Практический проект «Создание клумб на пришкольной территории»
Подойдёт и взрослым и детям
Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чуевская средняя общеобразовательная школа» имени Н.Я.Чуева
«Создание клумб на пришкольном участке»
Чуева Екатерина Веньяминовна,
учащаяся 7 класса
Рагозина Татьяна Николаевна,
Глава 1. Анализ состояния пришкольной территории………………………. 5
Глава 2. Цветочно-декоративное озеленение пришкольного участка…………………………………………………………………………….6
2.2 Виды цветников и клумб…………………………………………………….6
2.3 Оценка места будущего цветника…………………………………………..7
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………….10
3.1. Этапы реализации проекта…………………………………………………10
3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории………………………………………………………12
Школа — наш второй дом, потому что большую часть своего времени мы проводим здесь. С детства нам прививают чувства ответственности, эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему. Ведь школа находится ежедневно под пристальным вниманием односельчан, так как путь их проходит мимо ее территории. Летом тут гуляют молодые мамы с детьми, все дети села играют на школьной спортплощадке. Мы подумали, что можем сделать своими руками для школы и предложили свои проекты по благоустройству пришкольной территории. Тема нашей работы : «Создание клумб на пришкольном участке». Тип проекта : исследовательский Актуальность выбранной темы : благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Целью работы стало: ландшафтное обустройство школьного двора.
выяснить мнение учащихся школы о необходимости благоустройства пришкольной территории;
изучить экологическое состояние пришкольной территории;
познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
разработать дизайн – проект школьного двора;
провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.
Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.
Место исследования: пришкольная территория МБОУ «Чуевская СОШ» им. Н.Я.Чуева.
Сроки исследования: с 10 сентября 2014 года по 30 августа 2017 года.
анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;
исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);
Механизмы реализации проекта.
А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1);
Б) Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ «Чуевская СОШ» им. Н.Я.Чуева. (Приложение №2);
В) План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).
Глава 1. Анализ состояния пришкольной территории.
Глава 1. Анализ состояния пришкольной территории
Наша школа расположена в центре села, по улице Центральной, 47. Школа большая, расположена в двухэтажном здании (приложение 1).Изучив санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.1178-02 от 28 ноября 2002г. № 44, мы узнали:
Территория школы должна быть обнесена забором высотой 1,5 метра
и вдоль него зелёными насаждениями.
Озеленение участка предусматривается не менее 50 % площади его территории. На участке не должно быть ядовитых растений.
Тогда мы решили проверить так ли это. Из беседы с завхозом школы мы узнали, что забор есть. Мы стали дальше думать, что ещё можно сделать и составили анкету для учащихся нашей школы.
Анализ результатов анкетирования показал, что 56 человек (93,3 %) не довольны состоянием пришкольной территории, 60 человек (100 %) хотели бы улучшить внешний вид территории.
Что предлагают дети для улучшения:
Анализ информации позволил определить цели и задачи по улучшению пришкольной территории своими силами. Мы решили, что создание клумб своими силами вполне осуществимо.
Цель : сформировать зелёные уголки на отдельных территориях
перепланировать имеющиеся клумбы
приобрести семена и вырастить рассаду цветочно-декоративных культур
высадить цветочные растения на клумбы в соответствии с эскизами.
Глава 2 . Цветочно-декоративное озеленение пришкольного участка
2.1 Значение цветов
Цветы являются неотъемлемым элементом сада, они его не только украшают, но и выполняют ряд других полезных функций. В сочетании и с камнями, водой, травами, скульптурой, газонами можно создать целые комплексы цветочных композиций. С помощью цветников оформляют планировочные решения в саду, облагораживают территорию. Цветники являются неотъемлемым элементом парков, садов, бульваров, скверов, домашних садов, да и просто используются в необходимых местах. Правильное использование цветочных растений даёт большие возможности, например, можно гармонизировать ландшафты, подбирать такие сочетания, которые будут оказывать благотворное влияние на людей, на настроение.
Основное назначение цветников – украшать ландшафт, так как они «оживляют», радуют глаз, создают комфорт и уют.
2. 2 Виды цветников и клумб.
Среди цветников выделяют:
клумбы различных размеров,
рабатки (прямые цветочные обрамляющие полосы),
арабески (узорчатые элементы цветников на газонах),
цветочные миксбордеры (преимущественно многолетние цветы),
2. 3 Оценка места будущего цветника
Практически в любом стиле ландшафтного дизайна при проектировании разрабатывают цветники, соответствующие данной местности, предпочтениям людей, зональному расположению и функциональному назначению. Это важно учитывать, так как их размещение является ключевым моментом, например, наиболее эффектно смотрятся цветники на фоне газонов, в сочетании декоративно – лиственными кустарниками, контрастными инертными материалами. При определении площади цветников на территории обычно пользуются правилом «золотого сечения», то есть 3, 5 или 8 частей по площади, но следует учитывать, что это не является ограничением.
