высокорослые,и низкорослые сорта.

высокие (80-100 см): цинния изящная, астра однолетняя (срезочные сорта), клеома колючая, космея дваждыперистая и др.;

среднерослые (20-40 см): сальвия блестящая , георгина однолетняя, бархатцы прямостоячие, антирринум большой (львиный зев), петуния крупноцветковая, агератум мексиканский, настурция большая, эшшольция калифорнийская, вербена гибридная и др.;

низкорослые (10-20 см): бархатцы отклоненные, газания жестковатая, цинерария приморская, агератум мексиканский (низкие сорта), лобелия эринус, лобулярия морская (“алиссум”), бегония вечноцветущая и др.

Популярные многолетники :
высокие (100-150 см): дельфиниум многолетний, мальва гибридная ( двулетник ), люпин многолистный, наперстянка пурпурная (двулетник), волжанка двудомная, роджерсия перистая, канна гибридная, золотарник канадский, разные виды рудбекии, бузульника, аконита и др.;

среднерослые ( 50-100 см): нивяник обыкновенный , эхинацея пурпурная, разные виды ирисов, лилейников, колокольчиков, папоротников, лилий, а также хосты, астильбы, гейхеры, декоративные злаки и др.;

почвопокровные (10-30 см): примула обыкновенная, незабудка садовая, армерия приморская, гвоздика-травянка, живучка ползучая, флокс шиловидный, яснотка крапчатая , разные виды виолы (двулетник), колокольчиков, очитков, камнеломок и др .

3. Зимостойкость растений.

Всегда следует учитывать условия жизнеспособности цветов в условиях данного климата. Наша страна огромная, поэтому невозможно дать общие рекомендации по выращиванию всех сортов растений для всех регионов. В Краснодарском крае весной цветут магнолии и камелии, а в Сибири в июне может обмерзать листва у георгинов и картофеля.
Лучшие совет для начинающих садоводов по данному вопросу: покупайте посадочный материал в местных питомниках и заглядывайте на участки к соседям.

4. Площадь цветника.

Постарайтесь не “пестрить” на маленьком участке. Если место под клумбу выделено небольшое, постарайтесь обойтись минимальным набором видов и сортов. Здесь будет уместен моноцветник.

Чем больше площадь для озеленения, тем больше пространства для фантазии.

5. Стиль оформления.

Любой цветник можно выполнить в регулярном стиле или в пейзажном. Цветочное оформление напрямую зависит от масштаба композиции, архитектуры зданий и более малых построек, от окружающей среды, наличия водоемов и т.д.
Регулярный стиль требует четких геометрических форм и линий и строго определенного набора растений. Цветники в природном стиле не такие формальные и могут быть более насыщенными по видовому разнообразию трав.

6. Цветовая палитра насаждения.

Обычно при составлении цветника играют на контрастности в окраске (синий — оранжевый, фиолетовый — желтый и д.п.) или стараются придерживаться одного выбранного цвета или схожей гаммы . Многие оттенки хорошо сочетаются с белым цветом.

Классический пример: цветочная композиция с растениями, обладающими белыми цветками . В качестве доминантных могут
быть использованы характерные сорта таких многолетников как флокс метельчатый, эхинацея пурпурная, гортензия метельчатая, дельфиниум многолетний, лилии, пионы и астильбы различных видов. Для аранжировки подойдут тысячелистник птармика и иберис вечнозеленый , а также невысокие цветы с декоративной листвой: чистец шерстистый, хоста гибридная, манжетка обыкновенная . В весеннее время цветение можно дополнить соответственно окрашенными тюльпанами, нарциссами, гиацинтами, а летом посадить рассаду цинерарии приморской, антирринума большого, бальзамина Уоллера, лобулярии морской .

Читайте также:  Томаты для жарких теплиц

7. Фактура листвы.

Чтобы добиться максимального декоративного эффекта, дизайнеры часто прибегают к подбору растений, которые значительно отличаются по фактуре листвы. В посадках можно чередовать многолетники с округлыми листьями и с длинными ремневидными и т.п. Для объединения всех растений в единую композицию следует добавлять аранжировочные виды с небольшими рассеченными листьями и рыхлыми мелкими соцветиями.
В попытке получить стильный миксбордер, не следует близко высаживать растения из одного семейства. Например, в композиции могут присутствовать нивяник обыкновенный, гайлардия красивая и эхинацея пурпурная , но пространство между ними лучше заполнить видами злаков или лилейных. Если в цветнике планируется посадить лилию и лилейник , то их куртины нужно располагать на значительном расстоянии между собой.

