Природное_сообщество_лес_растения_леса

Природное сообщество лес

«Природные сообщества» — это тема, которую изучают дети, начиная с 3 класса.

В начальной школе стоит перед младшими школьниками основная задача – понять отличительные особенности каждого природного сообщества.

Природное сообщество — это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

Это может быть лес, луг, сад, поле, водоём (река, озеро, болото), которые будут разными в разных природных зонах.

В каждом сообществе образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами растениями, животными, грибами…

Мы рассмотрим каждое природное сообщество в отдельности.

Природное сообщество лес

Лес – это природное сообщество, которое наиболее знакомо детям. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. В каждом создаются особые условия для зелёных обитателей и животных.

Так, в густом хвойном лесу всегда сумрачно и прохладно. Крона елей и сосен почти не пропускает света, задерживает порывы ветра. В ельнике обычно влажно.

Деревьев второго яруса нет, только молодые ёлочки и сосенки повсюду. Они растут медленно и не затеняют низкие кустарнички – чернику и бруснику.

На частично освещённых участках леса попадаются многолетние травы: майник двулистный, седмичник, кислица. Это теневыносливые растения.

В далёкие времена на нашей планете росли преимущественно хвойные леса. Слово «тайга» на языке некоторых сибирских народов означает «горы, покрытые лесом».

Хвойные леса растут на оттаивающем слое почвы вечной мерзлоты. Это сибирская лиственница прекрасно уживается там, где земля в летний период оттаивает всего на 1м.

Растения хвойного леса

Лиственница – стройное высокое дерево. Она выше ели. Хвоя на её ветках негустая и мягкая. Держится она всего год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина листья. Лиственница потому так и называется. Весной у лиственницы вырастает новая хвоя. Дерево может переносить бесснежные суровые зимы, может расти далеко на севере. Ни ель, ни сосна не выносят мёрзлой почвы, и только лиственница не боится вечной мерзлоты. Живёт она 300 — 500 лет.

Ель — это вечнозелёное дерево. Иголки у елей – это необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка – хвоинка живёт долго- 5-7 лет, а потом падает на землю. Но ели никогда не сбрасывают хвою полностью. Шишки у ели узкие и длинные. Семена в них мелкие и с крылышками. Раскроются шишки, ветер подхватит крылатые семена, и там, куда он их унесёт, вырастут новые ёлочки.

Читайте также:  Любят_ли_медведи_малину

Семена ели – любимое лакомство клестов, дятлов и белок. Еловый лес спасает зверей ни только от голода, но и холода. В еловом лесу не бывает ветра.

Животные хвойных лесов

Животные хвойных лесов приспособились к жизни в лесах. Где мало света и достаточно холодно. Хвойные леса (тайга) в европейской части России распространилась на 800 км, ширина таёжного пояса в Сибири и на востоке страны превышает 2000 км. Южная тайга славится разнообразной растительностью. В средней полосе много ельников и черничников. Северная тайга знаменита низкорослыми соснами и елями.

Богат и разнообразен животный мир Тайги. Здесь можно встретить крупных и мелких млекопитающих, много интересных птиц: кедровка, бурундук, летяга, соболь и др.

Вторая по величине в семействе куньих. Длина тела животного более метра. Внешне зверь является чем-то средним между гигантским барсуком и длинношерстным псом. Мех росомахи не только длинный, но и не смерзающийся зимой. Волоски гладкие, но грубоватые на ощупь. Окраска животного бурая со светлыми полосами на боках и голове. Название у зверя латинское, переводится как «ненасытная». Поедает росомаха буквально все подряд, делая акцент на небольших животных типа зайца. Добычу представитель семейства куньих ловит в южном поясе тайги. В средний и тем более северный росомаха не заходит.

Животные леса - россомаха

Эти олене видные — отличные пловцы. Перемещаясь в поисках новых пастбищ, косули переплывают Енисей и Амур. Северные широты родные для копытного. В тайге оно выбирает лесостепные участки. На них косули развивают скорость около 60-ти километров в час. Это позволяет оторваться от менее быстрых рысей и волков. Однако бежать долго в резвом темпе косули не могут. Едят косули мхи, поросль деревьев, травы, ягоды. Есть в меню и хвоя. Ее косули едят вынуждено, только зимой. Дополнительно животные роют копытами снег, выискивая под ним что-то более вкусное, чем хвоя.

Лес - природное сообщество - рисунок

Смотрите также:

Источник

Природное сообщество лес растения леса

Лес – это
целый мир

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели. Познакомить учащихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Магнитный плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.

Читайте также:  Маленький_гриб_своими_руками

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

У. Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
– Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес.»

У. Итак, что же такое лес?

Д. Лес – целый мир.
– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют природным сообществом.

У. Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже?

Д. На слово общество.

У. Как образовано слово сообщество?

Д. С помощью приставки со-.

У. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Учитель открывает запись:

III. Знакомство с новым материалом

У. Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

Читайте также:  Наука_занимающаяся_изучением_грибов_называется

– Как вы сами думаете, что же это такое?

У. Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

На доске заготовка: «Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса:

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)
Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово?

У. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Береза, осина, рябина, растения.

У. Есть и вторая часть кроссворда 1, но мы к ней вернемся позже.

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

Учитель прикрепляет на доску магнитную карточку.

У. Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Используя ключи, запишите их в тетрадь через запятую.

Дети работают самостоятельно.

Источник

Оцените статью