Расположение нужно выбирать освещённое, только если это не тенелюбивые растения, причём оно должно быть по возможности видным, осматриваемым со всех сторон. Однако цветочные насаждения не должны подавлять другие элементы сада. Доминирующие положение должны занимать самые привлекательные и красивые цветы, как правило, это центральное положение.
При составлении цветников не следует делать мелких деталей, так как они сольются при визуальном осмотре. Эффектность достигается крупным рисунком с простыми очертаниями. Сейчас модные тенденции иногда, наоборот, используют контраст, мозаику, однотонность глубины цвета. Всё зависит от задумки мастера и предназначения цветочной композиции.
Цветники по функциональному и эстетическому назначению различны, поэтому следует знать различия между ними.
1. Парадный цветник – это первый, основной, цветник, который располагается прямо перед зданием школы. Он является важной, ответственной частью всей садово-парковой композиции, так как должен быть выдержан в грамотном цветочно-декоративном оформлении, отвечать всем правилам цветоводства и садоводства. Его составляющими являются, газоны, дорожки, декоративно-лиственные и цветочные насаждения, малые архитектурные формы и другое. Размеры парадного цветника в первую очередь зависят от размера здания, перед которым он расположен, а также архитектурного стиля. Его исполнение может быть от пейзажно-романтического до классического.
На территории партера может доминировать газон, однако торжественность и привлекательность его в большинстве случаев зависит от цветников. В партерной части также может располагаться водный элемент – бассейн или фонтан. Центром композиции при фасадах здания может стать скульптура или же долгоживущее дерево с красивым развитием кроны, причем их выполняют в едином стиле садово-паркового ансамбля. Таким образом, партерный цветник — важный элемент ландшафтной композиции. Он занимает одно из главных местоположений в саду или улице города и на нём лежит ответственная, парадная функция.
2. Клумба. К клумбам относятся цветники с правильной геометрической формой, причем они должны на 15 – 20 см возвышаться над поверхностью земли. Геометрические композиции могут быть различными – от квадратов, прямоугольников, до окружностей, овалов. Внутренние элементы не должны быть сложными, следует избегать запутанного рисунка. Внешний вид клумбы отвечает следующим принципам: сохраняет как можно дольше привлекательный вид и стационарен (то есть его элементы по возможности не должны изменяться), поверхность её выпукла, уклон 5.. 10 *. В зависимости от декоративного использования различают два вида клумб:
ковровые и цветочные.
Первые состоят из цветов (или декоративно-лиственных кустарников) низкой высоты, они покрывают почву густой «шапкой», а вторые – преимущественно из крупных красивоцветущих цветов, которые как можно долго сохраняют свою декоративность. В весенний период на сменяющихся клумбах высаживают луковичные и растения быстрого развития (нарциссы, тюльпаны, незабудки, гиацинты и др.)
Цветы в клумбах можно подбирать, как однолетники (петуния, агератум, алиссум, табак душистый, лобелия, тагетис, бегония и др.), так и многолетники (хоста, астильба, мак декоративный, незабудка, пион).
3. Миксбордеры (смешанные бордюры). Смешанные цветники, состоящие из групп цветов, которые обеспечивают непрерывное цветение. В композиционном плане он относится к сложному цветнику, так как в нём чередуются различные по высоте и текстуре растения. Главным при составлении такого цветника следует учесть гармоничное расположение цветовых пятен, это должно быть одновременно похоже и на природную композицию и чем-то удивлять, притягивать внимание. Растения можно подбирать таким образом, чтобы цветение продолжалось от вены до начала заморозков, использование при этом декоративно-лиственные кустарники, только украсит миксбордер.
Клумбы, цветники, цветы ассоциируются у нас с красотой и уютом, поэтому они так необходимы в ландшафтном дизайне сада, участка. Цветы сейчас — не просто красота. Цветы для нас — ещё и маленькие лекари, исцеляющие от усталости и возвращающие хорошее настроение. Клумбы, цветники создают из однолетних и многолетних цветов. Многие предпочитают многолетние цветы. Клумбы, цветники и цветы – завершающий аккорд в дизайн проекте ландшафта. Поэтому клумбы, цветники начинают создавать, когда закончены работы по благоустройству. Создание цветников – один из самых трудоёмких видов озеленения.
Прежде чем выбрать цветы для клумбы, необходимо всесторонне оценить участок, отводимый под цветники. Плохо, когда цветы бесцельно рассеяны по всему участку, от этого они теряют свою силу очарования. Самый важный фактор, влияющий на выбор, какие цветы взять для клумбы, цветника, — освещённость. Есть цветы, любящие солнце, есть теневыносливые цветы.