8. Сменяемость культур .

При проектировании цветника важно учитывать сроки цветения каждого вида растений и временной промежуток их наибольшей декоративности. Особенно это актуально при работе с луковичными цветами. В масштабном городском озеленении обычно место отцветших тюльпанов, нарциссов и гиацинтов занимает рассада однолетников.
Чтобы было понятнее, как чередовать наиболее выигрышные стадии вегетации разных растений, давайте разберем сменяемость культур на конкретных примерах:

— при расположении в одном цветнике бадана толстолистного и посконника пурпурного можно наблюдать более раннее цветение бергении и не менее эффектный вид посконника к середине лета;

— если высадить на одном участке тюльпаны и гибриды хосты , то весной мы получим дружное цветение луковичных, пока листва многолетников только начинает появляться из под земли. А когда тюльпаны отцветут, окончательно развернет свою листву декоративная функия.

И, конечно, при создании цветников важно выработать собственное чувство стиля. Если Вы только начинаете осваивать садоводство, копируйте готовые фрагменты понравившихся цветников (если позволяет зимостойкость растений). По мере нарастания мастерства Вы научитесь выдерживать расстояние между посадками и использовать мульчирующие материалы.

Вам могут быть полезны другие мои статьи о цветниках:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c408734779c5b00aeada0d7/sozdaem-cvetnik-s-chego-nachat-5d0611c77fbd010e5953ed85

Урок на тему «Проектирование цветника весеннего цветения»

Подойдёт и взрослым и детям

Автор: Сосяк Олеся Викторовна

Методическая разработка практического занятия по теме:

«Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»

Практическое занятие проводится по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (СПиЛС) по дисциплине «Цветочно-декоративные растения и дендрология» с использованием проектного метода обучения. Целью является способствовать формированию умения студентов проектировать цветник с использованием компьютерных технологий, проверка умения студентов работать с различными источниками информации и проводить презентацию своей работы.

Тип урока: практическое занятие. На занятие отводится 90 минут.

Методы проведения: словесные, самостоятельная работа над проектом.

Нормирование учебного времени соответствует эргономическим показателям урока:

Организационный момент – 1 минуты. Приветствие и проверка присутствующих.

Подготовительный этап – 4 минуты. Установление рабочей атмосферы. Представляется тема и цели занятия, проясняются условия работы. Определение и формулировка проблемы. Определение цели проекта. Обсуждение критериев оценки проекта.

Рабочий этап – 50 минут. Самостоятельная работа студентов по подбору растений и проектированию цветника.

Защита проекта – 30 минут. Обобщение и конкретизация результатов работы. Оформление работы в соответствии с требованиями.

Подведение итогов занятия и обмен впечатлениями – 5 минут.

В рамках реализации этого метода обучения может быть проведена оценка уровня сформированности общих и ключевых компетентностей студентов на основании понимания социальной значимости полученных знаний в личной или профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использование информации, организовывать самостоятельную деятельность, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Планируемые результаты обучения:

Студенты освоят приемы: поиска и анализа информации.

Студенты получат умение: проектировать цветник с использованием компьютерных технологий.

Студенты получат опыт: письменной и устной коммуникации.

Рекомендуется давать обучающемуся качественную оценку по следующим параметрам:

Оформление проекта (объект оценки — папка документов):

письменное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормой оформления технической документации;

Коммуникация (объект оценки – выступление):

устное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля;

умение вести дискуссию;

Проект (объект оценки – цветник)

грамотность подбора растений;

Преподаватель: Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует? Доведите до их сведения домашнее задание.

Сегодня . тема занятия «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур».

— Для чего нам нужны цветники?

Читайте также:  Проекты клееного бруса бани с верандой

Студенты: В настоящее время необходимо благоустройство и озеленение города. Изо дня в день мы окружены неухоженными территориями дворов, скверов, парков и т.д. Это конечно отражается на эмоциональном состоянии горожан. Яркие «краски» цветников благотворно влияют на физическое, психологическое здоровье человека, особенно на подрастающее поколение в современном мире. Окружающая природа дает нам положительные эмоции, развивает любознательность, вызывает разнообразную палитру чувств и душевный комфорт, тем самым давая здоровье и комфорт.

Преподаватель: Цель занятия способствовать формированию умения проектировать цветник из луковичных культур. Ознакомьтесь с методические рекомендации (приложение А) на практическую работу, расположенном на рабочем столе в папке «СПиЛС». На выполнение работы отводится 50 минут.

