- Яблоня, занятие по ознакомлению детей-дошкольников с природой
- Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Яблоня»
- Программное содержание:
- Оборудование:
- Ход занятия:
- Загадка про яблоко
- Дидактическая игра «Различи по вкусу»
- Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)
- Вопросы:
- Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
- Конструирование из бумаги «Яблоко»
- Интегрированное занятие «Чудо — яблоко»
- Интегрированное занятие «Чудо — яблоко»
- Конспект занятия.
Яблоня, занятие по ознакомлению детей-дошкольников с природой
Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Яблоня»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Программное содержание:
Уточнить и расширить знания детей о яблоне.
Учить понимать разницу между диким и садовым деревом.
Словарь: дикая яблоня, садовая яблоня, гурман, червивое яблоко.
Закрепить знания о домашних животных, диких копытных животных.
Развивать мышление, вкусовой анализатор, координацию движений, умение понимать образный смысл пословиц. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Оборудование:
Яблоки садовые и дичка для дегустации, яблочный пирог, мармелад и сок.
Картинка с изображением яблони.
Пластмассовые тарелки.
Оборудование для аппликации, тонкий картон (цветов яблок), бумага зеленого цвета, жатая бумага, клейкая лента.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы узнаем много нового и интересного о дереве, плоды которого вы ели много раз.
Загадка про яблоко
Круглое, румяное,
Оно растет на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ?
А как называется дерево, на котором растут яблоки? Яблоня.
Дикая яблоня — дерево, на которое еще в глубокой древности обратил внимание человек, так как плоды его довольно быстро созревают, легко срываются и хорошо сохраняются зимой в опавшей листве.
Русские и украинцы называли дикую яблоню кисличка, лесовка, леснина, дичка, кислица, леснушка. Подумайте и скажите, как по-вашему, откуда такие названия? Яблоня эта растет в лесу и плоды у нее кислые.
Но давайте разберемся, почему мы говорим «дикая яблоня»? Потому что она растет сама, без помощи и заботы человека. А те яблони, которые человек сажает в садах и ухаживает за ними, называются садовые.
Вот те яблони, которые растут в саду, были посажены человеком, а кто же сажает лесные дикие яблони? Само дерево об этом заботится, да еще птицы помогают. Широко раскинула дикая яблоня свои корни. От корней яблони вырастают побеги, пробиваются сквозь землю и вот вам, пожалуйста, новая яблонька начинает расти. Если ветер повалит старую яблоню, то из ее пенька вскоре тоже появятся молодые росточки – поросль. Наберут они сил и дадут жизнь новой яблоньке. А птицы помогают яблоне тем, что едят яблочные семена. После еды птица улетает от дерева и уносит семена. Они падают в землю и прорастают вдали от своей матери яблони.
Вкус садовых яблок вам хорошо знаком, а сейчас я предлагаю вам попробовать диких яблочек. Да не просто попробовать, у различить на вкус, с закрытыми глазами, где яблочко лесное, а где садовое?
Дидактическая игра «Различи по вкусу»
Детям предлагаются кусочки садового и дикого яблока. Они с закрытыми глазами их пробуют и называют, какое яблоко дикое. А какое садовое. После того, как пища будет пережевана, детям предлагается обосновать свой выбор.
Плоды лесных яблонь – отличный корм для птиц и животных. Птицы едят яблочную мякоть, семена и цветочные почки. Мимо яблочка, лежащего на земле, не пройдут ни зайцы, ни дикие копытные. Каких вы знаете диких копытных животных? Любят полакомиться дикими яблочками и домашние животные. Давайте вспомним, какие домашние животные вам знакомы? Конечно, их самих в лес за яблочками не пускают. Но заботливые хозяева собирают яблоки в лесу и приносят своим домашним животным.
Особо нужно сказать о медведе. В Крыму он давно не водится, но такой яблочный гурман, что рассказать о нем нужно. Но сначала о том, кто такой гурман. Гурман – это любитель вкусного. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить.
Так вот, медведь из сотни яблонь выберет ту, у которой плоды самые вкусные и сладкие. Кабаны за медведем следят. Куда он, туда и они. Не успеет медведь на дерево взобраться и натрясти лично для себя яблок с ветки, а дикие свиньи тут как тут, подбирают. Медведь на дереве рявкает, «ругается», а свиньи и ухом не ведут, знай себе чавкают! И только когда возмущенный добытчик, потеряв терпение, мешком свалится им на головы – свиньи в визг и врассыпную. Еще говорят, что медведь метит выбранное дерево – оставляет на коре царапины своими когтями. Люди об этом знали и тем, кто отправлялся в лес за яблоками, советовали: «С других яблонь зря и не пробуй, ищи сразу медвежью, меченую».
А еще любят яблоню пчелы. Они не едят яблочки, так за что же любят? Все яблони неплохие медоносы. Их нектара цветов яблони пчелы делают вкусный и ароматный мед.
А сейчас мы поиграем. В игре встретится выражение «червивое яблоко». Как вы его понимаете? Яблоко, порченное червем.
Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)
Играют одновременно все дети. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:
Яблоко, червивое яблоко,
Ветер дует, оно падает.
Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.
Правила игры: бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука.
Дерево дикой яблони живет долго – 300 лет. А вот садовые яблони намного меньше живут, не все до ста лет доживают. Но и те и другие деревья делают воздух чище, здоровее, а летом еще и прохладнее. (Больше половины солнечной радиации яблоня отражает в пространство).
Мы с вами говорили о том, что плоды диких яблонь с удовольствием едят птицы и звери. А как же человек? Человеку всегда хотел, чтобы плоды дикой яблони были послаще. Для этого выбирали деревья с самыми вкусными яблоками. Из семян этих яблок выращивали молодое деревце, плоды которого были еще послаще. И так много-много раз. Человек стал заботится о яблоне. А яблоня отблагодарила человека. Ведь кроме того, что яблоки вкусны и полезны, из них делают повидло, мармелад, сок, пекут пироги с яблоками. Малышей кормят яблочным пюре.
Есть у яблонь и диких, и садовых, заслуги в лечении человека. В английской пословице говориться: «В день по яблоку и врач не нужен». Одно яблоко хорошо, но лучше два-три. Очень много в яблоках витаминов.
Использует человек и древесину яблони: делают из нее мебель, доски, линейки.
Вопросы:
1. Как называют дикую яблоню русские и украинцы? Почему?
2. Кто из лесных жителей любит полакомиться дикими яблочками?
3. Едят ли дикие яблоки домашние животные? Каким образом?
5. Кто такой гурман, и почему так называют медведя?
6. Как ведут себя дикие свиньи, когда медведь собирается полакомиться яблочками?
7. Почему люди тем, кто отправлялся в лес за дикими яблочками говорили: «С других яблонь зря и не пробуй, ищи сразу медвежью, меченую»?
8. Чем отличается садовая яблоня от дикой? Каковы на вкус их плоды?
9. Почему яблони считаются медоносами?
10. Как человек использует яблоню?
11. Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
Сегодня вы узнали много нового о яблоне. Вы уже знаете много сказок и рассказов. Постарайтесь вспомнить, в каких из низ встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня». А еще помните, катится яблочко по тарелочке? Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
Дети берут в руки пластмассовую тарелку (или неглубокую миску) и стараются поворачивать ее так, чтобы яблоко, лежащее в ней, описывало круг.
Конструирование из бумаги «Яблоко»
Дети ножницами разрезают листы тонкого картона на четыре полоски (по начерченным линиям). В центре каждой полоски воспитатель делает отверстие, в которое дети вдевают шнурок из скрученной сжатой бумаги и закрепляют его снизу клейкой лентой, чтобы получился шар. Из зеленой бумаги дети вырезают листик и приклеивают его к шнурку-черенку.
А в заключение нашего занятия давайте отведаем яблочных угощений: пирог, сок, мармелад.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Источник статьи: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rastenia/apple.html
Интегрированное занятие «Чудо — яблоко»
Интегрированное занятие «Чудо — яблоко»
Подготовительная группа
Цель:
- Рассказать о яблоках, условиях их выращивания, разнообразии сортов.
- Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к литературному и музыкальному наследию русского народа (потешкам, поговоркам, загадкам, песням).
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.
- Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Предварительная работа:
- Беседы о плодовых деревьях.
- Чтение сказок В.Г. Сутеева «Мешок яблок», «Яблоко».
- Рассматривание авторских иллюстраций.
- Вырезание детьми яблок из цветной бумаги.
Материал и оборудование:
- Мольберт.
- Иллюстрации по теме.
- Репродукции натюрмортов с изображением фруктов.
- Поднос, яблоки (3-4 сорта).
- Разделочные доски, пластмассовые ножи, фартуки, косынки – на каждого ребенка.
- Кастрюля, форма для пирога.
- Бисквитное тесто.
- Фон для коллективной аппликации.
- Яблоки, вырезанные из бумаги, клей, кисти, салфетки – на каждого ребенка.
- Аудиозапись мелодии «Яблоко» (обработка М.Иорданского).
Конспект занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Отгадайте-ка мою загадку.
Откусишь – сладко . (Яблоко.)
Яблоки – это фрукты или овощи? Где они растут?
Дети. Яблоки – фрукты. Они растут на яблонях, в саду.
Воспитатель. Как вы думаете, от чего зависит вкус яблок?
Дети. Вкус яблок зависит от того, созрели они или нет. Незрелые яблоки есть нельзя. Они невкусные.
Воспитатель. Чтобы яблоки выросли румяными и сочными, человек должен заботиться о яблонях, на которых они растут. Кто из вас знает, как надо ухаживать за плодовыми деревьями?
Дети. Деревья надо поливать, рыхлить под ними землю, удобрять, обрезать сухие ветки. Подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжести плодов. Для того чтобы бороться с вредными насекомыми, фруктовые деревья опрыскивают специальными растворами.
Воспитатель. Скажите, откуда на яблоне появляются плоды?
Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает их ответы. По ходу рассказа выставляет на мольберте иллюстрации.
Весной на яблоне зацветают бело-розовые цветы с нежным запахом. Их аромат привлекает пчел, которые садятся на цветы, пьют сладкий цветочный нектар и переносят на своих мохнатых лапках пыльцу с цветка на цветок. Через несколько дней лепестки цветов опадают, и из их основания (завязи) начинают расти плоды – маленькие яблоки. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке.
Дети поют песню «Яблонька» (муз. А Абрамова, сл. Е. Благининой).
Воспитатель. Вот и созрели яблоки. Посмотрите на них (выставляет на стол поднос с яблоками разных сортов). Как вы думаете, почему эти яблоки не похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Дети. Они отличаются формой (круглые и овальные), размером (крупные и мелкие) и цветом (желтые, красные, зеленые).
Воспитатель. Правильно. Эти яблоки выросли на разных яблонях. Садоводы вывели множество сортов, которые отличаются не только формой и вкусом плодов, но и временем их созревания. Одни поспевают летом — это ранние сорта, другие – осенью, их называют поздними или осенними. Есть сорта яблок, которые могут храниться всю зиму, не теряя своего вкуса и аромата, — это зимние сорта. Вы любите яблоки? Каким они бывают на вкус?
Дети. Яблоки бывают сладкие, кислые, кисло-сладкие. Они приятно пахнут. Про них говорят «душистые», «ароматные».
Воспитатель. Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
Дети. Яблоки полезны, в них много витаминов.
Воспитатель разрезает яблоки двух – трех разных сортов и предлагает попробовать и сравнить их вкус. Дети описывают свои вкусовые ощущения.
Воспитатель. Знаете ли вы загадки, пословицы или поговорки о яблоках?
Дети. Что за шарики такие? Золотые наливные На ветвях висят, Всем здоровье дарят.
Весной повисло – Все лето кисло. А сладким стало — На землю пало.
Проводится подвижная игра «Яблоко». Дети встают в круг, передают друг другу яблоко, хором произносят считалку.
И по кругу покатилось.
С тем и подружилось.
Выходи, не зевай,
Свою пляску начинай!
Ребенок у которого по окончании считалки в руках оказалось яблоко, исполняет импровизированную пляску под русскую народную мелодию (аудиозапись – по выбору воспитателя).
Воспитатель. Скажите, какие блюда можно приготовить из яблок?
Дети. Из яблок варят варенье, повидло, компот, пекут пироги с яблочной начинкой.
Раздается стук в дверь. Входит повар с кастрюлей, в которой находится тесто, и формой для выпечки.
Повар. Я решила испечь яблочный пирог и приготовила для него тесто. Кто из вас дома помогал маме или бабушке печь пироги с яблоками? Вспомните, какие продукты используются для сладкого теста? (Ответы детей).
Я смешала яйца с сахаром, добавила муку, ваниль для аромата, осталось только нарезать яблоки. Помогите мне, пожалуйста. Мы выложим кусочки яблок в форму, зальем тестом и поставим в духовку. Мойте руки, надевайте фартуки и за работу!
Дети моют руки, подходят к столам с оборудованием, нарезают яблоки, выкладывают их на дно формы.
Повар заливает яблоки тестом и уносит на кухню.
Дети вытирают руки, снимают фартуки, садятся на места.
Воспитатель. Вы замечательно потрудились! Пирог должен получиться очень вкусным, ведь в нем много яблок. Вспомните, в каких русских народных сказках упоминается этот фрукт.
Дети. «Гуси — лебеди», «Иван царевич и серый волк» и т.п.
Воспитатель. О яблоках говорится не только в народных сказках. Замечательные сказочные истории написал Владимир Григорьевич Сутеев. Вспомните их названия.
Дети. «Мешок яблок» и «Яблоко».
Проводится беседа по вопросам.
- В какой из этих сказок яблоко стало предметом ссоры зверей? О чем они спорили?
- Какой персонаж помирил зверей? Как он это сделал?
- Назовите сказку, в которой главный герой угощал всех яблоками. Как звери отблагодарили его?
- Кто нарисовал иллюстрации к этим сказкам?
Показывает иллюстрации, выполнение автором. Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. (выставляет на мольберт репродукции натюрмортов с изображением фруктов). Вспомните, как называются картины, на которых изображены различные предметы.
Воспитатель. Выберите среди этих репродукций натюрморты, на которых изображены яблоки. Вспомните названия картин и художников, которые их написали.
Дети выбирают репродукции (И. Репин, «Яблоки»; К. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне», «Яблоки и лимон» и т.п.), в случае затруднения воспитатель напоминает их названия и авторов.
Воспитатель. Давайте все вместе сделаем аппликацию «Румяные яблоки».
Дети составляют и наклеивают коллективную композицию из готовых форм. По окончании работы воспитатель выставляет аппликацию на мольберт.
Звучит фонограмма, дети исполняют песню «Яблоко».Повар вносит яблочный пирог.
Источник статьи: http://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/integrirovanoe-zanjatie-chudo-jabloko.html