Кроме того, место для клумбы, цветника оценивается с разных точек осмотра. Минимальное расстояние от точки восприятия клумбы, цветника должно равняться двойной высоте самых высоких цветов. Самые красивые цветы следует располагать не ближе, чем 50-60см и не далее 2,5м от края дорожки. Следовательно, места под клумбы, цветники необходимо промерить.
Глава 3. Практическая часть.
3.1. Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них — художественное оформление школьного двора. В ноябре 2014 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини — проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
— обновление спортивной площадки;
-обновление дендрологического участка территории;
-восстановление травяного покрова территории;
-организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с принятия в 2014 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории МБОУ «Чуевская СОШ» им. Н.Я.Чуева, которая реализуется и в настоящее время, так как рассчитана на 3 года.
Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы (Приложение).
Большое значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – рокарии, вертикальное озеленение, использование малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны.
Проект оформления пришкольного участка.
Источник статьи: http://infourok.ru/prakticheskiy-proekt-sozdanie-klumb-na-prishkolnoy-territorii-2326204.html
Ландшафтный дизайн пришкольных клумб «Цветочная фантазия»
Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной работы по благоустройству. Огромные усилия прикладывают учителя и ученики на благоустройство и придание эстетической привлекательности территории школы. Наша работа поможет в этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
landsh_dizay_klumba_sosh_9.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ландшафтный дизайн пришкольных клумб «Цветочная фантазия» Работу выполнили: Аженьязова Оксана учащиеся 8 класса МОУ СОШ №9 Руководитель: Читалова Т.Н учитель биологии; Рощино 2016г Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №9
С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремленье И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль
Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной работы по благоустройству. Огромные усилия прикладывают учителя и ученики на благоустройство и придание эстетической привлекательности территории школы. У нас есть 5 цветников,3 горки и 2 клумбы. Мы хотим сделать их современнее, красивее,лучше.
Расположение школьных цветгиков Обозначения на плане: 1 – здание школы; 4 – рабатки; 2 – розарий; 5 – клумба ; 3 – цветник перед начальной школой ; 6 – горки 1 2 4 2 3 4 6 5 6 5
Обоснование проекта Второй год, весной, в нашей школе проходит конкурс на «Лучшую клумбу». Все желающие создают свой проекта. Комиссия выбирает лучшие проекты и на их основе начинается оформление школьного двора. Так как я увлекаюсь цветоводством и дизайном, я также выставляю свой проект на конкурс.
Цель проекта: Оформление школьного двора цветочными клумбами.
Задачи проекта: Научиться создавать и оформлять цветочные клумбы. Научиться различать виды цветов. Научиться сочетать цвета и подбирать по ним цветы Развить наблюдательность и интерес к миру цветов. 3. Полученные на уроках биологии технологии навыки и умения отразить в выполнении своего проекта Привить чувство прекрасного.
Цветники. Цветники – один из эффективных приёмов оформления школьных территорий. Цветники делятся на: миксбордеры,солитеры, клумбы, рабатки, бордюры, арабески, розарии.
Клумба нашей мечты
Куст, с высокими сильными побегами до 70 -90 см, не нуждается в подвязке. Соцветия крупные диаметром 10 см, густомахровые, плотные с яркой окраской цветков – красной, оранжевой, желтой, розовой, сиреневой. Цветёт обильно с июня до заморозков. Один из самых привлекательных и любимых летников. Культура очень теплолюбива, засухоустойчива, хорошо отзывается на подкормки минеральными удобрениями, любит обильный полив. Размещают на солнечных участках с хорошо обработанной плодородной почвой. Используется в цветниках, массивах на газонах, рабатках.. Циния георгиноцветная
Теплолюбивый засухоустойчивый однолетник, нетребовательный к почвам. Растение компактное, высотой до 20 см, шаровидное. Соцветия — корзинки диаметром 6 см, имеют различную окраску. В смесь включены золотистые, лимонно-жёлтые и оранжевые цвета. Цветет с конца июня — начала июля до заморозков. Широко используется для рабаток, клумб, балконов, ваз, групповых посадок. Предпочитает открытые солнечные участки. Бархатцы выращивают через рассаду, семена сеют в апреле. Всходы появляются на 5 – 10-й день после посева.расстояние между растениями 20см. Пересадку переносят легко в любом возрасте. Бархатцы прямостоячие «Купид»