Для разработки проекта цветника откройте программу «Наш Сад». Затем откройте «Ситуационный план».

Для подбора и расстановки растений воспользуйтесь каталогом растений в программе «Наш Сад».

Разрешается пользоваться любой справочной информацией. Результаты работы сохраните в Microsoft Office Word в соответствии с требованиями оформления к проектной документации.

По истечении времени вы должны провести презентацию проекта.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Оформления технической документации

Использование профессиональных терминов

Грамотность подбора растений

Оригинальность дизайна цветника

оценивается по бальной системе – максимальное количество 9 баллов:

оценка «5» – 7-9 баллов;

оценка «4» — 4-6 баллов;

оценка «3» – 0-3 балла.

Домашнее задание: повторить пройденный материал по данной теме.

Практическая работа по теме: «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»

Цель работы: способствовать формированию умения проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.

способствовать развитию у студентов творческого мышления при проектировании цветника;

способствовать формированию умения осуществлять подбор луковичных растений для цветника весеннего цветения;

способствовать формированию умения проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.

Оборудование: методические рекомендации, цветные карандаши, каталоги растений.

Пользуясь литературными данными, изучите биологические свойства луковичных растений.

Заполните экологический паспорт и календарь декоративности растений (вид растения указывается на русском и латинском языках).

Подберите 5 красивоцветущих луковичных растений для цветника в соответствии с требованиями цветового круга, биологическими свойствами растений и графиком декоративности.

Выполните разбивочный чертеж цветника.

Составьте ассортиментную ведомость на растения.

Зарисуйте эскиз цветника на весенний период.

Цветник (Ц.) — это участок с посадками цветочно-декоративных растений, предназначенный для украшения садов, парков, площадок перед зданиями и т.д.

Для Ц. используют декоративные летники, двулетники, многолетники, ковровые растения. Элементом Ц., оформленного в виде партера, является также газон, служащий фоном для цветочных растений. Подбирают растения с учётом биологических особенностей и декоративных свойств отдельных видов. Для декоративности каждый Ц. стремятся создавать из небольшого количества видов, подобранных на основе гармонического сочетания окрасок цветков, форм и размеров листьев, сроков и продолжительности цветения растений и т.д. Отцветающие растения на Ц. часто заменяют другими.

Форма Ц. может быть строго геометрической (квадратной, круглой, прямоугольной — в регулярном стиле) и живописной, свободной (в ландшафтном стиле). Размер, форма Ц. и набор растений должны соответствовать значению объекта, в котором устраивают Ц., природным условиям и рельефу местности.

Нередко Ц. украшают скульптурой, фонтанами и др. малыми архитектурными формами. Высаживая на Ц. растения, цветки которых открываются и закрываются в определённое время суток, можно создать «цветочные часы».

Разбивочный чертёж — это чертёж по которому делается вынос планового положения проекта в натуру. Без грамотного выноса в натуру проект генплана, каким бы грамотным и красивым он ни был, так и останется обычной, хоть и красивой, но бумагой.

Разбивочный чертеж планировки объекта озеленения — рабочий чертеж с привязкой к базисным линиям и размерами всех элементов планировки. На разбивочном чертеже указываются: баланс территории, конструкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.

Посадочный чертеж озеленения — рабочий чертеж проекта на объект озеленения, предназначенный для выноса в натуру мест посадки деревьев, кустарников, травянистых цветочных растений, с указанием разрезов ям, траншей, размеров прикорневого кома, размера посадочных мест на посадочной ведомости.

Результат обучения: умение проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.

Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта. 2-е издание. / авт. — сост. О.Н. Бобылева. Гриф Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию в качестве учебного пособия (НПО) — М.: «Academia (Академпресс)», 2010г. – 208с. ISBN 978-5-7695-7282-1

Бочкова И.Ю., Соколова Т.А. Декоративное растениеводство: цветоводство. Учебник для студентов вузов. 4-е издание. / авт. – сост. И.Ю. Бочкова, Т.А. Соколкова. Гриф МО РФ // Серия: Высшее профессиональное образование, — М.: «Academia (Академпресс)», 2010 г. — 432 стр. ISBN: 978-5-7695-6566-3

Программа «Наш Сад Кристалл 10.0» © 2004-2015 ЗАО ДиКомп

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-na-temu-proektirovanie-cvetnika-vesennego-cveteniya-517716.html

Оцените статью