Однолетнее растение высотой 30-40 см. Окраска цветков ярко-красная. Зацветает в конце июня и цветет обильно до самых заморозков. Традиционное украшение парадных цветников. Растения неприхотливы к условиям произрастания, но важно, чтобы участок был солнечным. Лучше растут на умеренно плодородных и рыхлых почвах. Используется в оформлении бордюров, клумб и балконов. Семена при выращивании рассады высевают в феврале – марте. Всходы появляются на 10 -15 день. Сеянцы пикируют дважды. На постоянное место закаленную рассаду высаживают в начале мая. Сальвия ‘Блестящая’
Бархатцы прямостоячие «Купид» Сальвия «Блестящая»
Куст компактный, высотой 20-25 см. Стебли многочисленные, сильноветвистые, прямостоячие. Листья крупные, соцветия плотные, темно-голубые, в бутонах сиреневые. Цветет обильно с начала июня до глубокой осени. Теплолюбив, растет быстро. Предпочитает легкие нейтральные почвы, открытое солнечное место. Требует обильных, но нечерезмерных поливов. Хорошо переносит стрижку. Используется в клумбах, рабатках, бордюрах, при озеленении балконов. Агератум «Синее море»
Агератум «Синее море»
Теневыносливый почвопокровник с оригинальной окраской. Быстро разрастается, образуя пестрый ковер. Хороша для переднего края бордюра. Интересна как один из компонентов ампельных посадок. Прекрасно смотрится в сочетании с другими теневыносливыми растениями (барвинок, лилия и т.п.) Не прихотлива. Будра
Львиный Зев ‘Мэджик Карпет’ Популярное растение высотой до 15 см. Компактные ветвистые кустики обильно покрыты цветками. Весёлая и яркая смесь характеризуется обильным и продолжительным цветением. Для формирования красивого куста нужно своевременно прищипывать верхушки растений. Отцветающие соцветия рекомендуется удалять, что продлевает сроки цветения. Посев на рассаду в марте – апреле. Высаживать в грунт в конце мая через 20см.
Львиный Зев ‘Мэджик Карпет’
Месторасположение : в солнечном, теплом или жарком месте. Юкку сажают на место с хорошим дренажем любит полутень. Цветет летом, но и в другое время украшает клумбу.
Обоснование подбора материала: 1. Низкая себестоимость 2. Растения неприхотливы 3. Высокая эстетичность 4.Продолжительное время цветения
Расчет: Клумба- представляет собой круг. На клумбу потребуется , краска, земля, семена и рассада цветов. Делаем математический расчет: 1 банка краски х210= 210 рублей 10 пакетов семян х 25=250рублей 1 куст юкки(подарок) Итого стоимость : 460 рублей. Работы по изготовлению, покраске , закупке семян и рассады, по оформлению клумбы и посадке растений выполняются родителями и учащимися 8 класса. Итого смета расходов составляет: 460 рублей
Для дальнейшей реализации проекта необходимы средства, которые будут направлены на следующие цели: приобретение основных средств (растений); приобретение инвентаря; обработка почвы.
Работа экологической бригады
Результаты реализации проекта «Клумба» 1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по проведению основных мероприятий проекта; 2. Проведена очистка пришкольной территории (организованы общешкольные субботники); 3. Составлен эскиз ландшафтного дизайна клумбы; 4. Завезена земля; 5.Оформлена клумба; 9. Закуплены семена для посадки цветов совместно с родителями ; 10. Окрашены окантовочные бордюры из камней;
Заключение В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе клумбы должны быть яркими, красивыми, всегда цветущими. Реализация данного проекта помогает вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского мастерства, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Список литературы Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru , www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.
Приложение 1 Этапы реализации проекта «клумба» в благоустройстве пришкольной территории МОУ СОШ №9 № п/п Название этапа Цель Срок выполнения 1 Подготови-тельный Мотивация, целепо-лагание проекта. Январь 2016 г. 2 Проектиро-вочный Построение ориенти-ровочной схемы деятельности Февраль — март 2016 г. 3 Практичес-кий Реализация проекта Апрель – май 2016 4 Аналитико – коррекцион-ный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Июль-август 2016 5 Заключитель-ный Сопоставление действи-тельных и желаемых ре-зультатов работы. Пере-ход на следующий уро-вень развития. Сентябрь 2016 г.
Приложение 2 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Приобретение семян и выращивание рассады, гравийных материалов и т.д. Учител ь биологии, 8 класс 2 Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летнего трудового отряда : А) уборка мусора на пришкольной территории; Б) разбивка клумб, газонов; В) уход за цветниками. Учителя и учащиеся 5-8 классов.
Приложение 3 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 3 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Учащиеся 5-9 классов 4 Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы 5 – 9 кл. 5 Осенние работы: — сбор и подготовка семян к хранению; — осенняя обработка почвы. Учитель технологии
Народная мудрость гласит: « Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям»
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2017/01/02/landshaftnyy-dizayn-prishkolnyh-klumb